Тренинг для педагогов "Дорога к себе"

Разделы: Школьная психологическая служба

Ключевые слова: тренинг для педагогов


Цель: дать представление об эмоциональной сфере личности.

Задачи:

  • формировать позитивное отношение к собственным чувствам и чувствам окружающих;
  • развивать способности к самонаблюдению;
  • актуализировать представления о различных эмоциональных состояниях.

Ход занятия

Вступительное слово ведущего.

1. Упражнение «Имя»

Цель: настрой на занятие.

Участникам предлагается познакомиться необычным способом: назвать свое имя и положительное качество присущее ему, которое начинается на первую букву его имени.

2. Упражнение «Круг приветствия»

Цель: настрой на занятие, снижение эмоционального напряжения.

- Как приветствуют друг друга в России? (пожимают друг другу руки)

- В Бразилии хлопают друг друга по плечу.

- В Македонии приветствуют друг друга локтями.

- В Никарагуа здороваются плечами.

- В Италии горячо обнимаются. (Участники должны продемонстрировать все приветствия).

3. «Здравствуйте!»

При встрече люди обычно говорят это хорошее, доброе слово, желая друг другу здоровья. Поэтому людям всегда приятно слышать это приветствие.

- Я хочу задать вам такой вопрос - Что такое Здоровье?

Здоровье это не только отсутствие болезни, но и состояние полного психического благополучия. Это умение избегать стрессовых ситуаций, разрешение конфликтов; это положительные эмоции и хорошее настроение.

А что такое настроение? Мы все разные. У нас разные прически, глаза разного цвета, разный рост и возраст. Но в чем-то мы все похожи: когда весело, мы улыбаемся, когда очень грустно, то можем заплакать. Состояние, когда весело или грустно, тревожно или спокойно называется настроением, т.е. это то эмоциональное состояние на какое внутри себя настроен человек.

4. Упражнение «Ассоциации»

Цель: получение обратной связи, развитие навыка восприятия.

Участники по очереди продолжают следующие фразы:

День бывает … Снег бывает … Небо бывает … Друг бывает … Учитель бывает … Начальник бывает … Дружба бывает … Любовь бывает … Счастье бывает… Дорога бывает …Удача бывает… Разлука бывает… Встреча бывает… Цветок бывает… Ветер бывает… Книга бывает… Песня бывает… Завтрак бывает… Ребенок бывает … Зарплата бывает …

Вот по таким фразам мы можем отследить внутреннее состояние участника тренинга на данный промежуток времени.

5. Упражнение «Эмоции»

Цель: отработать навык выражения эмоций.

Если настроение это душевное внутреннее состояние, то эмоции - это душевные переживания. Подчас настроение окружающих мы можем считать с их эмоций.

Участникам предлагается продемонстрировать посредством невербального общения (мимики, жестов, позы) различные эмоции. Эмоции: человек, у которого болит голова; ребенок, который получил двойку; рассерженный человек; беззаботный человек; человек, который очень обижен; человек, который натер ногу; женщина, несущая с рынка тяжелый сумки; девушка, получившая комплимент от молодого симпатичного человека; девушка, получившая комплимент от человека вызывающего у нее антипатию; стеснительного человека; человек, у которого много проблем; человек, которого отчитывает начальник; человек, находящийся на отдыхе; флиртующий мужчина; человек - подхалим; человека, который стремится подчинить других; человек, который обороняется; высокомерный человек; нервный человек; человек, которому внезапно на улице стало плохо; Человек, выигравший в лотерее автомобиль.

Сколько разных эмоций вы сейчас продемонстрировали? Сколько чувственных реакций они вызвали?

Таким образом, через эмоции мы выражаем свои чувства и настроение. В течение дня нам приходится контактировать с большим количеством людей и они вызывают у нас различные чувства. Когда эти чувства позитивные - это хорошо. Но бывают и такие ситуации, что встреча со знакомым человеком может вызвать у вас негативные чувства и эмоции (и конечно же испортить настроение).

6. Упражнение «Чувства»

Цель: отработать навык выражения своих чувств.

К вам подходит знакомый человек и произносит следующее (далее на предложенное обращение участнику необходимо отреагировать дав реплику в ответ)

- Тебе не идет эта прическа.

- Фууу! Как ты сегодня плохо выглядишь!!!

- Ну ты и вырядилась!!!!

- У тебя такая ужасная походка!!!

- Что за ужасный запах у твоих духов!!!

- Ну ты и потолстела!!!

- Ужас, какая ты худющая!!!

- Что за страшная помада!!!

- Что идешь как сонная муха»!!!

- Ооо, сто лет не виделись, и еще бы столько не встречаться!!!!

- Что за древняя юбка на тебе!!!

- Замуж вышла? Ооо, поздравляю! Ну ничего, что муж у тебя страшненький!!!

- Ой, идешь прям вся из себя! Посмотрите-ка на нее!

- А что у тебя с лицом! (имеется в виду выражение лица)

- Туфли из бабушкиного сундука достала?!

- Ну и видок у тебя!!!

- Ой, а я тебя сразу то и не узнала! Что-то ты совсем пострашнела!

Конечно, встретив знакомого с такими репликами внутри рождается чувство. И это чувство не что иное как обида, злость, раздраженность, разочарование. А эти чувства - это основная причина конфликта. От чего мы испытываем негативные чувства? От целого ряда причин: от нашего личного восприятия обиды; от того насколько мы себя контролируем; от возможных последствий (чем это опасно для нас); от значимости обидчика.

7. Упражнение «Зеркало»

Цель: развивать способность к установлению положительных взаимоотношений с другими людьми.

Играющие стоят парами лицом друг к другу. Один из партнёров - «зеркало», другой - стоящий перед ним. «Зеркало» должно повторять движения.

8. Рефлексия

Передавая по кругу мягкую игрушку, участники высказывают свои впечатления от занятия.

Улыбайтесь всегда, всем и везде, не смотря на негативизм ситуации.

Улыбка - это главный враг ваших недоброжелателей!!!