Консультация учителя-логопеда для воспитателей: «Фонематический слух – основа правильной речи»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с


Умение сосредоточиться на звуке - очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь - основное средство общения. Также важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы звуки, из которых состоит наша речь. Это умение называется фонематическим слухом.

Фонематический слух - это способность человека к распознаванию речевых звуков, представленных фонемами данного языка.

От рождения слух малыша не приспособлен к тонкому различению речевых звуков. Эта способность развивается в общении со взрослым, особенно интенсивно в раннем возрасте. Слух ребенка быстро приспосабливается к звукам родного языка.

В первые недели жизни ребенка активно формируется слуховое внимание. Ребенок, услышав звук человеческого голоса, перестает сосать грудь, перестает плакать, когда с ним начинают говорить.

К концу первого месяца жизни младенца его можно успокоить колыбельной песней. К концу третьего месяца жизни он поворачивает голову в сторону говорящего и следит за ним глазами.

С 6 месяцев ребенок путем подражания произносит отдельные звуки, слоги, принимает тон, темп, ритм, мелодику и интонацию речи.

В период появления лепета ребенок повторяет видимую артикуляцию губ взрослого, пытаясь подражать. Многократное повторение кинестетического ощущения от определенного движения ведет к закреплению двигательного навыка артикулирования.

В возрасте от полутора до двух лет происходит чрезвычайное событие - ребенок начинает говорить, это самый яркий и самый стремительный период речевого развития. Если раньше он произносил лишь отдельные слова, то теперь он знает от 200 до 500 слов и соединяет их в несложные фразы.

Уже к двум годам дети различают все тонкости родной речи, понимают и реагируют на слова, отличающиеся одной фонемой. Так формируется фонематический слух - способность воспринимать звуки человеческой речи.

К четырем годам в норме ребенок должен дифференцировать все звуки, то есть у него должно быть сформировано фонематическое восприятие.

К пяти годам дети способны определять на слух наличие или отсутствие того или иного звука в слове, могут самостоятельно подбирать слова на заданные звуки, если, конечно с ними велась предварительная работа.

Чем раньше начата работа по развитию фонематического слуха, тем успешней будет идти общее речевое развитие ребенка, тем грамотнее он будет писать и читать.

Особенно необходимо развивать слуховое внимание и фонематический слух детям с речевыми проблемами. Поэтому неслучайно работе по развитию фонематического слуха педагоги уделяют много внимания. Для развития фонематического слуха в логопедии разработаны и успешно применяются специальные игры и упражнения. Важно отнестись к ним серьезно, уделить им столько времени и внимания, сколько понадобиться, при этом, не забывая, что игры должны стать интересными для ребенка.

Игры для формирования фонематического слуха.

Игры на различение неречевых звуков

«Отгадай, что звучит»

Оборудование: ширма, различные игрушки и предметы, которыми можно производить характерные звуки. Колокольчик, бубен, барабан, бумага, дудка, трещотка, погремушка и т.д.

Ход. Взрослый за ширмой звенит бубном, шуршит бумагой, звенит колокольчиком и т.д. и предлагает ребенку отгадать, каким предметом произведен звук. Звуки должны быть ясными и контрастными, чтобы ребенок мог их просто угадать. Вместо ширмы можно предложить ребенку сесть спиной к взрослому.

«Шумящие коробочки»

Оборудование: два комплекта одинаковых коробочек, наполненные различными материалами (песок, горох, крупа, кнопки, пуговицы, скрепки, бумажные шарики).

Ход. Взрослый, взяв коробочку из своего набора, трясет ею. Ребенок внимательно прислушивается к звучанию. Затем он берет свои коробочки и ищет среди них звучащую аналогично. Игра продолжается до тех пор, пока не будут найдены все пары. У этой игры много вариантов: взрослый трясет одну за другой несколько коробочек, ребенок запоминает и повторяет заданную последовательность. Не забывайте меняться ролями и обязательно ошибаться.

Игры на различение одинаковых слов, звукокомплексов и звуков

«Угадай, кто кричит?»

Оборудование: игрушки или картинки, изображающие знакомых ребенку домашних животных (корова, кошка, собака, коза и т.д.)

Ход. Взрослый показывает ребенку приготовленные картинки или игрушки и обыгрывает их, подражая соответствующему животному. Взрослый закрывает рот листом бумаги и подает голос, подражая одному из животных. Ребенок должен угадать кто это. Игру можно повторять несколько раз. Необходимо следить, чтобы ребенок внимательно слушал.

«Узнай по голосу»

Оборудование: записи голосов детей.

Ход. Играть можно с подгруппой детей. Вместе с детьми прослушивается запись голосов. Дети должны узнать, кто говорит на записи, и назвать его. Можно просто называть детей по именам. Один ребенок отворачивается спиной к группе детей. Взрослый показывает на одного игрока, тот должен назвать водящего по имени. Если ребенок угадывает, водящим становиться другой игрок.

Игры на различение слов, близких по звуковому составу

«Найди пару»

Оборудование: предметные парные картинки (миска - мишка, коза - коса, палка - галка, почка - дочка и т.д.)

Ход. Воспитатель помещает на доске несколько картинок. Остальные картинки лежат на столе. Детям предлагается к каждой картинке на доске найти пару из картинок, лежащих на столе. Парой является сходное по звучанию слово. Каждый ребенок, подобрав картинку, произносит оба слова из пары.

«Рифмовки»

Ход. Воспитатель дает задание: «Трижды повтори рифмовку. Говори четко, громко, не торопясь».

«Найди имя»

Ход.Воспитатель дает задание: «Повтори имена четырех детей, а затем назови одно имя, которое отличается от остальных по звучанию». Предлагаются группы имен:

  • Августина - Агния - Ангелина - Акулина Коля - Дима - Толя - Поля Полина - Наина - Люба - Галина Таня - Оля - Аня - Ваня Евгений - Петя - Витя - Катя Инна - Тина - Татьяна - Дина

Игры на дифференциацию гласных и согласных звуков

«Кто больше придумает слов»

Ход. Придумывание слов на заданный звук. Сначала на гласные звука: а, у, и, о. Потом на согласные: с, з, ш, ж и т.д. Выигрывает тот, кто придумал больше слов.

«Кто быстрее соберет вещи?

Оборудование: картинки с изображением предметов одежды (шуба, шапка, шляпа, шарф, штаны, свитер, сарафан, сапоги , костюм).Два чемодана разного цвета.

Ход. Один ребенок должен собрать в чемодан вещи, в названиях которых есть звук «с», другой - вещи со звуком «ш».

Игры на развитие звукового анализа

«Определи первый звук в слове»

Оборудование. Карточки, на каждой из которых 4-6 предметных картинки, кружки.

Ход. Воспитатель раздает карточки детям. Затем спрашивает, у кого на карточке есть предмет, начинающийся со звука «а». Тот из детей, кто назовет нужный предмет со своей карточки, получает кружок, которым накрывает названную картинку. Воспитатель продолжает задавать вопросы. Если к концу игры у некоторых детей останутся незакрытые картинки, воспитатель предлагает назвать их и определить, с какого звука начинается это слово. Выигрывает тот, кто закрыл все картинки.

«Кто в домике живет?

Оборудование. Карточки в виде плоских домиков с четырьмя окошками, на чердачном окошке - буква (К, С, З, Ц, Ж, Л, Р). Предметные картинки

Ход. Каждый играющий получает домик. Воспитатель берет из стопки картинку с изображением животного, называет его, а дети определяют, в каком домике оно должно жить. Если животное может жить в разных домиках (например, жираф - в домике Ж и в домике Р), то картинку получает тот ребенок, который первым сказал, что животное должно жить в его домике.