Конспект занятия по художественному конструированию в старшей группе «Балалайка»

Разделы: Работа с дошкольниками, Краеведение, Патриотическое воспитание

Класс: д/с

Ключевые слова: старшая группа


Цель: ознакомление детей с русским народным музыкальным инструментом «балалайка», конструирование из бумаги «Балалайка».

Задачи:

Воспитательные:

  • Воспитывать взаимопомощь, бережное отношение к творческой работе.
  • Воспитывать патриотические, гражданские чувства, желание познавать культуру своего народа.
  • Учить детей планировать свою деятельность, подбирать нужные элементы росписи при выполнении аппликации, продумывать действия по порядку, добиваться результатов.

Развивающие:

  • Способствовать развитию познавательных и творческих способностей детей;
  • Развивать эмоциональную отзывчивость при слушании народных песен;
  • Развивать умение самостоятельно действовать, при затруднениях обращаться к взрослому за помощью;
  • Развивать выразительность речи и движений в игре «Веселая балалайка»
  • Формировать музыкальную культуру на основе знакомства с народной музыкой
  • Развивать концентрацию внимания, работоспособность, мышление, мелкую и общую моторику в нейроигре «Кулак, ладонь, ребро».

Образовательные:

  • Расширять представления детей о декоративно-прикладном искусстве России - о росписи балалаек;
  • Формировать представления об истории происхождения музыкального инструмента - балалайки;
  • Учить техническим действиям конструирования декоративных изображений, передающих характерные элементы узора балалайки, использованию определенных цветовых решений.
  • Закрепить умение изготовления треугольной детали из прямоугольника для конструирования балалайки на основе освоенных способов сгибания бумаги.
  • Знакомство с техникой выполнения массажа глаз.

Расширять и активизировать словарный запас: балалайка, балалаечник, балагурить, гармошка, гармонист.

Приемы руководства деятельностью детей на занятии:

  • Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, сюрпризный момент.
  • Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, создание развивающей среды, массаж для глаз, нейроигра, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.
  • Приемы организации практической деятельности детей: презентация балалайки, комментирование, продуктивная деятельность.
  • Приемы поддержания интереса у детей: художественное слово, подвижная игра, чередование видов детской деятельности.
  • Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.

Оборудование: интерактивная доска, балалайка, аудиозапись игры на музыкальных инструментах (гармошка, балалайка)

Раздаточный материал: цветная бумага, клей, салфетки тканевые, салфетки бумажные, трафареты цветов и листочков для оформления росписи балалайки на каждого ребенка.

Создание среды для организации и проведения занятия: оформление групповой комнаты: деление группы на две зоны: познавательная зона и зона «мастерская».

Виды детской деятельности в занятии:

  • Игровая.
  • Коммуникативная.
  • Трудовая.
  • Познавательная.
  • Продуктивная.

Ожидаемые результаты:

  • развитие у воспитанников интереса к русским народным инструментам;
  • умения детей действовать самостоятельно;
  • проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослым;
  • воспитание нравственных качеств;
  • формирование универсальных предпосылок к учебной деятельности;
  • расширение и активизация словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  • Ребенок задает вопрос.
  • Активно участвует в продуктивной деятельности.
  • Проявляет самостоятельность.
  • Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
  • Сопереживает.
  • Эмоционально реагирует.
  • Соподчиняет мотивы.
  • Проявляет волевое усилие.
  • Аргументирует самооценку.

План занятия

1. Вводная часть

Создание проблемной ситуации. 3 мин.

Создание мотива для деятельности детей. Определение цели.

Анализ, выводы.

2. Основная часть

Нейроигра: 10 мин.

  • слушание игры на гармошке и балалайке (игра «Угадай, какой инструмент звучит»)
  • рассматривание балалайки и ее частей на интерактивной доске
  • сюрпризный момент - настоящая балалайка
  • назвать, из чего сделан корпус балалайки
  • подвижная игра «Веселая балалайка»
  • рассматривание на интерактивной доске росписи балалайки (городецкая, гжель)
  • художественное конструирование балалайки
  • массаж для глаз «Часики»

3. Заключительная часть

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итогов занятия. 2 мин.

Длительность занятия 25 мин.

Ход занятия

Части занятия

Содержание

Области

Вводная часть

Создание проблемной ситуации.

Создание мотива для деятельности детей

Определение цели

Анализ

Обследование

В-ль: ребята давайте поиграем в нашу любимую нейроигру «Кулак, ладонь, ребро».
Молодцы, хорошо у вас получается.
В-ль: ребята, посмотрите, видеописьмо. Давайте посмотрим, что там.
Дети рассаживаются на стульчики перед интерактивной доской.
На картинке народные музыкальные инструменты.
В-ль: ребята, скажите, какие русские музыкальные инструменты вы знаете?
Дети: гармошка, ложки, трещотка, балалайка
В-ль: послушайте, какой инструмент звучит (звучит гармошка, дети угадывают, затем звучит балалайка, дети угадывают).
В-ль: какой инструмент самый веселый? (балалайка)
- Правильно, молодцы.

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, музыкальное развитие
2 часть основная

В-ль: ребята давайте поиграем в нашу любимую нейроигру «Кулак, ладонь, ребро» Молодцы, хорошо у вас получается
В-ль: ребята, посмотрите, видеописьмо. Давайте посмотрим, что там.
Дети рассаживаются на стульчики перед интерактивной доской.
На картинке народные музыкальные инструменты.
В-ль: ребята, скажите, какие русские музыкальные инструменты вы знаете?
Дети: гармошка, ложки, трещотка, балалайка
В-ль: послушайте, какой инструмент звучит (звучит гармошка, дети угадывают, затем звучит балалайка, дети угадывают).
В-ль: какой инструмент самый веселый? (балалайка) - Правильно, молодцы.
Затем педагог предлагает отгадать загадку.

Ох, звенит она, звенит.
Всех, игра, веселит.
А всего-то три струны
Ей для музыки нужны!
Кто такая, отгадай-ка
Это наша…

Дети: БАЛАЛАЙКА!

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, музыкальное развитие

3 часть. Заключительная

Оценка деятельности детей и самооценка.

Подведение итога

Что можно делать под звуки балалайки? (танцевать) Вот сегодня мы поговорим о музыкальном русском народном инструменте - Балалайка.
Слайд №1 Балалайка
Сюрпризный момент (настоящая балалайка)
Воспитатель: Давайте его рассмотрим. (Дает детям потрогать, рассмотреть поближе). Ребята, а теперь посмотрите внимательно и скажите, из чего сделана балалайка?
Дети: (из дерева).
Воспитатель: Значит она какая?
Дети: Деревянная.
Воспитатель: А что есть у неё, из чего она состоит? Самая большая часть у балалайки называется корпус. А на какую фигуру похож корпус?
Дети: (на треугольник).
Воспитатель: Значит корпус какой?
Дети: Треугольный.
У современной балалайки треугольный деревянный корпус, у балалайки имеется гриф, на котором располагаются струны. В передней части корпуса находится резонаторное отверстие. Сколько струн у балалайки?
Дети: (3)
Воспитатель: А как вы думаете, для чего нужны струны?
Дети: Когда ударяешь по струнам, появляется звук.
Балалайка - струнный инструмент, потому что звук возникает благодаря игре на струнах.
Воспитатель: Хотите узнать, чем интересна балалайка? Тогда слушайте. Давным-давно жили люди, их называли крестьяне и, чтобы скрасить свою трудную жизнь, придумали они интересный музыкальный инструмент, звучание которого очень полюбилось людям. Он играл на всех народных гуляниях и ярмарках. Под его веселые звуки пели, танцевали. Но вот как назвать его? Думали-думали и придумали. Произошло название инструмента от слов «балакать», «балаболить», «балагурить», что в старину означало болтать. Вот и назвали этот инструмент - балалайка. Ее часто называют веселой балалайкой. А как вы ребятки думаете почему?
Дети: (Ответы детей).
Слайд №2 Балалаечники играют на балалайке.
Воспитатель приглашает ребят поиграть в игру, объясняет правила игры.
Игра «Веселая балалайка»
Слайд №3 Картинка балалайка. Звучит мелодия, исполняемая на балалайке.
Наша веселая балалайка приглашает всех на пляску. Мы будем передавать балалайку по кругу и говорить такие слова:
«Балалайка, балалайка, вместе с нами поиграй-ка, в чьих окажешься руках, с тем пустись в веселый пляс».
У кого из вас в руках окажется балалайка после того, как мы проговорили слова, тот выходит в круг и пляшет, а следующий имитирует игру на балалайке, остальные хлопают в ладоши(в конце игры - общая пляска). Молодцы!
Дети рассаживаются перед интерактивной доской для рассмотрения оформления росписи на корпусе балалайке (городецкая, гжель).
Воспитатель просит детей пройти в мастерскую для изготовления балалаек.
Дети рассаживаются на свои места. Воспитатель обращает внимание детей на то, что лежит на столах. Сегодня мы из бумаги сделаем аппликацию балалайки, корпус балалайки будем делать из такой геометрической формы (квадрат). Нам необходимо его сложить пополам, для этого надо совместить уголок с уголком квадрата, чтобы получился треугольник, левой рукой держим уголки вершины треугольника, правой проглаживаем линию сгиба. Затем нам надо приклеить фигуру - резонаторное окно, какой формы ? (круг), и приклеить гриф балалайки. Ребята, для того чтобы балалайка играла легко и беззаботно, вам нужно постараться сделать балалайку красивой. Мы будем украшать балалайку разными элементами росписи - цветами, листочками, птичками. Украшаете балалайку по своему вкусу. Ребята, соблюдайте правила работы с клеем, если испачкались, на столах у вас лежат салфетки, можно вытереть руки.
Массаж для глаз «Часики»
Приступаем к работе
Под звучание балалайки дети выполняют объемную аппликацию «Балалайка», работают самостоятельно.

Вся работа выполнена, ваша балалайки готовы, и они все друг на друга не похожи. Предлагаю вам под музыку создать ансамбль балалаечников и сыграть мелодию «Камаринская»

Музыкальное развитие, речевое развитие, познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие