Использование цифровой платформы SKILLFOLIO на уроках обществознания и права для формирования SOFT SKILLS

Разделы: История и обществознание, Общепедагогические технологии


Условия современного информационного общества, где одними из основных ценностей являются успешность и эффективность, ставят человека в достаточно сложные условия - огромное напряжение физических, умственных и эмоциональных сил. В этой ситуации постоянного стресса поднимается вопрос о вреде осуществлению повседневной деятельности, разрушении межличностных отношений, помехе отдыху и, возможно, ухудшению здоровья.

Субъектами образовательного процесса в Шебекинской гимназии-интернате являются девочки подросткового возраста (12-18 лет). Подростковый период имеет такие особенности как: открытие своего внутреннего «Я», особое внимание к своей исключительности, чувствам, стремление к самоутверждению, развитие самоанализа, самооценки, самокритики и другие. Эти характеристики в подростковой жизни неопределенны, нестабильны, что вызывает постоянное беспокойство, волнение и тревожные переживания. Эмоциональная сфера подростков подвергается изменениям, в результате чего детям сложно управлять своими эмоциями, что в конечном результате может выразиться в протестах и конфликтах.

Способность распознавать свои эмоции и других людей, понимать мотивацию и желания, а также умение управлять ими с целью выполнения практической деятельности были положены в основу теории эмоционального интеллекта, который, как уже доказано, не только способствует общему развитию детей, но и положительно влияет на успеваемость в школе.

В связи с этим нами была начата работа по развитию эмоционального интеллекта гимназисток на уроках гуманитарного цикла. Именно эти уроки (история, обществознание, право, мировая художественная культура, литература и другие) в наибольшей степени способствуют формированию умения распознавать и анализировать эмоциональное состояние людей, а на этой основе и свое собственное, выявлять связь между этим самочувствием и действиями личностей, анализировать и оценивать свое эмоциональное отражение.

Важным учебным предметом для развития эмоционального интеллекта является обществознание - комплекс дисциплин, объектом исследования которых являются различные стороны жизни общества (история, экономика, право, политология, социология, психология и т.д.). Обществознание помогает формированию и развитию личности, т.к. способствует самопознанию, самоопределению, самовоспитанию, самореализации.

Обществознание. Тема: «Социальная сущность человека»

Первый вариант

При изучении вопроса «Биосоциальная сущность человека» на этапе первичной проверки понимания можно провести практику «Зона моего контроля».

- Человек - это биосоциальное существо, которому присуще как биологические характеристики (инстинкты, первичные потребности: питание, отдых, воспроизводство рода), так и социальные (общение, мышление, труд). В процессе жизни в человеке происходят определенные изменения, связанные со становлением личности, т.е. проявлением социально-значимых качеств (воля, целеустремленность, сознание и самосознание).

- Посмотрите внимательно на практику «Зона моего контроля», где представлен шаблон, с которым вы должны поработать. По внешнему кругу расположены фразы, отражающие нашу окружающую действительность, то, что мы не можем контролировать и управлять: погода, слова и поступки других людей и т.д. Во внутреннем круге указано то, что мы можем контролировать и чем можем управлять: эмоции, поступки. Дополните эти фразы.

- Какие чувства вы испытываете, когда осознаете, что подвластно вашему контролю, а что нет?

- Какие конкретные действия, способные повлиять на результат, необходимо рассмотреть детально?

- Мешают ли решения и действия других людей тому, чтобы вы достигли поставленных целей?

- Кого бы вы хотели вовлечь в процесс, чтобы получить максимальный результат?

Второй вариант

При изучении вопроса «Биосоциальная сущность человека» на этапе первичной проверки понимания можно провести практику «Польза эмоций».

Дети должны записать рядом с каждой эмоцией, в чем ее польза в жизни человека.

Выводы:

Практика помогает научиться самоанализу, т.е. распознанию круга своих действий, эмоций, их влияния на самого себя и на окружающих. Кроме того, практика активно работает над самоконтролем, где важно не только умение контролировать свои эмоции и поступки, но и влиять, переориентировать плохие и мотивировать хорошие. Все это лежит в основе самоорганизации учениц, а, следовательно, в основе эмоционального интеллекта.

Проведение подобных практик на уроках обществознания очень полезно, т.к. сложный научный материал учащиеся постигают через конкретные ситуации из собственной жизни и жизни окружающих, что способствует в целом повысить интерес к предмету, а, значит, улучшить качество знания. Таким образом, через познание себя, происходит познание окружающего мира и получение научных знаний.

Обществознание. Тема: «Познавательная деятельность»

На этапе первичного усвоения новых знаний при изучении вопроса «Самопознание» можно применить практику «Знакомство с собой. «Матрица идентичности».

- Самопознание - это познавательная деятельность, направленная на познание самого себя, своих психических и физических особенностей, осмысление себя как личности. Самопознание - очень сложный процесс, который длится всю жизнь человека. Для того чтобы развиваться, двигаться дальше, человеку необходимо исследовать себя, осознать в себе то новое, неизвестное, что поможет в постижении собственного Я. Для исследования себя заполните «Матрицу идентичности», будьте честными и искренними, т.к. от этого зависит ваш результат.

- Кем вы хотите быть, и считаете, что всегда будете?

- Кем вы хотите быть, и считаете, что могли бы быть им?

- Кем вы хотите быть, но считаете, что можете никогда им не стать?

- Кем вы не хотите быть, и считаете, что никогда им не будете?

- Кем вы не хотите быть, но боитесь, что можете стать им?

- Кем вы не хотите быть, но считаете, что всегда будете им?

- Заполните ячейки матрицы. Затем, используя ключ, расшифруйте значение этих ячеек. С помощью этих знаний вы можете понять свои сильные стороны, основу, на которую опираетесь. Кроме того, здесь вы увидите то, что является вашими слабыми, уязвимыми местами. Чем лучше вы поймете свои возможности, тем быстрее и увереннее будете двигаться к своей цели как гармоничная личность.

Выводы:

Практика «Знакомство с собой. «Матрица идентичности» - это прекрасное средство для самопознания, определения собственной идентичности и осознания личных убеждений о своих сильных и слабых сторонах, дающее понимание о скрытых внутри нас ресурсах и страхах.

Право. Тема: «Юридическая ответственность»

На уроке развивающего контроля «Юридическая ответственность» была поставлена цель - научить обучающихся различным способам самоконтроля и взаимоконтроля, сформировать способности и умения, позволяющие осуществлять контроль. Для выполнения поставленной цели была проведена практика «World Cafe». Для ее выполнения необходимо заготовить несколько вопросов по теме. Класс делится на группы, каждая из которых получает свой вопрос. В каждой команде выбирается «хозяин», который ведет обсуждение и записывает все идеи. После первого раунда обсуждений по командам, группы меняются местами, но «хозяин» стола остается и знакомит новую группу с результатами обсуждения предыдущей группы. Новая команда добавляет свои идеи. Таким образом, каждая группа совершит несколько переходов, пока не побывает за каждым столом. В конце практики команды возвращаются в исходное положение, обрабатывает все полученные результаты и представляет итоговый вариант.

Выводы:

Данная практика помимо полученных и систематизированных знаний способствует положительному эмоциональному стимулированию, так как способствует возникновению чувства уверенности в своих силах, легкости процесса обучения, что создает ситуацию переживания радости успеха. В свою очередь это способствует активизации процессов внимания, запоминания, осмысления, повышает эффективность достигаемых целей.

Важным моментом на любом уроке или занятии является этап рефлексии, т.е. осмысления и анализа человеком своего внутреннего мира (знаний, эмоций, целей, мотивов, поступков, установок).

Рефлексия

Первый вариант

Практика «Сортировка эмоций»: «Перед вами находятся рюкзак, с которым вы будете продолжать двигаться дальше, корзина для мусора и наши эмоции в виде смайликов. Выходя к доске, определите, какую эмоцию вы с собой возьмете дальше, а какую отправите в корзину. Свой выбор поясните».

Второй вариант

Практика «Дерево достижений»: «Это Дерево достижений, на котором необходимо отразить с помощью эмоций то новое, что изучили сегодня на уроке».

Выводы:

Практики, позволяющие осуществить рефлексию, имеют огромное практическое значение, так как осуществляют функцию средства полноценного и эффективного самоанализа, позволяя воспринимать свои мысли и действия, анализировать их и трансформировать.

Подводя итоги, хочется отметить, что практическое обращение к эмоциональному интеллекту дает огромный потенциал развитию личностей наших учениц. Проходя этапы его развития (эмпатию, самоанализ, социальные навыки, самоконтроль), они становятся свободными от стереотипов, шаблонов, предрассудков, что позволяет им двигаться вперед, развиваться и становиться самодостаточными личностями.

Список литературы

  1. Готтман, Джон. Эмоциональный интеллект ребенка. Практическое руководство для родителей / Джон Готтман, Джоан Деклер; перевод с английского Галины Федотовой. - М., 2018.
  2. Шиманская В. Эмоциональный интеллект детей: инструкция по развитию и применению [Электронный ресурс].
    - Режим доступа: https://mel.fm/vospitaniye/psikhologiya/9741256-emotional_intelligence (дата обращения: 15.10.2020)
  3. Шиманская В. Эмоциональный интеллект для детей и родителей [Электронный ресурс].
    - Режим доступа: https://knigid.ru/26280-viktoriya-shimanskaya-emocionalnyy-intellekt-dlya-detey-i-roditeley.html (дата обращения: 01.07.2022)
  4. Шиманская В. Эмоциональный интеллект: практики для жизни [Электронный ресурс].
    - Режим доступа: https://www.youtube.com/watch?v=t3GQV6i9fAg (дата обращения: 11.10.2020)