Цель: обучение навыкам ведения профилактики буллинга в детской среде, поиск путей преодоления и предотвращения буллинга.
Форма: Семинар-практикум. Предполагает использование видеороликов, видеофрагментов, включает в себя анализ информации, решение ситуации-кейса, коллективную работу. Работа ведется в трех группах: учащиеся, родители, педагоги.
Участники: учащиеся 8-11 классов, родители, педагоги.
Оборудование: мультимедийный проектор.
Комплект материалов:
- конспект, методические рекомендации;
- видеофрагменты;
- презентация;
- дополнительные материалы (методические пособия для детей, педагогов, родителей).
Структура cеминара
Часть 1. Мотивационная
Просмотр видеоролика «Нягань о буллинге». Организация обсуждения просмотренного видеоролика, которое опирается на личный опыт участников.
Цель: обеспечить мотив к знакомству с заявленной темой.
Часть 2. Основная
В основной части Семинара модератор организует работу в группах (ученики, родители, педагоги), предлагает проанализировать кейс, в которой представлена ситуация буллинга, рассмотреть ее с позиции роли каждой группы участников и предложить варианты решения.
Часть 3. Заключение
Просмотр видеоролика «Как противостоять буллингу!». Модератор предлагает вернуться к той же ситуации-кейсу, представить каждой группе варианты по предупреждению буллинга. Обобщение обсуждаемого на Семинаре материала, составление единого алгоритма профилактических действий по предотвращению буллинга.
Конспект cеминара
Часть 1. Мотивационная
Модератор. Добрый день, участники Семинара! Сегодня наша тема «Профилактика буллинга в детском коллективе». Посмотрим видеофрагмент с улиц нашего города.
Демонстрация видеоролика «Нягань о буллинге».
Модератор. Как мы увидели из опроса, практически каждый в той или иной мере сталкивался с буллингом, и тема эта является актуальной.
Буллинг - или травля - это когда несколько детей обижают одного и это может продолжаться длительное время.
Буллинг - агрессивное и долговременное преследование одного из членов коллектива со стороны другого члена коллектива. Травлю организует лидер, иногда с сообщниками, а большинство остаются свидетелями/ наблюдателями, и это может длится длительное время.
Травля учит беспомощности, жестокости, травля учит притворству, травля учит страху, травля учит равнодушию.
Что же можно сделать, как остановить и предотвратить травлю?
Для этого мы с Вами сегодня и собрались, чтобы найти пути выхода из ситуации буллинга, найти пути по предупреждению буллинга.
Часть 2. Основная
Модератор. Переходим к работе в группах. У нас три группы «Ученики», «Родители», «Учителя».
1. Знакомство.
Модератор. Возьмите листочки, напишите свое имя, для того, чтобы к Вам могли обращаться. Булавкой приколите.
2. Разминка. Упражнение «Я желаю тебе ...».
Модератор. Для создания доброжелательной атмосферы в группе, выполним упражнение: слева направо по цепочке передайте свое пожелание, продолжив фразу «Я желаю тебе...»
Методический комментарий. Модератор начинает первым, передавая пожелание первой группе, далее первая группа передает пожелания друг другу и второй группе, далее по цепочке, пока круг не завершится.
3. Упражнение «Ассоциации».
Модератор. Обратите внимание, у вас на столах лежат листы с названием нашей сегодняшней темы Семинара - БУЛЛИНГ. Вам нужно в группе на каждую букву записать слово - ассоциацию. (Приложение 1)
Работа в группах.
Модератор. Представьте от каждой группы, что у вас получилось.
(Ответы участников: Б - боль, У- унижение, Л -лицемерие, Л -ложь, И - интриги, Н - ненависть, Г- гнев и др.)
Методический комментарий. Модератор делает вывод: все ответы очень информативны и отражают суть понятия буллинг.
4. Ситуация-кейс.
Модератор. Вашему вниманию предлагается ситуация-кейс буллинга. Вам нужно рассмотреть ее с позиции роли той группы, где вы находитесь, и предложить варианты ее решения:
- варианты действий ребенка (главного героя)? Что можно посоветовать мальчику?
- как поступить родителям?
- что необходимо сделать педагогам?
Пропишите на бумаге свои шаги, предложенные Вами для решения ситуации.
Затем представитель от каждой группы выступит и расскажет о ваших вариантах.
Ждем представления от групп.
Кейс:
Дима был очень хилым ребёнком. Не болезненным, но бледным, тощим и каким-то нескладным, физическая активность на низком уровне. Уже учась в шестом классе в школу он приходит под чутким надзором бабушки.
Одноклассники его недолюбливают, обзывают дохляком и маменькиным сынком.
Раньше Дима был отличником, так что он считался ботаником, хотя сейчас снизилась успеваемость, частые пропуски уроков по болезни. Насмешками дело не ограничилось. Крутые парни из класса играли его сменкой в футбол, отбирали бутерброды, ставили подножки. Били пару раз, но очень осторожно, почти без следов. Уроки физкультуры были адом -- и мальчики, и девочки устраивали тотализатор: «Залезет ли Дима по канату на самый верх или грохнется на полпути?», «Перепрыгнет через шест или сразу упадет, запнувшись за него. За партой Дима сидел один - никто не хотел с таким сидеть.
Жаловаться было бессмысленно, а просить помощи - не у кого. Родители много работали, и когда всё же случился разговор с отцом, он сказал: «Ты ж мужик, должен сам разобраться».
Работа в группах.
Модератор. Кто готов представить наработанные шаги решения ситуации буллинга?
Методический комментарий. Участники по очереди выступают и представляют свои варианты решения кейса, каждый со своей позиции: ребенка, родителя, педагога. Для наглядности ватманы с решениями вывешиваются на доску.
После того, как каждая группа выступила, модератор подводит итог.
В ходе мозгового штурма мы определили основные пути решения проблемы:
- не оставаться равнодушным;
- если это случилось, то жертве нужно знать: ты не виноват, самый расхожий миф - миф о виновности жертвы, никакое отличие не дает права другим делать кого-то жертвой;
- обратиться за помощью, самые близкие - это твои родители. Обратиться можно к любому человеку, которому ты доверяешь: психолог в школе, классный руководитель, тренер и др.
Часть 3. Заключительная
Модератор. Как один из вариантов "Того, как противостоять буллингу, я предлагаю посмотреть видеофрагмент.
Демонстрация видеоролика «Как противостоять буллингу!».
Модератор. Мы посмотрели видеофрагмент. Давайте обсудим, какие приемы преодоления буллинга в нем используются.
Методический комментарий.
(Ответы участников: эмоционально не реагировать; не показывать реакцию, что ты расстраиваешься; быть сильным, вселять мужество, поскольку мужество - это первое, что пытаются разрушить при буллинге и др.)
Модератор. Сейчас мы продолжаем работу в группах. Вам нужно вернуться к той же ситуации-кейсу, представить каждой группе варианты по предупреждению этой ситуации. Какие действия необходимо предпринять, чтобы этой ситуации не произошло. Прописать профилактические шаги с позиции роли той группы где вы находитесь.
Пропишите свои шаги, затем представитель от каждой группы расскажет о ваших наработках.
Работа в группах.
Методический комментарий. Стратегически важный момент: избегайте давать советы, помогите участникам развить такой собственный подход к решению проблемы, который они смогут применять в будущем.
Модератор. Кто готов представить профилактические шаги предупреждения буллинга?
Методический комментарий. На доске нарисован образ солнца, когда представители выходят, они на лучах, между лучей прописывают свои профилактические действия, таким образом собирается цельная модель, формируется алгоритм профилактики буллинга.
Модератор подводит общий итог: мы не можем изменить мир, но мы можем подготовить ребенка, обеспечив его наилучшими стратегиями совладания (умением владеть собой) и навыками поведения и общения.
Телефон доверия: 8-800-2000-122.
Рефлексия
- Считаете ли вы работу на Семинаре полезной для себя?
- Пригодятся ли Вам сегодняшние наработки в дальнейшем?