Математика. Тема: "Угол. Элементы угла: вершина, стороны. Виды углов: прямой, тупой, острый. Сравнение углов с прямым углом"

Разделы: Коррекционная педагогика

Ключевые слова: виды углов


Цели:

  • Формировать представление о новой геометрической фигуре - угле и его элементах, способность к распознаванию видов углов.
  • Учить находить и показывать вершины, стороны углов, чертить прямой угол с помощью чертёжного треугольника.
  • Коррекция устойчивости восприятия, логического мышления, памяти.
  • Воспитание положительной учебной мотивации, дисциплинарных навыков, трудолюбия, навыков сотрудничества.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, презентация карточки для индивидуальной работы, учебник, таблицы на печатной основе.

Ход урока

I. Оргмомент

Презентация

II. Психологический настрой

Сегодня урок необычный у нас.
Готов к нему вижу каждый из вас:
Улыбка, уверенность. Что ж: "Так держать!"
За парты садитесь, пора начинать.

III. Устный счет

1) Повторение изученной числовой последовательности.

- Назовите все двузначные числа по порядку от 20 до 10.

- Назовите последующее число: 5…, 15…, 7…, 17…, 8…, 18…, 9…, 19…

- Назовите предыдущее число: …4, …14, …6, …16, …9, …19, …10, …20

2) Решение примеров. (снежинки)

10+1=

10+5=

10+9=

12-2=

17-7=

14-4=

3) Составление и решение задачи по краткой записи.

Было - 16 игр.

Повесили - 6 игр.

Осталось - ? игр.

IV. Проверка д/з

Выборочная проверка примеров.

- Прочитайте примеры, в которых получилось однозначное число.

- Назовите результат примера, в котором все числа двузначные.

V. Основная часть

(сообщение темы и цели)

1. Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности.

- Посмотрите, это …(Ёлочка.)

- Что необычного в изображении ёлочки? (Она составлена из геометрических фигур.)

- Назовите их. (Треугольники и прямоугольник.)

- Как называются эти фигуры. (Геометрические фигуры.)

- Да, и сегодня вам предстоит узнать новое из области геометрии.

- Какая геометрическая фигура не имеет ни начала ни конца? (Прямая линия.) По щелчку мыши прямая исчезает.

- Как называется эта фигура. (Отрезок.) По щелчку мыши отрезок исчезает.

- Покажите кривую. По щелчку мыши отрезок исчезает.

- Какие геометрические фигуры остались? (Лучи.)

- Что вы знаете о геометрической фигуре - луч? (У луча - есть начало и нет конца.)

- У вас на партах лежат модели лучей.

- Покажите точку, начало луча, покажите весь луч.

- Возьмите модели лучей и наложите их друг на друга так, чтобы точки совпали, а части прямой расходились в разные стороны.

- У вас получилась новая геометрическая фигура.

- Как бы вы назвали эту фигуру. (Угол.)

2. Работа над темой урока. стр. 109 № 4.

- Покажите точку, общее начало лучей.

- Посмотрите, как называется общее начало лучей. (Это вершина угла)

- Покажите лучи, которые образуют угол.

- Как их называют? (Стороны угла.)

- Сколько вершин у угла? (1.)

- Сколько сторон у угла? (2.)

- Так из чего состоит угол? (Из вершины и двух сторон, которые выходят из этой точки.)

- Кто может сказать, что же такое угол? (Угол - это геометрическая фигура, которая состоит из вершины и двух сторон, которые выходят из этой точки.)

Практическая работа по построению прямого угла.

- Сложите лист бумаги пополам, а потом ещё раз пополам.

- Разверните лист бумаги, найдите точку пересечения линий сгиба, отметь её красным карандашом.

- Проведите от точки, которую ты отметил, по линиям сгиба 2 луча, как на рисунке.

- Заштрихуйте часть листа бумаги между лучами. Это угол.

- Может кто-нибудь знает названия этого угла?

- Это прямой угол.

- Покажите, где в классе встречается прямой угол?

Физминутка

3. «Открытие» нового знания (продолжение)

- Ребята, а вы обратили внимание, что у вас на партах лежит ещё один чертёжный инструмент.

- Кто знает, как он называется?

- Правильное его название чертёжный угольник.

- Прямые углы удобно находить и строить с помощью угольника.

- Рассмотрите его внимательно и подумайте, почему?

- Итак, какова наша задача? (Научиться с помощью угольника определять прямые углы)

- Составим алгоритм.

  1. Совместить вершину прямого угла чертёжного угольника и вершину угла.
  2. Совместить одну из сторон чертёжного угольника и сторону угла.
  3. Если вторая сторона угла совпала со второй стороной угольника, то это прямой угол.

- Найдите прямые углы с помощью чертёжного угольника на стр. 110 № 5

Пальчиковая гимнастика.

Практическая работа по построению прямого угла.

- Поставьте точку на пересечении линий.

- Совместить вершину прямого угла чертёжного угольника и точку.

- Провести от точки 2 луча.

- Как называется геометрическая фигура, которую вы начертили?

- Скажите, а можно ли угол сделать больше или меньше по размеру.

- Смоделируйте угол так, чтобы он стал меньше прямого, а теперь, чтобы он стал больше прямого.

- Какой вывод можем сделать о размере углов? (Углы бывают разные по размеру.)

- Каждый из углов имеет своё название. Острый угол - это угол, который меньше прямого. Тупой угол - это угол, который больше прямого.

- Какой угол мы будем считать главным?

- Что общего есть во всех углах?

- Сколько вершин у каждого угла?

- Сколько сторон у каждого угла?

VI. Закрепление

Работа по карточкам.

I, II группа - самостоятельно

III группа - с направляющей помощью учителя

Проверка.

- Сколько углов на рисунке?

- Какого цвета прямой угол?

VII. Д/з

стр. 109 № 3.

VIII. Итог урока

- Что нового узнали на уроке?

- Чему вы учились?

Оценка собственной деятельности. Рефлексия

- Оцените свою работу на уроке.