Цель:
- формировать у детей интерес к математике с помощью интеллектуальных заданий и игр;
- закреплять элементарные математические представления;
- упражняться в составлении и решении задач;
- создать условия для формирования предпосылок математического мышления.
Программные задачи:
Обучающие:
- закрепить навыки детей в количественном счете, порядковом счете;
- совершенствовать умение составлять и решать задачи на «+» и «-»;
- закрепить знания о последовательностях дней недели, времен года, суток.
Развивающие:
- развивать смекалку, воображение;
- создавать условия для развития логического мышления, внимания;
- развивать умение отстаивать и уточнять свой ответ;
- развивать у детей способность работать самостоятельно и в коллективе.
Воспитывающие:
- формировать и воспитывать способность договариваться, помогать друг друга;
- воспитывать такие качества, как скромность и коллективизм.
Оборудование и материалы:
- цифровые карточки; листы с заранее нанесенными точками (для выполнения рисунка ракеты), цветные карандаши;
- карточки-картинки для составления и решения задач;
- карточки-домики и конверты с цифрами (для закрепления состава числа);
- листы в клеточку, простой карандаш;
- счетные палочки для каждого ребенка, картинки с рисунками;
- большие буквы Д, О, Б, Р, О;
- подносы с грибочками;
- карточки с двумя полосками.
Предварительная работа:
- чтение рассказа о Незнайке;
- разговоры о космосе, о ракетах;
- беседа «что такое добро?».
Методические приемы:
- Психогимнастика «Улыбка»;
- Сюрпризный момент - приход Незнайки;
- Познавательно-исследовательская деятельность;
- Итог ООД.
Ход занятия
Мотивационно-ориентированный этап
(Дети встают в круг с воспитателем)
«Собрались все дети в круг,
Я - твой друг, и ты - мой друг!
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!»
Познавательный этап.
Воспитатель: Доброе утро, ребенка! У нас сегодня гости и давайте поприветствуем их. (Здравствуйте). А теперь начнем наше занятие математикой.
(стук в дверь) Входит в дверь плачущий Незнайка.
Воспитатель: Ребята, вы узнали кто это?
«В шляпе с синими полями,
И в штанишках до колен,
Занят разными делами
Лишь учиться ему лень.
Кто он быстро отгадайте,
Как зовут его?
Дети: Незнайка.
Воспитатель: Верно, ребята. Это Незнайка. Почему ты плачешь, Незнайка?
Незнайка: Ребята, вы все скоро пойдете в школу. И я тоже хочу, но я не умею выполнять задания до конца, сидеть прилежно за партой, а еще решать задачки, которые я так не люблю. Наверное, вы тоже? (Ответы детей). Вот у меня это не получается. Вы мне можете помочь? За каждое правильное задание вы будете получать одну букву, из которой должно получиться слово. Очень хорошее слово! Готовы? И еще вас ждет сюрприз.
Воспитатель: Ну, что, ребята, поможем и покажем наши знания и умения Незнайке? (ответ) Тогда начинаем.
Воспитатель:
Задание 1:
- из цифр вразброс правильно назвать цифры прямого и обратного счета.
- назвать соседей числа: 8, 4, 6, 10, 15, 5, 7.
- какое число стоит перед: 9, 5, 7, 3.
- какое число стоит за: 4, 8, 10, 13.
- сколько месяцев в году?
- какой день недели сегодня; какой был вчера, завтра будет?
- сколько дней недели? Будней и выходных;
- сколько яблок на березе?
Незнайка: Молодцы, ребята!
Воспитатель: Ребята, вы же помните, что Незнайка летал на луну именно на том космическом аппарате, который должен у вас получится, если вы правильно, последовательно соедините точки (Ракета). Желающий может соединить точки на доске. (выходит ребенок и работает у доски). И еще нужно вам назвать геометрические фигуры, из которых состоит ракета.
Незнайка: Это, действительно та ракета, на которой я летал на Луну. И вы получаете букву Д.
Воспитатель:
Задание 2: Состав и реши задачу. Из каких частей состоит задача?
Дети: Условие, вопрос, решение, ответ.
Воспитатель: У каждого на столе карточки-картинки, по которым нужно составить задачу. Рассмотрите. Как вы думаете, у кого задача на увеличение, у кого - на уменьшение? (ответы детей)
Воспитатель: Составляем задачу и решаем, используем грибочки и карточки с двумя полосками. (решают дети)
Воспитатель: Ну, ты видишь Незнайка, как ребята справились с заданием.
Незнайка: Молодцы! Получайте еще одну букву: О.
Воспитатель: Я думаю, Незнайке следует отдохнуть.
Физкультминутка «Ракета»
1,2 - стоит ракета
3,4 - звездолет,
1,2 - хлопок в ладоши
И прыжки на каждый счет.
1, 2, 3, 4 - мы на месте походили,
5,6 - на место тихо сесть.
(Дети садятся)
Воспитатель: У вас у каждого на столе карточки-домики и конверты с цифрами. Нужно правильно заполнить квадратики домика, чтобы в сумме получилось то число, которое стоит номером дома. (Дети выполняют)
Незнайка: Ребята, вы просто настоящие ученики! И за это вам буква Б.
Воспитатель: Следующее задание. Математический диктант. Нужно слушать внимательно меня и двигаться по клеточкам в том направлении, которую я называю. Должно получится транспортное средство.
Незнайка: Сейчас посмотрю, что у вас получится. (Дети работают)
Дети: У нас получился грузовик.
Незнайка: Такой же грузовик собрали мои друзья Винтик и Шпунтик. Получите букву Р.
Воспитатель: Ну, осталось последнее задание. Возьмите счетные палочки. Внимательно смотрите на картинку - карточку с фигурами некоторое время, потом я уберу карточку, а вы должны выложить эту фигуру на листе бумаги. Будьте внимательны. (Дети выполняют)
Незнайка: Здорово вы работаете! И я так хочу. Получайте букву О. Сложите на доске эти буквы и прочитайте слово.
Дети: ДОБРО.
Незнайка: Делайте добро людям, и оно вернется вам.
Воспитатель: Незнайка, тебе понравилось, как наши дети умеют работать, справляться с заданиями. Думаю, и ты сможешь.
Незнайка: Я буду стараться. А теперь пора мне к своим друзьям, рассказать им о вас. До свидания! Ой, забыл! Я же принес вам в подарок магнитики с изображением моих друзей и меня. Полюбуйтесь!
Дети: Спасибо!
Рефлексивно-оценочный этап
Воспитатель: Вы справились со всеми заданиями, вы - настоящие ученики. Вспомните, кто к вам приходил? Зачем? (ответы детей)
Воспитатель: Чем мы занимались? Что было очень сложно, а какое задание было легким? Какое слово получилось после выполнения всех заданий? Давайте попрощаемся с нашими гостями. Занятие окончено.