ФГОС последнего поколения предъявляет нам целый ряд новых требований к организации образовательного процесса и достижению заявленных образовательных результатов. Меняется учебный процесс, способы его организации и образовательные парадигмы. Одним из основополагающих принципов ФГОС является реализация системно-деятельностного подхода.
Разумеется, что общие тенденции изменений современного образования не могут не сказываться и на преподавании обществознания. Обществознание как учебный предмет в самом широком смысле направлено на создание благоприятных условий для социализации личности обучающегося. Через реализацию деятельностного подхода, пробуждение интереса к изучаемому предмету, развитие универсальных учебных действий учитель способен направлять и корректировать эти процессы.
Одним из способов достижения этой цели является применение учителем разнообразных форм и методов работы, а обществознание как комплекс наук дает широкий простор для внедрения педагогических инноваций и реализации творческих замыслов.
Сегодня, как известно, образование - довольно открытый социальный институт, обогащаемый новыми технологиями, пришедшими в педагогику из других областей общественной и научной жизни. Таковыми являются, например, концепции постановки цели по SMART или SWOT-анализ.
Обе технологии влились в образовательную среду из бизнеса, успешно продемонстрировав свою эффективность практически во всех сферах образования от формирования стратегии развития образовательного учреждения до непосредственного планирования и проведения учебных занятий.
В своей статье я планирую проиллюстрировать применение технологии SWOT-анализа на уроках обществознания.
SWOT-анализ - один из эффективных методов изучения бизнеса для определения основных направлений его развития, разработанный профессором Гарвардского университета Кеннетом Эндрюсом. Как таковой данный метод рассматривается в классических учебниках и монографиях по стратегическому менеджменту и ситуационному анализу, позволяя выявить и структурировать сильные и слабые стороны бизнеса, а также потенциальные возможности и угрозы. Его используют для того, чтобы перед запуском бизнес-процессов у организаторов появилась отчетливая картина, состоящая из информации о сильных и слабых сторонах субъекта анализа, а также сложилось понимание внешних сил, тенденций и «подводных камней», в условиях которых организация намеревается занять конкурентоспособное место на рынке. SWOT - это аббревиатура из английских слов: strengths - сильные стороны; weakness - слабые стороны; opportunities - возможности; threats - угрозы.
Первоначально SWOT-анализ был основан на озвучивании и структурировании знаний о текущей ситуации и тенденциях, позднее стал использоваться как инструмент для конструирования стратегий. Сегодня раздел «SWOT-анализ» присутствует в каждом бизнес-плане, в каждом плане маркетинга.
На сегодняшний день метод SWOT-анализа активно внедряется как в процессе реализации управленческой деятельности, так и в качества одного из методов и приёмов обучения.
В обществознании существует немало понятий, которые, при должном внимании, легко анализируются с помощью данной технологии. В своей статье я хочу проиллюстрировать использование этого приема на примере темы «Предпринимательство. Юридические лица, их формы».
Предметно-познавательными целями данного урока является формирование у обучающихся умения сравнивать различные организационно-правовые формы предпринимательской деятельности и осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков. Кроме этого, формируются и личностные УУД - умение оценивать возможности своего участия в предпринимательской деятельности и др. Достижению данных целей будет способствовать применение на уроке технологии SWOT-анализа.
Итак, ученики с помощью педагога выясняют, что основной формой предпринимательской деятельности в условиях рыночной экономики является предприятие или фирма. Фирма - коммерческая организация, приобретающая факторы производства с целью создания и продажи благ и получения прибыли.
Выделяют три основные формы предприятия (фирмы):
- индивидуальная (частная),
- партнёрская (хозяйственное товарищество),
- акционерное общество.
Обучающимся предлагается проанализировать три вида предпринимательской деятельности, выявляя их сильные стороны (strengths), слабые стороны (weaknesses), возможности (opportunities) и угрозы (threats), работая с гражданским кодексом РФ или адаптированными текстами и учебниками. Целесообразнее для достижения большего эффекта использовать метод «мозгового штурма» и работать в группах по 5-7 человек. Результат проделанной работы необходимо представить в виде заранее заготовленной матрицы SWOT-анализа.
Для выполнения данной работы обучающиеся должны быть замотивированы на получение новых знаний, уметь работать в команде: распределять информационные потоки, выявлять главное, структурировать информацию, отслеживать время.
Каждая группа записывает свои мысли по всем компонентам анализа: слабые и сильные стороны изучаемого типа предприятия. Каждой формулировке следует дать пояснения и комментарии, кратко раскрывающие, почему эту позицию отнесли к сильной или слабой стороне.
В более старших или более подготовленных классах ученикам можно предложить проранжировать перечисленные факторы по степени важности (от более весомого к менее значимому).
- На первом этапе урока обучающиеся знакомятся с учебным и дополнительным материалом, происходит поиск и обмен новой информацией.
- На втором этапе урока ученики выстраивают иерархию факторов и заполняют матрицу SWOT-анализа.
- На третьем этапе урока каждая группа презентует свои результаты работы.
- На четвертом этапе подводятся итоги.
Примерные результаты работы групп представлены на рисунках 1, 2, 3.
С помощью данной технологи можно проанализировать ключевые понятия и термины обществоведческого курса, такие как типы общества (традиционное, индустриальное, информационное), типы экономических систем (натуральное хозяйство, командно-административная система и рыночная экономика), виды монополий, политические режимы и другие.
Организованная таким образом учебная деятельность обучающихся направлена на реализацию важнейших целей обучения обществознания в основной школе: формированию умений работать с текстом как источником информации, а также достижению метапредметных результатов формирования универсальных учебных действий (познавательных, коммуникативных, регулятивных УУД) и межпредметных понятий, способности их использовать в учебной, познавательной и социальной практике; готовности к самостоятельному планированию и осуществлению учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с учителем и одноклассниками. Обучающиеся овладевают навыками работы с информацией: учатся воспринимать информационные тексты в различных форматах, анализировать их и извлекать главное.
SWOT-анализ хорошо подходит и для проведения дистанционного урока с помощью электронных средств обучения. В таком случае можно разделить учеников на группы, например, с помощью корпоративной платформы Microsoft Teams, и предложить им приступить к выполнению выше описанных совместных задач в любом доступном облачном хранилище. Я для этой цели, как правило, использую, Google disk. Результатом будет заполнение матрицы SWOT-анализа в цифровом формате.
Таким образом, использование технологии SWOT-анализа в учебной деятельности способствует развитию ключевых навыков XXI века (так называемых, soft skills), которые необходимы в любом виде деятельности. К ним относятся умение выстраивать коммуникации, работать в команде, отстаивать свою точку зрения, решать поставленные задачи, принимать решения, управлять временем. Использование приема SWOT-анализа развивает способность резюмировать информацию, кратко излагать и представлять сложные идеи и тезисы. В связи с этим особую актуальность приобретает работа над формированием и развитием у учащихся понятийного мышления. Умение раскрывать основные понятия, прослеживать логические взаимосвязи между социальными явлениями, формулировать на основе приобретённых знаний собственные суждения и аргументы, уметь работать с информацией - умения, необходимые, в том числе, и для успешной сдачи государственной итоговой аттестации.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3
Литература
- Обществознание. Реализация ФГОС основного общего образования: методическое пособие для учителя / Е.К.Калуцкая, О.А.Французова. - М.: ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО», 2022.
- Сорокина Е.Н. Поурочные разработки по обществознанию. 8 класс. - М.: ВАКО, 2019. - С. 214-215.
- Суслина И.В. SWOT-анализ развития института экономики в техническом университете / И.В.Суслина, Н.Ю.Шипилов. - Текст: непосредственный // Вопросы экономики и управления. - 2016. - № 4.1 (6.1). - С. 39-42. - URL: https://moluch.ru/th/5/archive/38/1032/
- Яхшиева З.Ш. Разработка стратегии проведения урока на основе SWOT-анализа / З.Ш.Яхшиева. - Текст: непосредственный // Молодой ученый. - 2017. - № 17 (151). - С. 311-314. - URL: https://moluch.ru/archive/151/42530/