Воспитательный компонент ФГОС второго поколения был разработан Институтом семьи и воспитания РАО. Сегодня он представлен проектами двух документов: «Примерная программа воспитания и социализации обучающихся в учреждениях, реализующих основные образовательные программы начального образования» и «Требования к содержанию и условиям воспитания, духовно-нравственного развития обучающихся в учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования».
Включение воспитательного компонента обусловлено ростом социального статуса воспитания в российском обществе, приоритетностью задач духовно-нравственного развития личности, призванного обеспечить готовность учащихся к жизненному самоопределению, их социальную адаптацию.
В Программе сказано: «Сегодня под воспитанием в общеобразовательной организации всё больше понимается создание условий для развития личности ребёнка, его духовно-нравственного становления и подготовки к жизненному самоопределению, содействие процессу взаимодействия педагогов, родителей и обучающихся в целях эффективного решения общих задач».
Современная теория считает, что воспитание состоит не в прямом воздействии, а в социальном взаимодействии педагога и воспитанника. Процесс реализуется через организацию деятельности детей, результат действий педагога выражается в качественных сдвигах в сознании и поведении школьника. Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития. По существу, воспитывать - это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.
Воспитательный компонент во внеурочной деятельности ориентирует учащихся на ценности гражданского общества, общечеловеческие нравственные приоритеты, гармонизацию взаимоотношений с окружающим социумом, природой, самим собой; формирование у школьников готовности к самостоятельному выбору в пользу здорового образа жизни, образования, профессионализма, самореализации в общественно - и личностно значимой творческой деятельности; таких ценностей, как семья, Отечество, свобода, культура, мирное сосуществование народов разных стран, межэтническое, экологическое благополучие; уважение к прошлому и настоящему своего народа, традициям и культуре, старшим поколениям, родителям; толерантности, ответственности за будущее своей страны и современной цивилизации в целом.
Воспитательная компонента - самостоятельное направление в деятельности школы. Она является составляющей общего социокультурного пространства РФ. Воспитание и социализация обучающихся на уровне основного общего образования в МБОУ «СОШ №16» осуществляется через программу «Досуг» к Программе развития школы «Созвучие» на 2014-2020 годы. Я создал ансамбль барабанщиков «Марш» в 5 кадетском классе 2015-2016 учебном году.
Программа «Ансамбль барабанщиков» имеет художественную направленность, ее образовательная область - «Искусство». Программа по уровню содержания - базовая, по уровню усвоения - углубленная, по образу результата - учебная. Требования программы доступны для большинства желающих. В основе программы лежат дидактические принципы доступности и последовательности в обучении. Занятия в ансамбле формируют музыкальный вкус.
У обучающегося будет воспитано:
- уважительное и внимательное отношение к участникам коллектива;
- трудолюбие, выдержка, трудоспособность, выносливость;
- стремление прилагать усилия для достижения поставленной учебной задачи.
Занятия по данной программе способствуют и гражданско-патриотическому воспитанию подрастающего поколения. Патриотическое воспитание - это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у юных барабанщиков патриотического сознания, чувства верности Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Родины. В честь Дня защитника Отечества мои воспитанники принимают активное участие в городских мероприятиях. Увековечение памяти защитников Отечества, памяти своих родных, сохранение исторической памяти о ратных подвигах братчан - очень важная составляющая патриотического воспитания.
Кроме того, барабанный ритм организует людей, настраивает на слаженные действия, на слаженный шаг. Поэтому барабан можно назвать инструментом - организатором. Десяткам, сотням, а то и тысячам людей задаёт барабан один общий темп движения.
Яркое впечатление осталось у ребят от выступления на городском торжественном мероприятии, посвященном 100-летию ВЛКСМ. Для участников ансамбля «Марш» Братск является малой родиной. Ознакомились с историей города. Содержание песен о Братске помогло ребятам понять и почувствовать воспоминания ветеранов комсомола и первостроителей города. В таком живом общении с людьми разных поколений произошло слияние однонаправленных чувств, которые породили общий прилив сил и радости у ребят.
Патриотические чувства у детей формируются в процессе эмоционально насыщенной практической деятельности. Ежегодно ансамбль принимает участие в городском торжественном мероприятии, посвященном Дню Победы. На сцене вместе с вокальным ансамблем «Гармония» Дворца Творчества Детей и Молодежи исполняли песню О.Газманова «Вперед, Россия». Мои воспитанники получили опыт социализации и испытали чувство гордости за Россию и своё исполнение.
Ежегодно ансамбль является участником городского шествия Парада Победы, возглавляя колонну своей школы. Родители гордятся своими детьми.
«Одна из первейших обязанностей всякого гражданина, - писал Ушинский К.Д. - приготовить из своих детей полезных для общества граждан».
Сегодня важно для общества и государства как воспитываются дети в семьях. Веду работу в тесной связи с родителями, так как считаю, что оценка деятельности ребенка в ансамбле родителями имеет большое значение в формировании гражданской позиции, достойного поведения, ответственности и у родителей и их детей. Родители заинтересованно вникают в концертную деятельность коллектива.
Осознание своей причастности к вопросам воспитания, делам и проблемам школы порождает у родителей желание действовать сообща. Практика показывает, что самым результативным является воспитание «на личном примере».
Внеурочная деятельность кадетов в ансамбле барабанщиков «Марш» содействует духовно-нравственному становлению личности ребенка и формированию у него:
- Нравственных чувств (совести, долга, веры, ответственности гражданственности, патриотизма),
- Нравственного облика (терпения, милосердия, кротости. незлобивости),
- Нравственной позиции (способности к различению добра и зла, проявлению самоотверженной любви, готовности к преодолению жизненных испытаний),
- Нравственного поведения (готовности служения людям и Отечеству, проявления духовной рассудительности).
Растить детей, граждан - значит передавать им духовный опыт отцов дедов и прадедов. Так ребенок учится любить Родину, ценить и уважать её историю, гордиться ею.
Список литературы
- Воспитание школьников № 8, 2009, с.10-16.
- ФГОС Примерные программы начального образования. - «Просвещение», Москва, 2011.
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор/ Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2014 г. - 223с.
- Джишкариани Т.Д. Духовно-нравственное воспитание в современной школе: учебно-методическое пособие для студентов направления подготовки Педагогическое образование / Т.Д.Джишкариани. - Шуя: Изд-во Шуйского филиала ИвГУ, 2016.-151 с.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Под. ред. Горского В.А. - М.: «Просвещение», 2011.