Оригами как искусство и средство развития детей дошкольного возраста

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: оригами


«Оригами» в переводе с японского - «ори» - бумага, «ками» - складывать.

В буквальном смысле оно означает «сложенная бумага».

Оригами - старинное искусство складывания из бумажных квадратов различных фигурок: животных, птиц, цветов и других предметов. В последние годы интерес к оригами сильно вырос. Это не удивительно, ведь складывание не только занимательный и интересный, но и чрезвычайно полезный процесс, особенно для детей дошкольников: занятия оригами помогают развивать мелкую моторику рук, мышление, фантазию, логику, воображение.

Пространственное воображение - вид умственной деятельности, обеспечивающей создание пространственных образов и оперирование ими в процессе решения различных практических и теоретических задач. Пространственное воображение - это такое психологическое образование, которое формируется в различных видах деятельности (практической и теоретической). Для его развития большое значение имеют продуктивные формы деятельности: конструирование, изобразительная (графическая). В ходе овладения ими, целенаправленно формируются умения представлять в пространстве результаты своих действий и воплощать их в рисунке, чертеже, постройке, поделке. Умение ребенка представить, спрогнозировать, что произойдет в ближайшем будущем в пространстве, закладывает у него основы анализа и синтеза, логики и мышления. Изготовление различных поделок из цветной бумаги - увлекательное занятие для детей дошкольного возраста, имеющее большое значение в их развитии.

Работа с бумагой в технике «оригами» - это близкое и доступное дошкольнику искусство. Дети сталкиваются с чем-то обычным и прекрасным. За короткое время они могут научиться превращать такой доступный материал как бумага в удивительные изделия.

Систематические занятия способствуют развитию художественного вкуса и логики, конструктивного мышления, творческого воображения, концентрации внимания, заставляет сосредоточиться на процессе изготовления для получения желаемого результата.

Работа в технике «оригами» стимулирует развитие памяти, так как ребёнок, чтобы сделать поделку, должен запомнить последовательность её изготовления, приёмы и способы складывания, знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т.д.) одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами, активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребёнка возникает необходимость соотнесения наглядных символов (показ приемов складывания) и перевод их значения и практическую деятельность (самостоятельное выполнение действий).

Работа с бумагой в технике «Оригами» не только доступна и интересна детям дошкольного возраста, но и способствует развитию общих способностей детей, которые пригодятся им в жизни и в процессе обучения другим предметам. Занятия «оригами» позволяют детям удовлетворить свои познавательные интересы, расширить информированность в данной образовательной области, обогатить навыки общения и приобрести умение осуществлять совместную деятельность, также способствуют развитию мелкой моторики рук, что имеет немаловажное влияние на развитие речи детей. Нужно отметить, что оригами хорошо выявляет конструктивные способности детей, учит их работе со схемами.

Таким образом, искусство оригами - не просто развлечение. Оно прививает художественный вкус, развивает творческие и логические способности, совершенствует трудовые умения ребенка. Систематические занятия оригами с детьми дошкольного возраста являются одним из важных компонентов развития познавательных способностей, а, следовательно, оказывают важное значение на успешную подготовку к школьному обучению.