План-конспект ООД в подготовительной группе на тему «Русская народная игрушка»

Разделы: Работа с дошкольниками

Класс: д/с

Ключевые слова: подготовительная группа, русская народная кукла


Цель: приобщение детей к русской народной культуре.

Задачи:

  • Дать представление о народной игрушке, народных промыслах.
  • Активизировать речь, обогащать словарь и коммуникативные навыки.
  • Развивать декоративно-прикладное творчество детей, чувство прекрасного, побуждать желание создавать красоту своими руками.
  • Воспитывать интерес к русской народной игрушке.

Оборудование: телевизор, ноутбук, презентация, мяч, демонстрационные картинки: Филимоноская игрушка, Дымковская игрушка, Матрёшка, Богородская игрушка, Каргопольская игрушка.

Ход занятия

Воспитатель: Дети вы любите играть в игрушки?

Ответы детей

- А какие бывают игрушки?

Ответы детей

- А из чего делают игрушки?

Ответы детей

Воспитатель: А вот игрушки не всегда были такими. Откуда мы можем узнать, чем играли дети раньше, давным-давно в старину?

Ответы детей

Воспитатель: А еще мы можем сходить в музей и посмотреть на старинные игрушки. Мы сегодня с вами тоже отправимся в музей, но не простой, а в виртуальный.

Воспитатель: А кто из вас был в музеи и как себя надо вести в музеи?

Ответы детей

Воспитатель: закрываем глаза и считаем: 1,2,3 в виртуальный музей попади.

1 слайд. Дымковская игрушка

Воспитатель: Для изготовления дымковской игрушки используется вятская красная глина и речной песок. Узоры, используемые при росписи дымковской игрушки, тесно связаны с народными верованиями, символами природы.

Например, солнце и луна - символ зарождения жизни; ромбы - знак плодородия; волны - знак неба и влаги.

2 слайд. Филимоновская игрушка

Воспитатель: Филимоновская русская народная игрушка также относится к глиняным. Филимоновская традиционная игрушка выполняется в виде барыни, крестьянки, солдата, танцующей пары, а также в форме зверей, например, коров, баранов, лис, петухов и фантастических лесных существ.

3 слайд. Каргопольская игрушка

Воспитатель: По сравнению с яркими по цвету дымковскими и филимоновскими игрушками, каргопольская игрушка на вид сурова. Все фигурки немного приземистые, с короткими руками и ногами, туловище у них удлиненное, толстая и короткая шея и сравнительно большая голова. Интересно, что животные изображаются с толстыми лапами.

4 слайд. Богородская игрушка

Воспитатель: Игрушка выполняется из дерева, в основном из липы. Богородские игрушки редко разукрашивают или расписывают. Сюжеты богородской игрушки разнообразны - это герои сказок и басен.

5 слайд. Матрешка

Воспитатель: Во всем мире известна и любима русская матрешка. Для изготовления матрешки применяют дерево - липу.

Основным сюжетом матрешек был быт. Чаще всего изображали домашние занятия барынь. Девиц изображали в традиционных нарядах и обязательно в платке.

Воспитатель: Русские традиционные игрушки выполняются в основном из глины, дерева, соломы и бересты.

А теперь посмотрим, какое задание приготовила для вас первая матрёшка! Как вы думаете, из чего делают матрешку?

Ответы детей

- Вы правы, матрешек делают из дерева. А сейчас мы вспомним, из каких материалов ещё изготавливают игрушки!

Задание «Из чего какой?» (выполняется с мячом)

(Воспитатель называет материал и бросает мяч ребенку. Ребенок, в свою очередь, образовывает прилагательное, называющее предмет, изготовленный из названного материала, и бросает мяч назад).

  • Свистулька из глины - глиняная.
  • Мяч из резины - резиновый.
  • Матрёшка из дерева - деревянная.
  • Кубик из пластмассы - пластмассовый.
  • Игрушка из бумаги - бумажная.
  • Барабан из картона - картонный.
  • Паровозик из железа - железный.
  • Шар из стекла - стеклянный.
  • Мишка из кожи - кожаный.

Воспитатель: - Молодцы! Вот сколько есть материалов, из которых делают игрушки!

Воспитатель: Ребята, кто из вас знает, что такое ярмарка?

Ответы детей

Воспитатель: Ярмарка - это место, где можно и купить и продать разнообразный товар.

Воспитатель: - На ярмарке, ребята, не только продают товары, но еще и играют. Вторая матрёшка приготовила для вас интересную игру!

Задание «Продолжи пословицу или поговорку»

(Воспитатель называет часть пословицы или поговорки, ребенок должен продолжить ее.

  • Делу время - (потехе час.)
  • Где песня поется, (там счастливо живется.) Не рой другому яму - (сам в нее попадешь.) Как аукнется - (так и откликнется.)

Правда в огне не горит (и в воде не тонет.)

Воспитатель: - Третья матрёшка предлагает с ней поиграть.

Физкультминутка

Мы веселые матрешки, (руки на талии, покачиваемся)
Прыгаем как мячики. (прыжки на месте)
Мы ногами топаем, (ногами топоем)
Мы руками хлопаем. (хлопаем в ладоши)
Глазками моргаем, (голову в перед, моргаем глазками)
После засыпаем. (садимся на корточки, ладошки под щечку)

(Дети повторяют движения за воспитателем и после садятся за столы)

Воспитатель: А теперь посмотрим, какое задание приготовила для вас четвертая матрёшка. Четвертая матрёшка просит смастерить русские народные игрушки на Ярмарку.

Дети расходятся по центрам.

Центр творчества 1: рисование «Украсим Дымковскую игрушку».

Цель: выполнить роспись шаблона дымковской игрушки; закрепить навыки декоративного украшения изделий на основе росписи дымковской игрушки. Оборудование: краски акварель, кисточки (тонкие), шаблон игрушки, баночки с водой, салфетки, фломастеры для подписи, образец росписи дымковской игрушки.

Центр творчества 2: лепка «Филимоновские узоры».

Цель: выполнить роспись шаблона филимоновской игрушки; закрепить навыки декоративного украшения изделий на основе росписи филимоновской игрушки.

Оборудование: шаблоны лошадки на белом картоне, пластилин (красный, желтый, зеленый, черный), ножницы для вырезания шаблона, доскаи для
лепки, фломастеры для подписи, образец росписи филимоновской игрушки.

Центр книги 1: напиши слово «ИГРУШКА» по образцу.

Цель: Закрепление знаний о гласных и согласных звуках.

Оборудование: книжка-малышка «Матрешка», фломастеры: красный и синий, образец написания слова.

Центр книги 2: сделай и укрась книжку-малышку «МАТРЁШКА».

Цель: Проявление интереса к созданию собственных книг.

Оборудование: шаблоны «Матрешка», ножницы, ленточки, карандаши, фломастеры, клей-карандаш, дырокол, фигуры для украшения из фигурного дырокола.

Рефлексия

Воспитатель: Вот какие у нас получились игрушки!

- Что нового вы узнали о народной игрушке?

Ответы детей

- Что большего всего понравилось на занятии?

Ответы детей

- Что было трудно для вас?

Ответы детей