Инновационные технологии преподавания вокала в рамках дополнительного образования (из опыта работы)

Разделы: Музыка

Ключевые слова: вокал


Актуальность педагогического опыта

ХХI век - век высоких технологий, коммуникаций и инноваций. Не обошёл прогресс и систему образования, в котором не осталась без внимания и система дополнительного образования. Активно идет процесс смены образовательных стандартов, меняются способы и средства обучения детей. Принцип один - современным детям -современное образование. А какие они - современные дети? Это дети новой генерации: талантливые, любознательные, хорошо образованные в сфере информационных коммуникаций, это дети с повышенными требованиями к жизни, к образованию, к досуговой деятельности, поэтому и подход к работе с такими детьми в студии сольного пения «Дикси» модернизируется, постоянно совершенствуется для обеспечения качественного полноценного образовательного процесса обучающихся с целью получения ими знаний, умений и навыков.

Основной идеей опыта для меня стал поиск эффективного использования инновационных технологий преподавания вокала, так как современное образования требует от педагогов обновления знаний, которые обусловлены усовершенствованием инновационных технологий, интерактивных форм и методов обучения, рефлексивных умений, оцениванию и анализу своей педагогической деятельности.

Новизна. Все современные методы, не смотря на их различное множество, направлены на развитие интеллектуально-творческой личности. Дискуссия относительно развития современного образования, касающаяся как дистанционного обучения, так и интеграции информационных и коммуникационных технологий в традиционную образовательную практику, в которой содержание предоставляется в первую очередь посредством новых Интернет-технологий с его фрагментарной, клиповой формой подачи информации, в замену очным занятиям, сместилась с общего.

Практическая значимость. Использование интернет ресурсов становится неотъемлемым компонентом для современного образования и с применением дистанционных технологий. Так как интернет прочно вошел во все сферы жизни, в которой сфера образования не является исключением, появляется необходимость внедрения новых информационно-коммуникативных технологий, наличие развитой информационно образовательной среды и информационно-коммуникативных технологий. Особое значение приобретает работа по применению новых образовательных форм сетевого и электронного обучения и технологий, использованию открытых сервисов информационного сопровождения, интернет-ресурсов в целях повышения качества образовательного процесса.

Концептуальные и теоретические основы опыта. Изучая историю вокального жанра, могу сказать, что на протяжении многих столетий процесс обучения вокалу был основан на передаче информации от педагога к обучающемуся, что в свою очередь, было и остаётся самым оптимальным вариантом для развития навыков пения. Такая форма обучения сохраняется в настоящее время и является основной в учебном процессе и любое нововведение не должно быть абстрагировано от традиционных форм обучения. Самым приемлемыми инновациями в обучении сольному пению являются современные технические средства, будь это профессиональные (специальные) или пользовательские.

С появлением в конце XIX в начале XX веков звукозаписывающей аппаратуры: фонограф-граммофон-патефон, исполнитель пытался проанализировать свою "работу", выявляя ошибки и новые способы выразительности. В дальнейшем, когда техника звукозаписи выходила на более высокую ступень развития, появились: телеграфон и магнитофон, наряду с певцом, изучением голосовых возможностей человека стали интересоваться ведущие специалисты медицинских и технических университетов. Были созданы специальные лаборатории-студии, где, благодаря современным звукозаписывающим устройствам, разрабатывались теории правильного звукообразования. Ярким примером использования специальной аппаратуры для исследования голоса является работа нашего соотечественника-физиолога, психолога, педагога, доктора биологических наук, профессора Владимира Петровича Морозова, "Искусство резонансного пения". Проанализировав голоса многих выдающихся певцов, Владимир Петрович создал теорию, благодаря которой многие начинающие певцы вышли на единственный правильный путь звукоизвлечения.

В XXI веке с развитием технического прогресса, открылись большие возможности и перспективы. Доступность компьютеров и наличие интернета, позволяет заниматься вокалом в самых разнообразных онлайн школах:

Большую популярность в You tube приобретают всевозможные и разноплановые блогеры-преподаватели вокала, с которыми так же можно заниматься с помощью социальных сетей:

С помощью поисковых систем, в интернете также можно найти теоретический материал, необходимую и интересную информацию о технологиях разных вокальных школ, направлениях, исполнителях, композиторах:

Просмотр онлайн-спектаклей:

мастер-классов:

он-лайн семинары и вебинары

Описание опыта.

Современная информационно-образовательная среда - важнейший компонент новой системы образования, благодаря которой появилась возможность общаться и получать обратную связь от любого обучающегося, где бы он не находился.

В своей педагогической работе в вокальной студии сольного пения «Дикси», я применяю как традиционные (пояснение к выполнению вокальных упражнений, разучивания песен, общее эстетическое развитие обучающихся), так и инновационные педагогические подходы (современные технологии развития вокальных способностей, в основе которых использование интерактивных и интернет ресурсов для развития профессиональной и творческой активности обучающихся). Интернет ресурсы и интерактивные мультимедиа, которые стали на передовой современного музыкального образования, и служат направление прогрессивных педагогических технологий: http://agentstvo-prazdnik.com/

Для достижения высокого творческого результата, считаю целесообразным использование индивидуальное занятие основной формой обучения, благодаря которой нарабатывается вокальная техника с учетом как возрастных, так и индивидуальных способностей, потребностей, умений, навыков и уровнем обучаемости.

В своей практике, я использую:

- метод информационных технологий, который включает в себя работу с интернет-технологиями, изучение вокальных и музыкальных сайтов, электронной литературы в поисках инновационных форм и методов работы с детьми, а так же применение обучающих видео:

- метод интерактивных технологий, например: викторины, презентации по теме занятий. Это дает возможность вариативно реагировать на действия пользователя в активном режиме и позволяет благотворно влиять на мотивацию обучающихся, общую эффективность педагогического процесса.

- технология мотивации, которая составляет неотъемлемую часть для успешной и результативной деятельности. С помощью интернет-ресурсов, участие в концертах, конкурсах и фестивалях, стало доступно по всей стране.

В студии сольного пения «Дикси», обучение реализуется с применением таких месенджеров как: ВК, telegram, всю необходимую информацию обучающиеся получают в социальной сети «Вконтакте» https://vk.com/club193366427, дополнительной платформой служит группа в Telegrame https://t.me/+7PKO0u4dgPFmMmM6

С помощью современных гаджетов и электронной информационно-образовательной среды, занятия можно проводить регулярно и постоянно, независимо от места нахождения обучающихся. С помощью записи и просмотра видеоурока, обучающийся может дать оценку своей работы, услышать свой голос со стороны. Такой вид деятельности способствует развитию способности к самооценке и самоконтролю, помогает конкретно разобраться в том, какие недостатки нужно устранить, чтобы голос и интерпретируемое музыкальное произведение прозвучали как можно лучше.

You Tube является универсальным способом поиска для прослушивания и просмотра видеозаписей знаменитых исполнителей, что способствует накоплению музыкального опыта, помогает обучающимся выбрать ориентир при формировании представлений о вокальном эталоне.

Создание своей звукозаписывающей студии тоже является важным элементом в обучении вокалу. Наличие микрофона, звуковой аудио карты и мониторных наушников позволяют экспериментировать с голосом, добавляя разные приемы и краски в свой репертуар, что развивает творчество, самооценку, желание добиваться поставленной цели. С помощью различных сайтов, например таких как x-minus, можно транспонировать музыкальные произведения в удобную тональность, изменять темп, что довольно часто бывает нужно на раннем этапе обучения, когда требуется подобрать максимально удобный музыкальный материал, а также находить готовый текст песен.

На сегодняшний день существует достаточно много компьютерных программ для музыкантов, например Transcribe, которые помогают на занятиях не только менять тональность песни, темп, но и резать песню, т.е. убирать лишнее (иногда нужно, чтобы песня была короче по времени, либо в ней очень много повторений).

В ходе работы с родителями, интернет играет неоценимую роль для педагога, так как с его помощью можно не только общаться с родителями учеников, обсуждать повседневные вопросы, касающиеся их детей и студии, но и подбирать образы и сценические костюмы.

В ходе работы, я пришла к выводам, что применение технических средств в учебном процессе преподавания вокала развивает у ученика:

- критическое мышление;

- заставляет его думать и анализировать;

- способствует закреплению вокально-технических и художественно-исполнительских навыков;

- мотивирует изучение предмета, делая его более интересным и творческим.

Таким образом, использование интерактивных технологий и интернет ресурсов в дополнительном образовании бесспорно одна из самых эффективных форм передачи знаний и умений современного обучения и воспитания, в котором достойное место занимает демонстрация оригинальных практических и теоретических методов освоения определенного содержания вокала, передачи педагогического мастерства при активном взаимодействии всех участников педагогического процесса, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики современному подрастающему поколению.

Интернет источники

  1. https://cyberleninka.ru/article/n/innovatsionnye-obrazovatelnye-tehnologii-2/viewer
  2. https://cyberleninka.ru/article/n/sovremennye-innovatsionnye-obrazovatelnye-tehnologii/viewer