Технологическая карта логопедического занятия. Индивидуальное занятие «С другом Шуней я играю»

Разделы: Работа с дошкольниками, Логопедия

Класс: д/с


Культурная практика

Коммуникативная деятельность

Культурно-смысловой контекст

Произношение звука [Ш] в словах

Цель

Отработка умений и навыков произношения звука [Ш] в слогах, в словах;
Создание условий для автоматизации звука [Ш] в процессе игровой деятельности.

Задачи:
Обучающие
Развивающие
Воспитательные

Закрепить правильную артикуляцию звука [Ш] в слогах, в словах;
Развивать фонематическое восприятие;
Формировать умения и навыки говорения (фонетически чистой, лексически развитой, грамматически правильной речью);
Воспитывать навык самоконтроля за речью, желание заниматься, правильно и красиво говорить.

Инвентарь и оборудование

Презентация занятия «С другом Шуней я играю», ноутбук, зеркало, Шуня (эмоции); ватка; схема артикуляционного уклада звука Ш; предметные картинки со звуком Ш (шапка, шов, шуба, шиповник, мешок, капюшон, машина, камыш, мышь по 1; мешки, шапки, машины по 5 шт.); полотно и фишка для обозначения позиции звука в слове; шаблон шапки, цветные карандаши.

Источники

Куликовская Т.А. Массаж лицевых мышц для малышей. - М.: Книголюб, 2006. - 16 с. цв. ил.

Интернет-источники

https://www.youtube.com/watch?v=0dVia3xeVkM&feature=youtu.be
https://www.youtube.com/watch?v=v2aqySwrwho

Технологическая карта занятия

Этап

Деятельность педагога

Деятельность воспитанника

Планируемые результаты

Мотивационный

Сейчас к нам придет гость. Отгадай, кто же это?
Загадка:
Он живёт в норе под ёлкой,
Носит колкие иголки.
Если вдруг клубком свернётся -
Хищный зверь ни с чем вернётся.
В зубы, в лапы не возьмёшь.
Как его прозвали? …
Появляется картинка на экране.
Правильно, ёж. Это ёж Шуня
СЛАЙД 1

Ребенок слушает загадку, отгадывает гостя и договаривает последнее слово: Ёж [Ш]

Умение извлекать информацию, делать выводы

Ориентировочный

Психогимнастика (эмоции)
Шуня любит строить разные рожицы, ты сможешь их повторить?
СЛАЙД 1

Воспитанник повторяет мимику за Шуней

Умение
самостоятельно выполнять мимические упражнения по образцу

Ориентировочный

Самомассаж мышц лица.
Учитель-логопед произносит текст комплекса «Времена года»:

- Теперь покажи Шуне, как надо делать самомассаж лица.

Если вьюга и пурга
Намели вокруг снега
И укутали дома -
Значит, к нам пришла зима.

Если тает снег и лёд,
Ручеёк журчит, поёт,
Мишке стало не до сна -
Значит, к нам пришла весна.

Если солнце пригревает,
В небе ласточка летает,
Стало сухо и тепло -
Значит, лето к нам пришло.

Если дождь стучит по крыше
То сильней, то тише, тише,
Землю всю листва укрыла -
Значит, осень наступила.
СЛАЙД 2

Воспитанник перед зеркалом выполняет движения по тексту

Умение самостоятельно выполнять массаж лица

Учитель-логопед показывает упражнения для губ (беззвучная артикуляция гласных):
- Теперь поиграем губками
СЛАЙД 3

Воспитанник перед зеркалом выполняет беззвучную артикуляцию гласных

Умение самостоятельно выполнять артикуляция гласных звуков

Учитель-логопед произносит название артикуляционного упражнения: «заборчик», «хобот», «чашечка», «лесенка», «маляр»
СЛАЙД 4

Воспитанник перед зеркалом выполняет по 3-5 раз каждое упражнение

Умение самостоятельно выполнять артикуляционные упражнения

Учитель-логопед предлагает воспитаннику ватку: приклей ватку на кончик носа, подуй на нее так, чтоб улетела в верх.
СЛАЙД 4

Воспитанник кладёт кусочек ваты на кончик носа, выполняет упражнение «фокус» 3-5 раз

Воспитанник научится удерживать «чашечку» языком и направлять воздушную струю на кончик языка

Под музыку («Кукушечка» китайская песенка) поиграем ручками
СЛАЙД 5

Воспитанник, слушая мелодию, выполняет упражнения (по подражанию)

Умение самостоятельно (по подражанию) выполнять ритмично упражнения

- Расскажи Шуне по схеме, как правильно произносить звук [Ш]
Слайд 6

Воспитанник, опираясь на схему, рассказывает артикуляционный уклад звука [Ш], анализируя положение органов артикуляции

Умеет пользоваться опорной схемой для правильного произношения звука [Ш]

Исполнительный

- Посмотри в тумане спрятаны предметы, назови их.
- Отхлопай каждое слово по слогам.
Картинки: машина, камыш, мешок, шов, шуба, капюшон, мышь, шапка, шиповник.
СЛАЙД 7

Воспитанник называет картинки, спрятанные туманом;
Воспитанник проговаривает слова, отхлопывая по слогам

Умеет называть «зашумленные» картинки, следя за произношением звука [Ш].
Научиться отбивать слоги, одновременно произнося слова со звуком [Ш]

- Покажи, пожалуйста, Шуне, что звук [Ш] бывает в разных позициях: в начале, середине и в конце слова.
Перед воспитанником схема для обозначения звука в слове и картинки: машина, камыш, шуба.
СЛАЙД 8

Воспитанник выполняет задание по предварительной инструкции

Закрепляет умение определять позицию звука в слове

Поиграй с Шуней в игру «Большой предмет - маленький»
Перед воспитанником лежат картинки: капюшон, капюшончик, шиповник - шиповничек, мышь - мышка.
СЛАЙД 9

Воспитанник выполняет задание по предварительной инструкции

Закрепляет умение произносить звук [Ш] в словах

Исполнительный

«Весёлый счёт»»
Перед воспитанником лежат картинки, предлагается посчитать мешки (шапки, машины)
СЛАЙД 10

Воспитанник берет предметные картинки и выполняет задание

Может самостоятельно согласовывать существительные с числительными

СЛАЙД 11
Массаж рук карандашом.
Учитель-логопед произносит:

Покатаю вверх и вниз -
Крепче, карандаш, держись!
Пальчики бегут вперёд,
И никто не отстаёт. Карандашик посжимаю
И ладошку поменяю.
Карандаш я покачу
Вправо-влево - как хочу. СЛАЙД 12

Воспитанник выполняет задание

Может выполнять упражнения по тексту и зрительному образцу

- Соедини точки, раскрась шапку разноцветными карандашами. Шапку подарим Шуне.
СЛАЙД 12

Воспитанник выполняет задание

умеет принимать и сохранять поставленную задачу

Рефлексивный

- Кто приходил в гости?
- Какой звук ты учился вместе с ним произносить?
- Как ты считаешь, сегодня ты справился?

Называет гостя, какой звук тренировался произносить. Отвечает на вопросы учителя-логопеда по желанию

умеет определять успешность (неуспешность) выполнения задания в диалоге с учителем-логопедом. Сможет рассказать, что помогло достичь поставленные цели. Может оценить результат выполненных заданий

Перспективный

Вводить звук [Ш] в словосочетания, в свободную речь

Использует закрепленные умения произношения звука [Ш] в слогах, в словах: в свободной речи

Проявляет помощью желание общаться с помощью слова, контролируя правильность речи