Урок по русскому языку "Обучающее сочинение-рассуждение в формате ОГЭ. Что такое дружба?"

Разделы: Русский язык, Конкурс «Презентация к уроку»

Класс: 9

Ключевые слова: сочинение-рассуждение


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (117 МБ)


Урок развития речи.

Цель урока: сформировать учащихся навык написания сочинения-рассуждения в формате ОГЭ (9.3).

Задачи:

Образовательные:

  • Расширение и углубление знаний по культуре речи, повторение знаний обучающихся о типах речи, структуре и композиции сочинения-рассуждения по лексическому значению слова, способах толкования, правилах написания аргументов.

Развивающие:

  • Развитие творческой, речевой и мыслительной активности, интереса к предмету на основе языковых впечатлений, умение проводить композиционно-содержательный анализ исходного текста и на этой основе отбирать материал для собственного размышления.

Воспитывающие:

  • Формирование нравственных качеств учащихся

Планируемые результаты:

  • Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, осознанное и произвольное построение речевого высказывания в письменной форме, восприятие художественного текста. Смысловое чтение, анализ, умение доказывать.
  • Личностные УУД: совершенствование духовно-нравственных качеств личности, самоопределение, нравственно-эпическая ориентация, способность к самооценке действий и поступков.
  • Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что надо усвоить.
  • Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, работа в парах, самостоятельная работа.

Средства обучения: компьютер, презентация, памятка, толковые и орфографические словари.

Технологическая карта урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организация урока

Презентация. Слайд №1
Стихотворение В.Лапунова «Никто не знает наперед, кого и с кем судьба сведет»

Соотнесите название и смысл стихотворения с темой урока?

Слушают стихотворение и настаиваются на рабочий лад.

Дети готовят ответ. (В наше время дефицит друзей. Много зависти, злобы. Счастлив тот, у кого есть настоящие друзья.)

2

Мотивация и целеполагание

Определить цели и задачи урока

Ученики определяют цель.
(научиться составлять сочинение-рассуждение)

3

Для анализа взяла рассказ-притчу Натальи Бунде «Мой друг - мистер Пу»

Ученики кратко делают сообщение о писательнице Н.Бунде (Шишмаревой)

4

Знакомство с текстом

Чтение учителем рассказа (либо хорошо подготовленным учеником)

У каждого ученика текст рассказа, слушают и делают пометки карандашом

5

Постановка проблемы

Что надо искать в дружбе?

Дети подчёркивают наставления (нравоучения, поучения)

6

Работа в парах

Работа по содержанию рассказа в притчи

Ищут ответы на вопросы в тексте.

7

Актуализация знаний

1. Как зарождалась дружба?
2. Поведение слепого мальчика после операции?
3. Кто из них истинный друг?

они настоящие друзья. Пугало ради мальчика готов на одиночество, а мальчик был рад встретить друга, несмотря на странный вид пугало.

Ваши ассоциации со словом дружба?
Запишите в тетрадь качества настоящего друга
Дружба: Честность, равноправие, доверие, взаимопомощь, доброта.

8

Работа со словарем

Дайте определение слову «дружба».
Кого можно считать настоящим другом?

Дети записывают определение «дружбы» и отвечают на вопрос - Это тезис сочинения.

9

Проверка знаний

Учитель включает презентацию где сформулирован тезис

Ученики проверяют, редактируют

10

Работа со слабыми учениками

Раздает листочки-трафареты учащимся, где сформулированы речевые клише сочинения

Вступление сочинения оформлено

11

Работа с презентацией

Композиция сочинения
Вступление-аргументация-вывод

Думают над аргументацией

12

Повторение композиции

Вступление - Аргументы:
1) из текста
2) из литературы

Вспоминают речевое клише перехода к основной части чтобы подтвердить сказанное, обращаемся к тексту Н.Бунде «Мой друг - мистер Пу»

Составьте и запишите первый аргумент, опираясь на прочитанный текст Составляют текст-аргументации.
(Пугало и мальчик были настоящими друзьями, они добры честны друг к другу.
Пугало готов ради дружбы пожертвовать всем, а мальчик, прозрев, не отказался от дружбы, предоставив ему место в саду).
Учитель спрашивает 1-2 учеников Ученики по вызову зачитывают ответы.

13

Работа со вторым аргументом

Образец истинной дружбы можно найти в рассказах В.Г.Короленко

Дети готовятся к сообщению. Им было дано задание по вариантам.
1 вариант: прочитать «В дурном обществе»
2 вариант: «Слепой музыкант»

14

Работа с эпизодами из кинофильма (включена презентация)

1 вариант - истории с куклой (Рассказ «Дети подземелья»)
2 вариант - «Слепой музыкант»
(сцена знакомства на лужайке Петруси и Эвелины)

Просмотр отрывков из фильма 2-3 минуты и записывают с красной строки доказательства настоящей дружбы детей Васи, сына судьи, и нищих детей Тыбурция Драпа..

Просмотр отрывка из фильма и записывают (Эвелина не отказалась от дружбы слепого мальчика, а наоборот потом дружба переросла в любовь…)

15

Подведение итога

Как закольцевать сочинение и не противоречить содержанию текста.
(последний слайд презентации)

Дети пишут вывод.
Настоящий друг проверяется временем, он всегда протянет руку помощи, не бросит в беде, надо дорожить дружбой.
(и другие ответы)

16

Рефлексия

О чем мы сегодня говорили на уроке?
Что вызвало затруднение?
Было непросто приводить примеры из литературы?
Что хотелось бы узнать?

Ответы детей

Дети смотрят памятки.
Критерии оценки сочинения
Какой эпизод взять для доказательства?

17

Домашнее задание

Сочинение отредактировать.

Ученики записывают задание в дневник

МОЙ ДРУГ - МИСТЕР ПУ

Повадились как-то на огород птицы - клевать ягоды да зайцы - капусту грызть. Чтобы защитить урожай от посягательств маленьких воришек, на огороде поставили пугало.

Страшное получилось пугало - вместо головы мешок, набитый сеном, волосы сделаны из соломы. Сверху - старая рваная шляпа, вместо рук - деревянные прутья, на полене, которое заменило туловище, драные штаны и кофта с заплатами, а на деревянных ногах - резиновые сапоги. Озорники-дети углем нарисовали на голове пугала большие черные глаза и кривой рот. Да… Это было настоящее пугало. И уже никто не рисковал забраться в огород - всем было страшно.

Но пугало не хотело никого пугать, наоборот, оно хотело со всеми дружить. Как только оно видело кого-то приближающегося к огороду -протягивало свои руки-прутья в знак приветствия и желания подружиться. Однако никто не мог поверить, что такое страшилище имеет добрые намерения, - все убегали прочь.

Пугало поняло, что на огороде друзей ему не найти, и пошло по свету искать дружбы. Но люди отгоняли пугало от себя. В него кидали камнями, натравливали на него собак, обзывали, кричали вслед: «Тебе не место среди нас! Ты ужасное и страшное! Убирайся! Тебе только на огороде ворон пугать!» Пугало начало сторониться людей и не показывалось больше им на глаза. Оно очень грустило, что так и не стало ни для кого добрым другом, и как-то, сидя на лавочке, горько заплакало от этого.

Вдруг его рук-прутьев кто-то коснулся. Это был мальчик в черных очках с палочкой.

- Почему ты так горько плачешь? - спросил мальчик у пугала.

- Я плачу, потому что у меня нет друзей - я очень страшное и некрасивое, все отворачиваются от меня, - ответило пугало.

- Разве тот, кто так искренне плачет, может быть страшным? - мальчик держал пугало за руку.

- Наверное. Я не знаю… А ты разве не боишься меня? - робко спросило пугало у мальчика.

- Нет. Я тебя не вижу, я слепой. Но я слышу, что у тебя искренний и добрый голос. А как тебя зовут?

- Все зовут меня пугало. Ну, и еще называют разными нехорошими словами… - пугало опять заплакало.

- А я тебя буду звать мистер Пу. Хорошее имя? - захлопал в ладоши мальчик.

- Правда? У меня теперь будет другое имя? Мне очень нравится! - и пугало перестало плакать.

Мальчик наощупь стал вытирать слезы с лица мистера Пу, а мистер Пу помогал ему своими пальцами-закорючками.

Так и подружились мистер Пу и мальчик. Они встречались почти каждый день, много говорили, гуляли, и мистер Пу помогал мальчику. Он узнал, что его слепота излечима, и скоро предстоит операция. Мистер Пу очень боялся, что когда мальчик станет видеть, то испугается его и не захочет иметь некрасивого друга. Но ради этой дружбы он был готов пожертвовать всем - даже остаться в полном одиночестве. Он был готов к этому.

Подошло время операции. Мальчик и мистер Пу договорились увидеться через месяц после нее на той самой лавочке, где познакомились.

Вот и настал день встречи. Мистер Пу очень переживал и даже нашел для такого случая новую шляпу. Может быть, с ней он будет хоть немного красивее? Мистер Пу сидел на лавочке и уже видел издалека приближающегося к нему мальчика. Вдруг шаг мальчика стал ускоряться и постепенно превратился в бег. Мальчик бежал навстречу мистеру Пу, раскинув руки, и кричал: «Мой друг! Мистер Пу! Я вижу тебя! Я бегу к тебе!»

Он подбежал и изо всех сил обнял мистера Пу, затем поднял на него сияющие от радости глаза и сказал: «Какой ты красивый! Какой у тебя замечательный наряд! Как я рад, что наконец-то могу тебя видеть! Мистер Пу, а ты хочешь жить у меня в саду на даче?»

Конечно же, мистер Пу согласился. Ведь он нашел себе хорошего друга и дом.

Вы ищете себе друзей по красоте и модным вещам? Вы прогадаете. Ищите в первую очередь доброе сердце и человека, который в трудную минуту протянет вам руку помощи, даже если у него вместо рук - простые прутья-крючки.