Уровень образования: начальное, основное общее образование.
Возраст: 1-9 классы.
Срок реализации программы: 2022/2030 гг.
Количество часов: 306 ч.
- 1 класс: всего - 34 ч. /год; 1ч. /неделю
- 2 класс: всего - 34 ч. /год; 1ч. /неделю
- 3 класс: всего - 34 ч. /год; 1ч. /неделю
- 4 класс: всего - 34 ч. /год; 1ч. /неделю
- 5 класс: всего - 34 ч. /год; 1ч. /неделю
- 6 класс: всего - 34 ч. /год; 1ч. /неделю
- 7 класс: всего - 34 ч. /год; 1ч. /неделю
- 8 класс: всего - 34 ч. /год; 1ч. /неделю
- 9 класс: всего - 34 ч. /год; 1ч. /неделю
Модифицированная программа, составлена на основе:
- Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя. М.: Просвещение, 2013.
- Григорьев Д.В., Б.В.Куприянов. Программы внеурочной деятельности. Социальное творчество. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. М.: Просвещение, 2011.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2014.
- Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. Стандарты второго поколения под редакцией В.А.Горского. М.: Просвещение, 2014.
Раздел I. Результаты освоения курса внеурочной деятельности «Вместе - мы сила!»
Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников в курсе «Вместе - мы сила!» распределяются по трём уровням.
Первый уровень результатов - приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями.
Например, в беседе ребёнок не только воспринимает информацию от педагога, но и невольно сравнивает её с образом самого педагога. Информации будет больше доверия, если сам педагог интересуется шахматами.
Второй уровень результатов - получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом.
Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьников между собой на уровне класса, школы. Это достигается в процессе сотрудничества при выполнении групповых заданий.
Третий уровень результатов - получение школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии, за пределами дружественной среды школы, юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Именно в опыте самостоятельного общественного действия приобретается то мужество, та готовность к поступку, без которых немыслимо существование гражданина и гражданского общества.
Очевидно, что для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде. Это возможно при проведении различных волонтёрских мероприятий (акции, КТД, праздники, флешмобы и пр.).
Таким образом, курс «Вместе - мы сила!» направлен на достижение трёх уровней результатов внеурочной деятельности школьников:
1-й уровень - школьник знает и понимает важность волонтёрского движения;
2-й уровень - школьник ценит своё участие в волонтёрским движении и активно интересуется социальными проблемами (диагностируется на основе наблюдений за познавательной активностью обучающегося на занятии, волонтёрских мероприятий);
3-й уровень - школьник самостоятельно действует в общественной жизни и применяет полученные умения и навыки в общении со сверстниками, родственниками и знакомыми (диагностируется на основе наблюдений за учащимися, в ходе беседы, публичных мероприятиях).
Раздел II. Содержание курса
1-й год обучения (1 класс)
Раздел 1. Мои новые друзья (4 ч.)
Вводное занятие. Основные понятия волонтёрства. Цели и задачи волонтёрской деятельности. Развитие волонтёрства в нашем городе. Просмотр видеосюжетов о городе Оренбурге. Обсуждение. Выявление проблемы «Что можно сделать сегодня, чтобы завтра стало лучше, чем вчера». Развитие волонтёрства в нашей школе.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Оформление волонтёрского журнала материалами, отражающими историю развития волонтёрства в посёлке, школе. Субботник по уборке территории школы. КТД «Сделай свой дом красивым».
Раздел 2. Школа юного активиста (3 ч.)
Сущность и механизмы самоуправления. Понятие о сущности и механизмах развития деятельности органов самоуправления. История развития детского объединения в нашей школе. Создание волонтёрского отряда. Выборы актива. Мониторинг интереса учащихся.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Деловая игра «Мы выбираем». Устав волонтёрского отряда. Эмблема. Разработка модели организационной структуры органов самоуправления (принципы, этический кодекс). Защита проекта модели.
Раздел 3. Планета Самоуправления (4 ч.)
Самообразование актива органов самоуправления. Содержание, методы и формы организации обучения и самообразования актива органов самоуправления волонтёрского отряда. Составление памяток активистам. Беседа о личностных качествах, способствующих успеху в волонтёрском деле. Формирование у ребят необходимых волевых и морально - психологических качеств. Приобретение навыков слаженной работы в составе группы. Результаты деятельности органов самоуправления.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Разработка инструкций к выполнению «профессий» активистов. «Профессии» активистов. Тренинги по освоению навыков выполнения поручений (мастер - классы, организационно-деятельностные игры, ролевые игры). На празднике «Планета Самоуправления» ребята в шуточной форме отчитаются о том, как научились выполнять свои «профессии».
Раздел 4. Новогодний марафон (4 ч.)
Изготовление открыток для ветеранов, для детей-сирот и опекаемых. Подготовка праздничного концерта для поздравления «С праздником!».
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Поздравление с праздником детей-сирот и опекаемых. КТД «Рождественская мечта». Адресные поздравления с праздником ветеранов.
Раздел 5. Планета Нравственности (3 ч.)
Проблемно-ценностная дискуссия «Мы в ответе за тех, кого приручили». Культура содержания и этика взаимоотношения с животными. Что нужно животным для хорошего самочувствия. Конструирование и изготовление кормушек. Проявление творчества, самодеятельности и смекалки в проектировании простейших кормушек для птиц. Как помочь другим ребятам полюбить животных.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Акция «Развесь кормушки». Сопереживание, сочувствие и содействие животным.
Раздел 6. Планета SOS (4 ч.)
Просмотр и беседа по фильму о вредных привычках. Диспут «Вредные привычки». Понятие о здоровом образе жизни. Активизировать социальную агитацию за здоровый образ жизни.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Изготовление листовок для проведения акции. Акция «Мы против курения!»
Раздел 7. Заповедная планета (3 ч.)
Конкурс эрудитов «Как живёшь ты, отчий дом?» Просмотр и беседа по документальному фильму о родном городе. Осваивая теоретические знания и практические умения в области истории и культуры родного города, дети приобретают уважение к прошлому, бережное отношение к реликвиям, у них формируется патриотизм и потребность сохранить для других поколений исторические, материальные, художественные и культурные ценности. Роль каждого человека в улучшении жизни города. Обсуждение с учащимися сложившейся ситуации и возможности изменить её
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Дискуссия «Наш город завтра». Акция «Чистая пятница». Уборка закреплённой территории школьного двора.
Раздел 8. День рождения планеты (4 ч.)
Оформление результатов волонтёрской деятельности на стенде «Вектор доброты». Участие в подготовке тематической выставки.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Акция «Внимание, ветеран!» Поздравление ветеранов на дому. Акция «Чистая пятница».
Раздел 9. Фестиваль достижений (5 ч.)
Диспут «Можно ли назвать меня волонтёром?» Совместный анализ деятельности каждого участника волонтёрского отряда, его вклада в общее дело. Подготовка программы к слёту активистов. Подготовка презентации о результатах работы волонтёрского отряда. Определение авторов выступлений, состава гостей. Оформление помещения.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Слёт активистов-волонтёров организуется как общешкольный праздник с вручением наград - грамот.
2-й год обучения (2 класс)
Раздел 1. Школа актива (4 ч.)
Вводное занятие. Традиции милосердия на Руси. Феномен благотворительности. Понятие «добровольчество» и «волонтёрство». Волонтёрская символика: гимн, девиз, речёвка. Разработка и защита модели эмблемы. Личность волонтера. Качества личности, способствующие успеху в волонтёрском деле. Понятие «роль» в кино, театре, жизни. Мои роли сегодня - кто я в этом мире.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Составление памятки. Лидерство в волонтерской группе. «Профессии» волонтёров. Анкетирование.
Раздел 2. Через море Талантов на пляж Осени (3 ч.)
Акции волонтерской деятельности. Мой верный друг, мой главный друг Учитель! Роль педагога в жизни каждого человека. Как должны относиться ученики к учителю и почему? Праздник как волонтерская акция. Качества личности настоящего учителя. Учитель - это человек, связующий поколения. Изготовление поделок для подарков ветеранам.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Акция «Подарок». Мини-концерт «Ромашка». Благотворительная акция «Добродеи».
Раздел 3. Поляна Добрых надежд (4ч.)
Волонтерская деятельность - это круто?! Дебаты. Разучивание игр народов России для проведения их с подшефными. Проведение конкурсной развлекательной программы для подшефных.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Социальный проект «Радости жизни». Игровой марафон «Мы вместе». Акция «День открытых сердец».
Раздел 4. Бухта Детской радости (4ч.)
Игровая программа «Шаг навстречу». Разучивание новогодних игр для проведения их с подшефными. Конструирование и изготовление кормушек. Этика взаимоотношения с животными. Что нужно животным для хорошего самочувствия? Сопереживание, сочувствие и содействие животным. Как помочь другим ребятам полюбить животных.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Кормушка». Акция «Пернатые друзья».
Раздел 5. Музей Правил (3ч.)
Просмотр и обсуждение документального фильма о пагубных привычках (алкоголь, наркотики, табакокурение). Понятие о здоровом образе жизни. Изготовление тюльпанов для проведения акции «Красный тюльпан». Активизация социальной агитации за здоровый образ жизни.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Мы выбираем». Акция «Красный тюльпан».
Раздел 6. Горы Мужества и отваги (4ч.)
Изготовление писем в виде солдатских треугольников для поздравления ветеранов, солдат воинских частей города Оренбурга. Сбор информации о героях Великой Отечественной войны для оформления стенда к 9 мая. Соревнование по военному многоборью.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Тёплое письмо». КТД «Вечер семейного альбома». Акция «Чистая пятница».
Раздел 7. По облакам Доброты и Благодарности к водопаду Чувств (3ч.)
Изготовление подарков для девочек, мам и бабушек. Подарки и их значение в жизни человека. Разучивание новогодних игр для проведения их с подшефными. Конкурсная игровая программа для подшефных.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Сюрприз». Игровой марафон «Делай с нами, делай как мы, делай лучше нас!» Акция «Разрешите Вас поздравить!».
Раздел 8. Зелёные скалы (4ч.)
Изготовление поделок из бросового материала для проведения акции «Добродеи». Изготовление открыток для ветеранов. Субботник по уборке территории школы.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Игровая программа «День Земли». КТД «Второе дыхание». Благотворительная акция «Добродеи». Акция «Чистый город».
Раздел 9. Озеро памяти (5ч.)
Сбор пожеланий для ветеранов на лоскутках из кумачовой ткани. Эти лоскутки лягут в основу «Деревьев памяти» - символических деревьев. Просмотр документального фильма «Эхо войны» с последующим обсуждением. Совместный анализ деятельности каждого участника волонтёрского отряда, его вклада в общее дело. Награждение активистов.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Дерево Памяти». Митинг «Прикоснись сердцем к подвигу». Самопрезентация «Можно ли назвать меня волонтёром?»
3-й год обучения (3 класс)
Раздел 1. Школа актива (4ч.)
Волонтер - кто это? Определение волонтерской деятельности. Цель, задачи, принципы волонтерской деятельности. С чего начинается дружба? Знакомство с программой (умение знакомиться с людьми, вещами…) Понятия «польза», «вред». Изготовление бумажного журавлика. Мотивы волонтерской деятельности. Личностные и профессиональные качества волонтера. С чего начинается волонтёрское движение? Специфика добровольческой деятельности. Филантропический подход к социальной работе. Потребность в общении. Расширение круга общения.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Дебаты «Почему люди становятся волонтёрами?» Составление портрета волонтёра. Игры на знакомство: «Передай имя», «Рисунок о себе», «Снежный ком», «Спроси-расскажи» и др. Тренинг «Умение обрести и сберечь друга». Активная лекция «Имидж волнтёра в обществе». Игры на выявление детей с лидерской позицией: «Перестройка», «Адаптация», «Карабас», «Скульптура» и др.
Раздел 2. Через море Талантов на пляж Осени (3ч.)
Функции волонтёров. Анимация: понятие, цель, функции, содержание, методы проведения. Праздник как культурная акция в волонтерской деятельности. Изготовление поделок для подарков ветеранам.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Ролевая игра «Подари радость». Подготовка концерта для учителей «От всей души!» Культурная акция «От сердца к сердцу».
Раздел 3. Поляна Добрых надежд (4ч.)
Социальный проект в волонтёрской работе. Социальный проект: понятие, сущность. Этапы проектной деятельности. Социальный проект, целью которого является возрождение истинных ценностей и понимание правил и законов жизни, осознание себя. Размещение рисунков на растяжке для агитации за ЗОЖ. Цель проекта: сформировать приоритеты здорового образа жизни. Уроки доброты, любви, нравственности. Цель: формирование у подрастающего поколения активной жизненной позиции; стимулирования социально значимых гражданских инициатив.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Социальный проект «Радости жизни». Конкурс рисунков «ЗОЖ». Защита проектов «РROздоровье». Открытый конкурс иллюстраций к сказкам «О добре и зле».
Раздел 4. Бухта Детской радости (4ч.)
Методика обучения и тренировки игровым технологиям в волонтёрской деятельности. (Этап подготовки, проведения и анализа и обобщения). Игровой новогодний марафон. Выпуск новогодней газеты. Организация и проведение выставки новогодних газет. Изготовление новогодней ёлки - почты, открыток для поздравления учителей, одноклассников и т.д. Изготовление открыток, сувениров для поздравления детей - инвалидов, ветеранов.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Проект «Праздник души». КТД «Почта добра». Акция «Рождество в каждый дом!»
Раздел 5. Музей Правил (3ч.)
Кто может стать волонтёром? Тренинг коммуникативных умений и навыков. Изготовление бумажного человечка. Изготовление листовок, призывающих водителей и пешеходов соблюдать правила дорожного движения. Распространение листовок среди жителей микрорайона.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Игры «Моя визитная карточка», «Компот», «Собери картинку (текст)», «Почта», «Ой-ёй». КТД «Сделаем Оренбург самым добрым». Акция «Красный. Жёлтый, зелёный».
Раздел 6. Горы Мужества и отваги (4ч.)
Как организовано волонтёрское движение? Просмотр и обсуждение документального фильма, посвящённого дню защитника Отечества. Сбор материала и оформление стенда о героях Великой Отечественной войны, о солдатах Афганской и Чеченской войн. Изготовление поздравительных открыток. Написание писем солдатам. Специальная физическая подготовка волонтёра.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции. Спортивная игра «Поднять паруса».
Виды деятельности обучающихся: КТД «Память в сердце храня». Акция «Я верю в тебя, солдат!»
Раздел 7. По облакам Доброты и Благодарности к водопаду Чувств (3ч.)
Создание коллажа, посвящённого Международному женскому дню. Весенняя неделя добра. Организация и правила проведения флэшмоба, как эффективного инструмента в развитии добровольчества.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Акция «Разрешите Вас поздравить!» Организация и проведение акций. Акция «Нет, наркотикам!», посвящённая Всемирному дню борьбы с наркоманией.
Раздел 8. Зелёные скалы (4ч.)
Сколько времени работают волонтёры? Уборка от мусора школьного двора. Изготовление плакатов и проведение выставки.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Акция «Чистая пятница». Конкурс агитационных плакатов «Земля - мой дом родной». Акция «Чистый город». Игровая программа «День Земли».
Раздел 9. Озеро памяти (5ч.)
Какие существуют способы награждения волонтёров? Уборка территории. Подготовка концерта для ветеранов. Посильная помощь ветеранам. Совместный анализ деятельности каждого участника волонтёрского отряда, его вклада в общее дело. Награждение активистов.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции. Круглый стол «Легко ли быть волонтёром?!»
Виды деятельности обучающихся: Акция «Чистая пятница». Акция «Связь времён». Акция «Забота и внимание».
4-й год обучения (4 класс)
Раздел 1. Школа актива (4ч.)
Вводное занятие. Философия волонтерского движения. Цели и задачи волонтёрского движения в России и за рубежом. Инфраструктура волонтерского движения в России. Традиции открытия центров волонтеров за рубежом. Возможности волонтерской деятельности в сфере межличностных отношений. Моё место в КТД. Подготовка и участие в акциях, конкурсах различного уровня (классных и общешкольных мероприятиях), посвящённых дню учителя. Особенности зарубежных социальных проектов волонтерской деятельности. Моё место в волонтёрском движении. Занятия творческого характера. Работа мастерской по изготовлению сувениров, открыток для учителей.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Вводное тестирование «Почему я стал волонтёром?» Интерактивная игра «Хорошее настроение». Мини-тренинг «Вместе мы сила». Мастерская «Твори, выдумывай, пробуй!»
Раздел 2. Край родной навек любимый (3ч.)
Отечественный опыт (федеральный, региональный, муниципальный) реализации волонтёрских проектов. Всеобщая декларация добровольцев. Практикум. Разработка клятвы волонтёров. Презентация деятельности волонтерских организаций в СМИ. Составление отчета о волонтёрской акции. Структура отчета. Методика составления текста отчета. Показ собственных презентаций «Школа завтрашнего дня».
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Мастер-класс «Учимся делать презентации» на примере презентации «Город моих родителей - мой город!»
Раздел 3. Западная Европа (4ч.)
Волонтерские организации за рубежом. Волонтерские программы в Восточной и Западной Европе «Pro Мусор». Съел конфетку - не сори! Фантик в дело примени. Значение волонтерской деятельности в процессе становления в России гражданского общества. Волонтёрская деятельность как ресурс развития гражданского общества в России. Одной из проблем российской экологии является повсеместное загрязнение бытовым мусором. Реальным способом борьбы с мусором является привлечение внимания к проблеме и пропаганда ответственного поведения на природе. Нарисуй и повесь Знак!
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Конструкторское бюро «Изобретаем кормушки». Мастер-класс «Фантик в дело!» Конкурс новогодних игрушек из вторсырья «Наряжаем ёлку». Экологический проект «Знаки против мусора».
Раздел 4. Антарктида (4ч.)
Природоохранными мероприятиями в Антарктиде. Во время проведения флэшмоба волонтёры держат в руках пингвинов из бумаги и скандируют слоган - призыв: «Не мусори в нашем доме!» Волонтёрское движение в Оренбурге. Биржа добрых дел к Новому году и Рождеству. На ёлочку любой обучающийся школы оставляет свое поздравление учителям, одноклассникам. Подбор волонтёрской службы праздника. В Рождественской мастерской изготавливаются ангелы. И в Рождество школьники, работники школы получают в подарок ангела с поздравлением.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Флэшмоб «ЗОВ Антарктиды». Акция «Ёлка пожеланий». Акция «Ангелы Рождества». Игровой марафон «Устрой праздник себе сам!»
Раздел 5. Африка (3ч.)
Технологии деятельности волонтёров на спортивных объектах. Возможные обязанности волонтёров по обслуживанию спортивного мероприятия. Беседа с медработником «Здоровым быть здорово!» Цель: приобщение учащихся к здоровому образу жизни. Специальная физическая подготовка волонтёра.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Создание информационного стенда об известных спортсменах «Ими гордится Россия». Фитнес - зарядка «Делай как мы, делай лучше нас!».
Раздел 6. Америка (4ч.)
Семейное волонтерство в США. Рассказ о герое по очереди. Первый начинает лепить человечка и придумывает рассказ о нём. Второй ученик продолжает рассказ и добавляет человечку какую - то деталь и т.д. Виртуальное волонтерство. IT-технологии в деятельности волонтерского отряда. Открытки своими руками. Поздравление учителей, пап, дедушек, братьев. Как с помощью волонтёрства создаётся позитивный имидж Российской Федерации. Разучивание гимна Российской Федерации. Волонтерство как альтернативная военная служба. Волонтерские марши и манифестации за рубежом. Видеоурок «Поклонимся великим тем годам». Просмотр и обсуждение фильма.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Коммуникативная игра «Пластилиновые каракули». Акция «Герои нашего времени». Акция «Выучим гимн вместе».
Раздел 7. Восток - дело тонкое. Азия (3ч.)
Положение женщин на востоке. Примеры из жизни великих волонтёров - Мать Тереза и т.д. Информация о великих волонтёрах-женщинах. Волонтерская акция «Синяя птица». Изготовление голубей из синей бумаги - символа мира, добра с пожеланиями, для мам и женщин нашего микрорайона. Изготовление улыбок из самоклеящейся бумаги. Обмен «улыбками» с одноклассниками, учителями для создания хорошего настроения.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Оформление буклетов «Хорошими делами прославиться можно!» Акция «Поделись улыбкой своей».
Раздел 8. Австралия (4ч.)
Австралийские волонтеры спасают животных. Технологии деятельности городских волонтёров. Городские волонтеры - это лицо города. Перекличка добрых дел. Трудовой десант около школы. Кто за 10 минут соберёт больше мусора. Волонтёрство в учебных заведениях. Использование здоровьесберегающих технологий в деятельности волонтерских отрядов. Цель: познакомить учащихся с многообразием и жизнедеятельностью птиц, показать огромное значение птиц в природе и жизни человека. Экологические волонтерские лагеря за рубежом. Виды работ в лагерях. Природоохранная и экологическая деятельность волонтёров в нашем городе. Цель: привлечь внимание к проблеме увеличения количества бездомных домашних животных. Символическая «стена» защиты - чистые широкие полосы бумаги (можно использовать обои), стилизованная рисунками отпечатков лап домашних животных. Ребята прикрепляют на обои свои работы (формат А4+фотография), в которых рассказывают о своих о семейных любимцах - животных. Демонстрируется фильм о пользе птиц, сопровождающейся речью, призывающей ответственному поведению по отношению к тем, кто нуждается в нашей защите и заботе. Речь заканчивается словами: «Всех, кто готов взять на себя взрослую ответственность за правильное отношение к птицам, мы просим поставить отпечаток своей руки на нашей листовке. Поставив свой отпечаток, спокойно возвращайтесь на свои места, чтобы подумать и познакомиться с содержанием листовок. Прочтите и передайте другим! «Встречай с любовью стаи птиц!» Лицевая сторона листовки представляет собой раскраску птицы и интересные факты о пользе, которую приносят птицы.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Акция «10 минут ради природы». Интеллектуальная игра «Своя игра». Создание информационного стенда «Большая стена защиты домашних животных». Листовки «Встречай с любовью стаи птиц!»
Раздел 9. Восточная Европа (5ч.)
Чем занимаются волонтёры восточной Европы? Закон для молодёжи «Социальный год». Система Центров добровольцев. Международный день добровольцев. Дети оформляют листовки - раскраски с военными песнями и раздают их жителям микрорайона. Вся планета отмечает День Победы. В этот день каждый, кто хочет дружбы, мира и согласия между людьми всей планеты должны поздороваться хотя бы с десятью незнакомыми людьми: «Рады видеть вас сейчас! Добрый день и в добрый час! Желаем Вам счастья и добра!», вручить воздушный шарик. Итоги волонтёрской деятельности за 4 года. Что запомнилось, что хотел бы изменить, предложить. Награждение лучших волонтёров.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Акция «Песни военных лет». Акция «День радости!» Вахта памяти «Во славу Отечества». Конкурс агитационных плакатов «Нет войне!» Создание Почётной книги «Волонтер года».
5-й год обучения (5 класс)
Раздел 1. Школа актива (4ч.)
Вводное занятие. Кто такие волонтеры и чем они занимаются, круг их «обязанностей», их миссия. Волонтёрская символика: гимн, девиз, речёвка. Разработка и защита модели эмблемы. Личность волонтера. Качества личности, способствующие успеху в волонтёрском деле.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Составление памятки. Обязанности в волонтерской группе. «Профессии» волонтёров. Анкетирование. Акция-перформанс «Я волонтёр!»
Раздел 2. «Добрый почтальон» (3ч.)
Акции волонтерской деятельности. Мой верный друг, мой главный друг Учитель! Качества личности настоящего учителя. Что такое «перфоманс»? Декада пожилого человека в России. День открытых дверей для людей пожилого возраста.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Акция-перформанс «Мой учитель - лучший!» Культурная акция «От сердца к сердцу». КТД «Подарок» (с днём пожилого человека).
Раздел 3. «Город безграничных возможностей» (4ч.)
Вопросы доступности городской среды. Как обратить внимание общества на проблемы, связанные с защитой прав и недопустимостью дискриминации людей с физическими, психическими или сенсорными ограничениями?
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Социальный проект «Радости жизни». Защита проектов «РRO здоровье». Акция-перформанс «Ты с нами!» (для людей с ОВЗ)
Раздел 4. «Страна читающая» (4ч.)
«Страна читающая» - это проект, который поможет вам выразить свое уникальное понимание поэзии, помочь другим разглядеть в ней неизведанные, неочевидные смыслы.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Поможем школьной библиотеке». Проект «Чтение - праздник души». Участие во Всероссийском проекте «Страна читающая» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lit.drofa-ventana.ru/about/. Акция-перформанс «Рождество в каждый дом!»
Раздел 5. «Спорт и здоровый образ жизни!» (3ч.)
Пропаганда ЗОЖ как альтернатива алкоголизму, табакокурению и наркомании. Актуальность: Наша современная молодежь не ведет здоровый образ жизни. Двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Цель: формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. Активизация социальной агитации за здоровый образ жизни.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Сделаем Кубань самой здоровой!». Акция-перформанс «Мы за здоровый образ жизни!»
Раздел 6. «Марафон Мужества» (4ч.)
Изготовление писем в виде солдатских треугольников для поздравления ветеранов, солдат воинских частей города Оренбурга. Соревнование по военному многоборью.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Память в сердце храня».Акция «Я верю в тебя, солдат!» Акция-перформанс «Героями становятся!» Участие во Всероссийской патриотической акции «Неделя Мужества» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://72.xn--b1aew.xn--p1ai/Proekti/nedelja_muzhestva.
Раздел 7. «Красота, вдохновленная природой!» (3ч.)
Изготовление подарков для девочек, мам и бабушек. Подарки и их значение в жизни человека. Разучивание новогодних игр для проведения их с подшефными. Конкурсная игровая программа для подшефных.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Акция «Разрешите Вас поздравить!». КТД «Сюрприз». Акция-перформанс «Цветущий двор».
Раздел 8. «Мы в ответе за нашу планету» (4ч.)
Изучение экологической обстановки в регионе; формирование правовой и экологической культуры; озеленение прилегающей территории, аудиторий школы; участие в экологических мероприятиях района. Цель: способствовать положительным изменениям состояния окружающей среды. Субботник по уборке территории школы.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Организация субботников, экологических десантов. Акция «Чистый город». Акция-перформанс «Земля - мой дом родной». Эко-флэшмоб «День Земли».
Раздел 9. «Нам жить и помнить!» (5ч.)
Патриотическое направление, помощь ветеранам Великой Отечественной войны; изучение истории школы и возрождение традиций школы Цель: воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, своего отряда, своей семьи, своего народа, государства, освоение навыков самоуправления. Совместный анализ деятельности каждого участника волонтёрского отряда, его вклада в общее дело. Награждение активистов.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Проект «Связь времён». КТД «Забота и внимание». Акция-перформанс «День радости!» Круглый стол «Легко ли быть волонтёром?!» Самопрезентация «Можно ли назвать меня волонтёром?»
6-й год обучения (6 класс)
Раздел 1. Школа актива (4ч.)
Вводное занятие. «Быть волонтером - это больше, чем профессия». Формула волонтерства.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Составление памятки. Обязанности в волонтерской группе. «Профессии» волонтёров. Анкетирование. Акция-перформанс «Я волонтёр!»
Раздел 2. «Добрый почтальон» (3ч.)
Акции волонтерской деятельности. Учитель - это человек, связующий поколения. Декада пожилого человека в России. День открытых дверей для людей пожилого возраста.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Акция-перформанс «Мой учитель - лучший!» Культурная акция «От сердца к сердцу». КТД «Подарок» (с днём пожилого человека).
Раздел 3. «Город безграничных возможностей» (4ч.)
Вопросы доступности городской среды. Как реализуются в России социальные гарантии для людей с ограниченными возможностями здоровья?
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Социальный проект «Радости жизни». Защита проектов «РRO здоровье». Акция-перформанс «Ты с нами!» (для людей с ОВЗ)
Раздел 4. «Страна читающая» (4ч.)
Читать стихи - значит заставлять их звучать по-новому.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Поможем школьной библиотеке». Проект «Чтение - праздник души». Участие во Всероссийском проекте «Страна читающая» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lit.drofa-ventana.ru/about/. Акция-перформанс «Рождество в каждый дом!»
Раздел 5. «Спорт и здоровый образ жизни!» (3ч.)
Пропаганда ЗОЖ как альтернатива алкоголизму, табакокурению и наркомании. Спорт - это модно. Причины для занятий спортом. Активизация социальной агитации за здоровый образ жизни.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Сделаем Кубань самой здоровой!». Акция-перформанс «Мы за здоровый образ жизни!»
Раздел 6. «Марафон Мужества» (4ч.)
Изготовление писем в виде солдатских треугольников для поздравления ветеранов, солдат воинских частей посёлка Кубань. Соревнование по военному многоборью.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Память в сердце храня».Акция «Я верю в тебя, солдат!» Акция-перформанс «Героями становятся!» Участие во Всероссийской патриотической акции «Неделя Мужества» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://72.xn--b1aew.xn--p1ai/Proekti/nedelja_muzhestva.
Раздел 7. «Красота, вдохновленная природой!» (3ч.)
Изготовление подарков для девочек, мам и бабушек. Подарки и их значение в жизни человека. Разучивание новогодних игр для проведения их с подшефными. Конкурсная игровая программа для подшефных.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Акция «Разрешите Вас поздравить!». КТД «Сюрприз». Акция-перформанс «Цветущий двор».
Раздел 8. «Мы в ответе за нашу планету» (4ч.)
Изучение экологической обстановки в регионе; формирование правовой и экологической культуры; озеленение прилегающей территории, аудиторий школы; участие в экологических мероприятиях района. Цель: способствовать положительным изменениям состояния окружающей среды. Субботник по уборке территории школы.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Организация субботников, экологических десантов. Акция «Чистый город». Акция-перформанс «Земля - мой дом родной». Эко-флэшмоб «День Земли».
Раздел 9. «Нам жить и помнить!» (5ч.)
Патриотическое направление, помощь ветеранам Великой Отечественной войны; изучение истории школы и возрождение традиций школы Цель: воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, своего отряда, своей семьи, своего народа, государства, освоение навыков самоуправления. Совместный анализ деятельности каждого участника волонтёрского отряда, его вклада в общее дело. Награждение активистов.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Проект «Связь времён». КТД «Забота и внимание». Акция-перформанс «День радости!» Круглый стол «Легко ли быть волонтёром?!» Самопрезентация «Можно ли назвать меня волонтёром?»
7-й год обучения (7 класс)
Раздел 1. Школа актива (4ч.)
Вводное занятие. «Важнее, чем политика». Волонтер доброволец: как предпочитают называть себя активные граждане.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Составление памятки. Обязанности в волонтерской группе. «Профессии» волонтёров. Анкетирование. Акция-перформанс «Я волонтёр!»
Раздел 2. «Добрый почтальон» (3ч.)
Акции волонтерской деятельности. Учитель - это не профессия, а образ жизни. Осенний возраст. Декада пожилого человека в России. День открытых дверей для людей пожилого возраста.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Акция-перформанс «Мой учитель - лучший!» Культурная акция «От сердца к сердцу». КТД «Подарок» (с днём пожилого человека).
Раздел 3. «Город безграничных возможностей» (4ч.)
Вопросы доступности городской среды. Что мешает реализации профильных законов? Как меняется отношение общества к людям с инвалидностью?
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Социальный проект «Радости жизни». Защита проектов «РRO здоровье». Акция-перформанс «Ты с нами!» (для людей с ОВЗ)
Раздел 4. «Страна читающая» (4ч.)
«У каждого свой Пушкин, Лермонтов, Есенин, свой Некрасов и Маяковский…». Субъективное восприятие литературы.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Поможем школьной библиотеке». Проект «Чтение - праздник души». Участие во Всероссийском проекте «Страна читающая» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lit.drofa-ventana.ru/about/. Акция-перформанс «Рождество в каждый дом!»
Раздел 5. «Спорт и здоровый образ жизни!» (3ч.)
Пропаганда ЗОЖ как альтернатива алкоголизму, табакокурению и наркомании. Сдать спортивные нормативы! ГТО - требования. Активизация социальной агитации за здоровый образ жизни.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Сделаем Кубань самой здоровой!». Акция-перформанс «Мы за здоровый образ жизни!»
Раздел 6. «Марафон Мужества» (4ч.)
Изготовление писем в виде солдатских треугольников для поздравления ветеранов, солдат воинских частей посёлка Кубань. Соревнование по военному многоборью.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Память в сердце храня». Акция «Я верю в тебя, солдат!» Акция-перформанс «Героями становятся!» Участие во Всероссийской патриотической акции «Неделя Мужества» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://72.xn--b1aew.xn--p1ai/Proekti/nedelja_muzhestva.
Раздел 7. «Красота, вдохновленная природой!» (3ч.)
Изготовление подарков для девочек, мам и бабушек. Подарки и их значение в жизни человека. Разучивание новогодних игр для проведения их с подшефными. Конкурсная игровая программа для подшефных.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Акция «Разрешите Вас поздравить!». КТД «Сюрприз». Акция-перформанс «Цветущий двор».
Раздел 8. «Мы в ответе за нашу планету» (4ч.)
Изучение экологической обстановки в регионе; формирование правовой и экологической культуры; озеленение прилегающей территории, аудиторий школы; участие в экологических мероприятиях района. Цель: способствовать положительным изменениям состояния окружающей среды. Субботник по уборке территории школы.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Организация субботников, экологических десантов. Акция «Чистый город». Акция-перформанс «Земля - мой дом родной». Эко-флэшмоб «День Земли».
Раздел 9. «Нам жить и помнить!» (5ч.)
Патриотическое направление, помощь ветеранам Великой Отечественной войны; изучение истории школы и возрождение традиций школы Цель: воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, своего отряда, своей семьи, своего народа, государства, освоение навыков самоуправления. Совместный анализ деятельности каждого участника волонтёрского отряда, его вклада в общее дело. Награждение активистов.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Проект «Связь времён». КТД «Забота и внимание». Акция-перформанс «День радости!» Круглый стол «Легко ли быть волонтёром?!» Самопрезентация «Можно ли назвать меня волонтёром?»
8-й год обучения (8 класс)
Раздел 1. Школа актива (4ч.)
Вводное занятие. «Арифметика добра» Волонтерские будни. Помощь окружающим как ресурс саморазвития.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Составление памятки. Обязанности в волонтерской группе. «Профессии» волонтёров. Анкетирование. Акция-перформанс «Я волонтёр!»
Раздел 2. «Добрый почтальон» (3ч.)
Все плюсы и минусы профессии учителя. Декада пожилого человека в России. День открытых дверей для людей пожилого возраста.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Акция-перформанс «Мой учитель - лучший!» Культурная акция «От сердца к сердцу». КТД «Подарок» (с днём пожилого человека).
Раздел 3. «Город безграничных возможностей» (4ч.)
Вопросы доступности городской среды. Дети с особыми потребностями. «Солнечные дети».
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Социальный проект «Радости жизни». Защита проектов «РRO здоровье». Акция-перформанс «Ты с нами!» (для людей с ОВЗ)
Раздел 4. «Страна читающая» (4ч.)
Любимые книги. Как рассказать о прочитанной книге интересно?
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Поможем школьной библиотеке». Проект «Чтение - праздник души». Участие во Всероссийском проекте «Страна читающая» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lit.drofa-ventana.ru/about/. Акция-перформанс «Рождество в каждый дом!»
Раздел 5. «Спорт и здоровый образ жизни!» (3ч.)
Пропаганда ЗОЖ как альтернатива алкоголизму, табакокурению и наркомании. Актуальность: Наша современная молодежь не ведет здоровый образ жизни. Двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Цель: формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. Активизация социальной агитации за здоровый образ жизни.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Сделаем Кубань самой здоровой!». Акция-перформанс «Мы за здоровый образ жизни!»
Раздел 6. «Марафон Мужества» (4ч.)
Изготовление писем в виде солдатских треугольников для поздравления ветеранов, солдат воинских частей посёлка Кубань. Соревнование по военному многоборью.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Память в сердце храня». Акция «Я верю в тебя, солдат!» Акция-перформанс «Героями становятся!» Участие во Всероссийской патриотической акции «Неделя Мужества» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://72.xn--b1aew.xn--p1ai/Proekti/nedelja_muzhestva.
Раздел 7. «Красота, вдохновленная природой!» (3ч.)
Изготовление подарков для девочек, мам и бабушек. Подарки и их значение в жизни человека. Разучивание новогодних игр для проведения их с подшефными. Конкурсная игровая программа для подшефных.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Акция «Разрешите Вас поздравить!». КТД «Сюрприз». Акция-перформанс «Цветущий двор».
Раздел 8. «Мы в ответе за нашу планету» (4ч.)
Изучение экологической обстановки в регионе; формирование правовой и экологической культуры; озеленение прилегающей территории, аудиторий школы; участие в экологических мероприятиях района. Цель: способствовать положительным изменениям состояния окружающей среды. Субботник по уборке территории школы.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Организация субботников, экологических десантов. Акция «Чистый город». Акция-перформанс «Земля - мой дом родной». Эко-флэшмоб «День Земли».
Раздел 9. «Нам жить и помнить!» (5ч.)
Патриотическое направление, помощь ветеранам Великой Отечественной войны; изучение истории школы и возрождение традиций школы Цель: воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, своего отряда, своей семьи, своего народа, государства, освоение навыков самоуправления. Совместный анализ деятельности каждого участника волонтёрского отряда, его вклада в общее дело. Награждение активистов.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Проект «Связь времён». КТД «Забота и внимание». Акция-перформанс «День радости!» Круглый стол «Легко ли быть волонтёром?!» Самопрезентация «Можно ли назвать меня волонтёром?»
9-й год обучения (9 класс)
Раздел 1. Школа актива (4ч.)
Вводное занятие. Волонтерство: направления исследований и вклад в укрепление мира и устойчивое развитие. Волонтерство в России: с чего оно началось и как будет развиваться. HSE Buddies - волонтерская организация, которая вошла в состав международного студенческого объединения Erasmus Student Network.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Составление памятки. Обязанности в волонтерской группе. «Профессии» волонтёров. Анкетирование. Акция-перформанс «Я волонтёр!»
Раздел 2. «Добрый почтальон» (3ч.)
Качества личности настоящего учителя. Высшие народные школы - обучаем пожилых людей. Декада пожилого человека в России. День открытых дверей для людей пожилого возраста.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Акция-перформанс «Мой учитель - лучший!» Культурная акция «От сердца к сердцу». КТД «Подарок» (с днём пожилого человека).
Раздел 3. «Город безграничных возможностей» (4ч.)
Вопросы доступности городской среды. Мы все разные - но мы вместе! Хорошо ли быть таким «как все»?
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Социальный проект «Радости жизни». Защита проектов «РRO здоровье». Акция-перформанс «Ты с нами!» (для людей с ОВЗ)
Раздел 4. «Страна читающая» (4ч.)
Ни дня без чтения: бумажная или электронная книга? Выбираем гаджеты для чтения.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Поможем школьной библиотеке». Проект «Чтение - праздник души». Участие во Всероссийском проекте «Страна читающая» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://lit.drofa-ventana.ru/about/. Акция-перформанс «Рождество в каждый дом!»
Раздел 5. «Спорт и здоровый образ жизни!» (3ч.)
Пропаганда ЗОЖ как альтернатива алкоголизму, табакокурению и наркомании. Актуальность: Наша современная молодежь не ведет здоровый образ жизни. Двигательная активность детей стала очень низкой, спорт и физическая культура перестали быть значимыми. Такое положение вещей угрожает психическому и физическому здоровью школьников. Цель: формирование у учащихся всех возрастов понимания значимости здоровья для собственного самоутверждения. Активизация социальной агитации за здоровый образ жизни.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Сделаем Кубань самой здоровой!». Акция-перформанс «Мы за здоровый образ жизни!»
Раздел 6. «Марафон Мужества» (4ч.)
Изготовление писем в виде солдатских треугольников для поздравления ветеранов, солдат воинских частей посёлка Кубань. Соревнование по военному многоборью.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: КТД «Память в сердце храня». Акция «Я верю в тебя, солдат!» Акция-перформанс «Героями становятся!» Участие во Всероссийской патриотической акции «Неделя Мужества» [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://72.xn--b1aew.xn--p1ai/Proekti/nedelja_muzhestva.
Раздел 7. «Красота, вдохновленная природой!» (3ч.)
Изготовление подарков для девочек, мам и бабушек. Подарки и их значение в жизни человека. Разучивание новогодних игр для проведения их с подшефными. Конкурсная игровая программа для подшефных.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Акция «Разрешите Вас поздравить!». КТД «Сюрприз». Акция-перформанс «Цветущий двор».
Раздел 8. «Мы в ответе за нашу планету» (4ч.)
Изучение экологической обстановки в регионе; формирование правовой и экологической культуры; озеленение прилегающей территории, аудиторий школы; участие в экологических мероприятиях района. Цель: способствовать положительным изменениям состояния окружающей среды. Субботник по уборке территории школы.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Организация субботников, экологических десантов. Акция «Чистый город». Акция-перформанс «Земля - мой дом родной». Эко-флэшмоб «День Земли».
Раздел 9. «Нам жить и помнить!» (5ч.)
Патриотическое направление, помощь ветеранам Великой Отечественной войны; изучение истории школы и возрождение традиций школы Цель: воспитание способности делать свой жизненный выбор и нести за него ответственность, отстаивать свои интересы, своего отряда, своей семьи, своего народа, государства, освоение навыков самоуправления. Совместный анализ деятельности каждого участника волонтёрского отряда, его вклада в общее дело. Награждение активистов.
Формы организации занятий: групповая работа; работа в парах; индивидуальная работа; практическая игра; теоретические занятия, коллективно-творческая деятельность (КТД); волонтёрские акции.
Виды деятельности обучающихся: Проект «Связь времён». КТД «Забота и внимание». Акция-перформанс «День радости!» Круглый стол «Легко ли быть волонтёром?!» Самопрезентация «Можно ли назвать меня волонтёром?»