Пояснительная записка
В последнее время из школ исчезает немецкий язык, как первый иностранный. Все больше родителей отдают предпочтение английскому языку.
Группы немецкого языка в школах становятся всё меньше, а иногда появляются классы, в которых вообще нет детей, желающих изучать немецкий язык. С целью популяризации немецкого языка на раннем этапе воспитания и развития детей, наша школа на протяжении трёх лет приглашала на внеурочные занятия по немецкому языку детей подготовительной группы детского сада «Звёздочка»
Рабочая программа кружка внеурочной деятельности «Играем и поём по-немецки» составлена в соответствии с ФГОС НОО и на основе программы «Немецкий язык в начальной школе» Бим И.Л.
Программа имеет общеинтеллектуальную направленность.
Изучение немецкого языка на раннем этапе способствует общему речевому развитию ребёнка, расширению его кругозора и воспитанию.
Формирование элементарной коммуникативной компетенции происходит на доступном уровне в таких главных видах речевой деятельности как аудирование и говорение.
Программа рассчитана на 1 год (подготовительную группу), 1 занятие в неделю.
Формы проведения занятий:
- Фронтальная работа.
- Работа в парах, группе.
- Ролевые игры.
Занятия проводятся в игровой форме с использованием наглядности (игрушек, картинок). На занятиях разучиваются рифмовки, песни, стихотворения, инсценируются различные ситуации.
Формы подведения итогов реализации данной программы:
- Исполнение песен, рифмовок и стихотворений.
- Инсценировки.
- Концерт для родителей.
Цель: развитие интереса к изучаемому языку, формирование практических умений и навыков в немецком языке, подготовка ребёнка к изучению немецкого языка в школе.
Задачи:
- Воспитание и разносторонне развитие дошкольника средствами немецкого языка и немецкой культуры.
- Развитие личности дошкольника, его интеллектуальных и познавательных способностей, умений, мотивации и интереса к дальнейшему изучению немецкого языка.
- Обеспечение психологической адаптации детей к преодолению языковых и психологических барьеров.
- Расширение лингвистического кругозора обучающихся.
- Развитие внимания, мышления, памяти в ситуациях общения, в ходе овладения языковым материалом.
- Формирование основ гуманитарного образования.
Ожидаемые результаты
Речевая компетенция
Дети научатся:
- Вести элементарные диалоги в элементарных ситуациях, рассказывать о себе, своих друзьях, своих игрушках.
- Понимать на слух речь учителя, собеседника, носителя языка.
- Понимать на слух, выполнять просьбы и указания учителя, а также понимать на слух связное сообщение учителя, построенное на изученном языковом материале.
Языковая компетенция:
- Адекватно произносить и различать на слух звуки и слова немецкого языка, соблюдать правила ударения в словах и фразах.
- Распознавать и употреблять в речи изученные лексические единицы.
Общеучебные умения
- Развитие умения взаимодействовать с окружающими в разных ситуациях.
- Развитие коммуникативных способностей дошкольников, умения выбирать адекватные языковые и речевые средства для успешного решения элементарной коммуникативной задачи.
- Расширение общего лингвистического кругозора дошкольника.
Содержание программы
Знакомство: С учителем, игрушками, персонажами детских произведений; имя, возраст. Приветствие, прощание с использованием типичных фраз речевого этикета.
Я и моя семья: Члены семьи, их имена, возраст, черты характера, увлечения/хобби.
Мы считаем: Счёт до 20.
Времена года: Название времён года, месяцев. Любимое время года.
Мои любимые занятия: Что я умею/люблю делать. Мои любимые сказки.
Я и мои друзья: Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия.
Животные:
- Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать.
- Дикие и домашние животные.
Страна изучаемого языка и родная страна:
- Общие сведения: название, столица.
- Литературные персонажи книг.
- Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке (рифмовки, стихи, песни, сказки).
Виды деятельности:
- Обучение осуществляется по двум видам речевой деятельности - говорению и аудированию.
- Изучение алфавита, чтение и письмо на данном этапе не предусмотрено.
Виды речевой деятельности
Говорение
1. Диалогическая форма
Умение вести:
- этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового и межкультурного общения, в том числе с помощью средств коммуникации;
- диалог - расспрос (запрос информации и ответ на него);
- диалог - побуждение к действию.
2. Монологическая форма
Умение пользоваться:
- основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей).
Аудирование
Воспринимать на слух и понимать:
- речь учителя в процессе общения на занятии и вербально/ не вербально реагировать на услышанное;
- небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств языковой коммуникации.
Тематическое планирование
Тема
|
Содержание |
Количество часов |
Знакомство |
- учиться приветствовать, знакомиться, прощаться, рассказывать о себе в процессе игры, представлять другого |
4 |
Я и моя семья |
- описывать семейное фото;
|
4 |
Мы считаем |
- учиться считать от 1 до 20, считать предметы, называть возраст |
4 |
Времена года |
- название времен года, название месяцев |
4 |
Мои любимые занятия |
- название действий, любимых занятий, что я могу, умею делать |
5 |
Я и мои друзья |
- представлять друга, говорить какой он, давать краткое описание внешности |
4 |
Животные |
- называть домашних и диких животных, определять их по картинкам, называть своё любимое животное |
4 |
Страна изучаемого языка и родная страна |
- говорить название страны, изучаемого языка, называть столицу |
5 |
Календарно-тематическое планирование
№
|
Тема занятия |
Лексические единицы |
1 |
Знакомство |
Ich heiβe… Wie heiβt du? Und du? Hallo! Guten Tag, Guten Morgen, Guten Abend, Tschüss, Auf Wiedersehen, Wie geht`s? |
2 |
Диалог - знакомство. Приветствие |
|
3 |
Песенка: «Hallo! Hallo! Guten Morgen» |
|
4 |
Привет! Как дела? Игры и сценки |
|
5 |
Моя семья |
Die Familie, die Mutter, der Vater, der Opa, die Oma, die Schwester, der Bruder, mein, meine, gut, lustig, schön, alt, jung |
6 |
Мои родители |
|
7 |
Мои родственники |
|
8 |
Я и моя семья. Игры и сценки |
|
9 |
Мы считаем пальчики. Счет до 10 |
Eins, zwei, drei, vier…
|
10 |
Считаем дальше. Счет до 12 |
|
11 |
Мы считаем всё подряд. Счет до 20 |
|
12 |
Мы считаем и играем |
|
13 |
Времена года. Новая песенка |
Der Frühling, der Sommer, der Herbst, der Winter, песня: "Januar, Februar, März, April", и про времена года |
14 |
Календарь |
|
15 |
Сколько месяцев в году |
|
16 |
Песенка про месяцы |
|
17 |
Мои любимые занятия |
Spielen, singen, malen, turnen, Ball spielen, Fuβball, Klavier spielen, laufen, Szenen spielen, Rad fahren, schwimmen, können, ich kann… Rate mal… |
18 |
Мы играем и поём |
|
19 |
Что мы уже умеем. Игра-пантомима |
|
20 |
Любимые занятия. Игры и сценки |
|
21 |
Как много мы уже умеем. Повторение |
|
22 |
Я и мои друзья |
Mein Freund/meine Freundin, er/sie heiβt…, er/sie ist… Wie heiβt… Wie alt ist er/sie? |
23 |
Как зовут моего друга |
|
24 |
Как зовут моего друга, угадай |
|
25 |
Мой самый лучший друг |
|
26 |
Животные |
Die Katze, der Hund, die Maus, der Papagei, der Hase, der Igel, der Fuchs, der Wolf, der Bär usw. |
27 |
Кто живет у меня дома |
|
28 |
Кто живёт в лесу |
|
29 |
Моё любимое животное |
|
30 |
Страна изучаемого языка |
Deutsch, Deutschland, Berlin, Brüder Grimm, Aschenputtel, Schneewittchen, Frau Holle, Zwerg Nase usw. |
31 |
Красивая Германия |
|
32 |
Немецкие сказки |
|
33 |
Персонажи немецких сказок |
|
34 |
Что мы знаем и умеем. Итоговое занятие. Маленький концерт |
Примечание: В программе используются песни и рифмовки сборника: "Spielerisch Deutsch lernen.Lieder und Reime" издательства Hueber (Entwickelt vom Goethe-Institut London)