Цель: создать условия для систематизации ранее изученных математических знаний детей, а также - для умения использовать эти знания на практике, посредством игры-путешествия.
Программные задачи:
- закреплять знания детей о зимних месяцах, днях недели и временах суток;
- закреплять умение сравнивать предметы по высоте;
- закреплять знание геометрических фигур;
- закреплять знания числового ряда, считать в пределах 7, сравнивать числа 6 и 7, уметь сравнивать и уравнивать две группы предметов;
- развивать умение ориентироваться на листе бумаги;
- развивать мыслительные операции, внимание, память, речь, фантазию, логическое мышление;
- воспитывать интерес к занятиям математикой.
Предварительная работа: групповая и индивидуальная работа с детьми в закреплении знаний, полученных на занятиях.
Материалы и оборудование:
- интерактивная доска;
- ноутбук, презентация «Спасти пиратку Добрячку!»;
- конверт с письмом;
- пластмассовые бутылки с вложенными в них заданиями;
- карта с планом пути и цифрами, которые будут обозначать сделанное задание;
- раздаточный материал: монеты и штурвалы по 7 на каждого ребенка, лист бумаги, фломастеры, педагог в роли пиратки Добрячки;
- пиратский сундук;
- призы в виде разноцветных камушков.
Ход занятия
Воспитатель (В.): Ребята, сегодня к нам в группу пришли гости, посмотреть, какие замечательные ребята посещают наш детский сад. Давайте поздороваемся.
Дети (Д.): Здравствуйте!
В.: Ребята, но гостей я пригласила не просто так. Дело в том, что на лестнице нашего детского сада я сегодня нашла странное письмо. На нём нарисован Совёнок - значит, это письмо для нашей группы. Давайте все вместе его прочитаем и поймём, что же в нашем садике происходит. (читаем письмо). «Дорогие ребята! Я пиратка Добрячка - единственная добрая пиратка (слайд 2). За это меня возненавидел самый злой пират на свете - Джек - и его команда (слайд 3). Ведь я мешала им грабить корабли. Тогда они похитили меня и спрятали на необитаемом острове, в пещере под номером 7. Спасти меня смогут только отважные и умные ребята! А вы такими и являетесь! Чтобы дойти до пещеры №7, нужно пройти шесть других пещер и выполнить задания от пирата Джека. Ведь только тогда можно будет пройти через эти пещеры ко мне. Эти задания находятся в бутылках, приплывших по морю. Я очень надеюсь на вашу помощь! Для своих спасителей я даже приготовил сюрприз! Очень вас жду! Добрая пиратка - Добрячка».
В.: Ребята, поможем доброй пиратке? А то злые пираты так и будут грабить беззащитных людей!
Д.: Поможем!
В.: А как мы доберемся до острова? (дети отвечают). Правильно, на самолёте! Ну, что, полетели? (Дети закрывают глаза). Фото и звук летящего самолёта. (слайд 4)
Вот мы и на острове (слайд 5).
Помощник воспитателя: (выносит коробку с картой и бутылками). Ребята, Екатерина Владимировна, это не ваша коробка? Утром её не было…
В.: Ребята, мы только прилетели на остров, а тут уже нас ждёт первая находка. Что же это? Посмотрите, а это ведь карта - она будет указывать нам, сколько пещер мы прошли и сколько заданий выполнили. А в бутылках лежат задания от капитана Джека. Ну что, ребята, спасём добрую пиратку Добрячку?
Д.: Да!
Письмо с заданием №1.
Вопросы от Джека вы прочитайте
И быстро-быстро так отвечайте!
Готовы?
- Какое сейчас время года? (зима) (Слайд 6)
- А сколько всего зимних месяцев? (3)
- Перечислите все зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)
- А какой сегодня день недели? (вторник)
- А какой был вчера? (понедельник). Какой будет завтра? (среда)
- А сколько всего дней в неделе? (7)
- Как называется часть суток, когда мы просыпаемся, умываемся и чистим зубы, делаем зарядку и идем в детский сад? (утро)
- Как называется часть суток, когда дети играют в садике, обедают? (день)
- Как называется часть суток, когда дети идут домой из садика? (вечер)
- Какое время суток наступает, когда мы ложимся спать? (ночь)
Еще раз с вами повторим, что сутки состоят из четырех частей: утро, день, вечер и ночь (слайд 7).
- Молодцы ребята, справились с заданием!
Дети на карте отмечают пройденный этап.
Слайд 8.
Письмо с заданием №2.
Чтоб идти вперёд, а не назад,
Посадите эти пальмы в ряд!
- Чтобы продвинуться дальше, нам нужно выполнить следующее задание. Поиграем в игру, которая называется «Посадим пальмы в ряд».
- Давайте расставим пальмы в ряд, начиная с самой низкой и заканчивая самой высокой. Под каждой пальмой нарисована геометрическая фигура. Вы поднимаете нужную, и мы проверяем, правильно или нет. - Какая по высоте первая пальма? (самая низкая)
- Какая по высоте последняя пальма? (самая высокая)
- Давайте теперь расскажем про каждую пальму, какой она высоты? (самая низкая, низкая, чуть выше, высокая)
Давайте проверим, правильно ли мы расставили пальмы. (слайд 9)
- Молодцы, и с этим заданием справились!
Дети на карте отмечают пройденный этап.
Слайд 10.
Письмо с заданием №3.
Чтобы дальше вам идти,
Нужно в силе подрасти!
Ребята, чтобы быть сильными и храбрыми, нам предлагается выполнить следующее задание - немного зарядиться энергией.
Физическая разминка
Сколько точек будет в круге, (Слайд 11)
Столько раз поднимем руки (4).
Сколько елочек зеленых, (Слайд 12)
Столько выполним наклонов (3).
Приседаем столько раз, (Слайд 13)
Сколько бабочек у нас (3).
А притопнем столько раз, (Слайд 14)
Сколько ежиков у нас (4).
А прихлопнем столько раз, (Слайд 15)
Сколько белочек у нас(5).
Дети на карте отмечают пройденный этап.
Слайд 16.
Письмо с заданием №4.
Кто в монетах и штурвалах
Разберётся только так,
Я пещеру отворю,
Пойти дальше разрешу.
- Ребята, у вас на столах вы видите листы бумаги. Кладём их вертикально. Сейчас мы с вами выполним еще одно задание, и окажемся на шаг ближе к спасению пиратки Добрячки. Слушайте меня внимательно.
- Вверху листа нужно положить 6 пиратских монет, а внизу - столько штурвалов пиратского корабля, чтобы их было на 1 больше, чем монет.
- Каких у нас больше фигур? Что получается больше 6 или 7? На сколько 7 больше 6?
- А как сделать так, чтобы фигур было поровну? (добавить 1 монету или убрать 1 штурвал).
- Молодцы, всё правильно делаете! Справились с заданием!
Дети на карте отмечают пройденный этап.
Письмо с заданием №5.
На листе не заблудился?
Вход в пещеру вдруг открылся!
- Здесь задание на внимательность и на умение.
- У вас на столах у каждого лежат чистые листы и фломастеры. Наше задание «Я ориентируюсь на листе бумаги». Нарисуйте в нижнем левом углу треугольник; в правом верхнем - квадрат; в правом нижнем - круг; в левом верхнем - овал. А теперь проверим, правильно ли вы справились. (Слайд 17).
- Очень хорошо, справились.
Дети на карте отмечают пройденный этап.
Слайд 18.
Письмо с заданием №6.
Хочешь дальше ты идти?
Цифры быстро назови!
Джек заколдовал некоторые цифры, чтобы нас запутать и сбить с пути. Чтобы расколдовать эти цифры и пройти дальше, нужно эти цифры узнать.
- Игра «Узнай цифры».
(Слайды 19-24).
Дети на карте отмечают пройденный этап.
Слайд 25.
В.: Ребята, ну вот мы и добрались до пещеры под номером семь. Давайте три раза крикнем: «Добрячка»! (ребята зовут пиратку).
Выбегает пиратка Добрячка с сундуком в руках.
Пиратка: Ребята, привет! Я была уверена в ваших способностях и не прогадала - вы меня спасли! За это, как и обещала, я подарю сундук с сокровищами. Но, чтобы получить ключ от него, нужно рассказать, какие задания пирата Джека вы выполнили, чтобы спасти меня. (дети отвечают). Вам понравилось это приключение? А кому что понравилось больше? Кому где было сложно? (дети отвечают).
Открывают сундук вместе с пираткой.
Пиратка: Вы заслужили эти сокровища, получайте - это награда за ваши труды, за то, что вы хорошо отвечали и всегда справлялись с заданиями. Молодцы!
Воспитатель: Ребята, давайте попрощаемся с пираткой, пусть она и дальше продолжит защищать корабли от злого пирата Джека! До свидания, Добрячка!
- А нам, ребята, пора возвращаться обратно. Ну, что, полетели! (дети закрывают глаза). Звук летящего самолёта. Слайд 26. Ну, вот мы снова в нашем любимом детском саду (слайд 27). Я очень горжусь вами. Ну а теперь нам можно попрощаться и с нашими гостями, ведь мы разгадали загадку тайного письма и справились со всеми заданиями! До свидания (гости уходят).
- Ну а теперь можно разделить сокровища и отдохнуть.