Разработка урока "Пищеварение в ротовой полости". 8-й класс

Разделы: Биология

Класс: 8

Ключевые слова: пищеварение, Пищеварительная система человека


Цели урока:

  • Образовательная: раскрыть процессы пищеварения в ротовой полости, роль ферментов в них; сформировать знания о строении и значении зубов, знать правила чистки зубов и уход за ними.
  • Развивающая: развивать умения учащихся ставить цель к уроку, определять значение и топографию органов пищеварения, работать с анатомическими схемами и таблицами, делать выводы, применять имеющиеся знания при решении конкретных задач; работать с источниками информации, публично выступать; оценивать для себя значение полученной информации.
  • Воспитательная: воспитывать чувство ответственности за свой организм; умение вести правильный образ жизни; соблюдать правила личной гигиены.

Оборудование: презентация «Пищеварение в ротовой полости», таблицы «Пищеварительная система», скелет головы, зубная щетка, зубная нить, оборудование для лабораторной работы «Действие слюны на крахмал», раздаточный дидактический материал, компьютер, мультимедиапроектор.

Тип урока: комбинированный.

План урока.

  1. Организационный момент.
  2. Проверка домашнего задания.
  3. Мотивация учебной деятельности.
  4. Активно-познавательная деятельность (восприятие нового материала)
  5. Закрепление полученных знаний.
  6. Контрольно-оценочный этап.
  7. Информирование о домашнем задании.
  8. Рефлексия

Методы обучения: частично-поисковый, объяснительно-иллюстративный, практический.

Педагогические технологии: технология группового обучения, технология критического мышления, информационно-коммуникативная.

Этапы работы

Содержание этапов

1. Организационный момент.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: подготовиться к продуктивной работе на уроке.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: способствовать подготовке учащихся к продуктивной работе.
Задачи: создать положительный эмоциональный настрой.
Методы: словесные, объяснительно-иллюстративные.

1.Учитель приветствует обучающихся, проверяет готовность класса к уроку. Знакомство
2.Инструкция (Что на столах и что нужно для работы)
3.Учитель напоминает учащимся о том, что на этом уроке они продолжат изучение темы «Пищеварение»
Мы сегодня продолжим изучать пищеварительную систему и процессы связанные с пищеварением

4. Учитель создает проблемную ситуацию, используя вопросы беседы с учащимися.

2. Активизация знаний учащихся (Подготовка к восприятию нового материала)
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: повторить раннее изученный материал, уметь четко давать определения основным терминам
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: подготовить учащихся к восприятию нового материала. Проверить степень усвоения предыдущего материала.

Вопросы беседы с учащимися: Начало презентации слайд 1.2.3.4.
1.Что это такое? (Продукты питания)
2.Что такое продукты питания?
3.Какие бывают продукты питания по происхождению.?
4. Из чего они состоят? (Питательные вещества) Что такое питательные вещества? (жиры, белки, углеводы, витамины, мин. соли и вода.)
5.Каково значение пищи и питательных веществ в организме?
6. Почему вещества пригодные для пищи молоко или куриный бульон, введенные прямо в кровь вызывают гибель человека.
7. Что происходит с пищей в пищеварительной системе? (пища и питательные вещества расщепляются до более простых веществ и всасываются в кровь)
8. Под действием чего происходит переваривание?
9. Что такое ферменты?(биокатализаторы)
10 На какие более простые в-ва расщепляются жиры, белки и углеводы.
11. Каково строение пищеварительной системы? (Пищеварительный канал и пищеварительные железы)
10. Определите функции пищеварительной системы (механическая, химическая обработка и всасывание)
11. Что такое пищеварение?
Сегодня мы поговорим о процессах пищеварения, которые происходят в начальном отделе пищеварительного тракта. Помогите мне сформулировать тему урока. Слайд 5
«Пищеварение в ротовой полости».

3. Изучение учебного материала.
Цель, которая должна быть достигнута учащимися: четко, последовательно излагать материал, указывая основные особенности пищеварения в ротовой полости.
Цель, которую хочет достичь учитель: добиться знаний по темам и умения анализировать, отвечать на вопросы и делать выводы.
Формы и методы изложения (представления) нового учебного материала: словесные, наглядные.
Задачи: добиться от обучающихся восприятия и осознания новых знаний.
Основные формы и методы организации индивидуальной и групповой деятельности учащихся: поиск информации и представления классу в виде презентации.
Формы контроля уровня внимания и интереса обучающихся к излагаемому материалу: воспроизведение при опоре на изложенный материал.
Методы мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала: развитие познавательного интереса, формирование чувства ответственности

1. Целеполагание.
Какова цель нашего урока? Слайд

  • Исследовать процессы пищеварения в ротовой полости.
  • Раскрыть роль ферментов в этих процессах
  • Сформировать знания о значении и строении зубов
  • Усвоить правила ухода за зубами

Учитель: Многие считают, что основную роль в процессе переваривания пищи играет желудок и кишечник.
Проблема: «Почему ротовую полость считают важным отделом пищеварения»?
Познакомимся со строением ротовой полости и ее органами.
Вопрос: Что входит в состав ротовой полости?
(Язык. зубы, слюнные железы) Вход в ротовую полость отграничивают губы, полость выстлана слизистым эпителием

I. Групповое задание №1 Изучение органов ротовой полости «ЯЗЫК»

Вопросы

  1. Какое строение имеет язык?
  2. Какие функции выполняет язык?
  3. Какую роль он играет для детенышей млекопитающих и человека?

II. Групповое задание №2 «Изучение слюнных желез»
1.Изучить в параграфе 31 раздел «Механическая и химическая обработка пищи»
2.Используйте дополнительный материал
3. Ответьте на вопросы
а) Какой состав имеет слюна? Где образуется слюна?
б) Какие функции выполняет слюна?
в) Как называются, где расположены слюнные железы у человека?
Слюна состоит на 99,5% из воды и сухого остатка 0,5% (минеральные соли и органические вещества).

Состав слюны
(слюнные железы выделяют около 200 различных веществ)

Ферменты и вещества

Функция

Лизоцим

обеззараживающее вещество (растворяет микроорганизмы, вызывая их гибель)

Муцин

сложный белок, придающий слюне вязкость и клейкость, способствующий смачиванию и склеиванию пищевого комка и облегчающий его проглатывание.

Амилаза

Гидролитические ферменты, расщепляющие крахмал

Выполнение лабораторной работы: «Пищеварительное действие слюны».
Вывод. Крахмал расщепляется под влиянием содержащегося в слюне фермента амилазы. Действие амилазы проявляется только в слабощелочной среде при температуре 37-38°С.
Слюна выделяется, когда в рот попадает пища - это безусловный слюноотделительный рефлекс. Также слюна выделяется, когда мы голодны и видим еду или думаем о ней - это условный слюноотделительный рефлекс.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА ГИМНАСТИКА ДЛЯ ГЛАЗ
Групповое задание 3. Изучение строения зубов
Ознакомьтесь с материалом учебника стр.162 «Строение зубов»
Ответьте на вопросы:
1.Каково строение зуба?
2.Как дифференцированы зубы человека?
3. Сколько зубов у человека?
4. В каком возрасте происходит смена зубов? Особенности молочных зубов.
Вклеить в тетрадь карточку «Строение зуба» и подписать его составные части.
Заболевания зубов
Стоматология. Стома по-гречески - рот, логия - наука. Врачи стоматологи занимаются лечением зубов, полости рта челюстей, а также протезированием зубов. Больные зубы - это такое мучение, что сколько существует человек, столько он их пытается и лечить.
КАРИЕС (гниль, гниение) - повреждается эмаль, дентин
ПУЛЬПИТ - воспаление пульпы (зубной мякоти)
ПАРОДОНТОЗ - поражение околозубной ткани
Самостоятельная работа по составлению «Правил ухода за ротовой полостью.
Прочитать раздел «Уход за зубами» Используя вопросы составить «Правила гигиены и ухода за зубами.»
Глотание
Процесс глотания - перехода из ротовой полости в глотку и пищевод. Гортань закрывается надгортанником. Пищевод, перистальтически сокращаясь, транспортирует пищу в полость желудка. Слизистая пищевода выделяет слизь, облегчающую проскальзывание по нему пищевого комка
Регуляция пищеварения (рассказ учителя). Безусловный слюноотделительный рефлекс (при раздражении механических, химических и температурных рецепторов); Слюна выделяется, когда в рот попадает пища - это безусловный слюноотделительный рефлекс. Также слюна выделяется, когда мы голодны и видим еду или думаем о ней - это условный слюноотделительный рефлекс, он образуется в ответ на зрительные, обонятельные и слуховые раздражители. Центр слюноотделения находится в продолговатом мозге. Возбуждение идет к нему от рецепторов, находящихся в слизистой ротовой полости и языка в центр слюноотделения
Иван Петрович Павлов
Иван Петрович Павлов русский физиолог. Родился 27 сентября 1849 г. в Рязани, бывшей в те годы глухой провинцией, в семье священника. В 1904 году, Нобелевская премия за исследование функций главных пищеварительных желез была вручена королем Швеции российскому ученому, академику Ивану Петровичу Павлову, - он стал первым российским Нобелевским лауреатом

Закрепление учебного материала.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися: уметь анализировать, отвечать на вопросы текста учебника.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить глубину понимания изученного материала.
Задачи: установить степень усвоения обучающимися изученного материала, устранить обнаруженные пробелы.
Формы и методы достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала: практические, групповой деятельности.

1. Дайте обоснование народной мудрости « Кто хорошо жует, тот долго живет»
ОТВЕТ. Тщательное пережевывание пищи способствует более полному перевариванию и усвоению пищи.

2. Еще в Древней Индии применяли «испытание рисом». На суде для решения вопроса о виновности или невиновности подсудимому предлагали съесть сухой рис. Если он его съест, значит, не виновен, а если не съест, то виновен.
ОТВЕТ. Это связано с выделением слюны. Виновный человек не мог съесть сухой рис потому что не выделялось достаточно слюны. Нельзя быть полностью уверенным, что этот человек виновен. Поскольку в состоянии нервного напряжения секреция слюны замедляется, во рту пересыхает.

3.Плантаторы при покупке рабов обязательно осматривали их зубы. Почему они так поступали?
ОТВЕТ. Человек с больными зубами не может нормально пережевывать пищу, как правило у него страдают и другие органы пищеварительной системы, поэтому он плохой работник.

4. Какое значение имеет кулинарная обработка пищи?
ОТВЕТ. Пищу варят, жарят, пекут - это делает ее вкуснее и доступнее для переваривания.

5.Какую роль в эволюции человека сыграло употребление термически обработанной пищи?
ОТВЕТ. Употребление в пищу древними людьми термически обработанного мяса привело к изменению строения зубной системы. Зубы стали менее массивными. Пища лучше переваривалась и
усваивалась организмом.

Заключительный тест

Выберите правильные ответы и постройте фразу:

  1. Реакция слюны кислая. ЖЕЛ-
  2. Пищи при помощи языка опробуется. БУДЬ-
  3. Кариес - это заболевание десен. -ЛА
  4. Эмаль самое твердое вещество в организме. -ТЕ
  5. У взрослого человека 34 зуба. -ЕМ
  6. Крахмал расщепляется под действием лизоцима. НЕ
  7. Пища в ротовой полости частично обеззараживается. ЗДО-
  8. Реакция слюны слабощелочная. -РО-
  9. Крахмал расщепляется под действием амилазы. -ВЫ
  10. Выделение слюны зависит от воли человека. БОЛ
  11. Выделение слюны происходит рефлекторно. И
  12. Зуб - это не живой орган, пропитанный солями кальция. -ЕТЬ
  13. У взрослого человека 32 зуба. СЧА
  14. Нельзя есть слишком холодную или горячую пищу. - СТЛ-
  15. Ферменты - это лекарства. -ИВЫ

Впишите фразу в рамку

БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ И СЧАСТЛИВЫ!

6. Задание на дом.
Цель, которая должна быть достигнута обучающимися при выполнении домашнего задания: закрепить умение и знания по данной теме.
Цель, которую учитель хочет достичь на данном этапе: проверить умение самостоятельно применять изученный материал.
Задачи: разъяснить методику выполнения домашнего задания.

Учитель формулирует домашнее задание и разъясняет учащимся методику его выполнения
Составьте тест из 5-6 вопросов по теме урока
Оформите несколько кадров «рекламного ролика» по темам:
- Сохранение зубов;
- Гигиена ротовой полости;
- Альтернативная реклама (как нельзя делать)

5. Рефлексия.
Цель: самооценка результатов деятельности обучающимися

Ребята, что нового вы узнали сегодня на уроке?
Пригодятся ли эти знания в жизни?
Подумайте вместе с соседом и выразите свои впечатления об уроке одним словом.