Как сделать урок английского языка интересным: от занимательности к мотивации

Разделы: Общепедагогические технологии


Приемы повышения мотивации на уроках иностранного языка

Главной целью обучения иностранным языкам в школе является развитие коммуникативной компетенции, развитие личности ребенка, желающей и способной к участию в межкультурном общении на иностранном языке и в дальнейшем способной к самосовершенствованию. Но качество достижения цели зависит, прежде всего, от побуждения и потребностей индивида, его мотивации. Именно мотивация вызывает целенаправленную активность, определяет выбор средств и приемов, их упорядочение для достижения цели. Когда школьники приступают к занятиям иностранным языком, ни один учитель не может пожаловаться на отсутствие у них интереса к предмету, но уже в 6 классе интерес значительно ослабевает, а к 8 классу он пропадает у 86 % учащихся. Причина видится в следующем. Учение - это познание. Нельзя обязать человека познать что-либо. Его можно заинтересовать. Поэтому проблема мотивации учения является главной на всех этапах обучения иностранным языкам.

Общеизвестно, что деятельности без мотива не бывает. Между тем при овладении иноязычной культурой важно, какие мотивы побуждают ученика к осуществлению деятельности. Задача педагога при формировании внутренней мотивации у учащихся состоит в том, чтобы ценным мотивам придать побуждающую силу, а неценные мотивы (антимотивы) - отодвинуть на задний план. С этой целью используются стимулы, т.е. внешние побудители определенной деятельности, задача которых - вызвать и усилить у школьника собственные мотивы деятельности. Формирование мотивов - это, прежде всего создание условий и стимулов для появления внутренних побуждений к учению, осознание их самими учащимися и дальнейшего саморазвития мотивационной сферы.

Одним из важнейших стимулов, влияющих на формирование мотивов является игра, т.к. все возрастные периоды со своими ведущими видами деятельности (младший школьный возраст - учебная деятельность, средний - общественно полезная, старший школьный возраст - учебно-профессиональная деятельность) не вытесняют игру, а продолжают включать ее в процесс развития ребенка.

Принципы работы

  1. Принцип новизны. Любые новые формы и приёмы работы всегда интересны на занятии. Увлечение учащихся проходит со временем. Через несколько уроков то, что вызывало бурный интерес и "проходило на ура", начинает терять свою изюминку. Использование разнообразных форм общения очень скоро начинает восприниматься как очередное задание на уроке, которое нужно выполнить. Следовательно, одна из главных задач учителя - поддерживать интерес ребёнка, предлагая ему новые виды деятельности, ту работу, с которой он еще не был знаком.
  2. Принцип учёта возрастных особенностей и языковой подготовки учащихся. Предложив учащимся 2-х классов игровое задание или нетрадиционную форму работы, которое проходит на «ура», но то же самое упражнение с более сложным языковым материалом в 4-х классах не вызывает у ребят интереса. Учащиеся участвуют в работе вяло, и просто "срывают" выполнение поставленной задачи.
  3. Принцип доброжелательности. Если учитель сумел расположить к себе детей, то это уже огромный стимул к изучению предмета. Доброжелательные отношения между учителем и учениками, между членами всей группы поможет преодолеть многие трудности, в том числе и дисциплинарные. Велика роль юмора и экспромта на уроке.
  4. Принцип неожиданности. Данный принцип заключается не в том, чтобы в начале урока сообщить учащимся: "Ребята, сегодня у нас необычный урок: мы попадём в сказку". Учащиеся быстро понимают, что урок-путешествие - это всего лишь выполнение заданий учителя, но только в другой форме. Задание или форма работы, предложенная учителем должна стать тем, что учащиеся не предполагали увидеть на уроке.

С целью повышения мотивации к овладению иностранными языками дидактические игры используются на уроках для решения следующих задач:

1. Настроить учащихся на рабочий лад, ввести их в иноязычную атмосферу. Школьники приходят к нам на урок из "мира родного языка", поэтому важно создать для них атмосферу общения, психологического коммуникативного комфорта.

2. Формировать у учащихся определенные навыки. Например: Незнайка собрал портфель. Отгадайте, что он туда положил! (2 класс); составить меню для ученика лесной школы (3 класс)

3. Развивать у учащихся определенные речевые умения. Например: После изучения темы "Квартира. Дом."(4 класс) дети рисуют свои дома и описывают, где что у них находится.

4. Учить учащихся общению на иностранном языке.- Конкурс на самого вежливого собеседника (2 класс); игры «В магазине» (3 класс); «В школе» (4 класс)

5. Развивать необходимые способности и психологические функции.

- Внимательный ли ты? Человек Рассеянный собрался в путешествие. Что лишнее он взял?

- "Снежный ком".

6. Расширить познания учащихся в сфере страноведения и языка. Для этого используются викторины, заочные путешествия, подготовка (написание писем, открыток, изготовление праздничных атрибутов) к традиционным праздникам.

7. Расширить словарный запас школьников.

- рифмовки;

- сопровождение слов мимикой или жестами;

- цветик-семицветик (речевая задача - развитие умения называть цвет, опрос лексики).

8. Снять напряжение. После напряженной умственной деятельности учащимся нужно дать небольшой отдых, вызвать положительные эмоции. Видами релаксации могут быть забавные стишки, песни, игры, которые сопровождаются движениями. (Игры «Роботы», «Уснувший компьютер»)

Самым эффективным в обучающем и мотивирующем планах является погружение учащихся в реальную ситуацию и предоставление им возможности самостоятельно достойно выйти из неё. Кроме учебной задачи данный приём имеет огромную мотивационную роль.

Большую мотивирующую роль играет чередование разнообразных видов интересной деятельности, разнообразных уроков. В своей практике использую уроки - общение, уроки-конкурсы, уроки-игры, видеоуроки, уроки - викторины. У каждого из этих видов уроков своя доминирующая мотивация.

Приёмы работы

Урок иностранного языка может начаться традиционно с фонетической зарядки или с речевой разминки. Тему урока тоже могут угадать сами (на слайде изображены картинки, дети по первым буквам угадывают тему урока). Таким образом сразу повторяют лексику предыдущих уроков.

Игра "Crosses and Noughts". Класс делится на две команды: крестики и нолики. Каждая клеточка поля содержит задание (задание зависит от цели учителя). Если член команды у доски выполняет это задание, то он имеет право поставить крестик или нолик в нужной клетке. Примеры заданий: назови/ напиши формы глагола; назови предлоги; переведи выражения; найди ошибку в предложении, и т.д. Данный вид заданий не только даёт возможность повторения материала, но и создаёт непринуждённую атмосферу на уроке.

Использование викторин на уроке помогает осуществить межпредметные связи. Вопросы викторины могут включать информацию и материал, изученный ребятами на предыдущих уроках. Математика на английском языке вызывают удивление и интерес у ребят. Оказывается, в английских школах тоже изучают математику!

Нельзя забывать, что каждый учитель на своём уроке - это актёр и его место у доски - сцена. От того, как он сыграет на уроке, зависит и успех занятия. Но это не значит, что дети тоже не могут принять участие в "спектакле". Приём драматизации используется в учебной и внеклассной работе довольно давно, но его формы зависят от фантазии учителя и учащихся.

Можно предложить учащимся инсценировать глаголы. Необходимые монологические и диалогические высказывания они составляют спонтанно на уроке или придумывают дома в качестве домашнего задания.

При проведении уроков можно выбрать себе помощника (на каждом уроке помощник будет разный, а можно даже менять помощников в течение урока). Это дает возможность каждому ребенку почувствовать свою значимость.

Приём "Check Yourself" хорошо использовать при подготовке к контрольной работе и повторении изученного материала. Каждый ребёнок индивидуально выполняет ряд заданий, по структуре похожих на задания предстоящей контрольной работы. Можно использовать помощь друга и помощь учителя, т.е. уточнить правило, переспросить слово. Нужно заглянуть в учебник, словарь или грамматический справочник? Пожалуйста.

Безусловно, сам факт использования разнообразных приёмов и заданий ни о чём не говорит. Механическое увеличение количества ещё не означает хорошего качества. Однако если учитель не знает и не использует на уроке ничего, кроме вопросно-ответных упражнений, чтения вслух, перевода и механического пересказа прочитанного, то вряд ли такой стиль будет способствовать повышению мотивации учения и реальному формированию коммуникативной компетенции. Какие формы работы на уроке выбрать и как их использовать решает сам учитель. Самое главное - помнить, что изучение языка должно быть удовольствием.

Следовательно, работу по формированию устойчивого интереса к иностранному языку нужно вести планомерно, целенаправленно и регулярно. Мой педагогический опыт и результаты работы показывают, что соблюдение вышеперечисленных условий позволяет избежать падения мотивации изучения иностранного языка. Для меня первостепенное значение имеет развитие инициативы учащихся, творческих способностей, создание условий для самовыражения.

Все это без сомнения способствует расширению языковой и коммуникативной компетенции учащихся и укрепляет положительную мотивацию к изучению английского языка.

Литература

  1. Бреслав Г М. Психология эмоций. - М.: Смысл, 2004.
  2. Комарова Э.П., Трегубова Е.Н. эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку// ИЯШ, № 6 2000.
  3. Леонтьев А.А. Психологические предпосылки раннего овладения иностранными языками// Иностранные языки в школе. - 1985. № 5.
  4. Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка // Издательство "Вышейшая школа", 2004.
  5. Филатов В.М. Некоторые аспекты раннего обучения иностранным языкам// Иностранные языки в школе. 1998. № 5.