Проведенный анализ программно-методических документов для дошкольных образовательных организаций в части формирования у дошкольников финансовой грамотности позволил сделать вывод о том, что данная сфера недостаточно систематизирована проработана и освещена. Одновременно формирование финансовой грамотности способствует приближению дошкольника к реальной жизни, формированию экономического мышления, а также закладывает фундамент для успешной социализации в обществе.
Федеральный государственный образовательный стандарт обозначает, в том числе, следующую задачу перед педагогами - формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности. Финансовую грамотность можно трактовать как составную часть социальных качеств дошкольника.
Целью данной работы выступает создание теоретической базы для дальнейшего формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, как важного условия социализации детей, а также условия повышения качества жизни будущего участника экономической жизни страны.
Финансовая грамотность - совокупность осведомленности, знаний, навыков, установок и поведения, связанных с финансами и необходимых для принятия разумных финансовых решений, а также достижения финансового благополучия; набор компетенций человека, которые образуют основу для разумного принятия финансовых решений. Считается, что развитие финансовой грамотности дает возможность поддерживать и улучшать финансовое благополучие.
Дошкольник встречается с экономической составляющей жизни, когда ходит с родителями в магазины, театры, банки, видит, как родители оплачивают счета, покупают еду, одежду и т.д. Для того чтобы указанная деятельность была осознана ребенком, чтобы ребенок понял причинно-следственные вязи в экономических отношениях, необходимо соответствующее обучение в игровой форме. Заложение фундамента экономических знаний в дошкольном возрасте позволит в дальнейшем грамотно распоряжаться «карманными деньгами», а во взрослом возрасте - своими, осознавать ценность денег и быть благополучным в части финансов т.д.
В работу по формированию финансовой грамотности у дошкольников можно включить следующие этапы:
1. анализ и оценка текущей финансовой грамотности у дошкольников путем подготовки соответствующих вопросов, создания ситуаций (магазин продуктов, театр, работа и т.д.) и наблюдение за поведением ребенка в них;
2. создание информационного уголка для родителей, включающего картотеку дидактических, сюжетно-ролевых игр, папки с информацией относительно формирования финансовой грамотности у дошкольников, перечень детской литературы, содержащей информацию и финансовых отношениях;
3. проведение родительского собрание на тему «Финансовая грамотность в семье», на котором обосновывается необходимость комплексной работы, как воспитателей в детском саду, так и родителей, для более полного погружения ребенка в мир финансовой грамотности, рассказ об играх, книгах, которые можно использовать для обучения, а также о возможности обучения в реальных ситуациях, например, при походе с ребенком в магазин и другие места, в которых могут возникнуть финансовые отношения. Также будут даны рекомендации, как сделать данный процесс экологичным, интересным, веселым и понятным для ребенка;
4. непосредственное обучение финансовой грамотности в детском саду путем проведения следующих уроков:
4.1. лекция с обсуждением на тему: «труд и продукт/услуга» (откуда берутся вещи, которыми мы пользуемся, еда, которую едим, почему;
4.2. лекция с обсуждением на тему: «откуда берутся деньги? В чем их ценность? На что их можно обменять?»;
4.3. совместное чтение пословиц о финансах и дальнейшее рассуждение о них (денежка без ног, а весь свет обойдет, деньги - гости: то нет, то горсти, денежки - что голуби: где обживутся, там и поведутся, Трудно деньги нажить, а с деньгами и дураку можно жить, кто до денег охоч, тот не спит и ночь, без копейки рубля нет, был бы ум, будет и рубль; не будет ума, не будет и рубля и т.д.);
4.4. совместное чтение книги Татьяны Поповой: "Волшебный банкомат. Детям об экономике и ее обсуждение";
4.5. проведение серии игр, направленных на формирование финансовой грамотности (воссоздание ситуаций в магазине, театре и т.д.);
4.6. лекция с обсуждением на тему «Реклама: правда и ложь, разум и чувства, желания и возможности»;
4.7. лекция с обсуждением на тему «Полезные финансовые навыки и привычки в быту»;
4.8. лекция с обсуждением на тему «Бережное отношение к деньгам»;
5. анализ и оценка финансовой грамотности у дошкольников после проведения обучения, при выявлении узких мест по итогам оценки, проведение дополнительных уроков.
Знакомство детей с экономическими аспектами жизни происходит поэтапно. Система работы рассчитана на один учебный год.
Такой комплексный и разносторонний подход позволит успешно сформировать у детей дошкольного возраста первичную финансовую грамотность и заложить фундамент для эффективного обращения с финансами во взрослой жизни
Список литературы
- Шатова А.Д. Финансовая грамотность дошкольников: две стороны проблемы (электронный ресурс) / Дошкольное воспитание. 2018. № 12.
- Блохина А.О., Терешкова О.В. Формирование основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста, сценарии образовательных событий и занятий для детей и их родителей в ДОО. Сборник методических разработок / КОИРО. 2017.
- Пушкарь А.Е. Дети и деньги / М.: Известие. 2008.
- Горяев А.Е. Основы финансовой грамотности. Учебное пособие/ М.: Просвещение. 2016.