Урок разработан в рамках УМК «Начальная школа 21 века» с использованием системно-деятельностного подхода. На занятии обучающиеся знакомятся с неизменяемыми именами существительными в процессе самостоятельной, парной и групповой работы. В процессе урока в совместной деятельности с учителем обучающиеся «открывают» способ определения рода неизменяемых имен существительных. В ходе всего урока ведется работа над формированием оценочной самостоятельности. Используются разноуровневые задания.
Тип урока: комбинированный.
Цель урока: знакомство с неизменяемыми именами существительными.
Задачи урока:
- обобщить знания о согласовании имен прилагательных с именами существительными в роде;
- отработать способ определения рода у имен существительных;
- познакомить со способом определения рода у неизменяемых имен существительных.
- развивать умения осуществлять контроль за своими действиями и действиями своих товарищей, объяснять причины ошибок;
- воспитывать чувство взаимоуважения, умения работать в группе.
Метод обучения по характеру познавательной деятельности: частично-поисковый (эвристический).
Формы обучения: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.
Средства: учебник «Русский язык», карточки.
Графические обозначения: У.- учитель, Д. -дети.
Ход урока
I этап: Мотивационный этап (ситуация успеха)
Пословица на слайде. Работа с осетинской народной пословицей
«Человек силен не силой, а многими знаниями». слайд №1
- Как вы ее понимаете? (Ответы детей)
Ребята, это осетинская народная пословица, а кто может назвать из русского фольклора пословицу с таким же значением? («Птица красна пером, а человек знаниями., «…Не силою дерутся, а умением, «От умного научишься, от глупого разучишься»…» Ученье свет, а неученье - тьма»)
- Что объединяет все эти пословицы? (Они все о ценностях знаний)
- Я желаю вам сегодня обогатиться новыми знаниями, пожелать творческих успехов.
- Рассказать секреты слова
Я для вас всегда готова.
Но на уроке будь готов
Сам раскрыть секреты слов
Задача этапа: активизировать познавательную деятельность обучающихся для решения поставленной цели.
У. Над какой темой мы работали на предыдущих уроках?
Д. Род имен существительных.
У. Задайте вопрос по данной теме своему однокласснику, ответ на который вы точно знаете.
Примерные вопросы
Д. Сколько родов у имени существительного?
Д. Три.
Д. Как определить род имени существительного?
Д. С помощью алгоритма.
Слайд 2. Алгоритм:
- Определить часть речи;
- Поставить в начальную форму;
- Подставить вспомогательное слово: он, она, оно.
У. Молодцы. А я вам тоже хочу задать вопрос. Для чего нам нужно знать род имени существительного? А узнать ответ на этот вопрос поможет вам письмо.
У. Недавно я прочитала интересное письмо, которое получила моя соседка - Оля от своего друга иностранца-Майкла. Слушайте внимательно
Слайд 3
У. Письмо Майкла
Здравствуй мой любимая подруга Оля! Пишет тебе твоя далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю вашу интересный г.зету. Как мы катались на тр.мвае, спускались в подземн. метро, видели в зоопарке красив. шимпанзе, высок. кенгуру .Твой добрая мама угощала меня м.линой. А твоя умный папа учил меня играть в фу.бол. Твой милая бабушка и строгий дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Ваш Майкл.
У. Что вас рассмешило?
Д. Не правильно согласуются имена существительные с именами прилагательными.
У. Какого правила не знает иностранец - Майкл?
Д. Он не знает, что имена прилагательные, связанные с именами существительными употребляются в том же роде, что и существительные.
У. Давайте поможем Майклу исправить ошибки. Каким помощником воспользуемся?
Д. Алгоритмом определения рода имен существительных.
Слайд 4. Алгоритм
Ребята работают самостоятельно на карточках.
У. Что интересного вы еще заметили в письме?
Д. В некоторых словах пропущена буква.
У. Почему?
Д. Это словарные слова.
У. Вставьте пропущенные буквы в данные слова. Работаем самостоятельно
II этап: Постановка учебной задачи урока (ситуация «разрыва»)
Задача этапа: формировать умение самостоятельно формулировать задачу урока
У. Давайте прочитаем, исправленное письмо Майкла. (ребята читают получившееся письмо)
Слайд 5
Д. Здравствуй, моя любимая подруга Оля! Пишет тебе твой далёкий друг Майкл. Я часто вспоминаю вашу интересную газету. Как мы катались на трамвае, спускались в подземное(ый) (ая) метро, видели в зоопарке красивую(ого)шимпанзе, высокого(ую) (ое) кенгуру. Твоя добрая мама угощала меня малиной. А твой умный папа учил меня играть в футбол. Твоя милая бабушка и строгий дедушка рассказывали о своей молодости. Я полюбил Россию и русских людей за их доброту. С нетерпением жду новой встречи. Ваш Майкл.
При проверке возникли разногласия.
У. Какие затруднения вы испытали в ходе выполнения задания?
Д. Мы не смогли определить род у некоторых слов: метро, кенгуру, шимпанзе.
Сформулируйте, пожалуйста, тему урока: Род неизменяемых имен существительных.
А какие задачи мы поставим перед собой на нашем уроке
Д. Сегодня на уроке мы будем продолжать работу по определению рода имен существительных.
III этап: Этап решения учебной задачи
Задача этапа: в ходе совместной деятельности вывести способ определения рода неизменяемых имен существительных.
У. Предлагаю провести в группе наблюдение за словами, у которых вы смогли определить род и которые вызвали затруднения. Действуйте по алгоритму
Групповая работа (ребята делятся на 2группы:изменяемые и неизменяемые)
Проверка и оценка групповой работы.
(Первым вызывается обучающийся, чья группа первая справилась с заданием: ребята соединили свои руки, высоко их подняв)
Д. Проанализировав слова, мы пришли к выводу, что у слов метро, шимпанзе и кенгуру мы не можем определить род, т. к. при выполнении второго пункта алгоритма, (при постановке слова в начальную форму), оно не изменилось.
У. А теперь давайте вернемся к нашему письму и ответим на вопрос: сможем ли мы без помощи определить род у данных слов?
Д. Нет, потому что эти слова не изменяют свою форму.
У. Как вы думаете, как называются слова, которые не изменяют свою форму?
Д. Неизменяемые слова.
У. Кто же нам может помочь в определении рода таких слов?
Д. (Толковый словарь, орфографический словарь или учитель)
Давайте прочитаем об этом в учебнике с.163.
У. Что вы узнали нового из этого правила?
Д. Мы узнали род некоторых неизменяемых слов.
Д. Слово метро среднего рода, слово шимпанзе - мужской род.
У. Род этих неизменяемых слов вам необходимо запомнить. А чтобы быстрее запомнить - поиграем в игру. Кто уверен в своих силах учебниками не пользуйтесь, а кому еще надо потренироваться, можно использовать учебник.
Физминутка
У. Я буду называть вам неизменяемые слова мужского и среднего родов. Если я называю слова м. р. - вы хлопаете в ладоши, если с. р. - топаете. Будьте внимательны!
Пони, какаду, кино, шоссе, метро, шимпанзе, кенгуру, радио, пальто, мелодия(«слово-ловушка»)
IV этап: Этап решения частных практических задач
Задача этапа: формировать умения применять выявленный способ определения рода неизменяемых имен существительных в ходе выполнения заданий.
У. Сформулируйте способ действий при определении рода неизменяемых имен существительных.
Д. Слайд №6. Алгоритм определения рода незменяемых слов.
- Определить часть речи;
- Поставить в начальную форму, если форма слова не изменилась, значит это слово неизменяемое.
- Воспользоваться словарем.
Слайд 7
Работа в учебниках в парах упр 4, с.164.
Спиши группы слов. В каждой группе найди лишнее слово. Подчеркни его. Объясни свой ответ.
- Яблоня, земля, имя, семья, песня.
- Поле, шимпанзе, солнце, здоровье.
- Урожай, кофе, мост, шоссе, орден.
У. Давайте проверим, поиграем в игру «Мои друзья».
Учитель раздает ученикам карточку с написанным словом, слова разные: м.р., ср.р., ж.р., неизменяемые или изменяемые. Ребята знакомятся со своим словом. После того как учитель говорит, например, фразу: «Мои друзья те, у кого слова ж.р.». Все ученики у кого слово ж.р. должны встать и проговорить по очереди свои слова, доказывая род имени существительного.
Д. У меня слово овсянка, оно женского рода, т.к. это изменяемое имя существительное заменяем вспомогательным словом она моя.
Так же необходимо обратить внимание на многозначность некоторых слов.
Фраза может выглядеть таким образом: «Мои друзья те, у кого неизменяемые имена существительные».
В это время остальные ученики соглашаются с определенным родом или не соглашаются, так же доказывая свою точку зрения, используя изученный способ проверки.
Рефлексия
Слайд 8.
У. Чем сегодня мы занимались на уроке?
Д. Сегодня мы узнали о неизменяемых именах существительных .
У. Благодарю всех за урок.
Слайд 9.
V этап: Домашнее задание
Дома вам необходимо будет найти еще 6-8 неизменяемых имен существительных и определить их род.
Слайд 10. Спасибо за урок
Карточки
1 уровень
Подбери к каждому прилагательному подходящее по смыслу имя существительное. Напиши словосочетания. Определи род имен существительных.
Ловкий…, мягкая …, теплое …, позднее…, глубокое …, легкий …
Слова для справок: ветерок, пальто, подушка, кино, шимпанзе, море.