Консультация для родителей: «Значение применения фольклорных форм для дошкольников на музыкальном занятии в ДОУ»

Разделы: Музыка, Конкурс «Фольклорные традиции в образовании»

Ключевые слова: русский фольклор, фольклор


Русский фольклор является сложным искусством. Он имеет тесную связь с бытом, обрядами русского народа, обычаями и традициями, а также включен в единые элементы словесного, музыкального и театрального творчества. Жизнь русского народа отображалась в русских песнях, сказках, былинах, а также в различных произведениях устного народного творчества. Герои русского фольклора сеют пшеницу, жнут жито, косят сено, кушают пироги, каши, запивая квасом и медом. Живут в традиционной русской избе с самобытным внутренним убранством: печь, лавки, сенцы, полати и красный угол с иконами. Так создается единый образ русского народа и Земли Русской, на которой он живет и растит своих детей.

Через устное народное творчество у дошкольника формируется потребность в художественном слове. Именно поэтому важным моментом в работе с детьми дошкольного возраста стало широкое знакомство с фольклорным творчеством. Важно отметить, что через народное искусство происходит передача духовного опыта и восстанавливаются утраченные связи между поколениями. Даже непродолжительные занятия с элементами народного творчества помогают обогатить словарь, привить любовь к Родине и народный жанр становится более близким и любимым [1].

Первым, кто стал серьезно изучать детский фольклор, был советский филолог - Г.С.Виноградов. Он опубликовал множество значительных работ, которые исследовали и изучали русский фольклор. Григорий Семенович впервые точно определил понятие детского фольклора и подробно охарактеризовал его многие жанры, такие как потешки, пестушки, прибаутки, считалки, заклички, скороговорки и т.д. [2].

В нашем детском саду работают творческие педагоги, которые внедряют в занятия народное творчество, читая народные сказки и активно принимая участие в народных праздниках: «Масленица», «Колядки», «Щедровки», «Жаворонки», «Осенины», «Иван-Купава», «День русского чаепития» в постановках сказок: «Гуси-лебеди», «Заюшкина избушка». Также мы проводим мастер-классы с родитетями (родительские клубы) на тему: «Народная игрушка». Эти мероприятия часто содержат элементы народных празднований, такие как подвижные игры, хороводы с песнями, загадки. Ребятам нравятся простые, но захватывающие народные игры «Коршун», «Горшки». (Презентация)

Наблюдая в работе за детьми, могу отметить, что введение в словарь ребенка давно исчезнувших народных слов обогащает речь, делая ее красочной, насыщенной сравнениями и эпитетами, а народные праздники и игры создают положительное настроение и прививают любовь к народному творчеству.

Кроме праздников и постановок, на занятиях музыки с дошкольниками, я использую детский фольклор в различных видах деятельности: в народных подвижных играх (считалки, дразнилки), в пении народных песенок, потешек, пестушек. Также использую разнообразные выразительные движения. Например, дети с удовольствием показывают, как неуклюже ходит медведь, мягко крадется лиса, как музыканты играют на музыкальных инструментах и т.д. Прежде всего, я учу детей выразительным движениям, яркой мимикой и жестами. На материале детского фольклора составляю тематические игры-инсценировки, состоящие из произведений разных жанров на одну тему.

Таким образом, детский фольклор необходим в работе музыкального руководителя, так как он отражает в играх, песнях, сказках, игрушках жизнь и деятельность людей многих поколений. И это позволяет воспитанникам стать образцами норм поведения по отношению к языковой, художественной и музыкальной культуры.

Презентация

Народные игры

Игра «Вью, вью я капусточку»

В «капустку» играли так: дети становились в цепочку, взявшись за руки. «Кочерыжка», крайний в цепочке, стоял на месте, вокруг него завивался весь хоровод. После того, как все сгрудятся в «кочашок», поднимали руки, и «кочерыжка» вытягивал за собой всю цепочку. Поют:

Вью, вью, вью я капусточку, да
Вью, вью, вью я капусточку.
Завивался виллой кочешок,
Завивался виллой кочешок.

Когда развивали, пели: «развивался виллой кочешок».

Игра «Коршун»

Ребята обхватывают друг друга за пояс и становятся гуськом. Коршун сидит на корточках. Дети идут вокруг коршуна и поют:

Вокруг коршуна хожу, ожерелье вяжу.
По три ниточки бисериночки,
Я снизала вороток, вокруг шеи короток.

Далее диалог.

-Коршун, Коршун, что делаешь?
-Ямку рою.
-Почто ямка?
-Иголочку ищу.
Почто иголочка
-Мешочек сшить.
-Почто мешочек?
-Камешки сложить.
-Почто камешки?
-В твоих деток бросать.

Коршун должен ловить лишь одного цыпленка, стоящего в конце всей вереницы цыплят. Игра требует внимания, выдержки, сообразительности и ловкости, умения ориентироваться в пространстве, проявления чувства коллективизма.

Игра «Горшки»

Играющие становятся по кругу по двое: один торговец, перед ним на корточках горшок. Водящий-покупатель. Торговцы расхваливают свой товар. Покупатель выбирает горшок, далее сговор.

-По чём горшок?

-По денежке

-А он не с трещиной?

-Попробуй.

Покупатель легко ударяет по горшку пальцем и говорит:

-Крепкий, давай сговор.

Хозяин и Покупатель протягивают друг другу руки напевая:

-Чинары, чинары собирайтесь гончары, по кусту, по насту, по лебедю горазду! ВОН!

Бегут в разные стороны, кто первый добежит до купленного горшка.

Потешки

Ах ты дедушка Степан,
Наизнанку твой кафтан.
Тебя деточки любили,
За тобой гурьбой ходили.
Шапка на тебе с пером,
Рукавички с серебром.
Уж ты ходиши, семенишь,
Рукавичками звенишь.
Рукавичками звенишь,
Ребятишкам говоришь.
Собирайтесь ка сюда,
Покушайте киселя.

Гуси-гуси,
Га-га-га-га.
Есть хотите?
Да да да.
Так летите!
Нет нет нет.
Серый волк под горой,
Не пускает нас домой.
Ну летите как хотите.
Только крылья берегите.

Водичка, водичка,
Умой моё личико,
Чтоб глазки блестели,
Чтоб щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.

Вот проснулись,
Потянулись,
С боку на бок повернулись!
Потягушечки!
Потягушечки!

Где игрушечки,
Погремушечки?
Ты, игрушка, погреми,
Нашу детку подними!
На перинку, на простынку,
Не на край, на серединку,
Положили малыша,
Завернули крепыша!

Колыбельные

Баю-баюшки-баю,
Не ложися на краю.
Придет серенький волчок,
Он ухватит за бочок
И потащит во лесок,
Под ракитовый кусток.
К нам, волчок, не ходи,
Нашу Сашу не буди.

Баю-бай, баю-бай!
Ты, собачка, не лай…
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собачка, не лай,
Белолапа, не скули,
Мою Таню не буди.

Список литературы

  1. Круглов Ю.Г. «Русское народное поэтическое творчество» хрестоматия составитель, Л. «Просвещение», 1987 год; стр. 489-502.
  2. Сорокин П. Фольклорное творчество в воспитании детей // Культура и дети. М.: ГРДНТ, 2004. С. 26-44.