Урок развития речи.
Цель урока: сформировать учащихся навык написания сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (9.3).
Задачи:
Образовательные:
- Расширение и углубление знаний по культуре речи, повторение знаний обучающихся о типах речи, структуре и композиции сочинения-рассуждения по лексическому значению слова, способах толкования, правилах написания аргументов.
Развивающие:
- Развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, умение проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного размышления.
Воспитывающие:
- Формирование нравственных качеств учащихся
Планируемые результаты:
- Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, восприятие художественного текста. Смысловое чтение, анализ, умение доказывать.
- Личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-эпическая ориентация, способность к самооценке действий и поступков.
- Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что надо усвоить.
- Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, работа в парах, самостоятельная работа.
Средства обучения: компьютер, презентация, памятка, толковые и орфографические словари.
Технологическая карта урока
№
|
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
1 |
Организация урока |
Презентация. Слайд №1
Соотнесите название и смысл стихотворения с темой урока? |
Слушают стихотворение и настаиваются на рабочий лад.
Дети готовят ответ. (В наше время дефицит друзей. Много зависти, злобы. Счастлив тот, у кого есть настоящие друзья.) |
2 |
Мотивация и целеполагание |
Определить цели и задачи урока |
Ученики определяют цель.
|
3 |
|
Для анализа взяла рассказ-притчу Натальи Бунде «Мой друг - мистер Пу» |
Ученики кратко делают сообщение о писательнице Н.Бунде (Шишмаревой) |
4 |
Знакомство с текстом |
Чтение учителем рассказа (либо хорошо подготовленным учеником) |
У каждого ученика текст рассказа, слушают и делают пометки карандашом |
5 |
Постановка проблемы |
Что надо искать в дружбе? |
Дети подчёркивают наставления (нравоучения, поучения) |
6 |
Работа в парах |
Работа по содержанию рассказа в притчи |
Ищут ответы на вопросы в тексте. |
7 |
Актуализация знаний |
1. Как зарождалась дружба?
|
они настоящие друзья. Пугало ради мальчика готов на одиночество, а мальчик был рад встретить друга, несмотря на странный вид пугало. |
Ваши ассоциации со словом дружба?
Запишите в тетрадь качества настоящего друга |
Дружба: Честность, равноправие, доверие, взаимопомощь, доброта. | ||
8 |
Работа со словарем |
Дайте определение слову «дружба».
|
Дети записывают определение «дружбы» и отвечают на вопрос - Это тезис сочинения. |
9 |
Проверка знаний |
Учитель включает презентацию где сформулирован тезис |
Ученики проверяют, редактируют |
10 |
Работа со слабыми учениками |
Раздает листочки-трафареты учащимся, где сформулированы речевые клише сочинения |
Вступление сочинения оформлено |
11 |
Работа с презентацией |
Композиция сочинения
|
Думают над аргументацией |
12 |
Повторение композиции |
Вступление - Аргументы:
|
Вспоминают речевое клише перехода к основной части чтобы подтвердить сказанное, обращаемся к тексту Н.Бунде «Мой друг - мистер Пу» |
Составьте и запишите первый аргумент, опираясь на прочитанный текст |
Составляют текст-аргументации.
(Пугало и мальчик были настоящими друзьями, они добры честны друг к другу. Пугало готов ради дружбы пожертвовать всем, а мальчик, прозрев, не отказался от дружбы, предоставив ему место в саду). |
||
Учитель спрашивает 1-2 учеников | Ученики по вызову зачитывают ответы. | ||
13 |
Работа со вторым аргументом |
Образец истинной дружбы можно найти в рассказах В.Г.Короленко |
Дети готовятся к сообщению. Им было дано задание по вариантам.
|
14 |
Работа с эпизодами из кинофильма (включена презентация) |
1 вариант - истории с куклой (Рассказ «Дети подземелья»)
|
Просмотр отрывков из фильма 2-3 минуты и записывают с красной строки доказательства настоящей дружбы детей Васи, сына судьи, и нищих детей Тыбурция Драпа.. Просмотр отрывка из фильма и записывают (Эвелина не отказалась от дружбы слепого мальчика, а наоборот потом дружба переросла в любовь…) |
15 |
Подведение итога |
Как закольцевать сочинение и не противоречить содержанию текста.
|
Дети пишут вывод.
|
16 |
Рефлексия |
О чем мы сегодня говорили на уроке?
|
Ответы детей
Дети смотрят памятки.
|
17 |
Домашнее задание |
Сочинение отредактировать. |
Ученики записывают задание в дневник |
МОЙ ДРУГ - МИСТЕР ПУ
Повадились как-то на огород птицы - клевать ягоды да зайцы - капусту грызть. Чтобы защитить урожай от посягательств маленьких воришек, на огороде поставили пугало.
Страшное получилось пугало - вместо головы мешок, набитый сеном, волосы сделаны из соломы. Сверху - старая рваная шляпа, вместо рук - деревянные прутья, на полене, которое заменило туловище, драные штаны и кофта с заплатами, а на деревянных ногах - резиновые сапоги. Озорники-дети углем нарисовали на голове пугала большие черные глаза и кривой рот. Да… Это было настоящее пугало. И уже никто не рисковал забраться в огород - всем было страшно.
Но пугало не хотело никого пугать, наоборот, оно хотело со всеми дружить. Как только оно видело кого-то приближающегося к огороду -протягивало свои руки-прутья в знак приветствия и желания подружиться. Однако никто не мог поверить, что такое страшилище имеет добрые намерения, - все убегали прочь.
Пугало поняло, что на огороде друзей ему не найти, и пошло по свету искать дружбы. Но люди отгоняли пугало от себя. В него кидали камнями, натравливали на него собак, обзывали, кричали вслед: «Тебе не место среди нас! Ты ужасное и страшное! Убирайся! Тебе только на огороде ворон пугать!» Пугало начало сторониться людей и не показывалось больше им на глаза. Оно очень грустило, что так и не стало ни для кого добрым другом, и как-то, сидя на лавочке, горько заплакало от этого.
Вдруг его рук-прутьев кто-то коснулся. Это был мальчик в черных очках с палочкой.
- Почему ты так горько плачешь? - спросил мальчик у пугала.
- Я плачу, потому что у меня нет друзей - я очень страшное и некрасивое, все отворачиваются от меня, - ответило пугало.
- Разве тот, кто так искренне плачет, может быть страшным? - мальчик держал пугало за руку.
- Наверное. Я не знаю… А ты разве не боишься меня? - робко спросило пугало у мальчика.
- Нет. Я тебя не вижу, я слепой. Но я слышу, что у тебя искренний и добрый голос. А как тебя зовут?
- Все зовут меня пугало. Ну, и еще называют разными нехорошими словами… - пугало опять заплакало.
- А я тебя буду звать мистер Пу. Хорошее имя? - захлопал в ладоши мальчик.
- Правда? У меня теперь будет другое имя? Мне очень нравится! - и пугало перестало плакать.
Мальчик наощупь стал вытирать слезы с лица мистера Пу, а мистер Пу помогал ему своими пальцами-закорючками.
Так и подружились мистер Пу и мальчик. Они встречались почти каждый день, много говорили, гуляли, и мистер Пу помогал мальчику. Он узнал, что его слепота излечима, и скоро предстоит операция. Мистер Пу очень боялся, что когда мальчик станет видеть, то испугается его и не захочет иметь некрасивого друга. Но ради этой дружбы он был готов пожертвовать всем - даже остаться в полном одиночестве. Он был готов к этому.
Подошло время операции. Мальчик и мистер Пу договорились увидеться через месяц после нее на той самой лавочке, где познакомились.
Вот и настал день встречи. Мистер Пу очень переживал и даже нашел для такого случая новую шляпу. Может быть, с ней он будет хоть немного красивее? Мистер Пу сидел на лавочке и уже видел издалека приближающегося к нему мальчика. Вдруг шаг мальчика стал ускоряться и постепенно превратился в бег. Мальчик бежал навстречу мистеру Пу, раскинув руки, и кричал: «Мой друг! Мистер Пу! Я вижу тебя! Я бегу к тебе!»
Он подбежал и изо всех сил обнял мистера Пу, затем поднял на него сияющие от радости глаза и сказал: «Какой ты красивый! Какой у тебя замечательный наряд! Как я рад, что наконец-то могу тебя видеть! Мистер Пу, а ты хочешь жить у меня в саду на даче?»
Конечно же, мистер Пу согласился. Ведь он нашел себе хорошего друга и дом.
Вы ищете себе друзей по красоте и модным вещам? Вы прогадаете. Ищите в первую очередь доброе сердце и человека, который в трудную минуту протянет вам руку помощи, даже если у него вместо рук - простые прутья-крючки.