Количество часов: всего
- 1-я группа (4-е классы)
- 2-я группа (5-е классы)
Программа «Инструментальный ансамбль» разработана на основе авторской программы «Ансамбль барабанщиц (дефиле с малыми барабанами) хореография» Приходько А.Ф., Левина Л.В., Гагарина Л.А. ГБОУ г. Москвы Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово» 2007 г.
Пояснительная записка
Данная рабочая программа по ансамблю барабанщиков «Марш» (базовый уровень) ориентирована на учащихся 4-5-х классов общеобразовательной школы и регламентируется на основе:
- ФЗ от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Указ Президента РФ от 7 мая 2012 г. N 599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки»;
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013 г. № 1008 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам»;
- Приоритетный национальный проект «Образование»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО);
Ансамбль барабанщиков является динамичной и гибкой формой коллективного исполнения. В процессе занятий в ансамбле идет развитие музыкального слуха, воспитание коллективной творческой и дисциплины.
Значение термина «ансамбль»: ансамбль это небольшой коллектив исполнителей (дуэт, трио, квартет) и т.д.
Занятия по данной программе способствуют и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у юных барабанщиков патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины.
Кроме того, барабанный ритм организует людей, настраивает на слаженные действия, на слаженный шаг. Поэтому барабан можно назвать инструментом-организатором. Десяткам, сотням, а то и тысячам людей задаёт барабан один общий темп движения. Подбадривает, организует.
Адаптированная программа составлена на основе авторской программы «Ансамбль барабанщиц (дефиле с малыми барабанами) хореография» Приходько А.Ф., Левина Л.В., Гагарина Л.А. ГБОУ г. Москвы Центр развития творчества детей и юношества «Лефортово» 2007 г.
Цель программы - способствовать развитию творческих способностей личности в процессе обучения игре на малом барабане и демонстрации дефиле.
Задачи:
- обучение основам музыкальной грамоты;
- приобретение навыков игры на малом барабане;
- обучение базовым хореографическим элементам, необходимым в дефиле
- развитие музыкально-ритмического слуха;
- воспитание чувств коллективизма, ответственности, взаимопомощи и поддержки, терпения и выносливости;
- воспитание сценической культуры.
Ожидаемые результаты
Ожидаемые результаты соотнесены с задачами программы, дифференцируются по годам обучения и делятся на три группы: теоретические знания, практические навыки и умения, личностные качества, развитие которых предполагается в ходе реализации программы.
Результаты учитываются применительно к отдельной личности в зависимости от индивидуального характера и качества усвоения знаний, умений и навыков.
По окончании первого года обучения, обучающиеся должны знать:
- основы музыкальной грамоты;
- что такое метр, ритм, метроном;
- динамические оттенки (нюансы);
- разновидности ударных инструментов.
Должны уметь:
- читать и играть по нотам;
- работать с метроном;
- исполнять базовые ритмические рисунки;
- работать со звуком (нюансировка).
У обучающегося будет развито:
- чувство ритма;
- навыки самостоятельной работы;
- навыки работы в коллективе.
У обучающегося будет воспитано:
- уважительное и внимательное отношение к участникам коллектива;
- трудолюбие, выдержка, трудоспособность, выносливость;
- стремление прилагать усилия для достижения поставленной учебной задачи.
По окончании второго-третьего года обучения обучающиеся должны знать:
- основные музыкальные стили: рок, диско, поп и т.д.
Должны уметь:
- исполнять выученные элементы;
- работать в ансамбле;
- запоминать движения и грамотно их повторять;
- координировать свои движения;
- классифицировать музыку по стилям и жанрам.
У обучающегося будет развито:
- эстетический кругозор и вкус;
- навыки самостоятельной работы;
- навыки работы в ансамбле.
У обучающегося будет воспитано:
- чувство патриотизма, любви к Родине.
Планируемые результаты реализации программы
К концу обучения по программе «Инструментальный ансамбль» учащиеся достигнут необходимый уровень компетенций, который включает в себя:
Личностные:
- способность, умело применять полученные знания в собственной творческой деятельности;
- развитие творческой активности, креативности при игре на гитаре в ансамбле;
- развитие образного мышления и творческого воображения;
- развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками;
- развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости;
- овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
- развитие самостоятельности и личной ответственности.
Метапредметные:
- формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
- умение организовать самостоятельную деятельность, выбирать средства для реализации творческого замысла;
- осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности;
- способность оценивать, анализировать результаты творческой деятельности: собственной и своих сверстников.
Предметные:
- умение творчески мыслить, самостоятельно находить решения поставленных задач;
- способность высказывать свое мнение о творческой работе;
- умение обсуждать коллективные результаты творческой деятельности;
- уметь ориентироваться в музыкальных произведениях;
- уметь проигрывать музыкальные произведения в заданном темпе;
- уметь менять по заданию педагога тембр и силу звучания звука;
- уметь проигрывать гаммы в разных ритмических рисунках;
- уметь слышать голоса разных партий в ансамбле;
- владеть элементарной терминологией музыкального искусства;
- владеть навыками самоконтроля;
- иметь развитую фантазию и воображение.
Проверкой знаний, умений и навыков учащихся являются публичные выступления. С начала в виде показов для родителей, затем в виде участия в концерте, шествии, параде.
Характеристика программы
Программа «Ансамбль барабанщиков» имеет художественную направленность, ее образовательная область - «Искусство». Программа по уровню содержания - базовая, по уровню усвоения - углубленная, по образу результата - учебная. Требования программы доступны для большинства желающих. В основе программы лежат дидактические принципы доступности и последовательности в обучении. Занятия в ансамбле барабанщиков во 2-й половине дня, формируют музыкальный вкус обучающихся на лучших примерах музыкальной классики и европейской школы исполнительства. Программа предусматривает приобщение детей к различным видам музыкального творчества, что является стимулом к музыкальным занятиям и позволяет ученику осознать ценность своей музыкально-творческой деятельности для себя и для окружающих.
Программа составлена для индивидуального обучения на малом барабане и дальнейшей совместной игре в ансамбле. Индивидуальное обучение на малом барабане 5 месяцев, а затем совместная игра в ансамбле.
Создание инструментального ансамбля предполагает многостороннюю работу по обучению музыкальной грамоте, обучению игре на инструменте, выработке навыков ансамблевой игры, аккомпанирования, музыкально-образовательные беседы и слушание музыки.
Специфика работы инструментального ансамбля, особенно на начальном этапе, предполагает в основном индивидуальную работу на ударных инструментах. Учащиеся, проявившие наибольшие способности, могут быть переведены в основной состав ансамбля, который варьируется от 4 до 12 исполнителей. Минимальный состав ансамбля состоит: из 2-х малых барабанов, большого барабана и тарелок. Основной состав состоит: из 8 малых барабанов, 2-х больших барабанов и 2-х тарелок.
Определенного уровня овладения этим комплексом умений и навыков участники инструментального ансамбля достигают через 5-x классов, в средней группе VII-VIII классов, старшая группа состоит из учащихся IX-XI классов. При этом количественный охват детей практически не ограничен. Исключение составляет собственно концертная группа ансамбля, для участия в которой школьники подготавливаются постепенно.
Основу всего учебно-воспитательного процесса составляет изучение музыкальной грамоты, а также практические занятия, в процессе которых развиваются музыкально-слуховые представления, музыкальное мышление и память. Для лучшего усвоения материала на практических занятиях воспитанники все длительности изучают на фортепиано затем на инструменте (так как звук на фортепиано может тянутся, а на барабане нет). Наряду с традиционными разделами элементарной теории музыки: расположение нот на нотоносце, длительности, размер и т. д., учащиеся изучают строение музыкальной формы. Все это изучается и закрепляется во время индивидуальных и ансамблевых занятий.
Индивидуальные занятия на инструменте при трёхгодичном обучении проводятся:
- первый год обучения три раза в неделю по одному часу.
- второй год обучения, наряду с индивидуальными занятиями (1 час в неделю), проводятся ансамблевые занятия (2 часа в неделю).
- третий год, ансамблевые занятия являются ведущей формой работы (3 часа в неделю).
Содержание программы
- Вводное занятие. Знакомство с музыкальным инструментом: показ, демонстрация игры на инструменте, история создания (изобретения) инструмента, принцип звукоизвлечения, основные части инструмента, правила ухода и сбережения, примеры оркестровых партий (соло из известных произведений), выдающиеся исполнители на данном инструменте.
- Формирование исполнительского аппарата. Процесс формирования исполнительского аппарата включает в себя вопросы положения корпуса, рук, ног играющего, а также совокупность приемов и методов, при которых действия исполнителя будут максимально целесообразны, эффективны и экономичны. Исполнитель должен твердо знать психо-физиологический механизм движения частей рук (плечо, предплечье, кисть, пальцы).
- Работа над упражнениями и этюдами. Основные учебные задачи: развитие технического совершенства игры на малом барабане в симметричной и несимметричной постановке; познание рудиментальной техники, отработка системы специальных упражнений при овладении парадидлами; исполнение различных штрихов, отработка исполнения форшлагов, мысленный контроль действия рук при исполнении тембрового удара с положением палочек в момент исполнения; строгий слуховой контроль за качеством исполнения.
- Работа над произведениями. Разучивание произведения (фразировка, агогика, штрих) по частям, а затем в целом. Исполнение произведения с преодолением ансамблевых сложностей. Многократное исполнение произведения целиком с целью выработки стабильности. Контрольное (концертное) исполнение.
- Ансамблевая подготовка. Подготовка ансамблей однородных инструментов (дуэты, трио). Подготовка ансамблей смешанного типа.
- Музыкально-теоретические сведения. Таблица длительностей нот. Соотношение длительностей нот и пауз. Триоли. Знаки сокращения нотного письма. Метроритм. Простые, сложные, сложносоставные и несимметричные размеры. Дуольная триольная пульсация. Пунктирный ритм. Легато. Синкопа. Форшлаг. Дробь и её разновидности прочтения и исполнения. Чтение с листа. Чтение с листа несложных метрических и сложных ритмических заданий. Музыкальная фразировка. Понятие о динамике, агогике.
- Итоговый отчетный концерт. Составление программы, отбор исполнителей. Репетиции.
Организация образовательного процесса осуществляется с использованием следующих методов:
Методы обучения, применяемые в ходе образовательного процесса:
- метод практического обучения, где в учебной работе осуществляется освоение умений и навыков;
- метод словесного обучения: рассказ, объяснение, беседа;
- наглядные методы обучения: показ игры на инструменте педагогом различных приемов игры;
- метод активного слушания музыки для расширения музыкального кругозора. Так же используется классификация методов по типу познавательной деятельности:
- объяснительно-иллюстративный метод, объяснение учебного материала;
- репродуктивный метод, способ организации деятельности учащихся по неоднократному воспроизведению сообщѐнных им знаний по игре на гитаре;
- эвристический метод, самостоятельное разучивание пьесы;
- игровой метод, что позволяет учащимся раскрепощаться и избавляться от эмоциональных зажимов, что поможет в дальнейшем учащимся успешно выступать перед зрителями на сценической площадке.
Обучение игре на гитаре происходит путем практического показа и словесных объяснений, при наличии специального оборудования можно организовать просмотр видео.
В процессе обучения игре на гитаре применяются специфические приемы обучения.
Приемы обучения:
- сравнение;
- комментирование
- инструктирование;
- корректирование;
- выявление лучшего исполнителя;
- исправление ошибок и закрепление материала;
- совершенствование разученного материала и проверка знаний;
- объяснения, комментарии, указания в процессе разучивания и исполнения;
- индивидуальный опрос;
- обращение к образу;
- обобщение.
Сочетание исполнительской и творческой продуктивной деятельности способствуют активизации музыкального мышления детей, развитию в более полной мере музыкальных способностей и интересов, формированию хорошего музыкального вкуса.
В значительной мере интерес к музыкальному творчеству формируется под влиянием различных музыкальных художественных и жизненных эстетических впечатлений.
Важной задачей остаётся консультирование детей и оказание им содействия в ознакомлении с хорошей музыкой, в посещении концертов, спектаклей, способствующих расширению кругозора и формированию интереса к музыке и искусству в целом.
Общий учебный план
Пояснения к учебному плану
Программа рассчитана на 3 года обучения, с общим количеством часов - 238. Занятия проводятся:
- 1-й год обучения - индивидуальные занятия 2 раза в неделю по 1 часу;
- 2-й год обучения - индивидуальные занятия 1 раз в неделю по 1 часу; игра в ансамбле 1 раз в неделю по 1 часа;
- 3-й год обучения - игра в ансамбле 2 раза в неделю по 1,5 часа.
|
Всего часов: |
||
1-й г.о. |
2-й г.о. |
3-й г.о. |
|
Индивидуальные занятия |
2 |
1 |
|
Игра в ансамбле |
- |
1 |
3 |
Всего: |
2/68 |
2/68 |
3/102 |
В коллектив принимаются все желающие. Желательно, чтобы подросток умел играть на каком-либо музыкальном инструменте.
Набор производится по результатам:
- прослушивание: поступающие должны продемонстрировать наличие музыкальных задатков: музыкального слуха, ритма, памяти;
- проверка игрового аппарата (рук): у поступающих желательны «мягкие руки» - пластичные, с гибкой растяжкой пальцев кисти (с жесткими руками, затруднениями в координации могут возникнуть определенные сложности в обучении).
Учебно-тематический план
Ударные инструменты (малый барабан)
Содержание и виды работы
|
Общее кол-во ч. |
Теория |
Практика |
Первый год обучения: |
|||
Сведения об инструменте, его устройстве. |
0,5 |
0,5 |
|
Положение во время игры, корпуса, головы, рук и ног. Гимнастические упражнения для развития рук, посадка за инструментом, постановка рук. Простые упражнения на глухом барабане: одиночные удары «двойки», «двойки» с ускорением. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Музыкальная грамота и элементарная теория музыки. Нотация для ударных инструментов. Аппликатура. Простые размеры: 4/4, 2/4, 3/4.Игра упражнений на целые, половинные и четвертные длительности. |
2 |
0,5 |
1,5 |
Теория: восьмые длительности и упражнения на них. |
5,5 |
1 |
4,5 |
Теория: нота с точкой (четверть с точкой), упражнения. Акценты. |
5,5 |
1 |
4,5 |
Теория: шестнадцатые длительности и упражнения на них. Марш. Изучение простого ритма на четырех книжках с ногами. |
6,5 |
1,5 |
5 |
Теория: триоли и упражнения на них. |
1,5 |
0,5 |
1 |
Теория: на восьмую с точкой шестнадцатую и упражнения. |
1,5 |
0,5 |
1 |
Теория: синкопа и упражнения. |
3 |
1 |
2 |
Теория: форшлаги и упражнения на них. |
4 |
1 |
3 |
Теория: сложные размеры: 6/8, 9/8, 12/8. Крещендо и диминуэндо при игре на малом барабане. |
3 |
1 |
2 |
Знакомство с малыми ударными инструментами: бубен, трещотки, маракасы, треугольник и др. Игра простого ритма на ударной установке с переходами. |
3 |
1 |
2 |
Маршевый ритм № 1 на 3 партии (малый барабан, большой барабан, тарелки). |
13 |
3 |
10 |
Маршевый ритм № 2 на 3 партии (малый барабан, большой барабан, тарелки). |
17 |
3 |
14 |
Итого: |
68 |
13 |
55 |
Содержание и виды работы |
Общее кол-во ч. |
Теория |
Практика |
Второй год обучения: |
|||
Изучение инструментов ударной установки, их устройство и расположение. Большой барабан, подвесные тарелки, хай-хет (педальные тарелки), комплект тамтамов. |
3 |
1 |
2 |
Теория. Нотная запись инструментов ударной установки |
2 |
2 |
- |
Изучение танцевальных ритмов. Координация рук и ног |
8 |
2 |
6 |
Игра упражнений, этюдов с целью повышения мастерства |
7 |
2 |
5 |
Разучивание ансамблевых партий |
14 |
4 |
10 |
Итого: |
34 |
11 |
23 |
Примерное распределение учебных часов.
Игра в ансамбле, второй и третий год
Содержание и виды работы |
Общее кол-во ч. |
Теория |
Практика |
Второй год обучения: |
|||
Ансамбль |
34 |
11 |
23 |
Третий год обучения: |
|||
Ансамбль |
102 |
32 |
70 |
Организация работы над произведением в ансамбле:
- Индивидуальный разбор и выучивание произведения.
- Игра произведения дуэтом, трио:
- малый барабан + малый барабан
- малых барабана + большой барабан
- большой барабан + тарелки + малый барабан
- игра произведения в ансамбле.
Построение тематического плана и расчет часов зависят от того, как будет усваиваться та или иная тема. Если она окажется недостаточно прочно усвоенной и закрепленной, следует проводить повторное занятие, а если в этом нет необходимости, можно приступать к изучению следующей темы.
Ударные инструменты (малый барабан)
1-й год обучения - 68 часов
Сведения об инструменте, его устройстве, уход за инструментом. Основы музыкальной грамоты. Нотация для ударных инструментов. Посадка за инструментом. Постановка рук.
Практическая работа: гимнастические упражнения для развития рук. Аппликатура. Простейшие упражнения на глухом барабане. Одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением. Простые размеры. Сложные размеры. Пунктирный ритм. Триоли. Синкопа. Форшлаг. Крещендо и диминуэндо при игре на малом барабане. Знакомство с малыми ударными инструментами: бубен, трещотки, маракасы, треугольник и др.
Ожидаемые результаты:
- изучить основы музыкальной грамоты, нотацию для ударных инструментов, аппликатуру
- играть одиночные удары, «двойки», «двойки» с ускорением
- освоить простые, сложные размеры. Пунктирный ритм. Триоли. Синкопа. Форшлаг
- играть крещендо и диминуэндо при игре на малом барабане
- освоить малые ударные инструменты: бубен, трещотки, маракасы.
Ударные инструменты (ударная установка)
2-й год обучения - 34 часа
Изучение инструментов ударной установки, их устройство и расположение. Функции инструментов ударной установки. Нотная запись инструментов ударной установки.
Практическая работа: Посадка за инструментом. Большой барабан, подвесные тарелки, хай-хет (педальные тарелки), комплект тамтамов. Координация рук и ног. Изучение танцевальных ритмов. Разучивание ансамблевых партий.
Ожидаемые результаты:
- изучить инструменты ударной установки (их устройство, функцию, расположение)
- освоить нотную запись инструментов ударной установки
- изучить танцевальные ритмы
- разучить ансамблевые партии.
Ансамблевые занятия
Игра в ансамбле
2-й год обучения - 34 часа
Практическая работа: разыгрывание ансамбля. Разучивание партий для ансамбля различного состава. Единовременное начало и окончание игры. Точное выигрывание длительностей нот, слаженная и уравновешенная по звучанию игра. Единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука. Развитие музыкально-слуховой дисциплины. Движения под счёт. Работа перед зеркалом. Специфика индивидуальной и коллективной игры в движении, синхронное исполнение. Движения под счёт. Работа перед зеркалом. Упражнения на отработку игры в движении, синхронное исполнение. Специфика коллективной игры в движении, синхронное исполнение. Работа с зеркалом. Звуковой баланс между инструментами ансамбля, динамическое выделение соло-эпизодов. Разучивание нескольких инструментальных пьес и аккомпанирование солистам-вокалистам.
Ожидаемые результаты:
- слышать звуковой баланс между солистом и аккомпанементом;
- понимать функцию и роль каждого инструмента в аккомпанирующей группе;
- ощущать поочередное вступление инструментов инструментальных заставок;
- слышать единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука.
Инструментальный ансамбль
Третий год обучения - 102 часа
В работу инструментального ансамбля входят: построение музыкальной формы, музыкально-образовательные беседы и слушание музыки, разучивание репертуара и импровизация, сценическое оформление номеров.
Практическая работа: индивидуальное занятие ансамблистов для повышения исполнительского мастерства. Упражнения на закрепление специфики игры в движении и синхронное исполнение трюков. Шаги. Разводка. Специфика коллективной игры в движении, синхронное исполнение трюков. Работа с зеркалом. Повышение качества исполнения музыки. Понимание общих и частных задач в коллективном музыкальном исполнительстве. Понимание жанра, стиля и характера исполняемой музыки.
Ожидаемые результаты:
- слышать звуковой баланс между солистом и аккомпанементом;
- понимать функцию и роль каждого инструмента в аккомпанирующей группе;
- ощущать поочередное вступление инструментов инструментальных заставок;
- слышать единство темпа, согласованное соблюдение изменения силы звука;
- понимать стиль и характер музыки;
- понимать функцию и роль каждого инструмента в ансамбле.
Методические рекомендации к программе
Приступая к занятиям с начинающим учеником, педагог должен подобрать инструмент. Выбор инструмента зависит не только от желания самого воспитанника, но и от его физических возможностей. Надо также подобрать высоту пульта, характеристики которого соответствовали бы физическим данным обучающегося. Необходимо увязать процесс изучения первоначальной нотной грамоты с выработкой правильных представлений «нота - звук». В процессе обучения педагог должен постоянно работать над развитием слуховых и образных представлений. Для успешного развития навыков ученику, прежде всего, необходимо усвоить рациональную, удобную постановку корпуса, организацию игрового аппарата, учитывающие его индивидуальные особенности. Целесообразно включать в процесс обучения специальные физические упражнения на развитие координации.
С первых занятий необходимо добиваться интонационной и ритмической точности исполнения. Мягкость, чистота и полнота звука - основные требования на всех этапах обучения.
Технические возможности обучающихся, необходимо развивать с самого начала обучения. По всем направлениям, последовательно, тщательно прорабатывая отдельные элементы технических приемов.
Условия реализации программы:
Требования к оборудованию учебного класса:
Для работы с инструментальным ансамблем необходимо следующее оборудование и инструменты:
- Наличие палочек для занятий на книге (одна пара на ученика);
- Малые барабаны 8 штук;
- 2 больших барабана;
- Две пары тарелок;
- 10 пюпитров для воспитанников высокого роста, музыкальный центр для прослушивания записей;
- Мебель: стулья, соответствующие требованиям СанПиНов, шкафа для нот, трех столов (для аппаратуры и теоретических занятий). Зеркало.
- Костюмы для выступлений.
Требования к обучающимся:
Учащиеся должны в обязательном порядке выполнять следующие требования:
- систематически посещать все учебные занятия,
- в полном объеме выполнять все практические задания,
- на занятиях иметь инструмент, нотную тетрадь, папку с нотами, ручки, карандаши. Руки ученика должны быть чистыми, с коротко отстриженными ногтями.
Литература для учащихся:
- Андреев М. Основные вопросы начального обучения игре на ударных инструментах //Основы начального обучения игре на ударных инструментах военного оркестра. - М., 1972. - С.164-211.
- Егоров Т. Ритмические упражнения для малого барабана. М., «Просвещение», 1995.
- Зиневич В. Курс игры на ударных инструментах. ч 1. М., 1979
Учебно-методическое обеспечение для учителя:
- Андреев Е. «Ударные инструменты современного симфонического оркестра». - Киев, 1990.
- Биберган В. «К вопросу о классификации ударных. Вопросы оркестровки». - Моска, 1990.
- Головко С. «К истории развития советского исполнительства на ударных инструментах». - Москва, 1989.
- Денисов Э. «Ударные инструменты в современном оркестре». - М., 1982.
- Дмитриев Г. «Ударные инструменты: трактовка и современное состояние». - М., 1980.
- Зиневич В., Борин В. «Курс игры на ударных инструментах». - П., 1980.
- Ковалевский М. «Аппликатурные приемы игры на ударных инструментах в эстрадном ансамбле». - М., 1980.
- Макиевский С. «Техника игры на ударном инструменте». - Киев, 1990.
- Парамонов В. «Современные ударные инструменты и их применение в военном оркестре». - М., 1984.
Примерный репертуарный план
- Походный марш № 1.
- Походный марш № 2.
- Г.Шинстайн «Ритмы улиц».
- М.Николаев «Марш на выход».
- С.Смит «Crazy army».
- В.Аникин «Удар за ударом».
- И.Тамарина Токкатина.
- М.Глинка «Андалузский танец».
- Г.Гладков «Песня атаманши и разбойников».
- П.Чайковский «Эккосез».
- А.Казелла «Диатонический вальс».
- А.Полонский «Испанский танец».
- Б.Сметана «Вальс».
- Д.Шостакович «Соглашатель» (из балета «Болт»).