Цель игрового часа: Формирование умения комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет, отражать в игре яркие впечатления, полученные от ознакомления с окружающей действительностью.
Задачи
Образовательные задачи:
- Расширение представлений об окружающем мире через ознакомление с морскими понятиями, представление о «круизе», «лайнере», морских профессиях.
- Закрепление знаний о морских путешествиях, растительном и животном мире морей, о правилах поведения за столом и в общественных местах.
- Формировать умение творчески развивать сюжет, объединять несколько сюжетов одним содержанием, используя накопленный личный опыт.
Развивающие задачи:
- Развивать память, воображение, творческие способности, интерес и желание познавать новое.
- Развивать активное речевое общение и ролевое взаимодействие, расширять и обогащать словесный запас, связную монологическую и диалогическую речь.
- Развивать умение принимать разные социальные роли и действовать в соответствии с общим игровым замыслом.
- Развивать инициативу, организаторские способности, подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; развивать умение самостоятельно готовить обстановку для игры: подбирать предметы, атрибуты, выбирать удобное место, использовать строительный материал для постройки корабля.
- Прививать чувство коллективизма.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать чувство ответственности за выбранную роль, инициативность и самостоятельность. Бережное отношение к окружающей среде, уважение к труду работников флота.
- Формировать навыки положительного взаимоотношения в процессе игры; воспитывать культуру поведения.
Характеристика участников: количество детей - 15 человек, возраст - 6-7 лет, соотношение - 8 мальчиков и 7 девочек.
Используемые материалы и оборудование:
- Атрибуты для корабля: мягкие большие модули, флаг России, спасательный круг, якорь, штурвал, бинокль, рация, ткань синего и белого цвета (для волн), трап.
- Атрибуты для кассы: касса, билеты, монеты, рация, табличка «Закрыто» и «Открыто».
- Атрибуты для острова: морские обитатели (игрушки из наглядного пособия), пазлы из 5-7 элементов с изображениями морских обитателей, карточки с загадками, мешочек для игры «Угадай кто в мешочке».
Элементы костюмов: фуражки, пилотки, тельняшки, медицинский халат, фартук, колпак, шляпы с полями, панамы, сумки дамские.
Оборудование: медицинский набор, медицинские карточки (капитана, штурмана и моряков), кухонный набор (кастрюли, сковорода, чашки, ложки, вилки, стаканы), набор продуктов, набор для уборки на палубе, куклы, книги.
Предварительная работа:
- Рассматривание фотографий, иллюстраций, картинок с изображением различных кораблей.
- Чтение детской художественной литературы о морских путешествиях и подводном мире, «Родной человек» В.Коржиков, «Акула» Л.Н.Толстой. Чтение глав из книги Б.Житкова «Что я видел?» («Пароход», «Пристань», «На пароходе есть столовая» и др.), С.Козлова «В порту»; В.Сутееева «Кораблик»; В.Маяковского «Это книжечка моя про моря и про маяк», «Кем быть?».
- Просмотр мультипликационных фильмов «Приключения капитана Врунгеля», «Стёпа-моряк», «Каникулы Бонифация». Беседа после просмотра мультфильмов.
- Конструирование кораблей из разных строительных материалов и из бумаги.
- Сочинение рассказов на тему «А если бы я отправился в путешествие».
- Беседы об обязанностях капитана, матросов, о классификации кораблей (грузовые, пассажирские, военные и т.д.)
- Рассматривание иллюстраций в детской энциклопедии «В мире животных» с последующим обсуждением, беседы с детьми по организации и проведению сюжетно-ролевых игр, изготовление атрибутов для игры (штурвал и якорь из толстого картона, билеты для посадки на корабль, медицинские карточки), подбор игрушек (морские обитатели).
Проведение краткосрочных игр:
- «Строим корабль». Строительство корабля из мягких модулей (обговаривая и уточняя, что у корабля есть нос, палуба, каюты, борт, трап и т.д.),
- «Больница». Прием врача пациента и заполнения карты пациента (врач мерит температуру, слушает дыхание, проверяет зрение и горло).
- «Кафе». Обыгрывание приготовления поваром супа, второго блюда и компота. Так же работу официанта (предложение посетителям меню, принятие заказа, выдача заказа).
- «Кинотеатр». Покупка билетов в кассе (обязательный диалог кассира и покупателя).
- Знакомство с морской терминологией «поднять якорь», «полный вперёд».
- Игровые роли: кассир, билетёр, капитан, боцман, радист, врач, кок, официант, матросы, пассажиры, экскурсовод.
Последовательность проведения игрового часа:
1.Помощь детям в выборе сюжета для игры. Игромастер начинает беседу о лете, о прекрасной погоде, о путешествиях. Игромастер спрашивает детей куда бы они хотели отправиться путешествовать, выслушивает их ответы, интересуется на чем бы они хотели бы отправиться путешествовать, выслушивает ответы. Соглашается с одним из выборов детей и предлагает им взять его с собой.
2. Для путешествия нам нужен корабль. Корабль строится из модулей.
Строительство сопровождается веселой музыкой.
3. Распределение ролей: кассир - 1, билетёр - 1, капитан - 1, боцман - 1, радист - 1, врач - 1, кок - 1, официант - 1, матросы - 2, пассажиры - 5, экскурсовод - 1 (игромастеру выделили роль - экскурсовода).
4. Вся команда вместе с капитаном проходят обследование у врача, в медицинском кабинете и получают допуск к выходу в море.
5. В это же время остальные дети покупают билеты в кассе на корабль.
6. Команда заняла свои места на корабле.
7. Пассажиры вместе с кассиром по трапу поднимаются на корабль. Билетер проверяет билеты. Капитан приветствует пассажиров.
8. Пассажиры занимают свои места. Капитан отдает приказы (убирают трап, поднимают якорь и т.д.).
9. Путешествие началось. Кок перечислил меню (уха, макароны по-флотски, компот). Официант перечислил меню из кафе (сок, кофе, чай, шоколад, булочки, фрукты). Пассажиры сделали заказ.
10. Экскурсовод показывает морского обитателя и рассказывает короткий рассказ про него (акула, осьминог, дельфин).
11. Официант разнес заказ пассажирам.
12. Врач прошел по кораблю и спросил кто как себя чувствует.
13. Высадка на остров. Экскурсовод рассказывает о не обычном острове, на который они приплыли.
Звучит тихая музыка «Шум моря». Игромастер предлагает выполнить занимательные задания.
- Собрать пазлы из 5-7 элементов с изображениями морских обитателей.
- Отгадать загадки, отгадку найти среди игрушек и положить ее в мешочек.
- Затем поиграть в игру «Море волнуется раз, море волнуется два, море волнуется три».
- И еше одна игра ««Угадай кто в мешочке» (не видя, на ощупь определить морского обитателя).
14. Посадка на корабль. Пассажиры занимают свои места. Капитан отдает приказы (убирают трап, поднимают якорь и т.д.).
15. Официант и кок кормят пассажиров и матросов.
16.Экскурсовод рассказывает о морских черепахах, так же обращает внимание детей на большое разнообразие медуз и рыб.
17. Возвращение в порт.
Подведение итогов:
- Понравилось вам путешествие?
- Что вам больше всего запомнилось?
- А что нового вы сегодня узнали?
- А с какими трудностями вам пришлось сегодня столкнуться?
Советы по проведению и организации
Сюжетно-ролевую игру « Морское путешествие» желательно проводить во второй половине дня. Там больше свободного времени и она ни как не помешает проводить занятия. По времени она может занять до 30-40 минут. Если дети разыгрались, то можно предложить им продолжить эту игру после приема пищи.
Если остался построенный корабль из больших мягких модулей до следующего дня и места достаточно, чтобы его не разбирать, то можно этим воспользоваться, как заинтересовывающим моментом перед занятием.
Например. ИЗО. Дети сидят в корабле. Педагог предлагает отправиться на нем в страну Художника. Загадывает загадку детям, они отгадывают. Отгадка - это то, что они будут рисовать в той стране. Пока они «плывут» рассматривают иллюстрацию. Вспоминаю все то, что они о нем знают. Обговаривают форму, цвет, размер, пропорции и т.д. После высадки из корабля - физкультминутка. Затем дети садятся за столы и приступают к работе.
Самоанализ проведения сюжетно-ролевой игры и общения
Цель сюжетно-ролевой игры «Морское путешествие» - формировать у детей умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет, налаживать и регулировать контакты в совместной игре.
Что удалось провести хорошо: тема строительства детям очень понравилась. Накануне мы сыграли с детьми в игру «Кораблестроители», освоив навыки конструирования из модулей. Поэтому строительство корабля для путешествия заняло совсем немного времени.
Чтобы сориентировать ребят относительно размеров судна, я заранее проинформировала их, что мы все вместе на этом корабле отправимся в путешествие. То есть строим корабль не ради строительства, а ради морского путешествия. В итоге дети достаточно быстро определились с параметрами корабля.
Для создания интереса к игре я показала детям картинки с изображением парохода; уточнила представление детей о том, как причаливают теплоходы, где пассажиры покупают билеты; рассказала о труде людей, которые на нем работают (капитан, помощник капитана, рулевой, матросы, повар, врач). Мы рассмотрели на картинках каюты, капитанский мостик, рубку рулевого, штурвал, спасательные круги.
Когда постройка была завершена, дети самостоятельно выбрали и согласовали между собой роли капитана, радиста, боцмана, матроса, кока, врача, официантов. У каждого ребенка была своя роль, которую они играли с большим удовольствием.
Для поддержания интереса в ходе игры мы с детьми создавали воображаемые ситуации, вносили дополнительные атрибуты, костюмы, строительный и игровой материал (бинокль, рупор, штурвал, матросские бескозырки, мачты на корабле с флажками, бинокли, свисток для боцмана, наушники, рация, инструменты для врача, посуда, колпак, халат для кока), использовали отдельные детали морской формы для капитана, матросов, рулевого, символизирующих данную форму.
Я участвовала в роли экскурсовода, помогала развивать сюжет, если он зашел в тупик, вводила новые игровые ситуации. В ходе игры использовала вопросы, напоминания, предупреждение. Использовала приемы формирования взаимоотношений в игре: напоминала о правилах игры, поощряла вежливость, взаимопомощь, отмечала детей, соблюдающих правила культуры при общении друг с другом.
По окончанию игры мы с ребятами подвели итоги игры, постарались оценить свои собственные действия и действия других участников.
Трудности в организации и проведении игры: в ходе игры моей задачей было направить активную энергию ребят в полезное русло, поскольку среди них есть очень активные дети и достаточно пассивные. Активные дети пытались взять на себя и другие роли, советовать, подгонять тех, кому нужно время на раскачку. Поэтому им я давала дополнительные задания. Медлительные и застенчивые дети поначалу стеснялись и играли однотипно, но в процессе игры смогли увлечься.