Дидактический материал предназначен для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Виды придаточных в сложноподчиненном предложении», при зачетной работе по данной теме, индивидуальных и групповых заданий. Данный материал необходим при решении тестов по ОГЭ во 2 вопросе при синтаксическом анализе предложения и определении вида придаточного.
Схема-опора
(Виды придаточных предложений определяем строго по вопросу)
Вид придаточного |
Вопрос к придаточному |
К чему относится |
Место нахождения придаточного |
Союзы и союзные слова- скрепки |
Определительное |
Какой? |
Существительное, указательное слово + существительное |
Только после определяемого слова |
Который
|
Местоименно- определительное |
Какой? |
Местоимение, тот, всё, все , каждый, местоимения близкие к существительному.
|
До и после определяемого слова |
Кто
|
Изъяснительное |
На вопросы косвенных падежей.
|
Указательное слово + глагол.
|
Любое. До и после, в середине главного |
Что
|
Образа действия |
Как? Каким образом? |
От указательного слова |
Только после главного предложения |
Как
|
Степени |
Насколько?
|
В сочетании с указательным словом |
Только после главного предложения |
Словно
|
Места |
Где?
|
Задаем вопрос от всего предложения |
Нахождение свободное |
Где
|
Времени |
Когда?
|
Вопрос задаем от всего предложения |
свободное |
Когда
|
Условия |
При каком условии? |
Вопрос задаем от всего предложения |
Свободное |
Если
|
Причины |
Почему?
|
Вопрос задаем от всего предложения |
Свободное |
Потому что,
|
Цели |
Зачем? |
Вопрос задаем от всего предложения |
Свободное |
Чтобы,
|
Сравнительное |
Как?
|
Вопрос задаем от всего предложения |
Свободное |
Подобно тому как,
|
Уступительное |
Несмотря на что?
|
Вопрос задаем от всего предложения |
Свободное |
Несмотря на,
|
Следствия |
Вследствие чего? |
Вопрос задаем от всего предложения |
Свободное |
Так что |
Присоединительное |
Что еще модно добавить?
|
Вопрос задаем от всего предложения |
После главного предложения |
Что
|
Работа-зачет по определению вида придаточного.
- Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят.
- Издали слышался шум мокрых деревьев, будто вдалеке шумела вода в шлюзах.
- Дорогу размыло дождем так, что по краям образовались рытвины.
- Не помню, где я слышал эту притчу.
- Врач подошел к больному, которому вчера была сделана операция.
- Куда река пошла, там и русло будет.
- Пока варился чай, я успел сделать несколько фотографий.
- Кабы я плавать умел, героем бы стал.
- Я строго рассчитал время, чтобы успеть собраться в поход.
- Густая трава росла по берегу озера, потому что здесь было много влаги.
- Дождь лил сильно, так что на крыльцо нельзя было выйти.
- Юре нравились эти места, почему он и приехал сюда снова.
Ответы:
- Уступительное
- Сравнительное
- Образа действия
- Изъяснительное
- Определительное
- Места
- Время
- Условное
- Цели
- Причины
- Следствия
- Присоединительное