Творческая активность младших школьников во внеурочной деятельности на уроках изобразительного искусства

Разделы: МХК и ИЗО


Изобразительное искусство является наиболее важным из предметов для младших школьников в начальной школе, потому что позволяет ребятам творчески развиваться. Именно младшие школьники особенно открыты для развития творческой активности.

В современном обществе очень тяжело адаптироваться тому человеку, который не обладает творческими способностями. Такая данность связана с тем, что нынешняя жизнь диктует такие правила. В настоящее время мир меняется колоссальными темпами и если не обладать креативным, творческим, критическим мышлением, то придется очень тяжело реагировать на различные непредвиденные обстоятельства, стрессы и многозадачность.

Именно поэтому Федеральный образовательный стандарт начального образования претерпел некоторые изменения. Ярким обновлением стал тот факт, что теперь младшие школьники должны учиться самостоятельно при обстоятельствах, когда педагог создает все необходимые условия для развития младших школьников.

На уроках по изобразительному искусству развивается творческая активность, для активизации которой необходимо творческое мышление. Его составляющими являются созидательность и инвариантность, подвижность и упорядоченность, доступность и возможность делать выводы.

С.Федотова отмечает в своем наблюдении, что творческая активность у детей зависит от формирования умственных способностей и разумности.

Наиболее выраженным качеством для участия в творческой активности является фантазия. Это свойство развивают на уроках изобразительного искусства исходя из социальной необходимости. Высокий уровень фантазии можно достичь посредством участия детей в игровой деятельности в рамках воспитательного процесса, открывая детям мир искусства.

Существует предположение, что любая деятельность может включать в себя элементы творчества, то есть творческая активность может активизироваться в любой деятельности. А.Х.Маслоу в числе первых направил на то, что творчество присуще каждому человеку и является его неотъемлемым свойством, заложено в нем с рождения. По предположению А.Х.Маслоу, творчество характерной чертой каждого человека и необязательно проявляется в написании книг, создании грандиозных полотен или музыки. Творчество является универсальным навыком личности, который может самовыражаться в самых различных формах. Исследования творческой активности ориентированы на исследование определенных характеристик творческой личности, факторов, влияющих на развитие творческой активности.

Для эффективного развития творческих способностей младших школьников необходимо организовать внеурочную форму творческой деятельности, отличающейся от организуемых форм в условиях учебной деятельности младших школьников.

Из теоретического осмысления трудов ученых можно сделать вывод, что активность определяет уровень и характер деятельности и влияет на цель, мотивацию, ее сознание и выбор деятельности. Творческая активность и само «творчество» - понятия разные. Творчество в науке и практике рассматривается как процесс создания нового либо преобразование старого, в то время как творческая деятельность - это самореализация способности создавать новое, имеющего социальную значимость. Но без активности нет творчества, творческая активность может проявляться в любой деятельности, даже если она не является творческой.

Проанализировав вышесказанное, можно сделать вывод, что творческая активность - одна из высших форм активности личности, создаваемая в процессе взаимодействия с общечеловеческими ценностями, с другой стороны, она - один из основных факторов самостоятельной деятельности, которая присуща человеку. Многие ученые (В.С.Безрукова, В.Г.Иванова, А.И.Карманчиков, Л.Н.Шульпина и д.р.), раскрывая сущность творческой активности, представляли ее как высший уровень активности, предлагали использование новых педагогических технологий через включение обучающихся начальной школы в творческую деятельность с учителями. Одним из эффективных средств этого процесса являются внеурочные занятия по изобразительному искусству.

При правильно построенных занятиях по изобразительному искусству и при соблюдении необходимых уловий, развивающих творческие способности, формируются хорошие навыки развития творческой креативности и творческой активности младшего школьника в рамках занятий внеурочной деятельности по одному из таких направлений, как гжельская роспись. Отличие таких формирующих занятий является многообразие методов обучения и форм работф на занятии. Групповые формы занятий развивают коммуникативные компетенции, что помогает младшим школьникам выработать навыки работы в команде, открытость к диалогу, закладывается самореализация своих способностей в процессе работы над воим изделием. Эстетический метод к проведению занятий, концепция наглядности, позволяющей зрительное созерцание культурного наследия гжельской росписи,-все это является основой для создания у младшего школьника потребности в изучении окружающего его мира и культуры, что и является целью изобразительного искусства как средства развития творческой активности.

Внеурочные занятия по изобразительному искусству должны показывать особенность гжельской росписи. Гжельская роспись как представитель народных промыслов России несет в себе историю народного творчества и ремесла по дереву. Занятия, направленные на изучение и отработку навыков кистевой росписи способствуют развитию не только мелкой моторики рук, творческого воображения, но и формированию личностных качеств младшего школьника, а именно патриотизма, гражданственности, уважения к труду и народному творчеству.

Грамотно организованное педагогом занятие по изобразительному искусству способствует эффективному росту творческой активности младших школьников. Именно творческая деятельность является ориентиром развития личностных качеств и интеллектуальных способностей личности. Творчество заложено в каждом человеке и необязательно проявляется в написании книг, создании грандиозных полотен или музыки. Творчество является универсальным навыком личности, который может самовыражаться в самых различных формах, вне зависимости от вида деятельности.

Список литературы

  1. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст]: книга / А.Маслоу. - СПб.: Питер, 2019 г. - 400 с.
  2. Бондарь, М. А. Методологические основы понятия творческой активности школьников [Текст] / М.А.Бондарь // Молодой ученый. - 2015. - № 13 (93). - С. 598-601.
  3. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.
  4. Григорьев, Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст] / Д.В.Григорьев, П.В.Степанов. - М.: Просвещение, 2011. - 223 с.