Использование современных образовательных технологий при обучении иностранному языку в школе

Разделы: Иностранные языки


Современной школе нужен профессионально-компетентный, самостоятельно мыслящий и креативный педагог, умеющий включаться в инновационные процессы и применять современные технологии, реализуя творческие идеи на практике.

Основной целью обучения иностранному языку является создание условий достижения высокого уровня обученности и развития компетенций в соответствии с ФГОС на основе интенсивного использования инновационных технологий развития и функционирования системы образования посредством компетентностного и системно-деятельностного подходов как основы формирования человеческого потенциала на пути удовлетворения социального запроса. При обучении иностранному языку большое внимание уделяется развитию личности ученика, в том числе ее коммуникативных способностей. Считаю, что для поддержания у учащихся интереса к изучаемому материалу и активизации их деятельности на протяжении всего занятия, учителю необходимо использовать разнообразные формы, методы, средства обучения, которые стимулируют активность и самостоятельность учащихся. При этом необходимо учитывать потребности, возможности и склонности школьника, и он сам выступает наряду с учителем в качестве активного субъекта деятельности учения. При планировании практической деятельности учащихся на уроке следует учитывать дифференциацию учащихся по уровню подготовки и по темпу работы. На уроке современного типа преобладает индивидуальная, парная и групповая работа. Работа в парах и группах необходима для того, чтобы обучить учащихся учебному сотрудничеству, взаимодействию, умению распределять роли. Учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся. В результате у учащихся формируются коммуникативные умения.

Основные типы уроков:

  1. уроки изучения нового учебного материала;
  2. уроки совершенствования знаний, умений и навыков (сюда входят уроки формирования умений и навыков, целевого применения усвоенного и др.);
  3. уроки обобщения и систематизации;
  4. комбинированные уроки;
  5. уроки контроля и коррекции знаний, умений и навыков.

Моделируя урок английского языка, учителю необходимо:

  1. определить тему, цели, тип урока и его место в развороте учебной программы.
  2. отобрать учебный материал (определить его содержание, объем, установить связь с ранее изученным, систему упражнений, дополнительный материал для дифференцированной работы и домашнее задание).
  3. выбрать наиболее эффективные методы и приемы обучения в данном классе, разнообразные виды деятельности обучающихся и учителя на всех этапах урока.
  4. определить формы контроля учебной деятельности обучающихся.
  5. продумать оптимальный темп урока
  6. продумать форму подведения итогов урока, содержание домашнего задания.

Следует отметить, что современный урок английского языка немыслим без использования информационных компьютерных технологий, различных интернет-ресурсов и мультимедийных источников, презентации PowerPoint и т.д. Занятия с использованием компьютерных технологий пользуются большой популярностью у школьников. Разнообразные мультимедийные игры способствуют расширению словарного запаса, знакомят с грамматикой английского языка, учат понимать речь на слух, правильно писать.

Применение игровых технологий способствует реализации принципов коммуникативности, ситуативности и функциональности. Упражнения игрового характера способствуют тренировке учащихся в выборе нужного речевого варианта, развивают компенсаторные умения, т.е. умение выходить из положения при нехватке иноязычных средств общения, повышают интерес к изучаемому материалу.

Технология, стимулирующая интересы школьников и развивающая желание учиться, связана с выполнением различного рода проектов. Использование этой технологии позволяет предусматривать все возможные формы работы в классе: индивидуальную, групповую, коллективную, которые способствуют развитию самостоятельности детей и их творческих способностей.

Обучение в сотрудничестве - это обучение в малых группах. Основная идея этой технологии - создать условия для активной совместной учебной деятельности всех учащихся. Если объединить ребят в небольшие группы и дать им одно общее задание, оговорив роль каждого ученика, то возникает ситуация, в которой каждый отвечает не только за результат своей работы, но, что особенно важно, за результат всей группы. Поэтому слабые ученики стараются выяснить у сильных все непонятые ими вопросы, а сильные ученики заинтересованы в том, чтобы слабые ученики поняли материал, и зачастую это делают лучше, чем учитель, так в силу возраста понимают друг друга лучше. Таким образом, совместными усилиями ликвидируются пробелы. Группы учащихся формируются учителем с учетом психологической совместимости детей. В каждой группе должен быть сильный, средний и слабый ученик. При выполнении задания предусматривается распределение ролей между членами группы, отчитывается за задание один ученик, но оценивается работа всей группы.

Таким образом, использование современных технологий при обучении иностранному языку позволяет совершенствовать коммуникативные способности учащихся, развивать активность и мышление учащихся, их творческие способности, способности к самообучению и повышают мотивацию учащихся к изучению иностранного языка.

Список использованных источников

  1. С Гревцова, И. Системно-деятельностный подход в технологии школьного обучения /И. Гревцова // Школьные технологии. - 2003. - № 6.
  2. Петерсон Л.Г., Кубышева М.А., Кудряшова Т.Г. Требование к составлению плана урока по дидактической системе деятельностного метода. - Москва, 2010 г.
  3. Полат Е.С. Интернет на уроках иностранного языка// ИЯШ № 2, 3 2001 г.
  4. Полат Е.С. Обучение в сотрудничестве// ИЯШ №1 2000г.
  5. Полилова Т.А. Пономарева В.В. Внедрение компьютерных технологий в преподавание иностранных языков // ИЯШ - 2007. - № 6.- с. 35-36
  6. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии [Текст]: учеб. пособие / Г.К.Селевко. - М.: Народ.образование, 1998.
  7. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" [Электронный ресурс]: закон.-Консультант Плюс: сайт. - Режим доступа: http://www.consultant.ru.
  8. Дидактические требования к современному уроку- четкое формулирование образовательных задач в целом и его составных элементов, их связь с развивающими и воспитательными задачами. http://www.uroki.net/docpage/doc2.htm
  9. https://studme.org/88194/pedagogika/tehnologiya_obucheniya_sotrudnichestve_partnerstve