1. Мобилизующий этап
Работа с карточкой:
1. Я, например, вчера не успел ... сделать. У нас было задано выучить кусочек из одного стихотворения ...и главные реки ....
… … … « »
2. Эх, чем бы заняться? ...идти еще рано. Уроки еще не закончились.
Ходить по улицам ....
… … … «....................»
3. С этого дня храбрый ... начал сам верить, что действительно никого не
… .… … … «....................»
Справка:
- Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк «Сказка про Храброго...»
- Виктор Юзефович Драгунский «....................»
- Виктор Владимирович Голявкин «....................»
Уч-ль: Познакомьтесь с содержанием карточки. Сформулируйте задание к ней.
Уч-к: В карточке даны три отрывка из произведений. Надо установить, какие это произведения, кто их автор и какие слова в ней пропущены. (Учащиеся работают в парах. Проводится проверка.
Правильный ответ:
- Первый отрывок из рассказа Виктора Юзефовича Драгунского «Главные реки». В нем пропущены слова уроки, Некрасова, Америки.
- Второй отрывок из рассказа Виктора Владимировича Голявкина «Никакой я горчицы не ел». В нем пропущены слова домой, скучно.
- Третий отрывок из произведения Дмитрия Наркисовича Мамина-Сибиряка «Сказка про Храброго зайца, Длинные уши, Косые глаза, Короткий хвост». В нем пропущены слова заяц, боялся.
2. Формулирование учащимися темы и цели урока
Уч-ль: Назовите автора, о творчестве которого мы будем говорить на уроке. В его фамилии гласные следуют в алфавитном порядке.
Уч-к: Это Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк.
Уч-ль: Определите название произведения, с которым мы будем работать. Для этого в предложенной записи замените буквы, на те, которые стоят перед ними в алфавите.
Рсйжнъщ
Уч-к: Произведение называется «Приемыш».
Уч-ль: Сформулируйте тему урока полностью.
Уч-к: Тема урока: «Дмитрий Наркисович Мамин-Сибиряк и его произведение «Приемыш».
Уч-ль: Тему определили. Поставьте цель на урок.
Уч-к: Цель урока: расширить наши знания о жизни и творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка, познакомиться с новым произведением, учиться правильно, выразительно читать его и анализировать.
3. Ознакомление со сведениями о жизни и творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка
Уч-ль: Начнем работать над поставленной вами целью. Поговорим о жизни и творчестве Д.Н.Мамина-Сибиряка. Первые 3 части его биографии расскажу вам я. А 4 часть вы составите сами. Для этого вы должны в правильной последовательности расположить предложения, записанные в карточке.
1. Известный русский писатель Мамин (псевдоним - Мамин-Сибиряк) родился на Урале, в Пермской губернии, в одном из рабочих поселков в семье заводского священнослужителя. Материально семья жила довольно скромно. В доме на счету была каждая копейка. Но его родители были добрыми, отзывчивыми, и люди тянулись к ним. Мальчик любил, когда в гости приходили фабричные мастеровые. Они знали столько сказок и увлекательных историй! О своем раннем детстве и о родителях писатель говорил: «Не было ни одного горького воспоминания, ни одного детского упрека».
2. Родители научили мальчика любить книгу. Он зачитывался Пушкиным и Гоголем, Тургеневым и Некрасовым. В нем рано зародилась страсть к литературе. В шестнадцать лет он уже вел дневник. Еще в студенческие годы он начал заниматься журналистикой, пробовал писать репортажи, рассказы и даже роман. На Урале он давал частные уроки и активно занимался литературной деятельностью. Он становится известен как автор серии романов из уральской жизни. Не случайно он считается «певцом Урала». Он знал историю Урала, экономику, природу, народные сказания и легенды. «Урал! Урал! Тело каменно, сердце пламенно». Это было его любимое выражение.
3. Его приход в детскую литературу иногда связывают с одним из самых известных его произведений - сборником «Аленушкины сказки», в который вошли сказки для его нежно любимой, с рождения оставшейся без матери и выросшей на его руках дочери Аленушки. Эти сказки он сочинял и рассказывал дочери устно, отвечая на ее вопросы, и лишь впоследствии записал. В 1897 г. «Аленушкины сказки» вышли отдельным изданием. Мамин-Сибиряк говорил: «...Издание очень милое. Это моя любимая книга - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальные».
Работа с карточкой:
В рассказах и сказках Мамина-Сибиряка нет нечего придуманного, напротив, они насыщены познавательным материалом, реалистичны, помогают детям лучше понять мир природы, воспитывают разум, и чувства ребенка.
Она вместе с «Аленушкиными сказками» вошла в сборник «Сказки русских писателей.
«Ведь это счастье - писать для детей»,- говорил Дмитрий Наркисович.
Кроме «Аленушкиных сказок» у писателя было много других.
Всего детских произведений у Дмитрия Наркисовича около 150.
Одна из самых известных «Серая шейка».
Проводится проверка.
Правильный вариант:
4. «Кроме «Аленушкиных сказок» у писателя было много других. Одна из самых известных «Серая шейка». Она вместе с «Аленушкиными сказками» вошла в сборник «Сказки русских писателей». Всего детских произведений у Дмитрия Наркисовича около 150. В рассказах и сказках Мамина - Сибиряка нет нечего придуманного, напротив, они насыщены познавательным материалом, реалистичны, помогают детям лучше понять мир природы, воспитывают разум, и чувства ребенка. «Ведь это счастье - писать для детей», - говорил Дмитрий Наркисович.
Работа с карточкой:
«Урал! Урал! Тело каменно, сердце пламенно».
«...Это моя любимая книга - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальные». «Не было ни одного горького воспоминания, ни одного детского упрека».
Уч-ль. Посмотрите на карточку и сформулируйте задание. Оно связано с проделанной нами работой.
Уч-к: Надо составьте план рассказа, используя предложенные вами названия, дополнив недостающим пунктом.
Уч-ль: Обратите внимание на особенность составления данного плана.
Проводится проверка. Правильный вариант:
- «Не было ни одного горького воспоминания, ни одного детского упрека».
- «Урал! Урал! Тело каменно, сердце пламенно».
- «...Это моя любимая книга - ее писала сама любовь, и поэтому она переживет все остальные».
- «Ведь это счастье - писать для детей». - т
4. Словарная работа
Работа с карточкой:
д . с п . х . <- гл.к и о
. р о . о . а <- пари. глух. согл. и у а
с а . . а <- непарн. зв. согл. о м п
м . ш т р . в . т ь <- гл. в обратном алфав. порядке т е
Уч-ль: В тексте произведения вам встретятся незнакомые слова. Если вы правильно восстановите в данной записи пропущенные буквы, то сможете определить, какие это слова. (Учащиеся в первую строку вставляют буквы, обозначающие гласные звуки, во вторую - буквы, обозначающие парные глухие согласные, в третью - непарные звонкие согласные, а в четвертую гласные обратном алфавитном порядке. Называют слова. Устанавливают их лексическое значение).
Проводится проверка. Правильный вариант:
- доспехи - в старину: воинское тяжеловесное снаряжение.
- протока - речка, соединяющая два водоема
- сайма - рыбацкая стоянка.
- муштровать - обучать, подвергать муштре (суровой системе воспитания).
5. Чтение учителем произведения Д.Н.Мамина-Сибиряка «Приемыш»
Уч-ль: Можете ли по названию и известным словам предположить, о чем пойдет речь в произведении?
(Предположения детей)
Уч-ль: Давайте проверим, верны ли ваши предположения.
6. Проверка первичного восприятия
Выявляется более точная версия содержания.
Уч-ль: К какому жанру относится произведение?
Уч-к: Это рассказ. Небольшое по объему произведение, в центре которого рассматривается один эпизод из жизни героев. События реалистичны. Мало действующих лиц.
Уч-ль: С помощью данной записи, расскажите, как развивались события в рассказе? Дайте ответ в виде текста.
- Охотник приходил ----------------------------------------------------------------- .
- Встретила его -------------------------------------- .
- Вскоре на лодке ------------------------------------- .
- Гостю старик рассказал, -------------------------- .
- Дед очень любил птицу, но-------------------------- .
- Во время следующего визита------------------------ .
- Лебедь после долгих--------------------------- .
Проводится проверка. Правильный вариант:
- Охотник приходил в гости к одинокому старому рыбаку, живущему на озере.
- Встретила его только собака Соболько.
- Вскоре на лодке появился и рыбак Тарас, подгоняющий перед собой лебедя.
- Гостю старик рассказал, что лебедь - сирота, его родителей убили ради забавы, теперь он . -живет со стариком и Соболъкой.
- Дед очень любил птицу, но отказывался подрезать крылья «божьей твари», чтобы тот не улетел - мол, ему и тут хорошо, перезимует в избушке.
- Во время следующего визита охотник не увидел Приемыша.
- Лебедь после долгих колебаний (самой птицы и старика) улетел со стаей собратьев на зимовку в теплые края.
7. Анализ нового произведения
Уч-ль: Назовите всех героев этого рассказа?
Уч-к: Герои этого рассказа: Тарас, Приемыш, Соболько и автор.
Уч-ль: Кто же такой Приемыш?
Уч-к: Приемыш - это лебедь, которого приютил у себя Тарас.
Уч-ль: Как лебедь попал к Тарасу?
Уч-к: Охотники подстрелили лебедя с лебедушкой, а он забился в камыши. Тарас поставил сети и поймал Приемыша.
Уч-ль: Как старик к нему относился? Докажите словами из текста.
(Выборочное чтение)
Уч-ль: Что вы можете сказать о Тарасе?
(Ответы детей)
Уч-ль: Как он относился к природе? Докажите словами из текста.
Уч-к: «Сердце радуется в другой раз посмотреть на Божью тварь... У всякой свой порядок и свой ум».
Уч-ль; Как вы считаете, что было бы правильнее:
Работа с карточкой:
- Поступить так, как это сделал Тарас,
- Подрезать лебедю крылья и навсегда сделать его ручным,
- Силой удержать в сарае до зимних холодов и оставить зимовать в избушке, а весной подпустить к какой-нибудь стае лебедей?
Уч-ль: Какими мыслями и чувствами хотел поделиться с нами Мамин-Сибиряк? (Ответы детей)
Обобщающее слово учителя: Дмитрий Наркисович умело подводит нас к мысли о том, каким должно быть поведение человека по отношению к диким животным. Иногда человеку приходится наступать на свои желания, чтобы другому было лучше. Ибо жизнь в неволе для многих животных невозможна.
8. Творческая работа
Уч-ль: А сейчас выполните следующее задание: Составьте синквейн по одному из главных героев - Тарасу. (Обсуждение).
9. Домашнее задание
Карточка №1. Подготовка к рассказу о герое:
Отметь в рассказе отрывки текста, относящиеся к Тарасу. Подумай, о чем говорится в каждом из них.
Пронумеруй каждый отрывок. Проверь, нет ли отрывков на одну и ту же тему.
Если есть, поставь один и тот же номер.
Просмотри отрывки, подбери их в таком порядке:
а) Кто такой Тарас? Чем он занимался?
б) Как жил Тарас на озере?
в) Как он относился к природе?
г) Почему он приютил лебедя?
д) Как Тарас относился к Приемышу?
е) Какие чувства испытывал после отлета лебедя?
Определи свое отношение к Тарасу. В каком месте рассказа ты особенно сочувствовал ему и переживал вместе с ним?
Расскажи о Тарасе, опираясь на отобранный материал и отношение к старику.
Проверь себя.
Карточка №2. Подготовка к рассказу о герое.
Отбери в тексте материал, относящийся к Приемышу. Пронумеруй отрывки текста. Озаглавь их. Проверь себя:
а) Первая встреча с лебедем.
б) Появление птицы на Светлом озере.
в) Умная, гордая птица.
г) Приемыш хорошо себя чувствовал с Тарасом и Соболькой.
д) Лебедь затосковал ("Пусти, дедушка, к товарищам")
е) Прощание лебедя с Тарасом ("Спасибо за хлеб-соль')
Определи свое отношение к Приемышу.
Расскажи о нем. Проверь себя.
10. Итог урока
Уч-ль: Наш урок заканчивается. Сопоставьте поставленную вами цель с работой на уроке. Сделайте вывод.
11. Рефлексия
Уч-ль: Перед вами лежит изображение лебедя. Подумайте, какое ему можно дать напутствие на дальнюю дорогу. Напишите его. Внесите в рисунок любой элемент, который расскажет мне о вашем настроении на уроке.