В современном обществе сложно найти абсолютно здорового ребенка, не имеющего отклонений в психическом и психосоматическом развитии. Общество стремительно развивается, технический прогресс развивается еще быстрее, а здоровье детей - нашего будущего, ухудшается с каждым годом. Снижается интеллектуальный уровень, падают возможности обучения. При этом объем знаний, который должны усвоить дети увеличивается. Трудности при освоении программного материала возникают не из-за детской лени, а вследствие особенностей развития головного мозга современных детей. Нейропсихологические методики представляют собой совокупность специальных методов, направленных на компенсацию поврежденных функций головного мозга.
Эффективность нейропсихологического (психомоторного) подхода доказана наукой и практикой. Он является здоровьесберегающей и игровой технологией. Нейропсихологический подход предполагает коррекцию нарушенных психических процессов (внимания, памяти, мышления, речи и др.) и эмоционально-волевой сферы ребёнка через движение. В работе логопеда помогает определить незрелость всех психических функций и наметить индивидуальный образовательный маршрут для успешной лого-коррекционной работы.
Многие исследователи указывают на взаимосвязь психического и моторного развития ребенка. Александр Романович Лурия отмечал, что высшие психические функции возникают на основе относительно элементарных моторных и сенсорных процессов. Например, развивая телесную моторику в подвижных играх, танцах, на занятиях ритмики, при игре на музыкальных инструментах, создаются предпосылки для становления таких процессов как речь и мышление.
Иван Петрович Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга»
Нейропсихологи утверждают, что нарушение межполушарного взаимодействия является одной из причин недостатков речи, чтения и письма.
Межполушарное взаимодействие - это особый механизм объединения левого и правого полушария в единую интегративную, целостно работающую систему. Развитие межполушарных связей построено на упражнениях и играх, в ходе которых задействованы оба полушария мозга.
Успешность обучения детей во многом зависит от своевременного развития межполушарных связей, а сенситивный период для развития приходится на дошкольный возраст, когда кора больших полушарий головного мозга еще окончательно не сформирована.
Всем известно о пользе утренней гимнастики для организма человека, однако не только тело человека нуждается в упражнениях, но и мозг. Комплексы нейродинамической гимнастики, помогут подготовить мозг ребенка к эффективной работе, способствующей лучшему восприятию и переработке информации.
Рассмотрим, как работает наш мозг. Для этого условно разделим его на две части: левую и правую.
Левое полушарие мозга отвечает за управление правой половиной тела, а правое полушарие мозга - левой, то есть когда мы действуем правой рукой - активизируется левое полушарие, а когда действуем левой рукой, то активизируем правое полушарие. То же самое касается глаз, ног и т.д. левое полушарие отвечает за абстрактно-логическое мышление, а правое - пространственно-образное мышление. Когда мы анализируем, считаем и говорим, то более активно работает левое полушарие, а когда рисуем, фантазируем, танцуем и молчим - активно работает правое полушарие.
Распределение активности между полушариями постоянно чередуется, максимальная же эффективность мозга достигается в момент одновременной активности обоих полушарий.
Подводя итог выше сказанному, главной задачей для настройки и подготовки мозга к работе будет восстановление связи и баланса активности между левым и правым полушариями.
Современная психолого-педагогическая практика предлагает множество игр и упражнений для развития межполушарного взаимодействия у детей. Благодаря проведению нейропсихологической гимнастики у ребенка повышается работоспособность коры головного мозга, активизируются обширные зоны обоих полушарий, а мозг переключается в интегрированный режим работы.
Одним из вариантов межполушарного взаимодействия является работа двумя руками одновременно, в процессе чего активизируются оба полушария, и формируется сразу несколько навыков: согласованность движений рук и согласованность движений глаз. А если мы параллельно отрабатываем и правильное произношение звука - то еще и согласованность языка.
И поэтому, использование межполушарных досок на индивидуальных логопедических занятиях при автоматизации звуков с детьми с ОВЗ имеет особое значение.
Результативность использования традиционных методов таких как: повторение поставленного звука, «Звуковые дорожки», «Звуковые песенки», игры с поставленным звуком, выявила возможность и необходимость использования межполушарных досок при автоматизации заданного звука.
Межполушарные доски и лабиринты основаны на известной среди детских психологов и педагогов методике раннего развития Марии Монтессори.
Межполушарная доска - дидактический лабиринт - тренажер .Лабиринт для развития межполушарного взаимодействия у детей и взрослых.
Главные достоинства использования межполушарных досок:
- Использование досок с детьми дошкольного и школьного возраста
- Высокая эффективность развития межполушарного взаимодействия, мелкой моторики и закрепления поставленного звука речи.
- Абсолютная безопасность применения (доски выполнены из дерева и не имеют мелких деталей)
- Универсальность метода
- Доступность метода для каждого человека
- Простота применения
- Вариативность использования
Задачи:
- Автоматизировать поставленный звук изолированно;
- Автоматизировать поставленный звук в слогах, обучать грамоте;
- Развивать ручную умелость и мелкую моторику, память, внимание, усидчивость, логическое и пространственное мышление;
- Развивать координацию речи с движением, чувства ритма, межполушарное взаимодействие.
Использование дидактических межполушарных досок для развития межполушарного взаимодействия на индивидуальных занятиях в ДОУ
Свою работу с межполушарными досками условно поделила на 3 уровня.
На 1 уровне ребёнок знакомится с доской, последовательно проходит лабиринты сначала ведущей рукой , затем по часовой стрелке, затем против часовой стрелки. Постепенно ребёнок начинает работать одновременно обеими руками. Таким образом в работу включаются оба полушария головного мозга и происходит их взаимодействие.
На 2 уровне включаю в работу задания на автоматизацию изолированных звуков и синхронизацию работы глаз и рук.
На 3 уровне провожу игры с применением букв, цифр, геометрических фигур.
Начинаем знакомство с досками, предлагая ребенку обводить спираль одной рукой (ведущей - правой или левой), затем наоборот. Начинать можно с внешнего края спирали, так и из центра. Далее ребенок водит двумя руками одновременно.
1 уровень
- Без использования бегунка. Пальчиком ведущей руки проходим лабиринт. Стараемся непрерывно его пройти от начала до конца. Затем в противоположном направлении.
- Усложняем игру: одновременно пальчиками обеих рук проходим лабиринт от начала до конца, затем в обратном направлении.
- С использованием бегунка. Проводим бегунком ведущей руки лабиринт в одном направлении, затем в другом. Вторая рука может выполнять другое параллельное действие. Усложняем игру: одновременно проходим лабиринт двумя руками с помощью бегунков.
- С использованием дополнительного предмета. Можно воспользоваться шариком (камешком марблс, крупной бусиной и т. д.) и прокатывать его каждым пальчиком по лабиринту (сначала одной рукой, затем обеими).
- С использованием зеркала. Садимся напротив зеркала и проходим лабиринт, смотря в него.
2 уровень
Выполняем те же упражнения и в том же порядке, что и на 1 уровне, но уже проговариваем поставленный звук одновременно проходя лабиринт. Так же можно предложить ребёнку пройти лабиринт одновременно обеими руками и с закрытыми глазами.
Начинаем обводить стандартную спираль фишкой правой/левой рукой и произносить поставленный звук, затем в обратном направлении. Например: звук С или Ш.
Водить двумя руками одновременно с внешнего края спирали и наоборот, произнося поставленный звук. Например: звук З или Ж.
Водить по двум разным дощечкам двумя руками одновременно и произносить поставленный звук.
Проводить мелком правой/левой рукой по выпуклой спирали и произносить поставленный звук, затем двумя руками.
Автоматизация поставленного звука в слогах
Сначала слоги берутся одинаковые, а потом разные. Можно использовать изолированно (прямые и обратные слоги), например: СА СА СА АС АС АС, можно песенками: СА-СА-СА, СЫ-СЫ-СЫ и так далее.
Дифференциация поставленного звука в слогах
Ребенок водит по дощечкам и произносит поставленные звуки в разных слогах. Например:
СА-ЗА, СА-ЗА, СА-ЗА |
СЫ-ЗЫ, СЫ-ЗЫ, СЫ-ЗЫ… |
СА-ЦА, СА-ЦА, СА-ЦА |
ЦУ-СУ, ЦУ-СУ, ЦУ-СУ… |
СИ-ЗИ, СИ-ЗИ, СИ-ЗИ |
ОС-ОЦ, ОС-ОЦ, ОС-ОЦ… |
СА-ША, СА-ША, СА-ША |
СЭ-ШЕ, СЭ-ШЕ, СЭ-ШЕ… |
ЗА-ЖА, ЗА-ЖА, ЗА-ЖА |
ЖИ-ЗЫ, ЖИ-ЗЫ, ЖИ-ЗЫ… |
ША-ЖА, ША-ЖА, ША-ЖА |
ЧА-ЩА, ЧА-ЩА, ЧА-ЩА… |
ЧИ-ТИ, ЧИ-ТИ, ЧИ-ТИ |
АЧ-АТЬ, АЧ-АТЬ, АЧ-АТЬ… |
ЛА-РА, ЛА-РА, ЛА-РА |
ИЛ-ИР, ИЛ-ИР, ИЛ-ИР… И Д |
3 уровень
На данном уровне провожу игры с применением букв, цифр, геометрических фигур и дидактических картин.
- На левом лабиринте располагаются гласные, на правом - в зеркальном отражении согласные. Ребёнок проходит двумя руками лабиринт и читает образовавшиеся слоги.
- Располагаю перед ребёнком доску с цифрами. С левой стороны примеры (2+1, а с правой на другом расстоянии ответ (3). Ребёнок одновременно должен прибыть в точку ответа. Игру можно усложнить, диктуя примеры на слух, ребёнок обеими руками доходит до цифры ответа.
- Выкладываю на стол перед доской дидактическую картину, ребёнок, проходя по лабиринту должен правильно проговорить признаки, действия или применения данной иллюстрации.
- Разные лабиринты. Если есть 2 разных лабиринта, можно предложить следующее задание: одна рука проходит один рисунок (к примеру, круг, вторая - квадрат).
В результате использования межполушарных досок:
- стимулируются речевые зоны коры головного мозга;
- развивается координация движений и мелкая моторика, межполушарное взаимодействие;
- развиваются произвольное поведение, внимание, память, речь и другие психические процессы, необходимые для становления полноценной учебной деятельности.
Использование межполушарных досок при автоматизации и дифференциации поставленных звуков наиболее способствует активизации речевой деятельности. Их можно рекомендовать для использования логопедам, педагогам и родителям.
Таким образом, нейропсихологический подход в работе логопеда способствует преодолению и коррекции имеющихся у детей нарушений: интеллектуальных, речевых, двигательных, поведенческих расстройств и способствует созданию базы для успешного преодоления психоречевых нарушений, даёт возможность более качественно вести свою работу.
Конспект индивидуального занятия с ребёнком с ОНР 3 уровня, дизартрией «Автоматизация звука «ш» с использованием межполушарной доски»
Тема: «Автоматизация звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи»
Форма занятия: индивидуальная (подготовительная группа)
Время проведения занятия: 15 минут
Цель: автоматизировать звук [Ш] в слогах, словах, фразовой речи.
Задачи:
- Коррекционно-образовательная: закрепить правильное произношение звука [Ш] в слогах, словах, фразовой речи;
- Коррекционно-развивающие: продолжать развивать фонематический слух и восприятие, формировать навыки звукового анализа и синтеза, расширять и уточнять словарный запас, развивать логическое мышление, межполушарные связи.
- Коррекционно-воспитательная: Воспитывать вежливость, чувство доброты и взаимопомощи.
Оборудование: сказочный герой Медвежонок Мишка, зеркало, межполушарная доска, эспандеры, предметные картинки
Ход занятия
Артикуляционная гимнастика
Артикуляционные упражнения: «Блинчик», «Чашечка», «Вкусное варение», «Грибок», «Лошадка».
Сообщение темы.
Какие звуки повторяются в словах Мишка, Мишутка?
Верно, это звуки [ш] и [м]. Сегодня мы будем закреплять произношение звука [ш].
Анализ артикуляции.
- Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш]? Губы выдвигаются вперед, они похожи на рупор. - А что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]? Язык поднимается к небу, за верхние зубы. - Какой воздух теплый или холодный выходит изо рта, когда мы произносим этот звук? Поднеси ладонь ко рту и проверь.
Закрепление изолированного звука [ш].
Наш Мишка шел по лужайке и услышал, что в траве кто-то шипит. Медвежонок посмотрел внимательно и увидел маленького ужонка. Он делал так: «Ш-ш-ш-ш-ш», так как не мог найти дорогу домой. Медвежонок помог маленькому другу добраться до своего домика. Давай и мы с тобой попробуем так шипеть. Проводи пальчиком по лабиринту на доске, произнося отчетливо: «Ш-ш-ш…»
Закрепление произношения изолированного звука [ш] на межполушарной доске.
Характеристика звука [ш].
Расскажи Медвежонку все про звук [ш]. Какой он?
Согласный или гласный? (согласный, песенка не поется, есть преграда в голосе, верхние зубки). (Схема)
Твердый или мягкий? (всегда твердый, стучит молоточками).
Глухой или звонкий? (глухой, зажимает уши ладошками, руку прикладывает к горлышку).
Развитие фонематического слуха.
- Медвежонок, собираясь в путь, сложил в сумку все свои вещи. Если при назывании вещей вы услышите звук [ш], то позвени в колокольчик)
В сумке у медвежонка: шлепанцы, штаны, носки, галстук, кофта, рубашка, шарф, пальто, шляпа.
Воспроизведение прямых и обратных слогов с помощью межполушарной доски
Игра «Рифмы».
- Идет мишка по тропинке и сочиняет стихи. Послушай, что у него получается, и повтори за ним, следуя по спирали и лабиринту доски:
Ша-ша-ша- мама моет малыша.
Шу-шу-шу - я письмо пишу.
Ши-ши-ши - на поляне малыши.
Аш-аш-аш- дайте карандаш.
Ош-ош-ош- у меня нож.
Уш-уш-уш- теплый душ.
Иш-иш-иш- у меня малыш.
Ошка-ошка- на окошке кошка.
Ишка-ишка- маленькая мышка.
Пальчиковая гимнастика.
Ну, а сейчас мы немножко отдохнем и поиграем. Ребёнок сидит на стульчике, взяв в руки эспандер, меняет руки: Упражнения на развитие силы кистей рук повышают тонус коры головного мозга. Даём ребёнку кистевой эспандер в виде резинового кольца. Ребёнок сжимает его на каждый ударный слог, проговаривая:
Я сожму своё кольцо -
Буду сильным молодцом.
Буду младших защищать,
Буду слабым помогать.
После каждой строки руки меняются.
Упражнение «Закончи предложение по картинкам».
- В этот раз необходимо было помочь маленькому лягушонку, который не мог правильно составить предложения. Послушай и закончи предложения, используя нужную картинку (картинка выставляется на доску). Повтори предложения целиком, четко проговаривая звук [ш]. Закончи предложение по картинкам: «У Миши новая … Папа едет на … Даша нашла … Маша помогает…»
Итог занятия
- С кем мы сегодня путешествовали? Как ты думаешь, исправился Мишка? Какой звук мы учились произносить, путешествуя с медвежонком по лабиринтам? Давай, простимся с нашим гостем и пообещаем ему, что мы тоже со всеми всегда будем вежливыми.