Конспект урока по изобразительному искусству "Художественные народные промыслы России". 5-й класс

Разделы: Общепедагогические технологии, МХК и ИЗО

Класс: 5

Ключевые слова: народные промыслы, народные промыслы России


Красота земли родной

Цели:

  • Приобщение к национальной культуре как системе общечеловеческих ценностей.
  • Воспитание патриотических чувств, нравственного отношения к миру через эстетическое развитие.
  • Развитие познавательного интереса детей к народному искусству.
  • Активизация творческого потенциала учеников.

Задачи урока:

  • Воспитывать бережное отношение к народным традициям и промыслам, продолжить формирование знаний о декоративно-прикладном искусстве и его применении, об образном языке декоративного искусства.
  • Развивать фантазию и воображение, навыки самостоятельного творческого мышления.

Оборудования и материалы.

  • Выставка работ уч-ся по теме «Русское народное искусство».
  • Народные костюмы и украшения для ведущих.
  • Музыкальное оформление. (слайд заставка, в гостях у сказки, народные мелодии. )
  • Различные поделки. (посуда, игрушки)

Ход урока

1. Организационный момент

2. Мотивация учебной деятельности (1 мин)

Приветствие учащихся, проверка готовности урока.

Добрый день 5 класс
Мне приятно видеть вас
Встаньте ровно, подтянитесь
И друг другу улыбнитесь
Молодцы, теперь садитесь!

3. Повторение

Актуализация знаний (8 мин)

Учитель: Ребята, послушайте стихотворение (слайд)

Славилась Россия чудо мастерами,
Дерево и глину в сказку превращали.
Красками и кистью красоту творили.
Своему искусству молодых учили!

Учитель: - Ребята! Как вы думаете о чем это стихотворение?

  1. О ком говорится в этом стихотворении?
  2. О каких мастерах говорится?
  3. Чем они занимаются?

(Ответы учащихся)

Учитель: А что такое народный промысел? (одна из форм народного художественного творчества, в частности, изготовления изделий декоративно-прикладного искусства)

Учитель: - А с какими народными промыслами вы знакомы?

Давайте вспомним, что вы знаете о этих промыслах?

  1. Родина народного промысла
  2. Предметы. на которые наносилась роспись
  3. Основные элементы росписи
  4. Основные цвета росписи

4. Практическая работа (20 мин)

Учитель: итак, мы вспомнили, с какими народными промыслами знакомились на предыдущих уроках. Как вы думаете. Какова цель нашего урока? (ответы детей)

Ну, а сейчас я предлагаю вам превратиться в мастеров-ремесленников народного творчества. Вы заранее распределены на группы и сейчас вам предстоит узнать, каким народным промыслом будет заниматься каждая группа, для этого у вас на столах есть мозаика, которую вам нужно собрать

(собирают под музыку)

Учитель:

  • 1-я группа - мастера гжельской росписи. Как вы определили что это именно гжельская роспись.
  • 2-я группа - мастера городецкой росписи. А какие элементы подсказывают вам, что это городецкая роспись?
  • 3-я группа - мастера хохломской росписи. Какие особенности хохломской росписи вы отметили?

Я вам раздаю предметы в соответствии с видом художественного промысла, которые вам необходимо расписать.

Когда работа в творческих мастерских будет закончена, я приглашаю вас на ярмарку народных ремёсел, где мастера представят свой товар, его нужно расхваливать так, чтобы захотелось его купит.

Соблюдает технику безопасности при работе кистью.

Можете приступать к работе. (на работу 20 мин)

5. Театрализованное представление творческих работ

Купцы дорогие, люди торговые, на нашей ярмарке должны вы свой товар расхваливать. Ничего не забыть и себя показать и товар свой продать (дети прикрепляют свои работы на доску).

1 скоморох:

Почтеннейшие господа!
Пожалуйте к нам сюда
Выставляйте свой товар
На наш ярморочный базар

2 скоморох

Товарец важный,
Похвалит его купец каждый!
Пожалуйте!
С доброго молодца пятак берем
А красным девицам даром отдаем

Учитель: что за мастера пожаловали на нашу ярмарку?

Ученик: - Городецкие мастера

Наши доски расписные,
Посмотрите вот какие
Все хотим вам показать
И подробно описать.
По розанам и купавкам
Городецкий скачет конь
И цветами весь расписан
До чего ж красивый он
Три девицы молодые
Под розанами стоят
«Где же хлопцы удалые?
Во все стороны глядят
Вот по улочке Петрушка
Едет на коне верхом
Верный пес его послушный
Бежит вслед за женихом!
Учитель: достойные товары!

Ученик:

Ай, да вазы, что за диво! Хороша и та и эта
Все нарядны и красивы, расписные все в цветах!
Здесь и роза и ромашка, одуванчик, васильки
С синей сеточкой по краю, просто глаз не отвести
Сотворили это чудо не за три девять земель
Расписали ту посуду на Руси, в местечке Гжель
Край фарфорового чуда, а кругом него леса
Синеглазая посуда, как весною небеса
Вазы, чайники и блюда так и светят на столе!
Из раскрашенной посуды есть вкусней и веселей!

Учитель: Хороши голубые узоры. Такая посуда - хороший подарок.

Учитель: А вот какая нарядная, красочная деревянная посуда.

Ученик:

Посуда не простая
А точно-золотая!
С яркими узорчиками
Ягодками и листочками
Называется она-
Золотая хохлома
Вы не знаете, ребята
Отчего и почему
Очень часто называют
Золотою Хохлому
Разве золотом покрыты
В ней деревья и дома
Может всюду там сияют
Золотые купола?
Деревянная, резная
Расписная Хохлома!
Удивительной посудой-
Вот чем славится она
Этот тонкий, этот дивный
Золотистый завиток!
Раз увидишь - не забудешь
И хотел бы. Да не мог.

Учитель: Такую посуду и на царский стол не зазорно поставить.

Закончила работу и наша ярмарка.

Кто смел, тот успел!
И себя показать и товар свой продать!

Учитель:

Вы на ярмарке бывали и товар свой показали.
Все рассказали, ничего не забыли.
Ну, а теперь прощайте
В следующем году приезжайте!

6. Рефлексия

Учитель: Ребята, а как вы думаете, для чего люди занимались промыслом?

А что такое промысел?

У кого дома имеются предметы народного творчества?

Добились ли мы поставленной цели урока?

«Незаконченное предложение»

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я выполнял задание…
  • Я понял, что…
  • Теперь я могу…
  • Я приобрел…
  • У меня получилось…
  • Я попробую…
  • Меня удивило…
  • Урок дал мне для жизни…
  • Мне захотелось……

Благодарю всех участников сегодняшнего занятия. Вы все хорошо потрудились. Показали свои знания и умения, о народных промыслах которыми мы гордимся!