Методическая разработка подготовлена к уроку «Число имён прилагательных» в соответствии с УМК «Школа России» для третьего класса. Понятие числа имён прилагательных введено во втором классе. В соответствии с рабочей программой предмета на предыдущем уроке обучающиеся знакомятся с окончаниями имён прилагательных в единственном числе.
Разработка включает в себя презентацию и рабочий лист, содержит материал для актуализации знаний, пробное действие, задания для групповой и самостоятельной работы. Упражнения имеют различную механику выполнения и способствуют развитию зрительного восприятия и навыка работы с таблицами.
В календарно-тематическом планировании урок располагается во второй половине марта и может быть приурочен ко Дню охраны водных ресурсов и Дню Балтийского моря. Начать урок рекомендуется со стихотворения современной поэтессы Анастасии Орловой, предложить ученикам определить, о чём в нём говорится:
Еду, еду, еду я,
За мечтою следуя.
А мечта далёкая,
А мечта глубокая,
Чайками кричащая,
Издали блестящая,
А вблизи зелёная,
А на вкус солёная…
В презентацию включены задания рефлексивного характера. Второй слайд направлен на создание атмосферы путешествия по Балтийскому морю и оценку эмоционального состояния детей.
Третий слайд направлен на развитие антиципации, способствует развитию зрительного восприятия. Из букв, «спрятанных» на картинке нужно составить буквосочетания и определить, как они связаны с темой урока (слайд 4).
Текст, представленный на пятом слайде не только актуализирует знания учащихся, но и познакомит их с достопримечательностями Балтийского моря. Задание представлено в интересном для детей формате. Слайд 6 и 7 дополняют работу с данным текстом.
Восьмой и девятый слайды предполагают работу над постановкой цели урока.
Слайд с десятого по тринадцатый помогают обучающимся систематизировать и закрепить имеющиеся знания по теме «Окончания имён прилагательных в единственном числе», сформулировать затруднение.
Вывод о том, какие окончания имеют имена прилагательные во множественном числе, обучающееся делают по результатам групповой работы (слайды 14-15).
Для закрепления нового материала предлагается два задания на выбор учителя (более простое - слайд 16 и более сложное - слайды 17-18). Одно из этих заданий можно выполнить фронтально для отработки правописания окончаний имён прилагательных в единственном и множественном числе. Второе - оставить для самостоятельной работы.
Завершается урок рефлексией усвоения материала. Форма проведения соответствует игровой ситуации «Путешествие по Балтийскому морю».