Цель: приобщение детей к русской народной культуре.
Задачи:
- Дать представление о народной игрушке, народных промыслах.
- Активизировать речь, обогащать словарь и коммуникативные навыки.
- Развивать декоративно-прикладное творчество детей, чувство прекрасного, побуждать желание создавать красоту своими руками.
- Воспитывать интерес к русской народной игрушке.
Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация, мяч, демонстрационные картинки: Филимоноская игрушка, Дымковская игрушка, Матрёшка, Богородская игрушка, Каргопольская игрушка.
Ход занятия
Воспитатель: Дети вы любите играть в игрушки?
Ответы детей
- А какие бывают игрушки?
Ответы детей
- А из чего делают игрушки?
Ответы детей
Воспитатель: А вот игрушки не всегда были такими. Откуда мы можем узнать, чем играли дети раньше, давным-давно в старину?
Ответы детей
Воспитатель: А еще мы можем сходить в музей и посмотреть на старинные игрушки. Мы сегодня с вами тоже отправимся в музей, но не простой, а в виртуальный.
Воспитатель: А кто из вас был в музеи и как себя надо вести в музеи?
Ответы детей
Воспитатель: закрываем глаза и считаем: 1,2,3 в виртуальный музей попади.
1 слайд. Дымковская игрушка
Воспитатель: Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы.
Например, солнце и луна - символ зарождения жизни; ромбы - знак плодородия; волны - знак неба и влаги.
2 слайд. Филимоновская игрушка
Воспитатель: Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.
3 слайд. Каргопольская игрушка
Воспитатель: По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.
4 слайд. Богородская игрушка
Воспитатель: Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Сюжеты богородской игрушки разнообразны - это герои сказок и басен.
5 слайд. Матрешка
Воспитатель: Во всем мире известна и любима русская матрешка. Для изготовления матрешки применяют дерево - липу.
Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке.
Воспитатель: Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы и бересты.
А теперь посмотрим, какое задание приготовила для вас первая матрёшка! Как вы думаете, из чего делают матрешку?
Ответы детей
- Вы правы, матрешек делают из дерева. А сейчас мы вспомним, из каких материалов ещё изготавливают игрушки!
Задание «Из чего какой?» (выполняется с мячом)
(Воспитатель называет материал и бросает мяч ребенку. Ребенок, в свою очередь, образовывает прилагательное, называющее предмет, изготовленный из названного материала, и бросает мяч назад).
- Свистулька из глины - глиняная.
- Мяч из резины - резиновый.
- Матрёшка из дерева - деревянная.
- Кубик из пластмассы - пластмассовый.
- Игрушка из бумаги - бумажная.
- Барабан из картона - картонный.
- Паровозик из железа - железный.
- Шар из стекла - стеклянный.
- Мишка из кожи - кожаный.
Воспитатель: - Молодцы! Вот сколько есть материалов, из которых делают игрушки!
Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, что такое ярмарка?
Ответы детей
Воспитатель: Ярмарка - это место, где можно и купить и продать разнообразный товар.
Воспитатель: - На ярмарке, ребята, не только продают товары, но еще и играют. Вторая матрёшка приготовила для вас интересную игру!
Задание «Продолжи пословицу или поговорку»
(Воспитатель называет часть пословицы или поговорки, ребенок должен продолжить ее.
- Делу время - (потехе час.)
- Где песня поется, (там счастливо живется.) Не рой другому яму - (сам в нее попадешь.) Как аукнется - (так и откликнется.)
Правда в огне не горит (и в воде не тонет.)
Воспитатель: - Третья матрёшка предлагает с ней поиграть.
Физкультминутка
Мы веселые матрешки, (руки на талии, покачиваемся)
Прыгаем как мячики. (прыжки на месте)
Мы ногами топаем, (ногами топоем)
Мы руками хлопаем. (хлопаем в ладоши)
Глазками моргаем, (голову в перед, моргаем глазками)
После засыпаем. (садимся на корточки, ладошки под щечку)
(Дети повторяют движения за воспитателем и после садятся за столы)
Воспитатель: А теперь посмотрим, какое задание приготовила для вас четвертая матрёшка. Четвертая матрёшка просит смастерить русские народные игрушки на Ярмарку.
Дети расходятся по центрам.
Центр творчества 1: рисование «Украсим Дымковскую игрушку».
Цель: выполнить роспись шаблона дымковской игрушки; закрепить навыки декоративного украшения изделий на основе росписи дымковской игрушки. Оборудование: краски акварель, кисточки (тонкие), шаблон игрушки, баночки с водой, салфетки, фломастеры для подписи, образец росписи дымковской игрушки.
Центр творчества 2: лепка «Филимоновские узоры».
Цель: выполнить роспись шаблона филимоновской игрушки; закрепить навыки декоративного украшения изделий на основе росписи филимоновской игрушки.
Оборудование: шаблоны лошадки на белом картоне, пластилин (красный, желтый, зеленый, черный), ножницы для вырезания шаблона, доскаи для
лепки, фломастеры для подписи, образец росписи филимоновской игрушки.
Центр книги 1: напиши слово «ИГРУШКА» по образцу.
Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.
Оборудование: книжка-малышка «Матрешка», фломастеры: красный и синий, образец написания слова.
Центр книги 2: сделай и укрась книжку-малышку «МАТРЁШКА».
Цель: Проявление интереса к созданию собственных книг.
Оборудование: шаблоны «Матрешка», ножницы, ленточки, карандаши, фломастеры, клей-карандаш, дырокол, фигуры для украшения из фигурного дырокола.
Рефлексия
Воспитатель: Вот какие у нас получились игрушки!
- Что нового вы узнали о народной игрушке?
Ответы детей
- Что большего всего понравилось на занятии?
Ответы детей
- Что было трудно для вас?
Ответы детей