Цель занятия: Углубление представления о праздниках как одной из народных традиций.
Задачи занятия:
- воспитательная: способствовать формированию интереса к народным традициям, стремления сохранять и развивать их;
- развивающая: развивать творческие и музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость к музыке своего народа;
- обучающая: закрепить знания о народных праздниках и их атрибутах; совершенствовать вокально-хоровые и сценические навыки.
Методы обучения и воспитания на занятии:
- словесный (рассказ о традиции праздника; беседа о символе праздника Масленица, беседа о традиции праздника Масленица, о роли певческого приёма возгласов);
- наглядный (иллюстрация - использование репродукций картин, демонстрация - исполнение песни);
- практический (распевание, задание по репродукциям картин);
- игровой метод (разгадывание загадок).
Музыкальный материал: р.н.п. «Ой, блины, мои блины» и «А мы Масленицу дожидаем».
Иллюстрации: Соломаткин Л.И. «Масленица», Суриков В.И. «Взятие снежного городка», Смирнов С.И. «Зимние гулянья», Брусилов А.В. «Масленица», Кожин С.Л. «Масленица, проводы зимы».
Ход занятия
Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас состоится разговор о замечательном празднике. А что это за праздник, вы узнаете, если отгадаете загадку (игровой метод):
В этот праздник, все стремятся,
Долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся,
Представления смотреть,
Выступают скоморохи,
Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершении зимы.
Ученики: Масленица.
Педагог: Совершенно верно! Сегодня мы поговорим о празднике, который называется Масленица.
У всех народов есть традиция устанавливать дни, когда проводится торжество, посвящённое какому-либо событию. У русского народа такой традицией является Масленица - праздник, сохранившийся на Руси с языческих времён (словесный метод - рассказ о празднике).
Что вы знаете о празднике Масленица? Чему он посвящён? (словесный метод - беседа).
Ответы учащихся.
Педагог: Правильно, обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца, стали печь блины. Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества (словесный метод - рассказ).
Давайте вспомним р.н.п. «Ой, блины, мои блины», которую мы разучивали ранее, и распоёмся на ней.
Исполнение-распевание р.н.п. «Ой, блины, мои блины»: пропевание - повторение слов каждого куплета с повышением тональности.
1.Вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?
Припев. Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!
2. В кадке новой растворили, два часа блины ходили.
3.Моя старшая сестрица печь блины-то мастерица.
4. Напекла она поесть сотен пять, а может, шесть.
5. На поднос она кладет и к столу сама несет.
6. Гости, будьте же здоровы - вот блины наши готовы!
Педагог: Масленицу как значимое для русских людей событие отразили в своих картинах художники. Посмотрите репродукции картин и расскажите, как принято праздновать масленицу (практический метод - задание, наглядный метод - иллюстрация репродукций картин).
Леонид Иванович Соломаткин «Масленица»
Василий Иванович Суриков «Взятие снежного городка»
Сергей Иванович Смирнов «Зимние гулянья»
Александр Владимирович Брусилов «Масленица»
Семён Леонидович Кожин «Масленица, проводы зимы»
Педагог: Вы правы: на Масленицу устраивается ярмарка, где продаются разные товары и продукты, особенно сладости. На масленицу принято устраивать народные гуляния с песнями и плясками, играми, катанием на разукрашенных санях. Сохранилась традиция делать чучело Масленицы как символ зимы и сжигать её на костре - провожать зиму, призывать весну.
Педагог: Масленица - это традиционный праздник русского народа. Скажите, почему мы называем этот праздник традиционным, традицией? (Наводящие вопросы: Как часто мы празднуем это праздник? Как долго русский народ празднует этот праздник? Это праздник - всего русского народа или людей одной профессии?)
Обучающиеся: Потому что этот праздник празднуется каждый год, из года в год многие годы всем русским народом.
Педагог: Почему для русского народа так важно встречать весну? (Наводящие вопросы: Отличается ли по температурно-климатическим условиям времена года на территории нашего региона? Какие жизненно важные для наших предков работы становились возможными с весны?)
Обучающиеся: Весна связана с оживлением природы, возможностью осуществлять полевые работы, чтобы позаботиться о новом урожае и иметь продукты на зиму.
Педагог: Как вы думаете, могла ли традиция празднования Масленицы сложиться в Африке?
Обучающиеся: Нет, потому что там другой климат - жарко круглый год, растения плодоносят несколько раз в год.
Педагог: Правильно, поэтому там складываются другие традиции, другие праздники.
Русский народ воспевал Масленицу в своих песнях. Одной из них является песня «А мы Масленицу дожидаем».
Исполнение р.н.п. «А мы Масленицу дожидаем» (наглядный метод - демонстрация).