Предмет: МХК.
Тип проекта: доклад.
Выполнил: Максимов Я.Г.,
учащийся 9 класса
Руководитель проекта:
Красновская А.В.
учитель музыки
Введение
Хорошо известно, что место при слиянии двух великих рек - Амура и Зеи - привлекало внимание русских казаков-землепроходцев еще в середине XVII века.
Сначала здесь в 1644 году останавливался Василий Поярков (его именем названо село в амурской области), потом Ерофей Хабаров (город его имени известен не только на Дальнем Востоке, но и за пределами нашей страны), а в 1682 году Игнатий Михайлович Миломанов, дипломат, исследователь Восточного Забайкалья, предложил построить на месте слияния Амура и Зеи город. Но постоянное поселение русских появилось здесь только в XIXвеке 2 июня 1856 года считается датой города Благовещенска.
Это название город получил от Благовещенского собора, который стоял в начале нынешней улицы Пионерской (раньше - Благовещенская). Его заложил святитель Иннокентий. Кстати, название «Благовещенск» пожелал дать городу именно святитель Иннокентий. А граф Муравьев желал дать имя городу «Россияслав». Но Преосвященный настоятельно убеждал графа дать городу имя Благовещенск. Так, в 1858 году Благовещенску был дан статус города.
В первые годы своего существования Благовещенск и по внешнему виду, и по состоянию населения представлял собой военно-административный центр с казенными деревянными постройками и немногими частными домами. Уже через три года после официального признания города Благовещенска таковым, да еще областным центром, военный губернатор, генерал-майор Н.В.Буссе в 1859 году утверждает правила об отводе мест и постройке домов в Благовещенске. Другими словами, в городе еще существовали землянки, бани, амбары, погреба, была меньше 300 построек, а областной архитектор уже был, Степан Васильевич Крыгин. Многократные попытки составить план будущего города увенчались успехом в 1862 году, когда Крыгин, по распоряжению Буссе, разработал план городских улиц, которые должны были быть строго параллельными и перпендикулярными, прямыми и широкими, образуя строго прямоугольные кварталы. Говорят, проект придумал один американец, который был без ума от Сан-Франциско, и такая же схема была предложена для нашего города. Купцы на возведение своих домов денег не жалели, делали их добротными и оригинальными. Поэтому старинные здания до сих пор являются главным украшением Благовещенска. В столице Приамурья сохранилось множество домов дореволюционной постройки. Это историческое наследие, архитектурное украшение города. Всего в столице Приамурья насчитывается более ста объектов архитектурного наследия.
С середины XIX века Благовещенск - центр Православия, центр духовности всего дальнего Востока. И именно в 1858 году левобережье Амура воссоединилось с Россией.
К началу 1880-х годов Благовещенск начинает приобретать статус торгово-промышленного города и культурного центра.
Город, по словам очевидцев, производит впечатление крупного торгового центра.
Вплоть до 1950-х годов облик Благовещенска не многим отличался от его вида в начале 20 века, за исключением исчезнувших куполов церквей. До наших дней сохранилось чуть более ста каменных зданий, многие из которых и сегодня определяют облик старых кварталов города.
Связь времен в нашем городе очень ощутима. Наши дни связаны с более чем полувековым отрезком прошлого именно старыми благовещенскими постройками.
Что же представляет собой Благовещенск - один из восточных городов страны?
Наша экскурсия и прогулка будет пролегать по улице Ленина (Большой) от улицы Комсомольской, бывшей Никольской, до улицы Кузнечной. И хотя наш маршрут будет проходить по этому намеченному пути, хочется отвлечься на один квартал назад, на улицу Артиллерийскую / Ленина, где находится военный госпиталь, одно из первых каменных зданий, которое было заложено в 1862 году. К таким относились и постройки Амурского казачьего войска. Гарнизонный военный госпиталь - старейшее медицинское учреждение амурской области. Сейчас это современное лечебное заведение [фото 1].
Угол Ленина и Артиллерийской. Столовая № 11. В этом здании находился в годы интервенции и гражданской войны Японский военно-полевой штаб.
Напротив - училище ДВОКу (Дальневосточное Высшее Общевойсковое Командное училище имени К.К.Рокоссовского). В 1862 году это тоже бывшие казармы Амурского казачьего войска, протянувшиеся вдоль ул. Большой (Ленина).
Нужно отметить, что в конце XIX - начале XXвеков в городе появилось большое количество частных домов, гостиниц и постоялых дворов, фасады которых, выполненные, как правило, в стиле эклектики [1], украшали улицы Благовещенска.
Драматический театр (ул. Ленина 146)
Благовещенск по праву гордится своим театром драмы, одним из старейших на Дальнем Востоке. Здание театра строилось в 1888-89 гг., это было каменное (кирпичное) двухэтажное здание, которое использовалась в дореволюционное время под Общественные собрания. Выполнено здание в стиле эклектики[1]. Архитектор Г.К. Вагнер. Главный фасад обращен на улицу Никольскую (Комсомольскую). В здании размещались театральный зал, библиотека, бильярдная, буфет и столовая. Театральный зал его сдавался в аренду приезжим актерам или местным любителям художественной самодеятельности. Здесь же проходили первые съезды трудящихся Амурской области в 1917-1918 гг.25 февраля 1918 г. в здании театра проходил 4-й крестьянский съезд трудящихся Амурской области, провозгласивший Советскую власть в области. С 1 по 10 апреля 1918 г. - 5-й съезд трудящихся.
А в 1920 г. 27 марта - 8-й съезд трудящихся Амурской области, который явился первым после изгнания из области иностранных интервентов и белогвардейцев.
Это здание построили не за счет бюджета, а на собранные всем миром деньги. Тогдашний генерал-губернатор, барон А.Н.Корф выдал Общественному собранию 3 тысячи рублей (сроком на пять лет) и обратился к золотопромышленным компаниям и крупным коммерсантам с просьбой о помощи в строительстве здания театра. Особую щедрость проявил золотопромышленник Н.А.Першин, давний поклонник театра. Его прадед и дед были простыми горнорабочими, но зато его первым учителем был человек просвященнейший - ссыльный декабрист И.И.Горбачевский. И сам Першин родился на Петровском заводе. Примечательно, что первый драмтеатр на Дальнем Востоке какое-то время существовал только потому, что купец Першин его содержал.
Остальные деньги на стройку собрали следующим образом: супруга губернатора, сделав пожертвование, собрала по подписке 5 тысяч рублей. На строительство пошел и сбор со спектакля любителей драматического искусства (при этом некоторые зрители платили за места 100-150 рублей). Вот так, в лучшей части Большой улицы, в углублении городского сада и выросло необыкновенно красивое двухэтажное каменное здание. То самое, в котором сегодня располагается Амурский театр драмы.
За время существования здание много раз достраивалось.
В настоящее время здание находится под государственной охраной и сохраняется, как исторический памятник. Фасад здания несколько изменен. К
100-летию города (1958 г.) к нему пристроили колонны. Создателем театра был замечательный актер Николай Иванович Уралов. Его именем назван переулок за театром. [фото 2-3]
Почтамт (ул. Ленина 142)
По соседству с городским парком по ул. Ленина находится памятник архитектуры, образец строительного искусства конца 19 - начала 20 веков - здание бывшего почтамта.
Это здание впервые открыло свои двери для посетителей в 1900 году. Построено оно по проекту военного инженера Эммануила Шеффера - под почтово-телеграфную контору. В этом качестве оно и служило людям многие годы. И в советские, и в постсоветские годы здесь располагался главпочтамт.
Здесь в ноябре 1905 г. началась забастовка служащих почтово- телеграфной конторы. Стачечный комитет, во главе которого стоял Мицеловский, руководил забастовкой, которая быстро распространилась по всей Амурской области. Только в январе 1906 г. силами реакции забастовка была подавлена. Все члены стачечного комитета были арестованы и приговорены к каторжным работам. На здании есть мемориальная доска.
В конце 90-х здание попало под приватизацию, а через несколько лет было продано частному лицу за 34 миллиона рублей. К тому моменту оно износились на столько, что уже было непригодно для эксплуатации. Поэтому и стояло не у дел. В 2007 году памятник культуры обнесли забором, обтянули строительной сеткой. Началась реставрация.
Задний фасад здания выдержан в духе современности - стеклянный сверху донизу. Восстановлены все прежние лестничные марши и даже новые сделаны в духе старых. При переустройстве удалось почти в два раза увеличить квадратуру здания. Раньше в нем было три этажа, а теперь трехэтажным оно кажется только снаружи, но внутри теперь четыре этажа. Есть мансардный этаж, которого раньше не было.
Это здание теперь административное. Два этажа занимает филиал «Россельхозбанка». Еще один этаж занимает компания «Паллант», созданная для обслуживания здания.
Автор проекта реставрации, архитектор ОАО «Амургражданпроект» Людмила Чаюн.
Реставрационные работы закончились в 2008 году, на них было выделено 5 миллионов долларов США. [фото 4-5]
Дом Т.Д.Нино (ул. Ленина 183)
Двухэтажный памятник архитектуры. Сейчас это офис туристической компании «Моисей». В прошлом, особняк французского подданного купца Евгения Нино и его жены Татьяны Дмитриевны Нино, урожденной Кирпичниковой. История этого сооружения связана с романтической историей этой французско-русской семьи. Здание построено в 1912 году.
Двухэтажный, кирпичный дом, в стиле модерн. Из четырех фасадов только один, обращенный на ул. Ленина, декорирован. Фасад ассиметричный, расчлененный полустолбами на две части. Правая часть в своем завершении имеет многогранный щипец [2], в тимпане [3] которого начертана дата постройки - «1912». На фасаде прослеживаются три типа разноразмерных прямоугольных окна. Главный вход смещен вправо и фланкирован [4] двумя узкими прямоугольными окнами.
Евгений Францевич (или Федорович - так величали его в России) имел в Благовещенске кондитерскую и несколько собственных домов. Один из них, как раз о котором идет речь, он построил или приобрел для жены.
После октябрьской революции 1917 года в помещении располагались зерновая корпорация, посольство Японии, магазин, Союз писателей Амурской области.
В 90-е годы 20 века в доме случился пожар. Внутренние перекрытия сгорели, как и другие детали строения. В последние годы он вовсе стоял запущенным.
В нынешние дни здание продано с аукциона. Одним из условий продажи было сохранение исторического облика здания. На торгах его выкупила Валентина Гурова, генеральный директор благовещенского авиационного туристического агентства «Моисей».
Старых фото этого дома в архивах, увы, не сохранилось [фото 6].
Типография (ул. Ленина 179)
Здание это - бывшая усадьба И.В.Ельцова. Его приобрел торговый дом «Чурин и Ко» под типографию. Здесь, в этом кирпичном здании, печатались газеты, журналы, каталоги, географические карты. В 1912 г. типография Чурина переезжает отсюда в Почтамтский переулок (Уралова), а в этом здании начинает располагаться управление по постройке средней части Амурской железной дороги. В годы борьбы за Советскую власть из этой типографии снабжалась шрифтом подпольная большевистская типография. Здесь нелегально печатались бланки документов, паспорта для большевиков- подпольщиков. В 20-е годы это здание вновь стало типографией и поныне ею остается. [фото 7]
Электроаппаратный завод (ул. Ленина 130/1)
Бывшее здание городской управы. Занимает половину квартала. Богатую архитектуру имеет это здание: кирпичное, двухэтажное, построенное в 1890-91 гг. под руководством архитектора И.Буковенского. П-образное в плане, здание выполнено с элементами классицизма и русско-византийского стиля. Завершается фасад элементами барокко [5]. Наверху здания был пожарный обзор с городской пожарной каланчой. Видно, что фасад серьезно готовили к тому, чтобы навесить на него накладные медные элементы, наподобие тех, что есть на здании ЦЭВ. Здесь просматриваются даже специально для этой цели сделанные закладные. Чтобы потом все навесить на фасад.
В здании заседала городская дума, здесь же размещался сиротский дом, ломбард. В 1920-х гг. в нем располагался Благовещенский городской Совет рабочих и красноармейских депутатов, а позже - электроаппаратный завод.
Небезынтересно проследить за ходом строительства этого здания. 6 февраля 1890 г. городским архитектором предложен городской думе план застройки и смета в размере 33 493 рублей. Дума решили поручить строительство областному архитектору Буковецкому. Заготовка материалов и наблюдение за постройкой поручались городской Управе.
Договор на кладку стен заключался с китайским подданным, который сам нанимал 20 каменщиков и 25 чернорабочих. На покрытие железом крыши, устройство и подвеску к зданию труб и водосливов был заключен договор с причисленным к обществу мещан запасным унтер-офицером Горецким. А производство штукатурки стен, потолков и переборок производилось мещанином г. Иркутска Махотиным. С крестьянином Пермской губернии заключался договор на ковку железадля связей строящегося здания.
16 августа 1891 г. состоялось освещение здания Благовещенской городской Думой. Итак, более ста лет назад 2-х этажное кирпичное здание от представления на него плана до освящения строилось полтора года. При этом строители ни на копейку не вышли за границы сметы (чем не пример для нынешних строителей так называемой «Бастилии» (ОКЦ)?).
Конечно, здание не отличается архитектурными изысками. Есть в городе кирпичные дома и покрасивее его. Но это здание, отслужив свое, как главный офис городской Думы вот уже целый век честно и надежно продолжает служить людям. Это здание использовалось и под учебный корпус Сельскохозяйственного института (в момент организации этого вуза). Со второго этажа этого здания в 60-е годы прошлого века свои первые передачи вело Благовещенское телевидение (там была оборудована студия).
Недавно закончилась реконструкция здания. Фасад очистили от старых наслоений, краски и штукатурки. Заменили разрушенные кирпичи, стены пропитали гидрофобными составами, заменили окна и отремонтировали водосток [фото 8-10].
Еще до революции в городе сформировалась первая торговая площадь с торговыми рядами - Гостиным двором, получившая название Гостинодворского базара.
На Гостинодворском базаре строятся кирпичные одноэтажные торговые ряды Х.П.Тетюкова «Мавритания» (а до «Мавритании» это был Речной вокзал). Сейчас это институт геологии и природопользования ДВО РАН. Здание привлекает своей красотой. Выстроено до революции в готическом стиле с островерхими башнями, высокими окнами и арками стрельчатых очертаний [фото 11-12].
В конце 19 века рядом с базаром будут построены универсальные магазины торговых домов «Чурин и Ко» (ЦЭВ), бывшая Городская управа (электроаппаратный завод) и Триумфальная арка. Сейчас эта площадь называется площадью Победы.
До революции площадь называлась Чуринской. Чурин - богатый купец, вел торговлю по всему Дальнему Востоку: от Сретенска до мыса Дежнёва, от Зеи-пристани до Хабаровска.
Арка
Украшением торговой площади была и Триумфальная арка («Царские ворота»), построенная в 1891 году по случаю приезда в Благовещенск наследника престола цесаревича Николая.
Почему она стоит именно там? Да потому, что на этом месте была пристань. Еще потому, что на этом самом месте в далеком 1858 году 16 мая сошел на берег Муравьев, губернатор Восточной Сибири. Муравьев принес в Благовещенск радостную весть: был подписан в китайском городе Айгунь договор о воссоединении с Россией Приамурского края, утраченного в 1685 году после Албазинского сражения. После этого события Муравьев стал известен всей России как Муравьев-Амурский.
Арка возводилась спешно, в течение трех месяцев. Автор проекта областной архитектор Иосиф Буковецкий. Арка строилась на пожертвования купцов, золотопромышленников и простых жителей Благовещенска.
В начале 20 века потребовался капитальный ремонт арки. В 1912 г. ее пытались отреставрировать. Сумма на это оказалась мала. Городская дума решила отнести эти расходы в бюджет 1914 г. А там началась война, потом революция. Наводнение 1928 г. еще больше подпортило облик арки, и колоссальное историческое сооружение сравняли с землей в 1936 году.
В 2003-2005 гг. арка была восстановлена на пожертвования организаций, предпринимателей и частных лиц. [фото 13-15]
«Чурин и Ко» - центральный универмаг (ЦЭВ)
Вблизи первого из городских торговых рынков - Гостинодворского базара - в 1897 г. возводится грандиозное по размерам и самое выразительное по архитектуре здание главного магазина торгового дома
«И.Я. Чурин и Ко» (ЦЭВ).
Первоначально Благовещенск, как приграничный город, привлекал внимание именно купцов, что не могло не отразиться на его архитектуре. Так, в городе появилось сразу несколько точек торгового дома «Чурин и Ко», основанного купцом из Иркутска.
Имя Ивана Яковлевича Чурина - символ славы Сибирского купечества, образец первоклассной коммерции.
Здание нынешнего ЦЭВ строили в несколько этапов, постепенно, придавая магазину черты дворцовой архитектуры.
Есть предположение: когда говорят, что это здание построил архитектор из Вены, то это был не кто иной, как Вячеслав Олтаржевский (1880-1966 гг.), который получил мировую известность как создатель концепции советского высотного здания. Он занимался в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1901-1908 гг.), а в 1905 году стажировался в Венской академии художеств у знаменитого архитектора- модерниста Отто Вагнера. По его проектам были построены в нашем городе торговые ряды «Мавритания» и здание железнодорожного вокзала.
Здание торгового дома построено в сочетании различных стилей, где наиболее ярко и полно представлены элементы дальневосточного необарокко, использованы элементы неоклассики[6].Протяженный северный фасад расчленен на отдельные объемы. Акцентируют композицию фасада три купола (большой купол - на угловой ротонде [7] и два поменьше - на левом ризалите [8]), размещенных на высоких квадратных башенках. Бронзовые позолоченные женские фигуры венчают парапет [9] и фронтоны [10], создавая дворцовый образ. Четыре мужские фигуры окружают угловой купол. Скульптуры на крыше были привезены чуть ли не из самой Италии. В декоре фасада используется коринфский ордер [11], фиксирующий отдельные части здания, накладные латунные детали, вазоны. Облик этого здания повлиял на развитие архитектуры торговых построек в Благовещенске. [Фото 16-17]
В советские годы здание служило Дворцом пионеров. Интересным фактом является то, что при реконструкции здания обнаружили ледник под площадью Победы. Из Монголии через Китай в Благовещенск гнали скот, забивали его и хранили мясо в подземном хранилище под площадью Победы.
Очередная реставрация здания прошла в 2006 году, при которой строители обнаружили необычную дверь. Они утверждают, что эта дверь может идти в тоннель, который проходит под Амуром и выходит на поверхность в Китае.
Площадь Победы (раньше Чуринская торговая площадь)
Название Чуринской площади связано с именем иркутского купца Ивана Яковлевича Чурина (1834-1895 гг.)
В 1867 году И.Я.Чурин совместно с компаньонами основал Торговый дом «И.Я.Чурин и Ко», который вскоре стал крупнейшим торговым и промышленным предприятием Дальнего Востока. К концу 19 века Торговый дом имел отделения во всех крупных населенных пунктах от Сибири до Чукотки и в Манчжурии. В Благовещенске этой фирме принадлежал кожевенный, веревочно-канатный, войлочный, мыловаренный и винокуренный заводы, спичечная фабрика, типолитография с фабрикой конторских книг, папиросная мастерская и другие предприятия.
Чуринская площадь использовалась не только для торговых целей, но и для проведения общегородских мероприятий - торжественных молебнов, военных парадов, народных гуляний. После посещения Благовещенска в 1891 году цесаревичем Николаем в северо-западной части площади был построен деревянный кинотеатр, который пользовался большой популярностью среди горожан. [фото 18-19]
В апреле 1918 года исполнительный комитет Благовещенского совета рабочих, солдат и крестьянских депутатов принял решение национализировать главный магазин Чурина, а площадь переименовать в площадь Совета. С приходом белогвардейских воинских частей в сентябре 1918 года магазин возобновил работу, которая продолжалась некоторое время и после окончательного установления советской власти в Приамурье.
Перед зданием магазина (ныне сквер Ленина) проходили массовые митинги и демонстрации трудящихся города. 26 января 1924 года, в день похорон Ленина на площади состоялась закладка памятника Ленину. Этот памятник - один из первых памятников в стране.
1 мая 1925 года памятник Ленину был торжественно открыт. Высокий постамент из бутового камня изготовлен рабочими завода «Амурский металлист». Бронзовая скульптура вождя отлита на бронзолитейном заводе Академии художеств в г. Ленинграде. По слухам, памятник соответствует истинным пропорциям тела главного пролетариата страны. С открытием памятника площадь Чурина перед магазином была переименована в сквер имени Ленина [фото 20], а ул. Большая - в ул. Ленина.
В сентябре 1967 года в западной части площади был открыт Мемориальный ансамбль памяти воинов-амурцев, погибших в годы ВОВ 1941-1945 гг.
ДОРА (ул. Ленина, 167)
По другую сторону улица Ленина, напротив Чуринского магазина, располагается здание ДОРА (ранее ДОСА). Здание было открыто в 1901 году, как оптовый магазин. До революции здесь размещался оптовый склад торгового дома «Чурин и Ко». В 1918 году здание было национализировано. В 1952 году была достроена правая половина здания. В центре у входа были возведены колонны [фото 21].
Областной краеведческий музей (ул. Ленина, 165)
Внесли свой вклад в образование Благовещенска немцы Кунст и Альберс. На углу улицы Ленина и переулка Святителя Иннокения в 1894 году появилось одно из красивейших зданий города - универмаг, построенный с элементами русского деревянного зодчества, перенесенного в камень. Спроектировал здание военный инженер Эдуард Шеффер, взяв за образец московские торговые ряды. Напоминает здание музея Ленина в Москве. Построен в стиле, подражающем древнерусским образцам. Искусственное сочетание деталей, рассчитанное на создание впечатления внешней нарядности и запутанная внутри планировка - основные архитектурные данные этого здания. Доминирующий элемент здания - шатер угловой башни - напоминает башни Московского Кремля - символа России. В декоре фасадов использованы мотивы русской архитектуры конца 17 века: сдвоенные арочные окна с кокошниками и подоконными «полотенцами», граненая рустовка пилястр и простенков первого этажа, ниши - «ширинки», бочкообразные кокошники в надкарнизной части здания.
Стены этого здания возводили китайцы, а на строительство было потрачено 150 тысяч рублей.
Этот универсам у компании, которая имела 16 филиалов на Дальнем Востоке, стал самым большим. В этом универсаме можно было найти все: ткани, одежду, тулупы, валенки, часы, страусинные перья, даже платья из далекого Парижа и винтовки из Америки. На втором этаже можно было купить кухонную утварь, граммофоны, скрипки и балалайки. Здесь же располагалась библиотека, зал для игры в бильярд и многое другое.
С того времени сохранилась лишь оконная решетка, на которой видна аббревиатура компании «Кунст и Альберс», она заняла почетное место среди экспонатов.
Ни Кунст, ни Альберс не дожили до Первой мировой войны. Густав Кунст умер в 1905 году. Проживал он в Германии, на Гавайях и Самоа. А в 1911 году умер Густав Людвиг Альберс во Владивостоке.
Здание нынешнего музея достраивалось дважды: в 1899 и в 1908-1911 гг.
В 1911 году здание приняло свой нынешний облик. К тому времени уже были установлены часы на башне. Во дворе к зданию были сделаны четыре пристройки. Магазин освещался электричеством от локомобиля, который в 1902 году заменили собственной электростанцией с паровой турбиной.
В 1911 году в здании располагались контора, бухгалтерия, столовая, биллиардная, библиотека с фортепиано и квартира директора благовещенского филиала. Вход в торговый зал был отдельный, со стороны Американского переулка. Главный вход находился под угловой башенкой с балконом.
В 1915 году магазин горел.
3 мая 1920 года магазин был национализирован постановлением комиссариата снабжения и продовольствия. В 1924 году в здании расположился Губком РКП и Губкомитет РКСМ. Через год сюда вселяется Горрайком ВКП(б) и целый рой разных учреждений. Великолепное некогда здание разбили на клетушки перегородками. В 1984 году в здание начал переезжать Областной краеведческий музей, который работает на том же месте и поныне.
А уже буквально в наши дни это старинное здание преподнесло сюрприз; когда ремонтировали часть строения, где находится художественное хранилище, то там случайно обнаружили «неизвестную» лестницу, которая вела в подвал.
Ныне здание музея - памятник архитектуры республиканского значения, охраняемый государством. Есть легенда, что музей соединяется подземным ходом со зданием ЦЭВ. [фото 22-23]
Гастроном (ул. Ленина, 161)
На углу улиц большой (Ленина) и мастерской (Шевченко) в 1902 году возведен трехэтажный, с башней-куполом магазин торгового дома «Г.П.Косицын с Сыновьями». Данным участком земли владел Косицын Григорий с 1869 года. За 10 лет он прилично отстроился, и на участке появились деревянный дом, к нему изба, амбар, мельница с жерновами, сеновал, баня. К 1900 году был построен двухэтажный кирпичный особняк по улице Мастерской. Он и сейчас стоит, раскинувшись на две улицы. Дом, по благовещенским меркам, был задуман амбициозно.
Оригинальной особенностью здания было обилие балконов: 8 со стороны фасада и 4 со двора. Все они были сделаны из палубного железа и ограждены коваными железными решетками. На верхние этажи здания вели две парадных лестницы для посетителей, и две черных, со стороны двора, для хозяйских нужд. Сделаны они были также из рифленого, особой прочности железа. Лестницы служат и сейчас, а вот балконы снесли по неизвестной причине.
Отопление здания было центральное, водяное - от своей кочегарки, имелся внутренний водопровод и электроосвещение на 53 патрона. На первом этаже было 8 залов для торговли. Выше - 26 комнат, не считая хозяйственных подсобных помещений.
Версальской роскошью сияли многочисленные зеркала, окна первого этажа застеклены также зеркальными стеклами.
Строительство поглощало почти все оборотные средства. К тому времени уже старший сын Григория Прокопьевича Герасим, начал испытывать финансовые трудности. Чтобы выйти из ситуации, они нагрузили пароход различным хламом, сверху загрузили немного пушнины, застраховали пароход в обществе «Саламандра» на 300 тысяч рублей и отправили вверх по Амуру в г. Сретенск. В пути пароход был подожжен. Махинация братьев была раскрыта. Отец, не вынеся позора, умер. Их лишили права достраивать это здание, и он был достроен на средства городской управы и передан под торговую точку, как доходный дом. В здании расположился магазин товарищества «Братья Хлебниковы». В 1903 году на втором этаже здания размещался Сибирский банк, потом магазин С.С. Шадрина. В 1904 году объявили торги, на которые никто из покупателей не явился. И дома остались за главным кредитором - Русско-Китайским банком. В 1912 году дом переходит в собственность Общества взаимного кредита.
В 1923 году здание перешло в муниципальную собственность. А в 1936 году в нем был обустроен гастроном. Теперь уже здесь нет и гастронома. Сегодня здание находится в частной собственности. Собственник Виталий Бондарев сдал его в аренду.
В 2007 году был сделан заказ на реставрацию этого здания. Предпосылки ремонта делали в 1964 году: почистили фасад, вмонтировали модные тогда керамические вставки с обжигом. По прошествии времени они стали выглядеть устаревшими и неэстетичными. Раньше и крыша у этого здания была шатровая, а в 1984 году ее поменяли на плоскую. Откопали старый вход в подвал этого здания со стороны ул. Шевченко. Ступени неплохо сохранились. Их подреставрировали и сделали еще один вход. Восстановили и купол на крыле, выходящем на улицу Ленина. [фото 24-25]
Гостиница «Амур» (ул. Ленина, 122)
Бывшая гостиница «Амур», расположенная в самом центре Благовещенска на улице Ленина, почти 100 лет принимала в своих стенах приезжих в город гостей. Свое название она получила в советские годы. А вот начиная с 1942 года здание носило имя «Кондрашовской гостиницы», названной так в честь владельца - купца-молоканина Кондрашова. Еще ранее здесь находился «Магазин готового платья» купца Гурикова. И если магазины Кунста-Альберса и Чурина того времени можно назвать «супермаркетами» начала 20 века, то магазин гурикова - это аналог современного универмага.
Магазин Гурикова был построен в 1909 году. Двухэтажный, кирпичный. В 1912 году сгорел. Силуэт здания венчали ризалиты купола со скульптурными изображениями богов. Фасад был расчленен центральными и двумя фланговыми ризалитами. Различные формы окон (прямоугольные по первому этажу, арочные в центральной части второго этажа) делали фасад своеобразным и незабываемым. Центральная часть имела небольшую башенку со шпилем. Сильно нависающий карниз имел декорированный фриз. Все стены были рустованы. Выглядело это здание импозантно. Владельцем магазина предположительно был сын Малафея Гурикова - купец второй гильдии, мещанин, выборщик в городскую Думу Петр Малафеевич Гуриков.
В музейных архивах сохранились сведения, что в подвале магазина, там, где сейчас находится современное кафе «Мулин Руж» располагался ресторан под названием «Унисон». И ресторан, и магазин пользовались спросом у благовещенцев. Разнообразные товары шли сюда почтой из городов-законодателей моды - Москвы, Санкт-Петербурга, Парижа, Берлина.
В старом Благовещенске одеться во все новое первым делом шли в магазины Чурина и Гурикова. Здесь можно было встретить не только городских модниц и солидных отцов семейств, но и рабочих с приисков, которые приезжали в город после сезонных работ. Никого не пугали высокие цены. В ходу были самые дорогие рубахи, штаны, сапоги с широкими голенищами, картузы с лихо заломленными козырьками.
Но, увы, магазин Гурикова ждала печальная участь. Накануне Рождества 1912 года здание было повреждено сильным пожаром. Судя по всему, денег в бизнес было вложено много, и восстановить свой магазин
Петр Гуриков уже не мог. Он продал участок земли вместе с погоревшим зданием купцу Кондрашову.
Кондрашовы перестроили сгоревший магазин. Достроили зданию третий этаж и открыли здесь гостиницу. На тот момент «отель» Кондрашовых был самым большим в городе.
Эта гостиница была удобна для разнообразной публики: были номера «люкс» - для богатых постояльцев, и многоместные комнаты - для более скромных гостей.
Кондрашовы были крупной купеческой семьей из молокан, специализировались, главным образом, на торговле. Они владели еще магазинами, домами, пароходами. К сожалению, большинство их владений до нашего времени не сохранились. Но построенная в 1915 году гостиница еще долго носила имя этой купеческой семьи.
Как «Кондрашовская гостиница» строение просуществовало вплоть до 1923 года. С 1923 года здания Кондрашовых и гостиничный комплекс были переданы в собственность государства (основание: декрет РСФСР от 20 августа 1918 г. И телеграммы Дальревкома от 2 мая 1923 г. «О национализации недвижимого имущества».) Гостиницу переименовали в «Центральную», а затем дали название «Амур».
В 1961 году к левому крылу здания была добавлена пристройка с переходами в старую часть.«Старая» парадная лестница теперь использовалась, как пожарный выход. Сохранились и оконные проемы. В исторической части здания сохранили все, что было до революции: высокие потолки, арочные входы, лестницы, оконные проемы. В конце 2011 - начале 2012 гг. помещения были переданы в ведение амурского областного суда. [фото 26-27]
«Амурский пассаж» (ул. Ленина, 159)
Обком Красного Креста. В этом здании в 1918 году размещался областной комитет ВКП(б) и редакция газеты «Коммунист». Здесь же в 1918 году был создан клуб под названием «Интернационал». С 1958 года здесь размещался кинотеатр под названием «Мираж», а позднее он был переименован в «Октябрь». Это было неприглядное одноэтажное здание. В 1963 году кинотеатр был надстроен.
А сегодня здесь разместились магазины, кафе, стоматологическая клиника. В лихие 90-е здесь играли в рулетку, а в ресторане заказывали роскошные обеды. [фото 28-29]
Магазин «Весна» (ул. Ленина, 157)
Здание бывшего магазина «Весна» по улице Ленина, находится по одну сторону со зданием Амурского Пассажа, было построено в 1916 году. Здесь находился «Торговый дом Филипп Феоктистович Коротаев и Ко». Этот дом принадлежал купцу Коротаеву и его компаньону Урманчееву. [фото 30]
На пересечении улиц Ленина (Большой) и Пионерской (Благовещенской) сохранился один из построенных в эти годы частных домов - дом купца Н.П.Бабинцева. Одноэтажное здание, Г-образное в плане, огибает угол квартала. Выполнено с элементами русского классицизма. Со стороны дворового фасада устроена дощатая веранда на восьми резных деревянных столбах.
Площадь В.И.Ленина [фото 31]
Здесь проходят митинги трудящихся, праздничные демонстрации, дают клятву на верность Родине курсанты училища ДВоКУ. Площадь создана к 50-й годовщине Октября. Здесь установлен памятник В.И.Ленину - дар жителей Райчихинска трудящимся Благовещенска в честь 100-летия города. Скульптор Евгений Вутечич. Размер площади 3, 4 га. В центре небольшой своеобразный «ботанический сад» (сосна, ель, лимонник, липа, клен, береза, сирень, жимолость, осина и др.).
Трудно представить какой была площадь до 1967 года. За длинным забором вдоль Амура размещался лесопильный завод и склады. А по рельсам туда-сюда сновал паровоз, выпуская черные клубы дыма, подвозя новые
грузы леса. А еще раньше, до лесозавода, здесь были конюшни, и весь навоз от сотен лошадей сливался в Амур. В советское время, в 30-е годы, конюшни были ликвидированы, появился лесозавод.
В «ботаническом саду» установлен бюст Федору Никаноровичу Мухину - первому председателю облисполкома. Бюст был открыт в 1957 году. На этом месте стоял Благовещенский собор, давший название городу, по «неизвестным» причинам сгорел. Случилось это в 1924 году (в советские богоборческие времена). На месте алтаря сгоревшего кафедрального собора и поставили бюст. Его автор старейший скульптор Борис Тимофеевич Горлач, уроженец Благовещенска. Бюст Мухина - его дипломная работа по окончанию Ленинградской художественной академии. Бюст выполнен из бронзы. У скульптора ушло три месяца на то, чтобы его слепить гипсовую форму (тогда Горлач был в Ленинграде). Это было осенью 1955 г. Затем бюст отлили в бронзе. Потом 2 года бронзовый Мухин стоял в запечатанном виде в сквере - ждали, когда будет готов пьедестал. Во время закладки в нишу было замуровано письмо бывших участников боев за Советскую власть и решение облисполкома о сооружении памятника. И в 40-ю годовщину Октября памятник был открыт. [фото 32]
Ф.Н.Мухин - активный деятель революционного движения в Приамурье, легендарный амурский большевик. Во время разгула интервенции на Амуре, работал в подполье, возглавлял партийные органы. Был первым председателем Амурского Совнаркома. По его призыву формировались революционные группы, под его руководством стала создаваться партизанская армия. Его предали, и 8-9 марта 1919 года в здании Столовой №11, что на Ленина - Артиллерийской, над ним проходил суд. 9 марта во дворе этого здания его расстреляли в 10 вечера. Похоронен Мухин в братской могиле на стадионе «Спартак».
После революции в развитии архитектурного облика Благовещенска наступило затишье. В это время, как и после ВОВ, в основном шла застройка частного сектора.
Масштабное строительство в областном центре Приамурья возобновилось только в 60-70-е годы.
1967 год - дата основания площади. Ее появление связано с началом строительства здания Амурских областных советов народных депутатов, современного правительства амурской области. 6-тиэтажное здание старой архитектуры. [фото 33]
Примерно в это же время были построены здания Дома политпросвещения (сейчас Областная филармония) и Областной библиотеки.
Слева на площадь выходит здание гостиницы «Юбилейная» (1968 г.) на 300 мест.1960 год - начало ее строительства. 8 лет ушло на возведение этого отеля - гиганта, по меркам того времени. [фото 34]
Фонтан на площади Ленина в Благовещенске строили в 1998 году. Сама стройка прошла без каких-либо проблем: «проект есть, материалы тоже, коллектив был подобран отличный», - вспоминал Андрей Семенов, производитель работ ОАО «Благовещенскстрой». [фото 35]
Площадь имени Ленина - главная в нашем городе. Это лицо города, которым хочется гордиться. Это излюбленное место горожан для прогулок. Летом здесь работает фонтан, где с удовольствием купаются дети. В теплое время года около памятника Ленину подростки катаются на скейтах, выделывают разные «финты», так что можно посидеть на лавочке и заодно посмотреть бесплатное шоу.
Администрация г. Благовещенска (ул. Ленина 133)
Раньше это здание принадлежало торговцу, купцу Ларину. Ярко декорированный частный дом. [фото 36]
Первая городская электростанция (ул. Ленина 106а)
Здание строилось в пять этапов - с 1908 по 60-е годы прошлого века. Дому оставили старые стены и фасад, которые представляли архитектурную ценность и повторили все эти элементы в двухэтажной пристройке к зданию. Все реставрационные проекты проходят согласование в министерстве культуры и архитектурного дела области. Их главное требование - сохранить достоверность облика здания. Проектировщики-реставраторы находят старинные фотографии и по ним восстанавливают внешний вид таких памятников архитектуры.
Только вот цвет фасада на черно-белых снимках не разглядишь. Пришлось снимать несколько слоев штукатурки, пока добрались до первого. При постройке здание было кирпичным, потом его отштукатурили и стали красить. При реставрации в ООО «Архитектор» решили, для большей сохранности фасада, до кирпича не очищать, а повторить первый цвет окраски. Несколько раз оттенок согласовывали в областном министерстве, пока не пришли к тому, что сейчас - «теплому и ласковому», как выразился Валерий Валентинович Зорин, директор ООО «Архитектор». [фото 37]
Педагогический Университет (ул. Ленина 104)
Память о прошлом хранит и здание главного корпуса Благовещенского Педуниверситета. Вуз построен по проекту Шеффера, который, впоследствии, там же и вел преподавательскую деятельность. Ранее здесь располагалась мужская гимназия. Здание кирпичное, трехэтажное, выполненное с элементами русского национального зодчества (позднее, в 1960 году, был достроен 4 этаж). Главные входы были оформлены порталами [12] по типу теремов. Ярким украшением фасадов являются огибающие лопатки [13], декорированные ширинками [14], оконные проемы - прямоугольные и полуциркульные, обрамленные наличниками и сандриками [15] различной формы, - высокие карнизы с дентикулами [16]. Изысканность зданию придавали высокая крыша с металлическим декоративным гребнем по коньку и четырехгранные шатры на фланговых ризалитах. На массивной входной двери расположен таинственный вензель [17]. В замысловатом узоре хитро соединились две буквы - М и Г - мужская гимназия.
А теперь об истории строительства этого здания. 30 мая 1876 года император Александр II подписал указ «Об учреждении в г. Благовещенске прогимназии». Данное учебное заведение стало первым опытом внедрения гимназического образования на Дальнем Востоке.
В 1882 году четырехклассная мужская прогимназия была преобразована в шестиклассную, а в 1891, в честь посещения Амура цесаревичем Николаем Александровичем, были открыты 7-й и 8-й классы. Прогимназия была преобразована в полную гимназию на пожертвования Зейско-Джолоно-Иликанской золотопромышленной компании. Благовещенская мужская гимназия первоначально помещалась в деревянном здании, которое неоднократно переделывалось и приспосабливалось к нуждам разрастающегося Благовещенска.
В 1909 году был отстроен главный корпус из кирпича. Достраивалось здание уже в 1961-62 годах.
В 20-е годы XX века здание отдали под совпартшколу. А в 1930 году на базе этого здания был основан пединститут. В 1973 году достроен корпус факультета физвоспитания и фундаментальной библиотеки.
В августе 1923 года Благовещенск посетил М.И. Калинин, «всероссийский староста». А в 1941 году институту присвоили имя советского деятеля. Спустя несколько лет у входа в вуз появилась и скульптура Калинина в полный рост. [фото 38-40]
Общественно-культурный центр (ОКЦ) (ул. Ленина 100)
Интересна история здания Общественно-культурного центра. Его проектировал в 1977 году московский архитектор Владимир Сомов как драмтеатр с вращающейся сценой. Проект получил премию ЮНЕСКО. Но из-за финансовых проблем здание стояло недостроенным долгие годы и представляло собой «катакомбы», которые облюбовали благовещенские неформалы. В народе его называли «Бастилией». Достроили здание только в 2007 году.
Сейчас зданием просто приятно полюбоваться - таких в городе больше нет. Площадка вокруг ОКЦ выглядит привлекательной. К тому же построенный «сухой» фонтан не имеет аналогов в Благовещенске. [фото 41-42]
Заключение
Наш город уникален по своему географическому местоположению, планировке и архитектурному оформлению.
Благовещенск - это исторически сложившийся административный центр Амурской области, форпост России на Дальневосточных рубежах, ворота в громадный мир Азиатско-Тихоокеанского региона и в первую очередь Китая.
Кто-то из великих сказал однажды, что архитектура - это «застывшая музыка». Если услышать музыку нашего города, то, скорее всего, это будет старинный романс. Мы сами подчас не замечаем, когда ходим по знакомым улицам, мимо какой красоты мы спешим и что оставили нам в наследство те, кто осваивал пустынный берег Амура, обустраивал здесь жизнь, застраивал улицы. В Благовещенске, к счастью, сохранились и уникальные каменные здания, которые являются памятниками архитектуры, и старинные деревянные дома. Может быть, выдающимися творениями зодчества они и не являются, но трогательно напоминают нам и о тех, кто строил их когда-то, и о тех, кто в них жил.
«Для того чтобы лучше увидеть, как меняется архитектурный облик Благовещенска, - полушутя советует Валерий Валентинович Зорин, - нужно взять старую фотографию города, поехать в Хэйхэ, подняться на 18-этажный небоскреб и сравнить снимок с тем, что откроется взгляду. Ну, а если серьезно, то достаточно взглянуть на фото всего 10-летеней давности: видно, как изменился наш город: появились солидные 14-17-этажки, довольно интересные по своей конфигурации и объемам здания. В основном это заслуга молодых благовещенских архитекторов».
Благовещенск - всегда был небольшим городком, уездным. Но развитие города есть, хоть и очень-очень медленное. Он расширяется. Городом-миллионником нашему городу никогда не быть, но город Благовещенск не умрет - это однозначно.
Проведенная нами экскурсия, заставила меня посмотреть на свой родной город другими глазами, начать гордиться им и любить еще больше.
Сноски
[1] Эклектика, эклектизм (греч.) - отсутствие единства, целостности, последовательности; беспринципное сочетание разнородных, несовместимых, противоположных стилей.
[2] Щипец - верхняя часть, главным образом торцевой стены, здания, ограниченная двумя скатами крыши и не отделенная снизу карнизом (в отличие от фронтона). Название обычно применяется к постройкам с крутой двухскатной крышей, образующей остроугольный щипец, который иногда завершает главный фасад здания.
[3] Тимпан - (греч., tympanon), треугольное поле фронтона; углубленная часть стены (ниша) полуциркульного, треугольного или стрельчатого очертания под окном или дверью. В тимпане часто помещают скульптуру, живописные изображения, гербы и т.д.
[4] Фланкировать - (фр., flanquer) прикрывать.
[5] Барокко - (итал., barocco) причудливый, странный. Один из главенствующих стилей в Европе конца 16 - середины 18 вв.
[6] Неоклассика - (лат. neo - новый и классика) - буквально «новая классика».
[7] Ротонда - (итал. rotonda, от лат. rotundut-круглый), постройка, увенчанная куполом.
[8] Ризалит - (от итал. risalita- выступ).
[9] Парапет - (франц. parapet,итал. - parapetto, от porare-защищать и petto - грудь), ограда, перила или невысокая сплошная стенка, проходящая по краю крыши.
[10] Фронтон - (франц. fronton, от лат. front - лоб, передняя сторона), завершение фасада здания.
[11] Коринфский ордер - один из трёх классических архитектурных ордеров Древней Греции и Рима, наряду с ионическим и дорическим ордером. Характерной особенностью коринфского ордера является необычная капитель, воспроизводящая мотив колокола, или корзины -
калафа, украшенной стилизованными листьями аканта.
[12] Портал - (лат. Porta - дверь; ворота), архитектурно выделенный на фасаде вход в здание
[13] Лопатка (лизена, лизерна) - вертикальный плоский и узкий выступ стены, не имеющий базы и капители, в отличие от пилястры. Как правило, имеет слабо выступающую из плоскости стены форму во всю её высоту. Лопатка является характерным элементом средневековой западноевропейской и древнерусской архитектуры.
[14] Ширинка - разновидность кессона; распространённый в русской архитектуре XVI-XVII веков элемент декора в виде квадратного углубления в стене, внутри которого иногда помещался изразец или резное украшение.
[15] Сандрик - (итал. sandric, лат. sanidis, греч. σανις - доска) - архитектурный элемент, небольшой профилированный карниз, горизонтальная «полочка» над наличником оконного или дверного проёма. Утилитарная функция сандрика заключается в отводе дождевой воды от проёма; зрительная - в подчёркивании горизонтальных членений фасада.
[16] Дентикулы (от лат. denticulus- зубец), или «ордерные сухарики» - ряд небольших прямоугольных выступов, расположенных в виде орнамента на карнизе здания и выполняющих роль декора.
[17] Вензель - так называется соединение в одно изображение начальных букв имени (реже отчества) и фамилии какого-либо лица.
Список литературы
1. Шиндялов Н.А. Основатели Благовещенска. Очерки, документы, материалы. / Серия «Благовещенск. Из века в век». - Благовещенск: ОАО «Амурская ярмарка», 2006. - 184с., илл.
2. Шиндялов Н.А. История Благовещенска, 1856-1907. Очерки, документы, материалы. / Серия «Благовещенск. Из века в век». - Баговещенск: ОАО «Амурская ярмарка», 2006. - 168 с., илл.
3. Благовещенск - родной город. Город уникальных возможностей. Справочник развития города Благовещенска. 2004-2013 гг. Части 2 и 3. - 36 с., илл.
4. Благовещенску 100 лет (сборник документов и материалов). (1858-1958) «Амурская правда», г. Благовещенск, 1959.
5. История Амурской области с древнейших времен до начала 20 века. / Под редакцией А.П.Деревянко, А.П.Забияко. - Благовещенск, 2008. - 424 с., илл.
6. Мой Благовещенск: Город во времени и судьбах: Фотоальбом / Составитель Н.П.Белый. - Хабаровск: Издательский дом «Приамурские ведомости», 2003. - 136 с. плюс 8 с. вкладок.
7. Т.Александрова. Легенда и быль об Иване Чурине. Имя из прошлого. «Моя мадонна», 1997 г.
8. В.Кильчанский. Муравьев-Амурский. Исторический очерк. Живая связь времен. «Старая мельница» №24, от 26 июня 1998 г.
9. А.Телюк: «К счастью, хоть сам Благовещенск, не переименовали!» «Московский комсомолец на Амуре», 25.01 - 1.02.2001г.
10. А.Воронков. Академик скульптуры. «Благовещенск» № 49 (672) от 6.12.2002 г.
11. «Благовещенск весь - в названьях улиц». / А.Ильин, по рассказам
Л.Г.Желябского. «Комсомольская правда в Приамурье», 20 июня 2003г.
12. А.Андреев. Цена вопроса - 10,000,000 рублей. «Амурский комсомолец» от 1 августа 2003 г.
13. В.Глотов. Путешествие во времени. Благовещенск, 50-е годы. Рубрика «Очевидец», «Амурская правда» от 10 января 2004г.
14. С.Куликова. Благовещенск был центром гимназистов. «Амурская правда» 23 июня 2005 г.
15. Л.Алексеева. Царская арка. «Моя мадонна», 2005 г.
16. «Кто построил Мавританию». Л. Мышкин. «Амурская правда», февраль, 2006 г.
17. «Шеффер не только проектировал здания, но и командовал ополчением». Л.Мышкин. «Амурская правда», 4 февраля, 2006 г. («Старая мельница» , №177).
18. А.Филоненко. Благовещенск и благовещенцы. «Московский комсомолец на Амуре», 15-22 февраля 2006 г., 10-17 мая 2006 г., 31 мая - 7 июня 2006 г.
19. М.Бачурин. Дом с биографией, или Приключения немцев в Приамурье. «Благовещенск» № 11, 17 марта, 2006 г.
20. Ю.Гафаров. Память, застывшая в камне. «Твоя провинция», №13 (75), 12 апреля 2006 г.
21. М.Бачурин. Сберегательные истории. «Благовещенск», №21, 26 мая 2006 г.
22. И.Баранник. Купеческий город возрождает традиции. «Амурская правда», 25 мая 2006 г.
23. Ю.Климычева. Так начиналась история Благовещенска. «Амурская правда», 3 июня 2006 г.
24. М.Бачурин. Дом Косицыных. «Благовещенск», №41, 29 сентября 2006 г.
25. М.Бачурин. Коммунальные хроники. «Благовещенск», № 45, 27 октября 2006 г.
26. И.Попова. В руках ООО «Архитектор» - прошлое и будущее нашего города. «Город на Амуре», №44 (171), 31 октября 2007 г.
27. Н.Слукина. Ремонт на пять миллионов долларов!!! «Телепорт», 24 сентября 2008 г.
28. Н. Фадеева. Старинные здания «с начинкой». «Амурская правда», 4 июня 2009 г.
29. Н.Овсийчук. Три облика одного дома. «Телепорт», 19 сентября 2012 г.
30. Н.Овсийчук. «Застывшая музыка» Благовещенска. «Телепорт», 12 сентября 2012 г.
31. Н.Овсийчук. Дом путешественников. «Телепорт». 24 октября 2012 г.
32. Т.Дычко. Как застраивался Благовещенск. «Дважды два» (спец выпуск) 2015 г.
33. А.Никольский. Областная столица: исторические места. «Телепорт», от 31 мая 2017 г.
34. О.Зубарева. Какие здания отреставрируют в Благовещенске? «Комсомольская правда в Приамурье», спец выпуск, от 2 июня 2017 г.
35. «Это интересно». «Моя мадонна», №24, 21 июня 2017 г.
36. Н.Петрова. Как застраивался Благовещенск. «Комсомольская правда в Приамурье» (спецвыпуск ко Дню Строителя), август, 2019 г.
37. А.Левской. Превратится ли Благовещенск в Нью-Васюки? «Комсомольская правда», 6-13 ноября 2019 г.
38. Популярная художественная энциклопедия: Архитектура. Живопись. Скульптура. Графика. Декоративное искусство. / Главный редактор В.М.Полевой; Редакторский коллектив: В.Ф.Маркузон, Д.В.Сарабьянов, В.Д.Синюков (зам. гл. ред.), - М.: «Советская энциклопедия». Книги 1 и 2, 1986 г.