Активно развивайте мелкую моторику ребенка
- Предлагайте ребенку больше рисовать, раскрашивать, штриховать;
- Лепите из пластилина, глины, соленого теста, мокрого песка;
- Поиграйте с массажными мячиками, соберите бусы, покатайте в руках мелкие камешки;
- Заплетайте косы кукле, косы из пряжи;
- Предлагайте ребенку зашнуровывать - расшнуровывать ботиночки, тренируйте застегивание и растегивание мелких деталей одежды; перебирайте крупы, фасоль и т.д.
Развивайте крупную моторику ребенка
- Делайте с ребенком зарядку в течении дня;
- Играйте в мяч: его можно катать, бросать и ловить, с ним можно приседать, наклоняться;
- На детской площадке вместе лазайте на всех лестницах, ходите по бревнышкам, бордюрам, перешагивайте предметы разной величины, играйте в «догонялки» и другие активные игры;
- Занятие в бассейне, танцами, езда на беговеле, велосипеде и самокате, роликах и коньках - и это все способствует укреплению мышечного аппарата ребенка.
Работайте над развитием познавательных способностей ребенка
- Не мешайте, а поощряйте любознательность ребенка;
- Играйте в «Составь картинку», «Сделай так же», «Запомни картинки», «Что пропало?», «Найди такие же», «Исправь ошибку в предложении», «Придумай сказку, рассказ» и т.д.
- Играйте в предметы заместители, например палочка может быть ложкой, коробка - домиком и т.д. Разучивайте маленькие стихи.
Развивайте зрительно-пространственные представления
- «Найди предмет». Предложите ребенку найти спрятанный вами предмет или игрушку в комнате, следуя инструкциям. Например: «Встань спиной к стене и сделай три шага прямо, шаг вправо, повернись налево и сделай три прыжка и т.д.;
- Попросите ребенка показать различные части тела: правый глаз, левую руку и т.д. Усложните задание попросив показать левой рукой правое ухо, правой рукой левый глаз и т.д.;
- На улице можно предложить ребенку рассмотреть окружающие предметы и назвать их расположение относительно друг друга. Например: «Машина стоит около дома», «Автобус едет справа от девочки», «Цветы растут слева от дерева» и т.д.;
- «Графический диктант по клеточкам». Рисунки графических диктантов можно найти в литературе по подготовке ребенка к школе. Это задание помогает не только развивать зрительно-пространственную ориентировку, но и готовит руку к письму;
- Предлагайте ребенку сложить по образцу какой-либо предмет из сборного конструктора или кубиков.
Дома чаще играйте с детьми в «Дочки-матери», «Магазин», «Больницу», «Парикмахерскую», «Стройку» и др., это лучший способ научить ребенка организации своей деятельности и умению действовать по инструкции.
Прививайте аккуратность, усидчивость, терпение. Приучайте ребенка к самообслуживанию.
Не сравнивайте ребенка с другими детьми, как бы они не были вам симпатичны или наоборот.
- С пониманием относитесь к тому, что многое не будет получаться сразу, даже если это кажется элементарным.
- Запаситесь терпением и помните, что высказывания типа: «Ну, сколько раз тебе нужно повторять? Что же ты такой неумелый, глупый?» кроме раздражения с обеих сторон ничего не вызовут.
При общении с ребёнком следите за своей речью
- Говорите с ним, не торопясь. Звуки и слова произносите четко и ясно, непонятные слова, обороты, встречающиеся в тексте, непременно объясните. Не подделывайтесь под детскую речь, не злоупотребляйте уменьшительно-ласкательными суффиксами - всё это тормозит речевое развитие.
Своевременно устраняйте недостаток речи ребёнка, стремясь указать неточности и ошибки, встречающиеся в его речи, будьте осторожны, ни в коем случае не смейтесь над ребёнком, самое лучшее - тактично поправить то или иное слово. Если ребёнок торопится высказать свои мысли или говорит тихо, напомните ему: «Говорить надо внятно, чётко, не спеша».
Будьте последовательны в своих требованиях