Урок литературного чтения Д.Н.Мамин-Сибиряк "Приёмыш"

Разделы: Начальная школа

Класс: 4

Ключевые слова: Д.Н.Мамин-Сибиряк, Д.Н.Мамин-Сибиряк «Приёмыш»


1. Мобилизующий этап

Работа с карточкой:

1. Я, например, вчера не успел ... сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения ...и главные реки ....

… … … « »

2. Эх, чем бы заняться? ...идти еще рано. Уроки еще не закончились.
Ходить по улицам ....

… … … «....................»

3. С этого дня храбрый ... начал сам верить, что действительно никого не

… .… … … «....................»

Справка:

  • Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Сказка про Храброго...»
  • Виктор Юзефович Драгунский «....................»
  • Виктор Владимирович Голявкин «....................»

Уч-ль: Познакомьтесь с содержанием карточки. Сформулируйте задание к ней.

Уч-к: В карточке даны три отрывка из произведений. Надо установить, какие это произведения, кто их автор и какие слова в ней пропущены. (Учащиеся работают в парах. Проводится проверка.

Правильный ответ:

  • Первый отрывок из рассказа Виктора Юзефовича Драгунского «Главные реки». В нем пропущены слова уроки, Некрасова, Америки.
  • Второй отрывок из рассказа Виктора Владимировича Голявкина «Никакой я горчицы не ел». В нем пропущены слова домой, скучно.
  • Третий отрывок из произведения Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Сказка про Храброго зайца, Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост». В нем пропущены слова заяц, боялся.

2. Формулирование учащимися темы и цели урока

Презентация

Уч-ль: Назовите автора, о творчестве которого мы будем говорить на уроке. В его фамилии гласные следуют в алфавитном порядке.

Уч-к: Это Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.

Уч-ль: Определите название произведения, с которым мы будем работать. Для этого в предложенной записи замените буквы, на те, которые стоят перед ними в алфавите.

Рсйжнъщ

Уч-к: Произведение называется «Приемыш».

Уч-ль: Сформулируйте тему урока полностью.

Уч-к: Тема урока: «Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк и его произведение «Приемыш».

Уч-ль: Тему определили. Поставьте цель на урок.

Уч-к: Цель урока: расширить наши знания о жизни и творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка, познакомиться с новым произведением, учиться правильно, выразительно читать его и анализировать.

3. Ознакомление со сведениями о жизни и творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка

Уч-ль: Начнем работать над поставленной вами целью. Поговорим о жизни и творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка. Первые 3 части его биографии расскажу вам я. А 4 часть вы составите сами. Для этого вы должны в правильной последовательности расположить предложения, записанные в карточке.

1. Известный русский писатель Мамин (псевдоним - Мамин-Сибиряк) родился на Урале, в Пермской губернии, в одном из рабочих поселков в семье заводского священнослужителя. Материально семья жила довольно скромно. В доме на счету была каждая копейка. Но его родители были добрыми, отзывчивыми, и люди тянулись к ним. Мальчик любил, когда в гости приходили фабричные мастеровые. Они знали столько сказок и увлекательных историй! О своем раннем детстве и о родителях писатель говорил: «Не было ни одного горького воспоминания, ни одного детского упрека».

2. Родители научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. В нем рано зародилась страсть к литературе. В шестнадцать лет он уже вел дневник. Еще в студенческие годы он начал заниматься журналистикой, пробовал писать репортажи, рассказы и даже роман. На Урале он давал частные уроки и активно занимался литературной деятельностью. Он становится известен как автор серии романов из уральской жизни. Не случайно он считается «певцом Урала». Он знал историю Урала, экономику, природу, народные сказания и легенды. «Урал! Урал! Тело каменно, сердце пламенно». Это было его любимое выражение.

3. Его приход в детскую литературу иногда связывают с одним из самых известных его произведений - сборником «Аленушкины сказки», в который вошли сказки для его нежно любимой, с рождения оставшейся без матери и выросшей на его руках дочери Аленушки. Эти сказки он сочинял и рассказывал дочери устно, отвечая на ее вопросы, и лишь впоследствии записал. В 1897 г. «Аленушкины сказки» вышли отдельным изданием. Мамин-Сибиряк говорил: «...Издание очень милое. Это моя любимая книга - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальные».

Работа с карточкой:

В рассказах и сказках Мамина-Сибиряка нет нечего придуманного, напротив, они насыщены познавательным материалом, реалистичны, помогают детям лучше понять мир природы, воспитывают разум, и чувства ребенка.

Она вместе с «Аленушкиными сказками» вошла в сборник «Сказки русских писателей.

«Ведь это счастье - писать для детей»,- говорил Дмитрий Наркисович.

Кроме «Аленушкиных сказок» у писателя было много других.

Всего детских произведений у Дмитрия Наркисовича около 150.

Одна из самых известных «Серая шейка».

Проводится проверка.

Правильный вариант:

4. «Кроме «Аленушкиных сказок» у писателя было много других. Одна из самых известных «Серая шейка». Она вместе с «Аленушкиными сказками» вошла в сборник «Сказки русских писателей». Всего детских произведений у Дмитрия Наркисовича около 150. В рассказах и сказках Мамина - Сибиряка нет нечего придуманного, напротив, они насыщены познавательным материалом, реалистичны, помогают детям лучше понять мир природы, воспитывают разум, и чувства ребенка. «Ведь это счастье - писать для детей», - говорил Дмитрий Наркисович.

Работа с карточкой:

«Урал! Урал! Тело каменно, сердце пламенно».

«...Это моя любимая книга - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальные». «Не было ни одного горького воспоминания, ни одного детского упрека».

Уч-ль. Посмотрите на карточку и сформулируйте задание. Оно связано с проделанной нами работой.

Уч-к: Надо составьте план рассказа, используя предложенные вами названия, дополнив недостающим пунктом.

Уч-ль: Обратите внимание на особенность составления данного плана.

Проводится проверка. Правильный вариант:

  1. «Не было ни одного горького воспоминания, ни одного детского упрека».
  2. «Урал! Урал! Тело каменно, сердце пламенно».
  3. «...Это моя любимая книга - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальные».
  4. «Ведь это счастье - писать для детей». - т

4. Словарная работа

Работа с карточкой:

д . с п . х . <- гл.к и о
. р о . о . а <- пари. глух. согл. и у а
с а . . а <- непарн. зв. согл. о м п
м . ш т р . в . т ь <- гл. в обратном алфав. порядке т е

Уч-ль: В тексте произведения вам встретятся незнакомые слова. Если вы правильно восстановите в данной записи пропущенные буквы, то сможете определить, какие это слова. (Учащиеся в первую строку вставляют буквы, обозначающие гласные звуки, во вторую - буквы, обозначающие парные глухие согласные, в третью - непарные звонкие согласные, а в четвертую гласные обратном алфавитном порядке. Называют слова. Устанавливают их лексическое значение).

Проводится проверка. Правильный вариант:

  • доспехи - в старину: воинское тяжеловесное снаряжение.
  • протока - речка, соединяющая два водоема
  • сайма - рыбацкая стоянка.
  • муштровать - обучать, подвергать муштре (суровой системе воспитания).

5. Чтение учителем произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш»

Уч-ль: Можете ли по названию и известным словам предположить, о чем пойдет речь в произведении?

(Предположения детей)

Уч-ль: Давайте проверим, верны ли ваши предположения.

6. Проверка первичного восприятия

Выявляется более точная версия содержания.

Уч-ль: К какому жанру относится произведение?

Уч-к: Это рассказ. Небольшое по объему произведение, в центре которого рассматривается один эпизод из жизни героев. События реалистичны. Мало действующих лиц.

Уч-ль: С помощью данной записи, расскажите, как развивались события в рассказе? Дайте ответ в виде текста.

  1. Охотник приходил ----------------------------------------------------------------- .
  2. Встретила его -------------------------------------- .
  3. Вскоре на лодке ------------------------------------- .
  4. Гостю старик рассказал, -------------------------- .
  5. Дед очень любил птицу, но-------------------------- .
  6. Во время следующего визита------------------------ .
  7. Лебедь после долгих--------------------------- .

Проводится проверка. Правильный вариант:

  1. Охотник приходил в гости к одинокому старому рыбаку, живущему на озере.
  2. Встретила его только собака Соболько.
  3. Вскоре на лодке появился и рыбак Тарас, подгоняющий перед собой лебедя.
  4. Гостю старик рассказал, что лебедь - сирота, его родителей убили ради забавы, теперь он . -живет со стариком и Соболъкой.
  5. Дед очень любил птицу, но отказывался подрезать крылья «божьей твари», чтобы тот не улетел - мол, ему и тут хорошо, перезимует в избушке.
  6. Во время следующего визита охотник не увидел Приемыша.
  7. Лебедь после долгих колебаний (самой птицы и старика) улетел со стаей собратьев на зимовку в теплые края.

7. Анализ нового произведения

Уч-ль: Назовите всех героев этого рассказа?

Уч-к: Герои этого рассказа: Тарас, Приемыш, Соболько и автор.

Уч-ль: Кто же такой Приемыш?

Уч-к: Приемыш - это лебедь, которого приютил у себя Тарас.

Уч-ль: Как лебедь попал к Тарасу?

Уч-к: Охотники подстрелили лебедя с лебедушкой, а он забился в камыши. Тарас поставил сети и поймал Приемыша.

Уч-ль: Как старик к нему относился? Докажите словами из текста.

(Выборочное чтение)

Уч-ль: Что вы можете сказать о Тарасе?

(Ответы детей)

Уч-ль: Как он относился к природе? Докажите словами из текста.

Уч-к: «Сердце радуется в другой раз посмотреть на Божью тварь... У всякой свой порядок и свой ум».

Уч-ль; Как вы считаете, что было бы правильнее:

Работа с карточкой:

  1. Поступить так, как это сделал Тарас,
  2. Подрезать лебедю крылья и навсегда сделать его ручным,
  3. Силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?

Уч-ль: Какими мыслями и чувствами хотел поделиться с нами Мамин-Сибиряк? (Ответы детей)

Обобщающее слово учителя: Дмитрий Наркисович умело подводит нас к мысли о том, каким должно быть поведение человека по отношению к диким животным. Иногда человеку приходится наступать на свои желания, чтобы другому было лучше. Ибо жизнь в неволе для многих животных невозможна.

8. Творческая работа

Уч-ль: А сейчас выполните следующее задание: Составьте синквейн по одному из главных героев - Тарасу. (Обсуждение).

9. Домашнее задание

Карточка №1. Подготовка к рассказу о герое:

Отметь в рассказе отрывки текста, относящиеся к Тарасу. Подумай, о чем говорится в каждом из них.

Пронумеруй каждый отрывок. Проверь, нет ли отрывков на одну и ту же тему.

Если есть, поставь один и тот же номер.

Просмотри отрывки, подбери их в таком порядке:

а) Кто такой Тарас? Чем он занимался?

б) Как жил Тарас на озере?

в) Как он относился к природе?

г) Почему он приютил лебедя?

д) Как Тарас относился к Приемышу?

е) Какие чувства испытывал после отлета лебедя?

Определи свое отношение к Тарасу. В каком месте рассказа ты особенно сочувствовал ему и переживал вместе с ним?

Расскажи о Тарасе, опираясь на отобранный материал и отношение к старику.

Проверь себя.

Карточка №2. Подготовка к рассказу о герое.

Отбери в тексте материал, относящийся к Приемышу. Пронумеруй отрывки текста. Озаглавь их. Проверь себя:

а) Первая встреча с лебедем.

б) Появление птицы на Светлом озере.

в) Умная, гордая птица.

г) Приемыш хорошо себя чувствовал с Тарасом и Соболькой.

д) Лебедь затосковал ("Пусти, дедушка, к товарищам")

е) Прощание лебедя с Тарасом ("Спасибо за хлеб-соль')

Определи свое отношение к Приемышу.

Расскажи о нем. Проверь себя.

10. Итог урока

Уч-ль: Наш урок заканчивается. Сопоставьте поставленную вами цель с работой на уроке. Сделайте вывод.

11. Рефлексия

Уч-ль: Перед вами лежит изображение лебедя. Подумайте, какое ему можно дать напутствие на дальнюю дорогу. Напишите его. Внесите в рисунок любой элемент, который расскажет мне о вашем настроении на уроке.