Актуальность педагогического опыта
ХХI век - век высоких технологий, коммуникаций и инноваций. Не обошёл прогресс и систему образования, в котором не осталась без внимания и система дополнительного образования. Активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям -современное образование. А какие они - современные дети? Это дети новой генерации: талантливые, любознательные, хорошо образованные в сфере информационных коммуникаций, это дети с повышенными требованиями к жизни, к образованию, к досуговой деятельности, поэтому и подход к работе с такими детьми в студии сольного пения «Дикси» модернизируется, постоянно совершенствуется для обеспечения качественного полноценного образовательного процесса обучающихся с целью получения ими знаний, умений и навыков.
Основной идеей опыта для меня стал поиск эффективного использования инновационных технологий преподавания вокала, так как современное образования требует от педагогов обновления знаний, которые обусловлены усовершенствованием инновационных технологий, интерактивных форм и методов обучения, рефлексивных умений, оцениванию и анализу своей педагогической деятельности.
Новизна. Все современные методы, не смотря на их различное множество, направлены на развитие интеллектуально-творческой личности. Дискуссия относительно развития современного образования, касающаяся как дистанционного обучения, так и интеграции информационных и коммуникационных технологий в традиционную образовательную практику, в которой содержание предоставляется в первую очередь посредством новых Интернет-технологий с его фрагментарной, клиповой формой подачи информации, в замену очным занятиям, сместилась с общего.
Практическая значимость. Использование интернет ресурсов становится неотъемлемым компонентом для современного образования и с применением дистанционных технологий. Так как интернет прочно вошел во все сферы жизни, в которой сфера образования не является исключением, появляется необходимость внедрения новых информационно-коммуникативных технологий, наличие развитой информационно образовательной среды и информационно-коммуникативных технологий. Особое значение приобретает работа по применению новых образовательных форм сетевого и электронного обучения и технологий, использованию открытых сервисов информационного сопровождения, интернет-ресурсов в целях повышения качества образовательного процесса.
Концептуальные и теоретические основы опыта. Изучая историю вокального жанра, могу сказать, что на протяжении многих столетий процесс обучения вокалу был основан на передаче информации от педагога к обучающемуся, что в свою очередь, было и остаётся самым оптимальным вариантом для развития навыков пения. Такая форма обучения сохраняется в настоящее время и является основной в учебном процессе и любое нововведение не должно быть абстрагировано от традиционных форм обучения. Самым приемлемыми инновациями в обучении сольному пению являются современные технические средства, будь это профессиональные (специальные) или пользовательские.
С появлением в конце XIX в начале XX веков звукозаписывающей аппаратуры: фонограф-граммофон-патефон, исполнитель пытался проанализировать свою "работу", выявляя ошибки и новые способы выразительности. В дальнейшем, когда техника звукозаписи выходила на более высокую ступень развития, появились: телеграфон и магнитофон, наряду с певцом, изучением голосовых возможностей человека стали интересоваться ведущие специалисты медицинских и технических университетов. Были созданы специальные лаборатории-студии, где, благодаря современным звукозаписывающим устройствам, разрабатывались теории правильного звукообразования. Ярким примером использования специальной аппаратуры для исследования голоса является работа нашего соотечественника-физиолога, психолога, педагога, доктора биологических наук, профессора Владимира Петровича Морозова, "Искусство резонансного пения". Проанализировав голоса многих выдающихся певцов, Владимир Петрович создал теорию, благодаря которой многие начинающие певцы вышли на единственный правильный путь звукоизвлечения.
В XXI веке с развитием технического прогресса, открылись большие возможности и перспективы. Доступность компьютеров и наличие интернета, позволяет заниматься вокалом в самых разнообразных онлайн школах:
Большую популярность в You tube приобретают всевозможные и разноплановые блогеры-преподаватели вокала, с которыми так же можно заниматься с помощью социальных сетей:
- https://www.youtube.com/c/SashaVocal
- https://www.youtube.com/watch?v=6DRPRWkpIY4
- https://www.youtube.com/c/%D0%A1%D0%B5%D0%BA%D1%80%D0%B5%D1%82%D1%8B%D0%B8%D0%A3%D1%80%D0%BE%D0%BA%D0%B8%D0%92%D0%BE%D0%BA%D0%B0%D0%BB%D0%B0
С помощью поисковых систем, в интернете также можно найти теоретический материал, необходимую и интересную информацию о технологиях разных вокальных школ, направлениях, исполнителях, композиторах:
- https://cyberleninka.ru/article/n/russkaya-vokalnaya-shkola-traditsii-i-perspektivy/viewer
- https://cyberleninka.ru/article/n/k-voprosu-opredeleniya-ponyatiya-pevcheskaya-kultura
- https://cyberleninka.ru/article/n/retseptsiya-muzyki-shostakovicha-v-tvorchestve-finskih-kompozitorov-vtoroy-poloviny-hh-veka
Просмотр онлайн-спектаклей:
- https://chips-journal.ru/reviews/7-detskih-spektaklej-kotorye-mozno-posmotret-onlajn https://www.osd.ru/txtinf.asp?tx=4799
мастер-классов:
- https://www.vivaharmony.ru/master-klass-po-vokalu-nauchis-pet-segodnja/
- https://www.youtube.com/watch?v=BY0o6GduJv4
он-лайн семинары и вебинары
- https://www.youtube.com/watch?v=mUlHWsTJhIw
- https://www.youtube.com/watch?v=LB0Kbl1Oulw
- https://www.youtube.com/watch?v=hRFrkAWH5zU
Описание опыта.
Современная информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования, благодаря которой появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого обучающегося, где бы он не находился.
В своей педагогической работе в вокальной студии сольного пения «Дикси», я применяю как традиционные (пояснение к выполнению вокальных упражнений, разучивания песен, общее эстетическое развитие обучающихся), так и инновационные педагогические подходы (современные технологии развития вокальных способностей, в основе которых использование интерактивных и интернет ресурсов для развития профессиональной и творческой активности обучающихся). Интернет ресурсы и интерактивные мультимедиа, которые стали на передовой современного музыкального образования, и служат направление прогрессивных педагогических технологий: http://agentstvo-prazdnik.com/
Для достижения высокого творческого результата, считаю целесообразным использование индивидуальное занятие основной формой обучения, благодаря которой нарабатывается вокальная техника с учетом как возрастных, так и индивидуальных способностей, потребностей, умений, навыков и уровнем обучаемости.
В своей практике, я использую:
- метод информационных технологий, который включает в себя работу с интернет-технологиями, изучение вокальных и музыкальных сайтов, электронной литературы в поисках инновационных форм и методов работы с детьми, а так же применение обучающих видео:
- метод интерактивных технологий, например: викторины, презентации по теме занятий. Это дает возможность вариативно реагировать на действия пользователя в активном режиме и позволяет благотворно влиять на мотивацию обучающихся, общую эффективность педагогического процесса.
- https://www.youtube.com/watch?v=EK47mmQjoHo
- https://www.poikakdiva.com/blog/vokalnie-registri
- https://vk.com/video/@club193366427?z=video-193366427_456239329%2Fclub193366427%2Fpl_-193366427_-2
- технология мотивации, которая составляет неотъемлемую часть для успешной и результативной деятельности. С помощью интернет-ресурсов, участие в концертах, конкурсах и фестивалях, стало доступно по всей стране.
В студии сольного пения «Дикси», обучение реализуется с применением таких месенджеров как: ВК, telegram, всю необходимую информацию обучающиеся получают в социальной сети «Вконтакте» https://vk.com/club193366427, дополнительной платформой служит группа в Telegrame https://t.me/+7PKO0u4dgPFmMmM6
С помощью современных гаджетов и электронной информационно-образовательной среды, занятия можно проводить регулярно и постоянно, независимо от места нахождения обучающихся. С помощью записи и просмотра видеоурока, обучающийся может дать оценку своей работы, услышать свой голос со стороны. Такой вид деятельности способствует развитию способности к самооценке и самоконтролю, помогает конкретно разобраться в том, какие недостатки нужно устранить, чтобы голос и интерпретируемое музыкальное произведение прозвучали как можно лучше.
You Tube является универсальным способом поиска для прослушивания и просмотра видеозаписей знаменитых исполнителей, что способствует накоплению музыкального опыта, помогает обучающимся выбрать ориентир при формировании представлений о вокальном эталоне.
Создание своей звукозаписывающей студии тоже является важным элементом в обучении вокалу. Наличие микрофона, звуковой аудио карты и мониторных наушников позволяют экспериментировать с голосом, добавляя разные приемы и краски в свой репертуар, что развивает творчество, самооценку, желание добиваться поставленной цели. С помощью различных сайтов, например таких как x-minus, можно транспонировать музыкальные произведения в удобную тональность, изменять темп, что довольно часто бывает нужно на раннем этапе обучения, когда требуется подобрать максимально удобный музыкальный материал, а также находить готовый текст песен.
На сегодняшний день существует достаточно много компьютерных программ для музыкантов, например Transcribe, которые помогают на занятиях не только менять тональность песни, темп, но и резать песню, т.е. убирать лишнее (иногда нужно, чтобы песня была короче по времени, либо в ней очень много повторений).
В ходе работы с родителями, интернет играет неоценимую роль для педагога, так как с его помощью можно не только общаться с родителями учеников, обсуждать повседневные вопросы, касающиеся их детей и студии, но и подбирать образы и сценические костюмы.
В ходе работы, я пришла к выводам, что применение технических средств в учебном процессе преподавания вокала развивает у ученика:
- критическое мышление;
- заставляет его думать и анализировать;
- способствует закреплению вокально-технических и художественно-исполнительских навыков;
- мотивирует изучение предмета, делая его более интересным и творческим.
Таким образом, использование интерактивных технологий и интернет ресурсов в дополнительном образовании бесспорно одна из самых эффективных форм передачи знаний и умений современного обучения и воспитания, в котором достойное место занимает демонстрация оригинальных практических и теоретических методов освоения определенного содержания вокала, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников педагогического процесса, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики современному подрастающему поколению.
Интернет источники