План-конспект занятия "Масленица – русская традиция"

Разделы: Дополнительное образование

Ключевые слова: Масленица


Цель занятия: Углубление представления о праздниках как одной из народных традиций.

Задачи занятия:

  • воспитательная: способствовать формированию интереса к народным традициям, стремления сохранять и развивать их;
  • развивающая: развивать творческие и музыкальные способности, эмоциональную отзывчивость к музыке своего народа;
  • обучающая: закрепить знания о народных праздниках и их атрибутах; совершенствовать вокально-хоровые и сценические навыки.

Методы обучения и воспитания на занятии:

  • словесный (рассказ о традиции праздника; беседа о символе праздника Масленица, беседа о традиции праздника Масленица, о роли певческого приёма возгласов);
  • наглядный (иллюстрация - использование репродукций картин, демонстрация - исполнение песни);
  • практический (распевание, задание по репродукциям картин);
  • игровой метод (разгадывание загадок).

Музыкальный материал: р.н.п. «Ой, блины, мои блины» и «А мы Масленицу дожидаем».

Иллюстрации: Соломаткин Л.И. «Масленица», Суриков В.И. «Взятие снежного городка», Смирнов С.И. «Зимние гулянья», Брусилов А.В. «Масленица», Кожин С.Л. «Масленица, проводы зимы».

Ход занятия

Педагог: Здравствуйте ребята! Сегодня у нас состоится разговор о замечательном празднике. А что это за праздник, вы узнаете, если отгадаете загадку (игровой метод):

В этот праздник, все стремятся,
Долго дома не сидеть,
А на ярмарку все мчатся,
Представления смотреть,
Выступают скоморохи,
Пекут вкусные блины,
Раз в году бывает праздник,
В завершении зимы.

Ученики: Масленица.

Педагог: Совершенно верно! Сегодня мы поговорим о празднике, который называется Масленица.

У всех народов есть традиция устанавливать дни, когда проводится торжество, посвящённое какому-либо событию. У русского народа такой традицией является Масленица - праздник, сохранившийся на Руси с языческих времён (словесный метод - рассказ о празднике).

Что вы знаете о празднике Масленица? Чему он посвящён? (словесный метод - беседа).

Ответы учащихся.

Педагог: Правильно, обряд празднования Масленицы связан с проводами зимы и встречей весны, несущей оживление в природе и солнечное тепло. Люди всегда воспринимали весну, как начало новой жизни и почитали Солнце, дающее жизнь и силы всему живому. В честь Солнца, стали печь блины. Древние считали блин символом Солнца, поскольку он, как и Солнце, жёлтый, круглый и горячий, и верили, что вместе с блином они съедают частичку его тепла и могущества (словесный метод - рассказ).

Давайте вспомним р.н.п. «Ой, блины, мои блины», которую мы разучивали ранее, и распоёмся на ней.

Исполнение-распевание р.н.п. «Ой, блины, мои блины»: пропевание - повторение слов каждого куплета с повышением тональности.

1.Вы давно блинов не ели, вы блиночков захотели?

Припев. Ой, блины, блины, блины, ой, блиночки мои!

2. В кадке новой растворили, два часа блины ходили.

3.Моя старшая сестрица печь блины-то мастерица.

4. Напекла она поесть сотен пять, а может, шесть.

5. На поднос она кладет и к столу сама несет.

6. Гости, будьте же здоровы - вот блины наши готовы!

Педагог: Масленицу как значимое для русских людей событие отразили в своих картинах художники. Посмотрите репродукции картин и расскажите, как принято праздновать масленицу (практический метод - задание, наглядный метод - иллюстрация репродукций картин).

Леонид Иванович Соломаткин «Масленица»

Василий Иванович Суриков «Взятие снежного городка»

Сергей Иванович Смирнов «Зимние гулянья»

Александр Владимирович Брусилов «Масленица»

Семён Леонидович Кожин «Масленица, проводы зимы»

Педагог: Вы правы: на Масленицу устраивается ярмарка, где продаются разные товары и продукты, особенно сладости. На масленицу принято устраивать народные гуляния с песнями и плясками, играми, катанием на разукрашенных санях. Сохранилась традиция делать чучело Масленицы как символ зимы и сжигать её на костре - провожать зиму, призывать весну.

Педагог: Масленица - это традиционный праздник русского народа. Скажите, почему мы называем этот праздник традиционным, традицией? (Наводящие вопросы: Как часто мы празднуем это праздник? Как долго русский народ празднует этот праздник? Это праздник - всего русского народа или людей одной профессии?)

Обучающиеся: Потому что этот праздник празднуется каждый год, из года в год многие годы всем русским народом.

Педагог: Почему для русского народа так важно встречать весну? (Наводящие вопросы: Отличается ли по температурно-климатическим условиям времена года на территории нашего региона? Какие жизненно важные для наших предков работы становились возможными с весны?)

Обучающиеся: Весна связана с оживлением природы, возможностью осуществлять полевые работы, чтобы позаботиться о новом урожае и иметь продукты на зиму.

Педагог: Как вы думаете, могла ли традиция празднования Масленицы сложиться в Африке?

Обучающиеся: Нет, потому что там другой климат - жарко круглый год, растения плодоносят несколько раз в год.

Педагог: Правильно, поэтому там складываются другие традиции, другие праздники.

Русский народ воспевал Масленицу в своих песнях. Одной из них является песня «А мы Масленицу дожидаем».

Исполнение р.н.п. «А мы Масленицу дожидаем» (наглядный метод - демонстрация).