Цель: познакомить с согласными звуками (х) (хь), и буквой Хх.
Задачи:
- Учить отличать слоговые звуки и буквы от других звуков и букв.
- Формировать навык правильного и плавного, сознательного чтения слов с изученными буквами.
- Развивать фонематический слух, связанную речь, внимание память, внимание.
Оборудование: игрушка хомячок, звуковики, картинки, лента букв, магнитофон.
Ход занятия
I. Оргмомент
(Дети заходят в класс)
Учитель: Ребята, посмотрите, сколько к нам сегодня пришло гостей на занятие. Давайте с ними поздороваемся.
Дети: Здравствуйте!
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
Каждый день - всегда, везде,
На занятиях, в игре,
Смело, чётко говорим
И тихонечко сидим.
II. Сообщение темы занятия
Выставляется игрушка Хомячка - хвастунишка.
- Ребята, сегодня у нас в гостях Хомячок. Этот хомячок такой хвастунишка! Он утверждает, что всё обо всех знает.
- Хомячок, а знаешь ли ты, с какого звука начинается твоё имя? (со звука [к]). Вы согласны с ним?
- Какой первый звук вы услышали в словах «Хомячок, хвастун»? (Звук [х])
Сегодня мы будем слушать и произносить звук [х] и [х']. Звук [x'] - братец звука [х]. Они очень похожи и в то же время разные. Сегодня мы научимся их различать.
- А Хомячок будет слушать и запоминать.
1 задание - Повторение
Рассказать Хомячку всё чему научились.
- Что такое речь? (Д: Всё, что мы говорим и пишем - называется речь.)
- Какая бывает речь? (Речь бывает устная и письменная.)
- Из чего состоит наша речь? (Речь состоит из предложений.)
- Из чего состоит предложение? (Из слов.)
- Из чего состоят слова? (Из слогов.)
Звуки бывают гласные и согласные. Для обозначения звуков придумали буквы.
Чем отличаются звуки и буквы? (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы видим и пишем).
Мы не можем звук увидеть,
И не можем в руки взять.
Звук мы можем только слышать,
А ещё его сказать.
- Какие гласные звуки вы знаете?
- А почему их называют гласными звуками?
- А какие согласные звуки вы знаете?
Молодцы! Справились!
2 задание знакомство со звуками [х] [х]
Артикуляционная гимнастика
Вспомните, какой хомячок. (Хвастунишка.)
Какой звук слышите первый в слове хвастунишка. [х]
-Как правильно произносится звук [х]:
- губки и зубки свободны;
- кончик языка опущен вниз, а спинка языка придвинута к твёрдому нёбу, образуя щель для тёплого воздуха;
- горлышко «молчит».
Характеристика: [х] - согласный (язычок создаёт преграду воздуху), глухой, твёрдый, не парный.
Каким цветом мы будет его обозначать? (синим.)
Посмотрите на хомячка. Какой он? (хитрый).
Какой звук слышите первый [х']
Характеристика звука [х'] (согласный, мягкий).
Чистоговорка
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - есть у нас два петуха.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - всё дерутся петухи.
Ху-ху-ху, ху-ху-ху - клювы все у них в пуху.
Хи-хи-хи, хи-хи-хи - хватит драться, петухи!
Ха-ха-ха, ха-ха-ха - без хвостов два петуха.
Пальчиковая гимнастика
«В школу»
В школу осенью пойду.
(«шагают» пальчиками обеих рук по столу)
Там друзей себе найду,
Научусь писать, читать
Быстро, правильно считать.
Я таким учёным буду!
(загибают по одному пальчику с мизинца)
Но свой подготовительный класс я не забуду!
(грозят указательным пальчиком)
3 задание. Знакомство с буквами Хх. Работа над мелкой моторикой пальцев рук
- Звуки [х] [х'] обозначаются вот такой буквой Ха. На что она похожа?
- А теперь возьмите счётные палочки и выложите из них эту букву.
Звучит спокойная музыка, дети пишут в тетрадях букву Хх.
Умнички!
4 задание. Определите место звуков [х], [х'] в словах
- Посмотрите, на картинки, назовите только те предметы, в которых есть звук [х] или [х'].
(Дети находят нужные картинки и определяют место звука в словах: в начале, в середине, в конце.)
(петух, холодильник, мухомор, сахар, халва, колбаса.)
Молодцы!
Физминутка от Хомяка
Хомка - хомка, хомячок, полосатенький бочок.
Хомка раненько встаёт щёчки моет, шейку трёт.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
Раз, два, три, четыре, пять!
Хомка хочет сильным стать.
5 задание. Чтение слогов, слов, предложения.
ХА ХЯ ХО ХЁ ХУ ХЮ ХЫ ХИ ХЭ ХЕ
АХ ЯХ ОХ ЁХ УХ ЮХ ЫХ ИХ ЭХ ЕХ
ход |
сухари |
хохолок |
орехи |
ухо |
халва |
хлопок |
хлеб |
уха |
сахар |
хлопок |
хомяк |
мох |
халат |
хвоя |
хвост |
Белка любит орехи.
6 задание. Звуко-слоговой анализ и синтез
Белка любит орехи.
- Сколько в предложении слов? (Три.)
- Предложение начинаем писать с какой буквы? (С заглавной.)
- В конце предложения какой знак ставим? (Точку.)
Анализ слов: - Сколько звуков в слове? Сколько гласных? Сколько согласных? Звонких? Глухих? Твердых? Мягких?
Белка
Сколько слогов в слове «белка»? Два.
Какой первый, второй?
Закрепление
Подходит к концу наше занятие.
Давайте ещё раз вспомним про букву Ха.
Какая она гласная или согласная? Согласная.
Сколько звуков она обозначает? Два.
III. Итог занятия
Давайте скажем большое спасибо хомячку, что он пришёл к нам в гости. Он многому научился у Вас.
А, вы мои замечательные ребята, были очень внимательными и прекрасно работали.
Рефлексия
У вас на партах лежат карандаши, если вам было легко работать, то выберите красный карандаш, а если трудно то синий карандаш.
Подарки от хомячка.