Навыки чтения по праву считаются фундаментом всего последующего образования. В ФГОС впервые раскрывается в трех миссиях-задачах:
- чтение для воспитания и образования ребенка;
- чтение как работа с информацией;
- чтение как общеучебное умение.
Чтение уже не рассматривается как отдельная структура, как отдельный предмет, оно выделяется как предметное, метапредметное, личностное УУД. На этапе формирования УУД учитель должен использовать не только традиционные методики обучения осмысленному чтению, а брать в вооружение и современные методики («экранного чтения», технологию «встречного движения»). (См. об этом: Александрова Е.В., «Экранное чтение как один из приемов формирования компетентностного читателя»; // Литература в школе. - 2013. - № 10. - С. 23-25; Романичева Е.С., «Встречное движение как новая технология приобщения школьников к чтению» // Литература в школе. - 2013. - № 3. - С. 19-22.)
Полноценное чтение - сложный и многогранный процесс, предлагающий решения таких пользовательских и коммуникативных задач, как понимание (общее, полное и критическое), поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и др.
Объективные требования к уровню чтения учащихся весьма велики. В современном обществе умение читать не может сводиться лишь к овладению техникой чтения. Теперь это постоянно развивающаяся совокупность знаний, навыков и умений, т.е. качество человека, которое должно совершенствоваться на протяжении всей его жизни в разных ситуациях деятельности и общения.
Один из главных критериев уровня навыка чтения - полнота понимания текста. О достаточно полном понимании текста могут свидетельствовать следующие умения:
- общая ориентация в содержании текста и понимание его целостного смысла (определение главной темы, общей цели или назначение текста; формулировка тезиса, выражающего общий смысл текста; объяснение порядка инструкций, предлагаемых в тексте; сопоставление основных частей графики или таблицы; объяснение значения карты, рисунка; обнаружение соответствия между частью текста и его общей идеей, сформулированной вопросом);
- нахождение информации (умение пробежать текст «глазами», определить его основные элементы и занятия поисками необходимой информации, порой в самом тексте выкраденной в иной (синонимической) форме, чем в вопросе);
- рефлексия содержания текста (умение связать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников, оценить утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире, найти доводы в защиту своей точки зрения);
- рефлексия на форму текста (умение оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом - мастерство его исполнения, что подразумевает достаточное развитие критического мышления и самостоятельности эстетических суждений).
Другой подход к совершенствованию школьников направлен на овладение ими навыками и приемами понимания информации, содержащейся в тексте. Сущность понимания состоит в том, чтобы понять идею произведения, замысел его автора и почувствовать эмоциональный настрой и красоту языка художественного произведения.
Выделяются пять основных приемов осмысления текста. Постановка вопроса к тексту и поиск ответов на них. Разновидностью этого приема является постановка вопроса-предположения, сочетающего в себе вопрос и предположительный ответ на него (например: «А не потому ли…что…?», «Может быть, это объясниться тем, что…?»). Помимо постановки вопросов, эффективным приемом работы над текстом является составление плана, т.е. умение выделить логическую и последовательную структуру текста. Приведем последовательные шаги по организации самостоятельной деятельности учащегося с целью составления плана:
- внимательно прочитать текст;
- выделить главные мысли текста;
- проверить, как они соотносятся между собой;
- сгруппировать текст вокруг главной мысли (разделить его на смысловые части);
- по количеству главных мыслей определить количество пунктов плана;
- сформулировать главные мысли кратко (записать их в виде пунктов плана);
- прочитать текст повторно, проверить, не пропущено ли что-то.
Профессор Шутан М.И. предлагает новые методы и приемы школьного изучения литературного произведения (См. об этом Шутан М.И. «Ученик и художественный текст. О методах и приемах школьного изучения литературного произведения» // Литература в школе. - 2012. - №1. - С. 21-26.)
Учебный метод |
Прием |
Воспроизведение готового текста |
|
Трансформация авторского текста |
|
Истолкование авторского текста |
|
Актуализация межтекстовых связей |
|
Создание нового текста |
|