Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествия.
Задачи:
Образовательные:
Упражнять:
- в счете в пределах от 1 до 10 (в прямом и обратном порядке);
- в решении примеров на сложение и вычитание (в пределах 10).
Закреплять:
умения:
- составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;
- выделять в задаче: условие, вопрос, решение, ответ;
- согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
- ориентироваться на листе бумаги в клетку;
- составлять целое из частей и называть каждую дробную часть.
знания:
- о последовательности времен года, месяцев, дней недели;
- о геометрических фигурах;
- пространственные представления (вверху - внизу, слева - справа).
Продолжать формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер.
Развивающие:
- Развивать внимание, смекалку, зрительную память, воображение, логическое мышление.
- Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.
Воспитательные:
- Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.
Оборудование:
- карточка-ребус (космос);
- цифры от 1 до 11;
- математические наборы;
- "пульты" с цифрами от 1 до 10;
- блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;
- карточки со схематичными изображениями человечков в различных позах;
- две карточки с изображением моделей задач (на сложение и вычитание);
- карточки с примерами;
- мольберт;
- интерактивная доска;
- стулья с цифрами от 1 до 10.
Интеграция:
- Познавательное развитие.
- Социально-коммуникативное развитие.
- Физическое развитие.
- Речевое развитие.
Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия, беседы о космосе, чтение книг о космосе, игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша.
Методические приёмы:
- Игровой - использование сюрпризных моментов.
- Наглядный - использование иллюстрации.
- Словесный - напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия.
Демонстрационный материал:
- модель для составления арифметических задач, изображение планет (Марс, Юпитер, Солнце, Нептун); демонстрационный лист в крупную клетку (с точкой);
- силуэтная модель пришельца;
- карточки с примерами, наборы цифр;
- круги (3) в виде планет, поделенные на равные части (10, 6, 3)
Раздаточный материал:
- цифры от 0 до 10;
- листы в клетку с точкой;
- картинки планет (Солнце, Нептун, Марс, Сатурн);
- простые карандаши, фломастеры;
- математические наборы;
- "пульты" с цифрами от 1 до 10.
Ход НОД
Организационный момент (2 минуты)
НОД начинается у круглого столика на ковре.
Воспитатель: - Сегодня у нас с вами необычное путешествие.
- Хотите узнать, куда мы отправимся?
- Задание: разложите на столе цифры по порядку (1-К, 2-О, 3-С, 4-М, 5-О, 6-С), перевернув их обратной стороной, вы узнаете, куда - КОСМОС
- Молодцы, конечно, в космос.
Основная часть (26 минут)
Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно к звездам нам подняться
И до солнца долететь.
И в серьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной,
Погулять по ней немножко,
И вернуться вновь домой!
Раз мы с вами отправляемся в полет
Строить надо… звездолет.
Воспитатель: - Чтобы узнать, на чем мы отправимся в космос, надо соединить цифры по порядку от 1 до 11.
1. Дидактическое упражнение "Соедини цифры по порядку"
(Каждый из детей по очереди соединяют фломастером цифры по порядку.)
Воспитатель:
- Правильно, это - ракета!
- Я приглашаю вас в космическое путешествие на ракете. В пути Вас ждут интересные задания. Вы сможете показать свои знания, умения, сообразительность. Давайте построим ракету.
2. Строительство ракеты с использованием палочек Кюизенера
- закрепление состава числа 10 из 2-х меньших чисел.
Чтобы построить корпус ракеты, нужно обязательно соблюдать следующие правила:
- Для начала строительства выбрать одну полоску, обозначающую число 10.
- Каждый следующий уровень образуется из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первой.
- Молодцы космонавты, задание выполнено на отлично, все справились.
- А вы знаете, что космонавты, отправляясь в полет берут с собой еду в специальных упаковках. Это тюбики, баночки и пакетики разной формы и цвета.
- Я сейчас вам раздам карточки с символами, обозначающими фигуру, цвет, величину и толщину.
- Теперь вы подойдете к витрине с продуктами питания и выберете свою соответствующую фигуру. (Блоки Дьенеша.)
- Ну вот теперь мы с вами готовы к полету.
3. Дидактическая игра "Найди свое место"
Воспитатель: - Задание каждому ребенку: возьмите со стола карточку с изображением ракеты с примером, решите пример и найдите свое место в ракете.
(Каждый из ребят берет карточку, решает свой пример и находит стул с нужной цифрой.)
Дети рассаживаются за столы
4. Дидактическое упражнение "Назови по порядку цифры"
Воспитатель: - Что-то наша ракета не может взлететь, что нужно сделать? ("Завести ее").
- У Вас есть пульты управления ракетой, рассмотрите их (на карточках цифры от 1 до 10, расположенные в произвольном порядке).
Задание: "Нажать" на кнопки. Один ребенок считает прямым счетом от 1 до 10. Пуск!!!
Использование заставки на интерактивной доске: «Запуск ракеты»
5. Дидактическое упражнение "Ответь правильно"
Воспитатель: - А пока мы с Вами летим, давайте проведем разминку:
- Какое сейчас время года? ( Весна)
- Сколько в году месяцев? (12)
- Какой месяц? ( Апрель)
- Сколько дней в неделе? (7)
- Какой сегодня день недели? Вчера, завтра. (Ответы детей.)
- Сколько горошин в пустом стакане? (Нисколько)
Вывести на экран картинку: «Вселенная».
Воспитатель: - Будьте внимательны в полете, мы ведем наблюдение за космическими объектами и телами.
- Положите перед собой монитор (лист в клетку), найдите на своем столе разные планеты.
- А сейчас выложим вид космического неба на мониторе.
- В верхнем левом углу мы наблюдаем Солнце, в правом нижнем углу появилась голубая планета - Нептун, в левом нижнем красная планета - Марс, в верхнем правом планета - Сатурн. (Дети выкладывают.)
Вывести картинку на и/доске с планетами и точкой.
- Ребята проверьте у всех ли такой вид на мониторе.
- На моем экране появилась непонятная точка. Чтобы это могло быть?
- Для обнаружения объекта возьмите свои космические карандаши.
6. Математический диктант
Воспитатель диктует детям:
- 3 клетки вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 5 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх.
Воспитатель, выставляет готовую модель пришельца на экран.
Воспитатель: - Это - пришелец из космоса с планеты Роботов. Он хочет познакомить нас с жителями своей планеты, и для этого принес нам с вами их портреты.
7. Дидактическая игра "Какого изображения не хватает?
- Но что же такое? Некоторые изображения исчезли. Посмотрите, все ли инопланетяне одинаковые? Какого космического пришельца, не хватает во 2 и 3 рядах?
(Дети рисуют недостающие силуэты пришельцев.)
Воспитатель: - А вы знаете, что космонавты могут выходить в открытый космос? (Ответы детей).
8. Решение задач
Воспитатель: - Послушайте внимательно задачу:
На космическом корабле находилось 6 космонавтов. 2 космонавта вышли в открытый космос. Сколько космонавтов осталось на космическом корабле?
Давайте решим задачу. (Один ребенок идет к доске, а остальные составляют решение на столе).
- Сколько космонавтов было на корабле? (Ответы детей).
- Сколько вышло в открытый космос? (Ответы детей).
- Когда 2 космонавта вышли, стало больше или меньше космонавтов? Какое действие мы выполняем? (Вычитание.)
- Значит, нужно поставить после 6 какой знак + или -? (Ответы детей.)
- Мы записали действие вычитание. Что нужно поставить дальше? (=)
6 - 2 =
- Кто помнит вопрос задачи? (Cколько осталось космонавтов?)
- Кто ответит? (Осталось 4 космонавта.)
- Прочитайте свое решение. (Ответ детей.)
- А кто прочитает по-другому? (из 6 вычесть 2, получится 4. 6 минус 2 равно 4)
- Мы ответили на вопрос задачи, значит решили ее.
Воспитатель: - Давайте попробуем решить еще несколько задач:
1. Для полета в космос было приготовлено 10 скафандров, 5 скафандров осталось. Сколько космонавтов улетело в космос?
2. Космонавты взяли с собой в полет 6 тюбиков с первым блюдом и 4 тюбика со вторым блюдом. Сколько тюбиков с едой всего взяли космонавты?
Воспитатель: - Из каких частей состоит задача (Дети: условие, вопрос, решение, ответ).
- Молодцы, кто хочет составить задачу?
Дети составляют задачу (один ребенок у доски выкладывает решение, остальные - работают за столами).
9. Физкультминутка "Космос"
Один, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте.)
Дальше мы летим опять. (Соединить руки над головой.)
Оторвались от кометы, (Подпрыгнуть.)
Долетели до планеты. (Руки в стороны, покружиться.)
Звучит сигнал бедствия.
Воспитатель: - Планета Юпитер просит помощи. В планету попал метеорит, и она раскололась на части. Части разлетелись в космосе и смешались с другими частями космических тел, комет и астероидов.
- Задание: собрать планету Юпитер из 10 одинаковых по размеру частей.
Дети подходят к круглому столику на ковре и вместе собирают планеты, из трех планет находят нужную.
Воспитатель: - На сколько частей разлетелась планета? (Ответы детей).
- Возьмите каждый по одной части и поочередно выложите планету на мольберте, называя каждую часть (1/10 часть планеты, 2/10 часть планеты и т.д. до 10/10 - целая планета).
- Мы собрали планету Юпитер из 10 частей и продолжаем полет.
Продолжение физкультминутки.
- На орбите повисели, (Покачать руками, вытянутыми в стороны, вправо-влево)
И домой полетели. (Ходьба на месте).
Вернулись за столы.
Заключительная часть (2 минуты)
Воспитатель: - Молодцы, Вы справились со всеми заданиями. А теперь пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места. Возьмите свои пульты управления ракетой, начинаем обратный отсчет от 10 до 1, один ребенок считает вслух, дети нажимают на соответствующую цифру. Пуск!!!
Вывести на и/доску картинку звездного неба.
Вот мы из полета возвратились
И в наш садик приземлились.
Наше путешествие закончено.
- Вспомните, что Вы делали во время полета? (Ответы детей). Кому было трудно? Кому легко? Понравилось путешествие?
- Посмотрите-ка, дети, звезда с неба упала! Говорят, когда падает звезда можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. А вы хотите загадать желание?
Дети передают звезду друг другу и загадывают желание.
- А я хочу пожелать, чтобы вы всегда были такими дружными, смелыми, умными, сообразительными, как во время сегодняшнего путешествия.
Используемая литература
- Непомнящая Р.Л., Смоленцева А.А., Михайлова З.А. Математика до школы. - СПб: Детство-Пресс, 2001.
- Михайлова З.А., Иоффе Э. Математика от 3 до 7.- СПб: Детство-Пресс, 2009.
- Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников - СПб: Акцидент, 1996.
- Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет - Москва: Гном, 2003.
- Колесникова Е.В. Методическое пособие Обучение решению арифметических задач. - Москва: Сфера, 2012.
- Рахманова Е.М. Графические диктанты для дошкольников" - СПб: Владос, 2008.
- Шарыгина Т.А. О космосе - Москва: Книголюб, 2005.
- Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме "Космос"- Москва: Гном, 2012.
- Интернет-ресурсы: урок.рф, nsportal.ru