Муниципальный конкурс "Методическая копилка: взаимодействие с семьями обучающихся" для учителей логопедов, дефектологов и педагогов-психологов ОО Азовского района

Разделы: Работа с родителями, Логопедия

Ключевые слова: взаимодействие с родителями, взаимодействие педагога и семьи


В настоящее время взаимодействие учителя-логопеда с семьями детей, имеющих речевые недостатки, является наиболее актуальной.

Актуальность темы заключается в том что, современным родителям необходима постоянная, квалифицированная помощь учителя-логопеда для решения проблем речевого развития ребенка, поэтому учитель-логопед должен привлекать родителей к активному участию в коррекционном процессе по преодолению речевых дефектов у детей, что во многом облегчит работу специалиста и ускорит успехи детей.

Цель:

  • Разработка системы, включающая в себя формы, методы, приемы коррекционно- развивающей деятельности учителя-логопеда с родителями.
  • Создание оптимальной среды для взаимодействия учителя-логопеда с семьей как условие повышения эффективности коррекции речевых нарушений у детей.
  • Привлечение родителей детей с нарушениями речи в коррекционный процесс.

Задачи:

  • Сформировать единое пространство социального развития ребенка между учителем-логопедом и родителями на основе дружеского, доверительного отношения;
  • Способствовать адекватному включению родителей в коррекционный процесс;
  • Повысить компетентность родителей в вопросах развития речи детей;
  • Освоение родителями практического опыта по исправлению речи детей;
  • Разработать и внедрить наглядные пособия для эффективности коррекционного процесса.

Речь - один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека - это его визитная карточка. Каждый родитель мечтает, чтобы его ребёнок вырос здоровым и успешным, смог добиться большего, чем сами родители, научился лучше разбираться в людях и взаимодействовать с ними. Но мало кто задумывался о том, насколько важную роль во всём этом играет умение ребёнка говорить правильно, четко и красиво.

Правильная речь имеет огромную роль для полноценного психофизического развития человека.

Расстройства речи нарушают возможность свободного общения человека с другими людьми. Осознание своего речевого недостатка вызывает различные эмоциональные состояния: чувство своей неполноценности, стремление отойти от коллектива, страх речи, порождает чувство обиды, раздражительности, речь пассивна. Все это ставит под угрозу социальную значимость личности человека, способствует формированию у него своеобразных пато-психологических черт характера. Недостатки звукопроизношения или лексики, темпа, способности передать свою мысль, желание - все это вызывает у ребенка - логопата замкнутость, робость, снижает речевую активность.

Чрезвычайно велика роль семьи, родителей в развитии речи ребенка, в воспитании правильного звукопроизношения у детей - логопатов.

Семья - это самое первое и самое главное, что окружает ребенка. При обучении и воспитании детей, на мой взгляд, очень важно найти взаимосвязь с родителями.

Родители как самые близкие люди могут дать детям гораздо больше. Важным условием успешной коррекционной работы с детьми-логопатами по исправлению речевых недостатков является работа с семьей.

Коррекционная работа с детьми, имеющими нарушения речи, является длительным процессом, требующим многократных усилий со стороны логопеда. Поэтому моя работа имеет большой объем и строится в разных направлениях. Одно из них сотрудничество с семьями воспитанников.

Очень часто родители отстраняются от работы по исправлению речевых нарушений у детей, так как не владеют необходимыми педагогическими знаниями и умениями. Родители испытывают трудности, потому что не могут найти свободного времени для занятий с ребенком дома и не знают, как заниматься.

Сейчас отмечается рост детей, которые имеют проблемы в речевом развитии. Низкая осведомленность родителей в вопросе патологии и коррекции речи, недооценка важности раннего выявления речевых дефектов и начала своевременного воздействия на них, говорят о необходимости совместной работы с семьей на всех этапах коррекции. Бывает так, что семья замечает проблему, только если у ребенка речь отсутствует или имеется грубое нарушения в произношении отдельных звуков, чаще соноров - Л или Р. Работа же логопеда чаще сводится в их понимании только к введению в речь отсутствующего звука. Поэтому одной из задач в моей работе является организация помощи родителям при решении проблем речевого развития детей.

Оптимизировать коррекционный процесс поможет правильно организованная совместная работа. Систематическая работа в школе и дома ускорит автоматизацию звуков, поможет в закреплении лексических тем. У ребенка выработается установка на успех, так как он сам заметит значительные улучшения собственного произношения.

Ребенка мотивирует к его деятельности и вырабатывает у него желание заниматься с логопедом поощрение его успехов и положительное отношение родителей к занятиям.

Как показывает опыт, работы родители не всегда умеют создать необходимые условия для развития личности ребенка и его речи. Это побуждает нас искать разные формы работы с родителями, в результате которых они смогут в дальнейшем создавать условия для развития личности ребенка, его речи, мышления, памяти и других психических процессов.

Формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями

Взаимодействие школы и семьи - необходимое условие полноценного речевого развития школьников, так как наилучшие результаты отмечаются там, где логопеды и родители действуют согласованно. Понятие "взаимодействия с семьёй" нельзя путать с понятием "работа с родителями"; хотя второе является составной частью первого. Взаимодействие подразумевает не только распределение задач между участниками процесса для достижения единой цели, но и контроль или обратную связь; при этом контроль должен быть ненавязчивым, опосредованным.

Успех коррекционного обучения во многом определяется тем, насколько четко организована преемственность работы логопеда и родителей. Они должны стать сотрудниками, коллегами, помощниками друг другу, решающими общие задачи.

Родители предъявляют разные требования к ребенку, у некоторых детей ощущается дефицит общения с родителями, потому что большую часть времени дети находятся на попечении бабушек или старших братьев и сестер.

Наиболее типичными ошибками родителей в процессе развития и воспитания своих детей являются:

  • излишне негативная оценка деятельности ребенка;
  • распространение негативной оценки сторон деятельности ребенка на всю его личность, что может привести к формированию комплекса неполноценности;
  • негативная эмоциональная окраска высказываний (резкий окрик, угрожающие интонации);
  • противопоставление ребенка, его дел и поступков со сверстниками в особенности со здоровыми детьми;
  • резкие переходы от родительских только положительных оценок к отрицательным, от их наказующего тона к ласковому задабриванию.

Если родители стараются самостоятельно развивать и корригировать речь детей, без помощи специалистов, то чаще сталкиваются со следующими ошибками:

  • адаптация к неправильной речи ребёнка;
  • многократные повторения одних и тех же упражнений;
  • незнание специальных приёмов контроля и коррекции звуков;
  • недостаточное использование приёмов сравнения, сопоставления;
  • монотонность занятий, проведение их без наглядности, игровых приёмов, дидактических материалов, создания соответствующих ситуаций;
  • частое порицание и поправки речи без учёта места, времени и эмоционального состояния ребёнка, неумение подчеркнуть его успехи, что вызывает психологический дискомфорт;
  • незнание индивидуальных особенностей ребёнка.

Следовательно, необходимо проводить просветительскую работу, настроить и привлечь внимание родителей к проблеме ребенка, помочь им правильно воспринимать своего ребенка, научить их действовать совместно, предъявлять одинаковые требования для успешной коррекции речевого нарушения.

Формы работы учителя- логопеда с родителями по преодолению речевых недостатков разнообразны.

Традиционные формы взаимодействия учителя-логопеда с родителями:

  • родительские собрания;
  • консультирование;
  • беседы;
  • опросы, тестирование, анкетирование;
  • уголки для родителей в кабинете логопеда;
  • домашние задания;
  • информационные буклеты;
  • посещение родителями логопедических занятий.

Современные формы работы учителя-логопеда с родителями с использованием ИКТ:

  • показ презентаций;
  • использование сайта

Остановлюсь на некоторых, на мой взгляд, более эффективных формах работы с родителями, которые использую я в своей практике.

Взаимодействие с родителями я осуществляю с помощью коллективной, индивидуальной и наглядной форм работы.

Коллективные формы работы школы с семьей - это собрания, консультирование, семинары, посещение логопедических занятий.

Групповые родительские собрания я провожу 2 раза в год по результатам диагностики, а так же по запросу родителей или педагогов.

Темы собраний определяются в зависимости от возраста детей. Родительские собрания помогают объединить родителей, активно включиться в процесс воспитания детей, нацелить их на помощь.

Провожу индивидуальные консультации с родителями детей, у которых были выявлены речевые нарушения. Знакомлю родителей с особенностями речевого нарушения их ребенка в деликатной форме, как с ним заниматься, на что в первую очередь следует обратить внимание.

Консультации предполагают теоретическое осведомление родителей по тому или иному вопросу. Консультации должны проводиться чётко, просто и конкретно, чтобы родителям было легко понять смысл излагаемого.

Логопед знакомит родителей с некоторыми логопедическими приемами в работе с детьми. Родители получают представление о развитие слухового внимания, правильной артикуляции звуков у ребёнка, о его умении пользоваться правильным звуком в речи. Наиболее популярные темы консультирования - «Что такое артикуляционная гимнастика?», «Пальчиковые игры», «Закрепление поставленного звука в домашних условиях».

Семинары-практикумы устанавливают партнерские отношения с родителями, повышают педагогическую компетентность родителей, все это происходит в игровой форме. Родители, играя с логопедом и друг с другом, будут играть с ребенком.

На мой взгляд, наиболее эффективной формой работы являются открытые фронтальные занятия. Они проводятся для того, чтобы родители увидели, каких успехов достигли их дети после совместной коррекционной работы. Родителям очень нравится посещать такие занятия. Они довольны полученными результатами. Ценность таких занятий в том, что родители видят своих детей в коллективе и это дает возможность адекватно оценить возможности и способности своего ребенка.

В своей практике я использую наглядные формы работы школы с семьей. К ним относятся: создание игротеки, оформление уголка для родителей, выпуск брошюрок.

Дети младшего школьного возраста много времени проводят в игре, через которую они знакомятся с окружающей их жизнью, приобретают первые навыки и умения. Игротека является стимулом к активному участию родителей в коррекционно-логопедическом процессе. Родители имеют возможность воспользоваться подобранным мною практическим материалом.

В основном, это материал, объединенный одной лексической темой, которая включает в себя лексические, грамматические, словарные задания, задания на развитие внимания, памяти.

В игротеке подобраны пособия, используемые на фронтальных занятиях в школе, она периодически пополняется новым практическим материалом на определенную тему, дидактическими пособиями, изготовленными своими руками.

Игры предлагаются родителям в зависимости от проблем в речи ребенка - это могут быть как игры на общеречевое развитие, так и игры на звукопроизношение: лото, домино, звуковые кубики.

Материал в игротеке доступен не только родителям, чьи дети посещают логопункт, но и всем желающим родителям, игры и пособия дети и родители могут взять на вечер или на выходные дни. В игре ребенок учится преодолевать трудности, у него воспитываются волевые качества, настойчивость, выдержка.

Выпускаю для родителей брошюрки, в которых размещаю игры и упражнения, в которые можно поиграть с ребенком дома, а также художественно-литературный материал: стихи, скороговорки, чистоговорки, загадки.

Для родителей логопункта периодически оформляю «уголки логопеда» с подборкой теоретического и практического материала по речевому развитию детей.

Особо значимыми в работе являются индивидуальные формы работы школы с семьей - это анкетирование, беседы, тетрадь домашних заданий. Такая форма позволяет мне установить более тесный контакт с родителями.

Немаловажную роль в совместной, комплексной работе логопеда и семьи играет анкетирование родителей, которое позволяет проанализировать

отношения между взрослыми и детьми в семье и спланировать работу с родителями на учебный год. При помощи анкетирования легко устанавливается состав семьи, особенности семейного воспитания, положительный опыт родителей, их трудности, ошибки. По полученным анкетным данным учитель-логопед делает вывод, ведется ли работа в семье по преодолению речевых нарушений и насколько родители заинтересованы в получении положительного результата. Каждый родитель должен хорошо знать особенности развития своего ребенка, уметь правильно подойти к нему.

Об особенностях семейного воспитания, потребностях родителей в педагогических знаниях я узнаю с помощью бесед. Беседа с родителями направлена на то, чтобы дать им минимум знаний об особенностях воспитания детей - логопатов, некоторые навыки работы с ними.

С этой целью для родителей организуются беседы о сущности и проявлениях речевого нарушения, о его причинах. Родители узнают о проблемах в развитии ребенка, получают советы, необходимые практические рекомендации.

Важной формой взаимодействия с родителями является тетрадь домашних заданий. Никакая самая тщательная работа не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Она заполняется 2 раза в неделю, для того, чтобы занятия в семье проводились систематично.

Материал, который изучается за неделю на занятиях, дается домой для закрепления в виде различных упражнений. Стараюсь включать задания не только по звукопроизношению, но и по формированию словаря, грамматических умений и навыков, на развитие внимания и памяти, каждое задание дополняется упражнениями для развития моторики.

ВЫВОД

Взаимодействие учителя-логопеда с семьей является важной составляющей коррекционно-образовательного процесса, так как тесный контакт логопеда и родителей - важнейшее условие высокой эффективности коррекционной работы. Поэтому в любой форме работы с родителями важно найти и выделить те пути взаимодействия, которые будут способствовать максимальной продуктивности общей коррекционной работы.

Совместная работа школы и семьи дает положительные результаты. Надо отметить тот факт, что логопед приобретает в лице родителей дополнительных помощников в своей работе.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Всем родителям советую как можно чаще говорить детям о своей любви к ним, обнимать их и уделять побольше внимания, закладывать в них самое лучшее и доброе. И благодатные зерна принесут благодатные плоды.

Список литературы

  1. Москалькова С.Н. Семейные ценности и традиции, как средство социализации ребенка и поддержки его собственной инициативы / С.Н.Москалькова // Всероссийский электронный журнал «Педагог ДОУ». URL: https://www.pdou.ru/ categories/2/articles/388 (дата обращения: 05.11.2018).
  2. Щербакова С.Н. Формирование психолого-педагогической культуры родителей / С.Н.Щербакова. - М., 2008. - 123 с.
  3. Шулепова Т.И. Управление взаимодействием с родителями через реализацию образовательных проектов / Т.И.Шулепова // Управление дошкольным образовательным учреждением. - 2016. - № 3. - С. 97-105.
  4. Воскрекасенко О.А. Взаимодействие семьи и школы как институтов воспитания: моделирование процесса / О.А.Воскрекасенко, О.В.Дунаева // Общество: социология, психология, педагогика. - 2020.- № 4 (72). - С. 98-103.
  5. Любицкая К.А. Родительская вовлеченность в формирование образовательного пространства детей / К.А.Любицкая // Педагогика.- 2019. - Т. 83. - № 8. - С. 64-72.
  6. Эрлих, О.В. Взаимодействие семьи и школы в новых социально-педагогических условиях / О.В.Эрлих // Человек и образование. - 2017.- № 2 (51). - С. 34-37.