Рабочая программа по предмету Ансамбль барабанщиков «Марш». 4–5-е классы, 2022–2023 уч. г.

Разделы: Музыка, Дополнительное образование


Количество часов: всего

  • 1-я группа (4-е классы)
  • 2-я группа (5-е классы)

Программа «Инструментальный ансамбль» разработана на основе авторской программы «Ансамбль барабанщиц (дефиле с малыми барабанами) хореография» Приходько А.Ф., Левина Л.В., Гагарина Л.А. ГБОУ г. Москвы Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово» 2007 г.

Пояснительная записка

Данная рабочая программа по ансамблю барабанщиков «Марш» (базовый уровень) ориентирована на учащихся 4-5-х классов общеобразовательной школы и регламентируется на основе:

  • ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
  • Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
  • Приоритетный национальный проект «Образование»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО);

Ансамбль барабанщиков является динамичной и гибкой формой коллективного исполнения. В процессе занятий в ансамбле идет развитие музыкального слуха, воспитание коллективной творческой и дисциплины.

Значение термина «ансамбль»: ансамбль это небольшой коллектив исполнителей (дуэт, трио, квартет) и т.д.

Занятия по данной программе способствуют и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у юных барабанщиков патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.

Кроме того, барабанный ритм организует людей, настраивает на слаженные действия, на слаженный шаг. Поэтому барабан можно назвать инструментом-организатором. Десяткам, сотням, а то и тысячам людей задаёт барабан один общий темп движения. Подбадривает, организует.

Адаптированная программа составлена на основе авторской программы «Ансамбль барабанщиц (дефиле с малыми барабанами) хореография» Приходько А.Ф., Левина Л.В., Гагарина Л.А. ГБОУ г. Москвы Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово» 2007 г.

Цель программы - способствовать развитию творческих способностей личности в процессе обучения игре на малом барабане и демонстрации дефиле.

Задачи:

  • обучение основам музыкальной грамоты;
  • приобретение навыков игры на малом барабане;
  • обучение базовым хореографическим элементам, необходимым в дефиле
  • развитие музыкально-ритмического слуха;
  • воспитание чувств коллективизма, ответственности, взаимопомощи и поддержки, терпения и выносливости;
  • воспитание сценической культуры.

Ожидаемые результаты

Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы: теоретические знания, практические навыки и умения, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.
Результаты учитываются применительно к отдельной личности в зависимости от индивидуального характера и качества усвоения знаний, умений и навыков.

По окончании первого года обучения, обучающиеся должны знать:

  • основы музыкальной грамоты;
  • что такое метр, ритм, метроном;
  • динамические оттенки (нюансы);
  • разновидности ударных инструментов.

Должны уметь:

  • читать и играть по нотам;
  • работать с метроном;
  • исполнять базовые ритмические рисунки;
  • работать со звуком (нюансировка).

У обучающегося будет развито:

  • чувство ритма;
  • навыки самостоятельной работы;
  • навыки работы в коллективе.

У обучающегося будет воспитано:

  • уважительное и внимательное отношение к участникам коллектива;
  • трудолюбие, выдержка, трудоспособность, выносливость;
  • стремление прилагать усилия для достижения поставленной учебной задачи.

По окончании второго-третьего года обучения обучающиеся должны знать:

  • основные музыкальные стили: рок, диско, поп и т.д.

Должны уметь:

  • исполнять выученные элементы;
  • работать в ансамбле;
  • запоминать движения и грамотно их повторять;
  • координировать свои движения;
  • классифицировать музыку по стилям и жанрам.

У обучающегося будет развито:

  • эстетический кругозор и вкус;
  • навыки самостоятельной работы;
  • навыки работы в ансамбле.

У обучающегося будет воспитано:

  • чувство патриотизма, любви к Родине.

Планируемые результаты реализации программы

К концу обучения по программе «Инструментальный ансамбль» учащиеся достигнут необходимый уровень компетенций, который включает в себя:

Личностные:

  • способность, умело применять полученные знания в собственной творческой деятельности;
  • развитие творческой активности, креативности при игре на гитаре в ансамбле;
  • развитие образного мышления и творческого воображения;
  • развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
  • развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности.

Метапредметные:

  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • умение организовать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации творческого замысла;
  • осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
  • способность оценивать, анализировать результаты творческой деятельности: собственной и своих сверстников.

Предметные:

  • умение творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач;
  • способность высказывать свое мнение о творческой работе;
  • умение обсуждать коллективные результаты творческой деятельности;
  • уметь ориентироваться в музыкальных произведениях;
  • уметь проигрывать музыкальные произведения в заданном темпе;
  • уметь менять по заданию педагога тембр и силу звучания звука;
  • уметь проигрывать гаммы в разных ритмических рисунках;
  • уметь слышать голоса разных партий в ансамбле;
  • владеть элементарной терминологией музыкального искусства;
  • владеть навыками самоконтроля;
  • иметь развитую фантазию и воображение.

Проверкой знаний, умений и навыков учащихся являются публичные выступления. С начала в виде показов для родителей, затем в виде участия в концерте, шествии, параде.

Характеристика программы

Программа «Ансамбль барабанщиков» имеет художественную направленность, ее образовательная область - «Искусство». Программа по уровню содержания - базовая, по уровню усвоения - углубленная, по образу результата - учебная. Требования программы доступны для большинства желающих. В основе программы лежат дидактические принципы доступности и последовательности в обучении. Занятия в ансамбле барабанщиков во 2-й половине дня, формируют музыкальный вкус обучающихся на лучших примерах музыкальной классики и европейской школы исполнительства. Программа предусматривает приобщение детей к различным видам музыкального творчества, что является стимулом к музыкальным занятиям и позволяет ученику осознать ценность своей музыкально-творческой деятельности для себя и для окружающих.

Программа составлена для индивидуального обучения на малом барабане и дальнейшей совместной игре в ансамбле. Индивидуальное обучение на малом барабане 5 месяцев, а затем совместная игра в ансамбле.

Создание инструментального ансамбля предполагает многостороннюю работу по обучению музыкальной грамоте, обучению игре на инструменте, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанирования, музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.

Специфика работы инструментального ансамбля, особенно на начальном этапе, предполагает в основном индивидуальную работу на ударных инструментах. Учащиеся, проявившие наибольшие способности, могут быть переведены в основной состав ансамбля, который варьируется от 4 до 12 исполнителей. Минимальный состав ансамбля состоит: из 2-х малых барабанов, большого барабана и тарелок. Основной состав состоит: из 8 малых барабанов, 2-х больших барабанов и 2-х тарелок.

Определенного уровня овладения этим комплексом умений и навыков участники инструментального ансамбля достигают через 5-x классов, в средней группе VII-VIII классов, старшая группа состоит из учащихся IX-XI классов. При этом количественный охват детей практически не ограничен. Исключение составляет собственно концертная группа ансамбля, для участия в которой школьники подготавливаются постепенно.

Основу всего учебно-воспитательного процесса составляет изучение музыкальной грамоты, а также практические занятия, в процессе которых развиваются музыкально-слуховые представления, музыкальное мышление и память. Для лучшего усвоения материала на практических занятиях воспитанники все длительности изучают на фортепиано затем на инструменте (так как звук на фортепиано может тянутся, а на барабане нет). Наряду с традиционными разделами элементарной теории музыки: расположение нот на нотоносце, длительности, размер и т. д., учащиеся изучают строение музыкальной формы. Все это изучается и закрепляется во время индивидуальных и ансамблевых занятий.

Индивидуальные занятия на инструменте при трёхгодичном обучении проводятся:

  • первый год обучения три раза в неделю по одному часу.
  • второй год обучения, наряду с индивидуальными занятиями (1 час в неделю), проводятся ансамблевые занятия (2 часа в неделю).
  • третий год, ансамблевые занятия являются ведущей формой работы (3 часа в неделю).

Содержание программы

  1. Вводное занятие. Знакомство с музыкальным инструментом: показ, демонстрация игры на инструменте, история создания (изобретения) инструмента, принцип звукоизвлечения, основные части инструмента, правила ухода и сбережения, примеры оркестровых партий (соло из известных произведений), выдающиеся исполнители на данном инструменте.
  2. Формирование исполнительского аппарата. Процесс формирования исполнительского аппарата включает в себя вопросы положения корпуса, рук, ног играющего, а также совокупность приемов и методов, при которых действия исполнителя будут максимально целесообразны, эффективны и экономичны. Исполнитель должен твердо знать психо-физиологический механизм движения частей рук (плечо, предплечье, кисть, пальцы).
  3. Работа над упражнениями и этюдами. Основные учебные задачи: развитие технического совершенства игры на малом барабане в симметричной и несимметричной постановке; познание рудиментальной техники, отработка системы специальных упражнений при овладении парадидлами; исполнение различных штрихов, отработка исполнения форшлагов, мысленный контроль действия рук при исполнении тембрового удара с положением палочек в момент исполнения; строгий слуховой контроль за качеством исполнения.
  4. Работа над произведениями. Разучивание произведения (фразировка, агогика, штрих) по частям, а затем в целом. Исполнение произведения с преодолением ансамблевых сложностей. Многократное исполнение произведения целиком с целью выработки стабильности. Контрольное (концертное) исполнение.
  5. Ансамблевая подготовка. Подготовка ансамблей однородных инструментов (дуэты, трио). Подготовка ансамблей смешанного типа.
  6. Музыкально-теоретические сведения. Таблица длительностей нот. Соотношение длительностей нот и пауз. Триоли. Знаки сокращения нотного письма. Метроритм. Простые, сложные, сложносоставные и несимметричные размеры. Дуольная триольная пульсация. Пунктирный ритм. Легато. Синкопа. Форшлаг. Дробь и её разновидности прочтения и исполнения. Чтение с листа. Чтение с листа несложных метрических и сложных ритмических заданий. Музыкальная фразировка. Понятие о динамике, агогике.
  7. Итоговый отчетный концерт. Составление программы, отбор исполнителей. Репетиции.

Организация образовательного процесса осуществляется с использованием следующих методов:

Методы обучения, применяемые в ходе образовательного процесса:

  • метод практического обучения, где в учебной работе осуществляется освоение умений и навыков;
  • метод словесного обучения: рассказ, объяснение, беседа;
  • наглядные методы обучения: показ игры на инструменте педагогом различных приемов игры;
  • метод активного слушания музыки для расширения музыкального кругозора. Так же используется классификация методов по типу познавательной деятельности:
  • объяснительно-иллюстративный метод, объяснение учебного материала;
  • репродуктивный метод, способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщѐнных им знаний по игре на гитаре;
  • эвристический метод, самостоятельное разучивание пьесы;
  • игровой метод, что позволяет учащимся раскрепощаться и избавляться от эмоциональных зажимов, что поможет в дальнейшем учащимся успешно выступать перед зрителями на сценической площадке.

Обучение игре на гитаре происходит путем практического показа и словесных объяснений, при наличии специального оборудования можно организовать просмотр видео.

В процессе обучения игре на гитаре применяются специфические приемы обучения.

Приемы обучения:

  • сравнение;
  • комментирование
  • инструктирование;
  • корректирование;
  • выявление лучшего исполнителя;
  • исправление ошибок и закрепление материала;
  • совершенствование разученного материала и проверка знаний;
  • объяснения, комментарии, указания в процессе разучивания и исполнения;
  • индивидуальный опрос;
  • обращение к образу;
  • обобщение.

Сочетание исполнительской и творческой продуктивной деятельности способствуют активизации музыкального мышления детей, развитию в более полной мере музыкальных способностей и интересов, формированию хорошего музыкального вкуса.

В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных художественных и жизненных эстетических впечатлений.

Важной задачей остаётся консультирование детей и оказание им содействия в ознакомлении с хорошей музыкой, в посещении концертов, спектаклей, способствующих расширению кругозора и формированию интереса к музыке и искусству в целом.

Общий учебный план

Пояснения к учебному плану

Программа рассчитана на 3 года обучения, с общим количеством часов - 238. Занятия проводятся:

  • 1-й год обучения - индивидуальные занятия 2 раза в неделю по 1 часу;
  • 2-й год обучения - индивидуальные занятия 1 раз в неделю по 1 часу; игра в ансамбле 1 раз в неделю по 1 часа;
  • 3-й год обучения - игра в ансамбле 2 раза в неделю по 1,5 часа.

Всего часов:

1-й г.о.

2-й г.о.

3-й г.о.

Индивидуальные занятия

2

1

Игра в ансамбле

-

1

3

Всего:

2/68

2/68

3/102

В коллектив принимаются все желающие. Желательно, чтобы подросток умел играть на каком-либо музыкальном инструменте.

Набор производится по результатам:

  • прослушивание: поступающие должны продемонстрировать наличие музыкальных задатков: музыкального слуха, ритма, памяти;
  • проверка игрового аппарата (рук): у поступающих желательны «мягкие руки» - пластичные, с гибкой растяжкой пальцев кисти (с жесткими руками, затруднениями в координации могут возникнуть определенные сложности в обучении).

Учебно-тематический план

Ударные инструменты (малый барабан)

Содержание и виды работы

Общее кол-во ч.

Теория

Практика

Первый год обучения:

Сведения об инструменте, его устройстве.

0,5

0,5

Положение во время игры, корпуса, головы, рук и ног. Гимнастические упражнения для развития рук, посадка за инструментом, постановка рук. Простые упражнения на глухом барабане: одиночные удары «двойки», «двойки» с ускорением.

2

0,5

1,5

Музыкальная грамота и элементарная теория музыки. Нотация для ударных инструментов. Аппликатура. Простые размеры: 4/4, 2/4, 3/4.Игра упражнений на целые, половинные и четвертные длительности.

2

0,5

1,5

Теория: восьмые длительности и упражнения на них.

5,5

1

4,5

Теория: нота с точкой (четверть с точкой), упражнения. Акценты.

5,5

1

4,5

Теория: шестнадцатые длительности и упражнения на них. Марш. Изучение простого ритма на четырех книжках с ногами.

6,5

1,5

5

Теория: триоли и упражнения на них.

1,5

0,5

1

Теория: на восьмую с точкой шестнадцатую и упражнения.

1,5

0,5

1

Теория: синкопа и упражнения.

3

1

2

Теория: форшлаги и упражнения на них.

4

1

3

Теория: сложные размеры: 6/8, 9/8, 12/8. Крещендо и диминуэндо при игре на малом барабане.

3

1

2

Знакомство с малыми ударными инструментами: бубен, трещотки, маракасы, треугольник и др. Игра простого ритма на ударной установке с переходами.

3

1

2

Маршевый ритм № 1 на 3 партии (малый барабан, большой барабан, тарелки).

13

3

10

Маршевый ритм № 2 на 3 партии (малый барабан, большой барабан, тарелки).

17

3

14

Итого:

68

13

55

Содержание и виды работы

Общее кол-во ч.

Теория

Практика

Второй год обучения:

Изучение инструментов ударной установки, их устройство и расположение. Большой барабан, подвесные тарелки, хай-хет (педальные тарелки), комплект тамтамов.

3

1

2

Теория. Нотная запись инструментов ударной установки

2

2

-

Изучение танцевальных ритмов. Координация рук и ног

8

2

6

Игра упражнений, этюдов с целью повышения мастерства

7

2

5

Разучивание ансамблевых партий

14

4

10

Итого:

34

11

23

Примерное распределение учебных часов.

Игра в ансамбле, второй и третий год

Содержание и виды работы

Общее кол-во ч.

Теория

Практика

Второй год обучения:

Ансамбль

34

11

23

Третий год обучения:

Ансамбль

102

32

70

Организация работы над произведением в ансамбле:

  • Индивидуальный разбор и выучивание произведения.
  • Игра произведения дуэтом, трио:
  • малый барабан + малый барабан
  • малых барабана + большой барабан
  • большой барабан + тарелки + малый барабан
  • игра произведения в ансамбле.

Построение тематического плана и расчет часов зависят от того, как будет усваиваться та или иная тема. Если она окажется недостаточно прочно усвоенной и закрепленной, следует проводить повторное занятие, а если в этом нет необходимости, можно приступать к изучению следующей темы.

Ударные инструменты (малый барабан)

1-й год обучения - 68 часов

Сведения об инструменте, его устройстве, уход за инструментом. Основы музыкальной грамоты. Нотация для ударных инструментов. Посадка за инструментом. Постановка рук.

Практическая работа: гимнастические упражнения для развития рук. Аппликатура. Простейшие упражнения на глухом барабане. Одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением. Простые размеры. Сложные размеры. Пунктирный ритм. Триоли. Синкопа. Форшлаг. Крещендо и диминуэндо при игре на малом барабане. Знакомство с малыми ударными инструментами: бубен, трещотки, маракасы, треугольник и др.

Ожидаемые результаты:

  • изучить основы музыкальной грамоты, нотацию для ударных инструментов, аппликатуру
  • играть одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением
  • освоить простые, сложные размеры. Пунктирный ритм. Триоли. Синкопа. Форшлаг
  • играть крещендо и диминуэндо при игре на малом барабане
  • освоить малые ударные инструменты: бубен, трещотки, маракасы.

Ударные инструменты (ударная установка)

2-й год обучения - 34 часа

Изучение инструментов ударной установки, их устройство и расположение. Функции инструментов ударной установки. Нотная запись инструментов ударной установки.

Практическая работа: Посадка за инструментом. Большой барабан, подвесные тарелки, хай-хет (педальные тарелки), комплект тамтамов. Координация рук и ног. Изучение танцевальных ритмов. Разучивание ансамблевых партий.

Ожидаемые результаты:

  • изучить инструменты ударной установки (их устройство, функцию, расположение)
  • освоить нотную запись инструментов ударной установки
  • изучить танцевальные ритмы
  • разучить ансамблевые партии.

Ансамблевые занятия

Игра в ансамбле

2-й год обучения - 34 часа

Практическая работа: разыгрывание ансамбля. Разучивание партий для ансамбля различного состава. Единовременное начало и окончание игры. Точное выигрывание длительностей нот, слаженная и уравновешенная по звучанию игра. Единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука. Развитие музыкально-слуховой дисциплины. Движения под счёт. Работа перед зеркалом. Специфика индивидуальной и коллективной игры в движении, синхронное исполнение. Движения под счёт. Работа перед зеркалом. Упражнения на отработку игры в движении, синхронное исполнение. Специфика коллективной игры в движении, синхронное исполнение. Работа с зеркалом. Звуковой баланс между инструментами ансамбля, динамическое выделение соло-эпизодов. Разучивание нескольких инструментальных пьес и аккомпанирование солистам-вокалистам.

Ожидаемые результаты:

  • слышать звуковой баланс между солистом и аккомпанементом;
  • понимать функцию и роль каждого инструмента в аккомпанирующей группе;
  • ощущать поочередное вступление инструментов инструментальных заставок;
  • слышать единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука.

Инструментальный ансамбль

Третий год обучения - 102 часа

В работу инструментального ансамбля входят: построение музыкальной формы, музыкально-образовательные беседы и слушание музыки, разучивание репертуара и импровизация, сценическое оформление номеров.

Практическая работа: индивидуальное занятие ансамблистов для повышения исполнительского мастерства. Упражнения на закрепление специфики игры в движении и синхронное исполнение трюков. Шаги. Разводка. Специфика коллективной игры в движении, синхронное исполнение трюков. Работа с зеркалом. Повышение качества исполнения музыки. Понимание общих и частных задач в коллективном музыкальном исполнительстве. Понимание жанра, стиля и характера исполняемой музыки.

Ожидаемые результаты:

  • слышать звуковой баланс между солистом и аккомпанементом;
  • понимать функцию и роль каждого инструмента в аккомпанирующей группе;
  • ощущать поочередное вступление инструментов инструментальных заставок;
  • слышать единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука;
  • понимать стиль и характер музыки;
  • понимать функцию и роль каждого инструмента в ансамбле.

Методические рекомендации к программе

Приступая к занятиям с начинающим учеником, педагог должен подобрать инструмент. Выбор инструмента зависит не только от желания самого воспитанника, но и от его физических возможностей. Надо также подобрать высоту пульта, характеристики которого соответствовали бы физическим данным обучающегося. Необходимо увязать процесс изучения первоначальной нотной грамоты с выработкой правильных представлений «нота - звук». В процессе обучения педагог должен постоянно работать над развитием слуховых и образных представлений. Для успешного развития навыков ученику, прежде всего, необходимо усвоить рациональную, удобную постановку корпуса, организацию игрового аппарата, учитывающие его индивидуальные особенности. Целесообразно включать в процесс обучения специальные физические упражнения на развитие координации.

С первых занятий необходимо добиваться интонационной и ритмической точности исполнения. Мягкость, чистота и полнота звука - основные требования на всех этапах обучения.

Технические возможности обучающихся, необходимо развивать с самого начала обучения. По всем направлениям, последовательно, тщательно прорабатывая отдельные элементы технических приемов.

Условия реализации программы:

Требования к оборудованию учебного класса:

Для работы с инструментальным ансамблем необходимо следующее оборудование и инструменты:

  • Наличие палочек для занятий на книге (одна пара на ученика);
  • Малые барабаны 8 штук;
  • 2 больших барабана;
  • Две пары тарелок;
  • 10 пюпитров для воспитанников высокого роста, музыкальный центр для прослушивания записей;
  • Мебель: стулья, соответствующие требованиям СанПиНов, шкафа для нот, трех столов (для аппаратуры и теоретических занятий). Зеркало.
  • Костюмы для выступлений.

Требования к обучающимся:

Учащиеся должны в обязательном порядке выполнять следующие требования:

  • систематически посещать все учебные занятия,
  • в полном объеме выполнять все практические задания,
  • на занятиях иметь инструмент, нотную тетрадь, папку с нотами, ручки, карандаши. Руки ученика должны быть чистыми, с коротко отстриженными ногтями.

Литература для учащихся:

  1. Андреев М. Основные вопросы начального обучения игре на ударных инструментах //Основы начального обучения игре на ударных инструментах военного оркестра. - М., 1972. - С.164-211.
  2. Егоров Т. Ритмические упражнения для малого барабана. М., «Просвещение», 1995.
  3. Зиневич В. Курс игры на ударных инструментах. ч 1. М., 1979

Учебно-методическое обеспечение для учителя:

  1. Андреев Е. «Ударные инструменты современного симфонического оркестра». - Киев, 1990.
  2. Биберган В. «К вопросу о классификации ударных. Вопросы оркестровки». - Моска, 1990.
  3. Головко С. «К истории развития советского исполнительства на ударных инструментах». - Москва, 1989.
  4. Денисов Э. «Ударные инструменты в современном оркестре». - М., 1982.
  5. Дмитриев Г. «Ударные инструменты: трактовка и современное состояние». - М., 1980.
  6. Зиневич В., Борин В. «Курс игры на ударных инструментах». - П., 1980.
  7. Ковалевский М. «Аппликатурные приемы игры на ударных инструментах в эстрадном ансамбле». - М., 1980.
  8. Макиевский С. «Техника игры на ударном инструменте». - Киев, 1990.
  9. Парамонов В. «Современные ударные инструменты и их применение в военном оркестре». - М., 1984.

Примерный репертуарный план

  1. Походный марш № 1.
  2. Походный марш № 2.
  3. Г.Шинстайн «Ритмы улиц».
  4. М.Николаев «Марш на выход».
  5. С.Смит «Crazy army».
  6. В.Аникин «Удар за ударом».
  7. И.Тамарина Токкатина.
  8. М.Глинка «Андалузский танец».
  9. Г.Гладков «Песня атаманши и разбойников».
  10. П.Чайковский «Эккосез».
  11. А.Казелла «Диатонический вальс».
  12. А.Полонский «Испанский танец».
  13. Б.Сметана «Вальс».
  14. Д.Шостакович «Соглашатель» (из балета «Болт»).