Конспект занятия по ФЭМП в подготовительной к школе группе «Математическое путешествие в космос»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, День космонавтики


Цель: Закрепление математических знаний и умений посредством игры-путешествия.

Задачи:

Образовательные:

Упражнять:

  • в счете в пределах от 1 до 10 (в прямом и обратном порядке);
  • в решении примеров на сложение и вычитание (в пределах 10).

Закреплять:

умения:

  • составлять простые арифметические задачи и записывать их решение с помощью цифр;
  • выделять в задаче: условие, вопрос, решение, ответ;
  • согласовывать числительное с существительным в роде, числе и падеже;
  • ориентироваться на листе бумаги в клетку;
  • составлять целое из частей и называть каждую дробную часть.

знания:

  • о последовательности времен года, месяцев, дней недели;
  • о геометрических фигурах;
  • пространственные представления (вверху - внизу, слева - справа).

Продолжать формировать представления о свойствах предметов: цвет, форма, размер.

Развивающие:

  • Развивать внимание, смекалку, зрительную память, воображение, логическое мышление.
  • Способствовать формированию мыслительных операций, развитию речи, умению аргументировать свои высказывания.

Воспитательные:

  • Воспитывать самостоятельность, умение работать в коллективе.

Оборудование:

  • карточка-ребус (космос);
  • цифры от 1 до 11;
  • математические наборы;
  • "пульты" с цифрами от 1 до 10;
  • блоки Дьенеша, палочки Кюизенера;
  • карточки со схематичными изображениями человечков в различных позах;
  • две карточки с изображением моделей задач (на сложение и вычитание);
  • карточки с примерами;
  • мольберт;
  • интерактивная доска;
  • стулья с цифрами от 1 до 10.


Интеграция:

  • Познавательное развитие.
  • Социально-коммуникативное развитие.
  • Физическое развитие.
  • Речевое развитие.

Предварительная работа с детьми: отгадывание загадок, решение логических задач, решение простых арифметических задач, индивидуальные занятия, беседы о космосе, чтение книг о космосе, игры с палочками Кюизенера и блоками Дьенеша.

Методические приёмы:

  • Игровой - использование сюрпризных моментов.
  • Наглядный - использование иллюстрации.
  • Словесный - напоминание, вопросы, индивидуальные ответы детей, поощрение, анализ занятия.

Демонстрационный материал:

  • модель для составления арифметических задач, изображение планет (Марс, Юпитер, Солнце, Нептун); демонстрационный лист в крупную клетку (с точкой);
  • силуэтная модель пришельца;
  • карточки с примерами, наборы цифр;
  • круги (3) в виде планет, поделенные на равные части (10, 6, 3)

Раздаточный материал:

  • цифры от 0 до 10;
  • листы в клетку с точкой;
  • картинки планет (Солнце, Нептун, Марс, Сатурн);
  • простые карандаши, фломастеры;
  • математические наборы;
  • "пульты" с цифрами от 1 до 10.

Ход НОД

Организационный момент (2 минуты)

НОД начинается у круглого столика на ковре.

Воспитатель: - Сегодня у нас с вами необычное путешествие.

- Хотите узнать, куда мы отправимся?

- Задание: разложите на столе цифры по порядку (1-К, 2-О, 3-С, 4-М, 5-О, 6-С), перевернув их обратной стороной, вы узнаете, куда - КОСМОС

- Молодцы, конечно, в космос.

Основная часть (26 минут)

Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно к звездам нам подняться
И до солнца долететь.
И в серьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной,
Погулять по ней немножко,
И вернуться вновь домой!
Раз мы с вами отправляемся в полет
Строить надо… звездолет.

Воспитатель: - Чтобы узнать, на чем мы отправимся в космос, надо соединить цифры по порядку от 1 до 11.

1. Дидактическое упражнение "Соедини цифры по порядку"

(Каждый из детей по очереди соединяют фломастером цифры по порядку.)

Воспитатель:

- Правильно, это - ракета!

- Я приглашаю вас в космическое путешествие на ракете. В пути Вас ждут интересные задания. Вы сможете показать свои знания, умения, сообразительность. Давайте построим ракету.

2. Строительство ракеты с использованием палочек Кюизенера

- закрепление состава числа 10 из 2-х меньших чисел.

Чтобы построить корпус ракеты, нужно обязательно соблюдать следующие правила:

  • Для начала строительства выбрать одну полоску, обозначающую число 10.
  • Каждый следующий уровень образуется из двух полосок разного цвета, но в сумме равных по длине первой.
- Скажите теперь, из каких двух меньших чисел может состоять число 10.

- Молодцы космонавты, задание выполнено на отлично, все справились.

- А вы знаете, что космонавты, отправляясь в полет берут с собой еду в специальных упаковках. Это тюбики, баночки и пакетики разной формы и цвета.

- Я сейчас вам раздам карточки с символами, обозначающими фигуру, цвет, величину и толщину.

- Теперь вы подойдете к витрине с продуктами питания и выберете свою соответствующую фигуру. (Блоки Дьенеша.)

- Ну вот теперь мы с вами готовы к полету.

3. Дидактическая игра "Найди свое место"

Воспитатель: - Задание каждому ребенку: возьмите со стола карточку с изображением ракеты с примером, решите пример и найдите свое место в ракете.

(Каждый из ребят берет карточку, решает свой пример и находит стул с нужной цифрой.)

Дети рассаживаются за столы

4. Дидактическое упражнение "Назови по порядку цифры"

Воспитатель: - Что-то наша ракета не может взлететь, что нужно сделать? ("Завести ее").

- У Вас есть пульты управления ракетой, рассмотрите их (на карточках цифры от 1 до 10, расположенные в произвольном порядке).

Задание: "Нажать" на кнопки. Один ребенок считает прямым счетом от 1 до 10. Пуск!!!

Использование заставки на интерактивной доске: «Запуск ракеты»

5. Дидактическое упражнение "Ответь правильно"

Воспитатель: - А пока мы с Вами летим, давайте проведем разминку:

- Какое сейчас время года? ( Весна)

- Сколько в году месяцев? (12)

- Какой месяц? ( Апрель)

- Сколько дней в неделе? (7)

- Какой сегодня день недели? Вчера, завтра. (Ответы детей.)

- Сколько горошин в пустом стакане? (Нисколько)

Вывести на экран картинку: «Вселенная».

Воспитатель: - Будьте внимательны в полете, мы ведем наблюдение за космическими объектами и телами.

- Положите перед собой монитор (лист в клетку), найдите на своем столе разные планеты.

- А сейчас выложим вид космического неба на мониторе.

- В верхнем левом углу мы наблюдаем Солнце, в правом нижнем углу появилась голубая планета - Нептун, в левом нижнем красная планета - Марс, в верхнем правом планета - Сатурн. (Дети выкладывают.)

Вывести картинку на и/доске с планетами и точкой.

- Ребята проверьте у всех ли такой вид на мониторе.

- На моем экране появилась непонятная точка. Чтобы это могло быть?

- Для обнаружения объекта возьмите свои космические карандаши.

6. Математический диктант

Воспитатель диктует детям:

- 3 клетки вправо, 3 вниз, 1 влево, 1 вниз, 3 вправо, 1 вниз, 2 влево, 5 вниз, 1 влево, 3 вверх, 1 влево, 3 вниз, 1 влево, 5 вверх, 2 влево, 1 вверх, 3 вправо, 1 вверх, 1 влево, 3 вверх.

Воспитатель, выставляет готовую модель пришельца на экран.

Воспитатель: - Это - пришелец из космоса с планеты Роботов. Он хочет познакомить нас с жителями своей планеты, и для этого принес нам с вами их портреты.

7. Дидактическая игра "Какого изображения не хватает?

- Но что же такое? Некоторые изображения исчезли. Посмотрите, все ли инопланетяне одинаковые? Какого космического пришельца, не хватает во 2 и 3 рядах?

(Дети рисуют недостающие силуэты пришельцев.)

Воспитатель: - А вы знаете, что космонавты могут выходить в открытый космос? (Ответы детей).

8. Решение задач

Воспитатель: - Послушайте внимательно задачу:

На космическом корабле находилось 6 космонавтов. 2 космонавта вышли в открытый космос. Сколько космонавтов осталось на космическом корабле?

Давайте решим задачу. (Один ребенок идет к доске, а остальные составляют решение на столе).

- Сколько космонавтов было на корабле? (Ответы детей).

- Сколько вышло в открытый космос? (Ответы детей).

- Когда 2 космонавта вышли, стало больше или меньше космонавтов? Какое действие мы выполняем? (Вычитание.)

- Значит, нужно поставить после 6 какой знак + или -? (Ответы детей.)

- Мы записали действие вычитание. Что нужно поставить дальше? (=)

6 - 2 =

- Кто помнит вопрос задачи? (Cколько осталось космонавтов?)

- Кто ответит? (Осталось 4 космонавта.)

- Прочитайте свое решение. (Ответ детей.)

- А кто прочитает по-другому? (из 6 вычесть 2, получится 4. 6 минус 2 равно 4)

- Мы ответили на вопрос задачи, значит решили ее.

Воспитатель: - Давайте попробуем решить еще несколько задач:

1. Для полета в космос было приготовлено 10 скафандров, 5 скафандров осталось. Сколько космонавтов улетело в космос?

2. Космонавты взяли с собой в полет 6 тюбиков с первым блюдом и 4 тюбика со вторым блюдом. Сколько тюбиков с едой всего взяли космонавты?

Воспитатель: - Из каких частей состоит задача (Дети: условие, вопрос, решение, ответ).

- Молодцы, кто хочет составить задачу?

Дети составляют задачу (один ребенок у доски выкладывает решение, остальные - работают за столами).

9. Физкультминутка "Космос"

Один, два, три, четыре, пять. (Ходьба на месте.)
Дальше мы летим опять. (Соединить руки над головой.)
Оторвались от кометы, (Подпрыгнуть.)
Долетели до планеты. (Руки в стороны, покружиться.)

Звучит сигнал бедствия.

Воспитатель: - Планета Юпитер просит помощи. В планету попал метеорит, и она раскололась на части. Части разлетелись в космосе и смешались с другими частями космических тел, комет и астероидов.

- Задание: собрать планету Юпитер из 10 одинаковых по размеру частей.

Дети подходят к круглому столику на ковре и вместе собирают планеты, из трех планет находят нужную.

Воспитатель: - На сколько частей разлетелась планета? (Ответы детей).

- Возьмите каждый по одной части и поочередно выложите планету на мольберте, называя каждую часть (1/10 часть планеты, 2/10 часть планеты и т.д. до 10/10 - целая планета).

- Мы собрали планету Юпитер из 10 частей и продолжаем полет.

Продолжение физкультминутки.

- На орбите повисели, (Покачать руками, вытянутыми в стороны, вправо-влево)
И домой полетели. (Ходьба на месте).

Вернулись за столы.

Заключительная часть (2 минуты)

Воспитатель: - Молодцы, Вы справились со всеми заданиями. А теперь пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места. Возьмите свои пульты управления ракетой, начинаем обратный отсчет от 10 до 1, один ребенок считает вслух, дети нажимают на соответствующую цифру. Пуск!!!

Вывести на и/доску картинку звездного неба.

Вот мы из полета возвратились
И в наш садик приземлились.
Наше путешествие закончено.

- Вспомните, что Вы делали во время полета? (Ответы детей). Кому было трудно? Кому легко? Понравилось путешествие?

- Посмотрите-ка, дети, звезда с неба упала! Говорят, когда падает звезда можно загадать желание, и оно обязательно сбудется. А вы хотите загадать желание?

Дети передают звезду друг другу и загадывают желание.

- А я хочу пожелать, чтобы вы всегда были такими дружными, смелыми, умными, сообразительными, как во время сегодняшнего путешествия.

Используемая литература

  1. Непомнящая Р.Л., Смоленцева А.А., Михайлова З.А. Математика до школы. - СПб: Детство-Пресс, 2001.
  2. Михайлова З.А., Иоффе Э. Математика от 3 до 7.- СПб: Детство-Пресс, 2009.
  3. Носова Е.А. Логика и математика для дошкольников - СПб: Акцидент, 1996.
  4. Комарова Л.Д. Как работать с палочками Кюизенера? Игры и упражнения по обучению математике детей 5-7 лет - Москва: Гном, 2003.
  5. Колесникова Е.В. Методическое пособие Обучение решению арифметических задач. - Москва: Сфера, 2012.
  6. Рахманова Е.М. Графические диктанты для дошкольников" - СПб: Владос, 2008.
  7. Шарыгина Т.А. О космосе - Москва: Книголюб, 2005.
  8. Кнушевицкая Н.А. Стихи и речевые упражнения по теме "Космос"- Москва: Гном, 2012.
  9. Интернет-ресурсы: урок.рф, nsportal.ru