Урок русского языка в 3-м классе по теме «Изменение существительных по падежам»

Разделы: Начальная школа

Класс: 3

Ключевые слова: УМК «Школа России», падежи имен существительных, падежные окончания существительных


Цели:

  • знакомство с понятием "изменение слова по падежам";
  • наблюдение за употреблением в предложениях текста одного и того же слова в формах разных падежей;
  • учить решать проблемные задачи.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Метапредметные результаты.

  • Регулятивные УУД: определять и формулировать цель деятельности на уроке; проговаривать последовательность действий на уроке; учиться высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника; учиться работать по предложенному плану.
  • Познавательные УУД: ориентироваться в учебнике, находить ответы на вопросы в тексте; делать выводы в результате совместной работы.
  • Коммуникативные действия: оформлять свои мысли в устной и письменной форме; учиться работать в паре; развивать умение договариваться, распределять роли, осуществлять совместный поиск решения.
  • Личностные результаты: осознавать роль языка и речи в жизни людей; пробудить познавательную активность.

Оборудование: учебники русского языка В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, тетради на печатной основе, таблица "Изменение имен существительных по падежам", карточки для работы в паре.

Ход урока

I. Оргмомент

Начинается урок, он пойдёт, ребята, впрок.
Постарайтесь всё понять, учитесь тайны открывать.

- Ребята, вы знаете, что наши знания - это богатство, которое мы складываем в наш сундучок, а когда нужно, достаём и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.

II. Чистописание

- Прочитайте слова: лиса, лису, лисичка, лисы, лисой. Как вы думаете, какое слово здесь лишнее?

Что вы можете сказать об остальных словах? Какое слово стоит в начальной форме?

- А сейчас догадайтесь, какую букву мы будем писать на чистописании. Эта буква обозначает глухой непарный звук. Какая это буква и в каком слове она находится?

чк чн // ча чу

III. Орфографическая минутка

- Спишите слова, вставьте пропущенные гласные буквы:

Мсц, звд, двчк, Рсс, врн, чнк, Мскв, грх. (месяц, завод, девочка, Россия, ученик, Москва, горох)

IV. Актуализация знаний

- Что объединяет все эти слова?

- Я предлагаю разделить вам эти слова на две группы. По какому признаку вы это сделаете?

  • Одушевленные и неодушевленные.
  • Собственные и нарицательные.
  • Существительные мужского и женского рода.

- Как вы думаете, а всё ли мы знаем об имени существительном? А хотите узнать что-то новое?

V. Введение в новую тему

1) Знакомство со склонением имён существительных. стр. 36 упр. 64

Карточка:

Сосна любит расти на сухих песках. Хвоя (сосна) ____________ всегда зелёная. Прилетел к (сосна) __________ дятел. Села на (сосна) ______________ синичка. Растут под (сосна)______________ маслята. Резвые белки играли на (сосна)________________.

- Что заметили в этом тексте?

- Как вы думаете, что надо сделать? Что значит «изменить слово»? Напишите на месте пропуска слово в правильной форме.

- Давайте проверим.

- Ребята, что же происходит со словом «сосна» в каждом предложении?

- А почему оно изменяет свои окончания?

- Выпишите из каждого предложения словосочетания со словом «сосна» вместе с вопросом, который вы будете задавать от главного слова, выделите окончания. (Проверка)

- Какой мы можем сделать вывод?

ВЫВОД: Имена существительные изменяют свои окончания, когда оказываются в предложении рядом с другими словами и отвечают на разные вопросы.

- Продолжите высказывания:

  • Имена существительные могут отвечать на вопросы:

кто?, что?, кого?, чего?, кому?, чему?, кого?, что?, кем?, чем?, о ком?, о чём?

  • При изменении существительного по вопросам изменяется его ………

окончание

2) Определение темы урока

- Кто из вас может определить тему урока?

- А вы знаете, что в русском языке эту длинную фразу можно заменить одним словом? Хотите узнать это слово?

VI. Работа по теме урока

1) Знакомство с материалом в учебнике

- Прочитайте статью в учебнике на стр. 36 и вы узнаете, как называется такое словоизменение существительных.

Отвечаем на вопросы:

  1. Как называется изменение имён существительных по вопросам?
  2. Сколько падежей в русском языке?
  3. Что такое склонение?
  4. От чего произошло название слова «падеж»?

Cлово падеж произошло от латинского casus (казус - падение). В русском языке это слово было переведено как «падеж». Ещё греческие учёные заметили, что имя существительное имеет прямую (основную) форму и косвенную, то есть как бы отклоняющуюся от прямой. Отсюда и известный термин склонение. Слова, употребляясь в речи, «падают» той или иной формой.

2) Рассматривание таблицы на стр.37

- Что вы можете рассказать по этой таблице?

- Каждый падеж имеет своё название и сокращённое обозначение.

- Каждый падеж имеет свои вопросы.

- Послушайте сказку Е.Мережинской «Откуда пошли названия падежей»

  • Он ещё не родился, а уже думали, какое имя ему дать, и решили назвать - именительный.
  • Родился - стал родительный. Это имя ему ещё больше понравилось.
  • Но он был малышом, ему всё давали, и он стал дательным.
  • Но он был ещё и большим озорником, за всякие проделки его винили, и он стал винительным.
  • Потом подрос, стал творить добрые дела и называться стал творительным.
  • Он всем предлагал свою помощь, о нём заговорили и назвали теперь предложным.

Физминутка

Мы устали чуточку, Отдохнём минуточку.
Поворот, наклон, прыжок, Улыбнись давай, дружок.
Ещё попрыгай: раз, два, три! На соседа посмотри,
Руки вверх и тут же вниз И за парту вновь садись.

VII. Заполнение таблицы «ЗХУ»

- Давайте определим, что мы уже знаем по нашей теме урока

  • Что такое «склонение», «падеж»
  • Как называются падежи
  • Вопросы падежей

- Что вы ещё хотите узнать на уроке? Это будет следующей целью нашего урока.

  • Как изменять слово по падежам (склонять).

VIII. Упражнение в склонении существительных

1) Коллективная работа по таблице

- Рассмотрите ещё одну таблицу. У каждого падежа есть своё слово - подсказка. (раздаю каждому ученику таблицу падежей)

- Сейчас, пользуясь таблицей, мы с вами просклоняем слово «зима».

2) Самостоятельная работа. Стр. 38 упр. 66

- С какой целью мы выполняли это упражнение? (Чтобы запомнить падежи, падежные вопросы и научиться склонять существительные.)

IX. Итог

- Давайте вернёмся к нашей таблице «ЗХУ». Что же мы узнали и чему научились на уроке?

  • Изменение существительного по вопросам называется «изменением по падежам» или «склонением».
  • У каждого падежа есть своё название, вопрос и слово-подсказка.
  • При склонении существительного меняется его окончание.

- Мы ещё не до конца исследовали эту тему, на следующем уроке мы разработаем с вами алгоритм, как определять падеж существительных.

X. Рефлексия

- Ребята, я хочу, чтобы вы оценили наш урок. Каждый для себя пусть выберет фразу и продолжит её.

- А сейчас мы поднимемся по лесенке успеха. Я предлагаю вам оценить свою работу на уроке.

Урок полезен, всё понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть неясно.
Ещё придётся потрудиться.
Да, трудно всё-таки учиться!