Данная методика работает в трех направлениях:
- развитие, коррекция устной и письменной речи;
- коррекция поведения и коммуникативных навыков;
- гармоничное психофизиологическое развитие ребенка.
Основной задачей методики является общее прогрессивное развитие ребенка, формирование и коррекция устной и письменной речи у детей.
Итогом является комплексное улучшение работы всех систем головного мозга, гармонизации интеллектуальной и эмоциональной сферы и укрепления нервной системы ребенка.
Методика рассчитана на следующие возрастные категории:
- от 0 до 3 лет.
- дошкольный возраст
- младший школьный возраст
- от 11 до 15 лет
Комплексная методика работы с детьми от 3 до 6 лет направлена на:
- улучшение мозгового кровообращения;
- развитие двигательной, пространственной сферы;
- становление адекватной схемы тела и образа физического Я;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- улучшение саморегуляции и произвольного контроля;
- улучшение функционирования мозговых структур;
- усвоение социальных норм поведения;
- выстраивание пространственных представлений;
- подготовку ребенка к обучению в школе.
Принципы работы методики «Буквограмма»
- Первая группа правил «Речь»
- Вторая группа правил «Питание»
- Третья группа правил «Движение»
- Четвертая группа правил «Игра»
- Пятая группа правил «Режим»
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ и РЕГУЛЯРНОСТЬ помогают ребенку гармонично развиваться, справляться с различными сложностями, отклонениями, несформированностями в физическом и психическом развитии.
Основные принципы организации занятий с ребенком от 3 до 6 лет
1. Принцип игровой деятельности.
Любые движения, задания выполняются с позитивным настроем с применением образов. Если вы приучите ребенка к игровой деятельности, которая имеет правила, то в дальнейшем это поможет ему в самоорганизации.
2. Принцип пространства и времени.
Все игры-упражнения по «Буквограмме» проводите в одном месте и желательно в одно и то же время. Такое постоянство способствует формированию глубинных структур головного мозга и укреплению хрупкой нервной системы.
3. Принцип нагрузки (постепенный, но неукоснительный).
Всегда начинайте выполнять любые упражнения медленно и непродолжительно, постепенно увеличивайте скорость, и только потом продолжительность занятия.
В какой последовательности лучше выполнять упражнения?
При работе с детьми от 3 до 6 лет все занятия нужно проводить в виде игры, при этом разделять на определенные блоки и выполнять их в определенной последовательности, а именно:
- дыхательные упражнения совмещаются с элементами самомассажа или двигательными;
- глазодвигательные упражнения выполняются в различных позициях;
- упражнения на координацию движений в виде игры;
- упражнения с буквами (только если ребенок имеет фразовую речь);
- чтение вслух - читайте от 3 до 10 минут.
Основные приемы методики по развитию детей от 3-6 лет.
- Главное - заниматься ежедневно, без пропусков.
- Пусть меньше по времени, главное - ежедневно.
- Ежедневно проводите занятия в форме игры.
- Старайтесь не утомлять ребенка.
- Вера в способности ребенка творит чудеса.
- Обращайте ежедневно внимание на успехи ребенка.
- Если же ребенок неоднократно ошибается в том или ином месте, исправьте его и объясните, как нужно выполнять упражнение.
- Одно и то же упражнение можно выполнять в течение нескольких дней.
- Громко выражайте свою радость при каждом, даже маленьком, успехе ребенка.
- Во всем нужна мера.
- Каждый день читайте ребенку с выражением и правильной интонацией подходящие по возрасту тексты.
Перспективный план уч.г.
Шишкова С.Ю. Буквограмма. От 0 до 3. Развиваем мышление, речь, память, внимание
Комплексная методика работы с детьми направлена на:
- улучшение мозгового кровообращения;
- развитие двигательной, пространственной сферы;
- становление адекватной схемы тела и образа физического Я;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- улучшение саморегуляции и произвольного контроля;
- улучшение функционирования мозговых структур;
- усвоение социальных норм поведения;
- выстраивание пространственных представлений.
Неделя |
Образовательная деятельность осуществляемая в ходе режимных моментов
|
Тема |
Источник |
Сентябрь |
|||
1 нед. |
Занятие 1 |
Познакомить детей с Буквограммой.
|
|
2 нед. |
Занятие 1
|
Буква О.
|
Шишкова С.Ю. Буквограмма. От 0 до 3. Развиваем мышление, речь, память, внимание.
|
3 нед. |
Занятие 2
|
Буква С.
|
Стр. 201 |
4 нед. |
Занятие 3
|
Буква Э, З.
|
Стр. 203 |
Октябрь |
|||
1 нед. |
Занятие 4
|
Буква Т, Г.
|
Стр. 206 |
2 нед. |
Занятие 5
|
Буква П, Н.
|
Стр. 209 |
3 нед. |
Занятие 6
|
Буква И, Й, М.
|
Стр. 212 |
4 нед. |
Занятие 7
|
Буква Е, Ё.
|
Стр. 215 |
Ноябрь |
|||
1 нед. |
Занятие 8
|
Буква Ш, Щ, Ц.
|
Стр. 218 |
2 нед. |
Занятие 9
|
Буква Р, Ф.
|
Стр. 220 |
3 нед. |
Занятие 10
|
Буква Б, В.
|
Стр. 224 |
4 нед. |
Занятие 11
|
Буква Ы, Ъ, Ь.
|
Стр. 228 |
5 нед. |
Занятие 12
|
Буква К, Ж, Х,У.
|
Стр. 231 |
Декабрь |
|||
1 нед. |
Занятие 13
|
Буква Л, А, Д.
|
Стр. 234 |
2 нед. |
Занятие 14
|
Буква З, Ю.
|
Стр. 237 |
3 нед. |
Занятие 15
|
Буква Я.
|
Стр. 240 |
4 нед. |
ИТОГОВОЕ |
Продемонстрировать умения детей и положительную динамику в процессе выполнения упражнений методики Буквограмма |
|
Январь |
|||
1 нед. |
ВВОДНОЕ |
Вспомнить о предстоящих заданиях Буквограммы, проговорить важные правила, вспомнить ориентацию в пространстве. |
|
2 нед. |
Занятие 1
|
Буква О.
|
Шишкова С.Ю. Буквограмма. От 0 до 3. Развиваем мышление, речь, память, внимание.
|
3 нед. |
Занятие 2
|
Буква С.
|
Стр. 201 |
Февраль |
|||
1 нед. |
Занятие 3
|
Буква Э, З.
|
Стр. 203 |
2 нед. |
Занятие 4
|
Буква Т, Г.
|
Стр. 206 |
3 нед. |
Занятие 5
|
Буква П, Н.
|
Стр. 209 |
4 нед. |
Занятие 6
|
Буква И, Й, М.
|
Стр. 212 |
Март |
|||
1 нед. |
Занятие 7
|
Буква Е, Ё.
|
Стр. 215 |
2 нед. |
Занятие 8
|
Буква Ш, Щ, Ц.
|
Стр. 218 |
3 нед. |
Занятие 9
|
Буква Р, Ф.
|
Стр. 220 |
4 нед. |
Занятие 10
|
Буква Б, В.
|
Стр. 224 |
Апрель |
|||
1 нед. |
Занятие 11
|
Буква Ы, Ъ, Ь.
|
Стр. 228 |
2 нед. |
Занятие 12
|
Буква К, Ж, Х,У.
|
Стр. 231 |
3 нед. |
Занятие 13
|
Буква Л, А, Д.
|
Стр. 234 |
4 нед. |
Занятие 14
|
Буква З, Ю.
|
Стр. 237 |
Май |
|||
1 нед. |
Занятие 15
|
Буква Я.
|
Стр. 240 |
2 нед. |
ПОВТОРЕНИЕ |
Повторить изученный материал. |
|
3 нед. |
ИТОГОВОЕ (ОТКРЫТОЕ) |
Продемонстрировать умения детей и положительную динамику в процессе выполнения упражнений методики Буквограмма |
C.Ю.Шишкова. «Буквограмма.
Развиваем устную и письменную речь у дошкольников. От 3 до 6 лет»
Данная авторская методика «Буквограмма» по гармоничному развитию детей от 3 до 6 лет работает в следующих направлениях:
- формирование и развитие устной речи детей;
- коррекция поведения;
- развитие коммуникативных навыков у детей;
- укрепление и стабилизация нервной системы;
- развитие эмоционального интеллекта;
- развитие мышления;
- общее гармоничное психофизиологическое развитие ребенка.
Комплексная методика работы с детьми от 3 до 6 лет направлена на:
- Улучшение мозгового кровообращения;
- Развитие двигательной, пространственной сферы;
- Становление адекватной схемы тела и образа физического Я;
- Развитие мелкой и крупной моторики;
- Улучшение саморегуляции и произвольного контроля;
- Улучшение функционирования мозговых структур;
- Усвоение социальных норм поведения;
- Выстраивание пространственных представлений;
- Подготовку ребенка к обучению в школе.
Основная задача данной методики - гармонично развить ребенка и подготовить к обучению в школе. В этот период самое главное - укрепить нервную и иммунную системы, активизировать межполушарную связь, которая в дальнейшем поможет ребенку быть любознательным, внимательным, радостным.
Одним из важнейших элементов гармоничного развития ребенка считается работа с дыханием. При нормальном дыхании вдох короче выдоха, и именно, такой ритм благотворно действует на нервную систему, происходит обогащение кислородом головного мозга.
Проблемы с речью очень часто связаны с неправильным дыханием, ведь мы разговариваем на выдохе, таким образом, чем длиннее выдоху ребенка, те дольше и спокойнее он может говорить.
Важно помнить!
- Выполняя с ребенком двигательные упражнения, при напряжении, усилии приучайте малыша делать выдох.
- Решение любых проблем, связанных с речью ребенка, всегда начинайте с отработки правильного дыхания.
Формирование у ребенка пространственных представлений - одно из важнейших условий его дальнейших успехов в детском саду, школе. Первым шагом должна стать маркировка его левой руки с помощью цветной тряпочки, часов, браслета, резинки и т. п., или можно прикрепить значок у сердца.
Освоив внешнее пространство, только затем переходим к освоению пространства на листе.
Основные правила «Буквограммы» для развития детей от 3 до 6 лет.
Первая группа правил - «Игра»:
- играйте с ребенком в игры, соответствующие его возрасту (прочитайте еще раз о разных видах игр в этом возрасте в предыдущем разделе);
- обязательно разговаривайте во время игры (это развивает речь, помогает развитию процесса саморегуляции);
- учите ребенка пользоваться игрушками, выполнять правила игры (это развивает воображение и функцию контроля);
- при ролевых играх меняйте голос и интонацию, изображая различных персонажей игры (данный прием развивает фонематический слух).
Эта группа правил нацелена на развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка.
Вторая группа правил - «Питание»:
- организуйте правильный пищевой режим, кормите ребенка по часам (это укрепляет работу первого энергетического блока головного мозга);
- обязательно давайте пить обычную воду (при интеллектуальной нагрузке, эмоциональной нестабильности - приучите ребенка делать несколько глотков
воды); - обязательно присутствие в рационе ребенка жесткой пищи (это помогает развивать артикуляционный аппарат, а также благотворно влияет на нервную
систему).
Эта группа правил поможет в подготовке артикуляционного аппарата к включению речи и поддержанию первого энергетического блока головного мозга в тонусе.
Третья группа правил - «Движение»:
- как можно больше прикасайтесь к ребенку, очень важны тактильные ощущения;
- используйте разные прикосновения: сильные объятия - переключают нервную систему; объятия средней силы - посылают сигнал нервной системе, что все хорошо, безопасно; нежные прикосновения, поглаживания - дают расслабление;
- делайте с ребенком физические упражнения (это развивает мышечную память, укрепляет нервную систему);
- обязательно развивайте мелкую моторику (если ребенок плохо говорит, у него не в полном объеме включена устная речь, активизируйте его правую руку).
Эта группа правил направлена на укрепление нервной системы, стимуляцию речевого центра, профилактику аутичности.
Четвертая группа правил - «Речь»:
- всегда разговаривайте с ребенком (это развивает его фонематический слух);
- ваша речь должна быть эмоционально положительно окрашена, разборчива, с паузами и правильной интонацией (это развивает правильную речь у ребенка);
- при разговоре с ребенком обязательно должен быть зрительный контакт (это является профилактикой аутизма);
Очень важно, чтобы при общении с малышом было больше положительных эмоций, чем отрицательных (это развивает левое логическое полушарие головного мозга). Выполнение этих правил поможет активизировать речевой процесс у ребенка, межполушарную связь, при равноценной подаче сигнала в правое и левое полушарие.
Пятая группа правил - «Режим»:
- применяя все предыдущие правила, важно использовать режимный подход;
- выстроенный вами, но учитывающий особенности ребенка режим дня творит чудеса;
- будьте последовательны в развитии ребенка;
- придерживайтесь сами тех правил, которые вы транслируете ребенку.
* Именно ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ и РЕГУЛЯРНОСТЬ в применении этих правилпомогают ребенку гармонично развиваться, справляться с различными сложностями, отклонениями, несформированностями в физическом и психическом развитии. Эти приемы комплексно готовят ребенка к обучению в школе.
В какой последовательности лучше выполнять упражнения?
При работе с детьми от 3 до 6 лет все занятия нужно проводить в виде игры, при этом разделять на определенные блоки и выполнять их в определенной последовательности, а именно:
- дыхательные упражнения совмещаются с элементами самомассажа или двигательными;
- глазодвигательные упражнения выполняются в различных позициях;
- упражнения на координацию движений в виде игры;
- упражнения с буквами (только если ребенок имеет фразовую речь);
- чтение вслух - читайте от 3 до 10 минут.
А теперь разберем подробнее каждый пункт.
I. В начале всех занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания. Оно оптимизирует кровообращение, вследствие чего происходит вентиляция всех участков легких, массаж органов брюшной полости; правильное дыхание улучшает самочувствие, успокаивает и усиливает концентрацию, внимания.
Также правильное дыхание способствует формированию у детей базовых составляющих произвольной саморегуляции. Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и естественным, регулируемым непроизвольно.
В течение недели выполняйте только дыхательные упражнения. Важно в раннем возрасте научить ребенка правильно дышать. Для этого обязательно совмещайте дыхательные упражнения с двигательными.
Если ваш ребенок посещает спортивные секции, кружки, ЛФК - попросите тренера научить ребенка сочетать физическую нагрузку и правильное дыхание.
Помните!
- Любое напряжение тела нужно производить на выдохе.
- Свое дыхание ребенок должен ощутить - увидеть и услышать.
Основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания; выполнять его нужно сначала лежа, потом сидя и, наконец, стоя. Пока ребенок не научится дышать правильно, рекомендуется положить одну его руку на грудь, другую на живот (сверху зафиксировать их руками взрослого) для контроля полноты дыхательных движений.
II. Глазодвигательные упражнения очень важны в методике. Они оказывают благотворное влияние на задние отделы головного мозга, затылочные отделы, а также на второй блок головного мозга. Правильная работа глаз - это один из важных факторов, влияющих на хорошую успеваемость в школе и позитивный настрой на учебу. Именно натренированные глазные мышцы помогут ребенку удерживать внимание как в тетради, учебнике, так и на доске.
Варианты глазодвигательных упражнений.
Посадите ребенка на стул (чтобы спина была прямая). Возьмите игрушку, предмет примерно размером 2-4 см. На расстоянии примерно 25 см от глаз ребенка на уровне линии глаз (ни в коем случае не опускайте и не поднимайте выше этой линии) перемещайте игрушку вправо-влево, затем вверх-вниз, затем от ребенка.
Обратите внимание, чтобы ребенок не поворачивал голову, а только водил глазами. Если выполнение этого упражнения вызывает у ребенка затруднение, то необходимо срочно обратиться к офтальмологу с жалобой на то, что ребенку сложно следить за предметом, и подробно описать, в чем проявляются сложности.
III. Упражнения на координацию движений обязательно проводите в виде игры. Эти упражнения укрепляют ребенка физически, развивают его координацию, крупную и мелку моторику, активизируют все функциональные блоки головного мозга.
IV. Изучение букв по методике проходит через написание символа на лице. Буквы в методике изучаются не в алфавитном порядке, а по системе восприятия модели написания буквы. Учите постепенно ребенка искать схожесть и принцип построения, буквенного значка. Используйте предложенные варианты карточек в приложении. Делайте занятия интересными.
Все упражнения с буквами выполняются в следующих вариантах.
- Ладонями показываем: верх-низ лица - это высота строки, в которую вписываем букву, или высота буквы, правую и левую границу лица - это границы
буквы, ширина буквы. - Указательным пальцем ведущей руки будем «писать» на лице букву.
- Начинаем писать с той точки, которая указана на схеме. Буква должна быть вписана в лицо и границы.
Важно! Старайтесь объяснить ребенку, что нужно сделать и как. И только если после объяснений у ребенка не получается правильно выполнить задание, покажите
ПРАВИЛА «БУКВОГРАММЫ»
В основу «Буквограммы» положены как традиционные способы развития, так и новейшие идеи и приемы развития детей. Практически все задания построены в форме игры или с учетом игровых моментов. Методика полностью адаптирована к использованию неспециалистами и рассчитана на индивидуальные занятия или в небольших группах детей вместе с мамами (не больше трех человек].
Методика состоит из 30 занятий.
Каждое занятие нужно проводить 1-2 дня или до тех пор, пока ребенок не освоит основные упражнения.
В каждом занятии должны быть упражнения на развитие памяти (надо спрашивать, что ребенок запомнил после занятия), на развитие интеллекта и саморегуляции.
Двигательные упражнения выполняются сначала в медленном темпе, затем скорость постепенно увеличивается.
Каждое упражнение во время занятия выполняется 2-5 раз.
Занятия проводятся ежедневно в течение тридцати дней. Затем делается перерыв 5-10 дней, после чего курс повторяется еще раз или продолжается с того момента, на котором остановились. Методика может использоваться для профилактики отклонений в развитии 2 раза в год (вы можете дополнять другими упражнениями, важно сохранить принцип методики).
Методика замечательно совмещается с массажем, ЛФК, фармакологическим лечением, логопедическим массажем и гимнастикой, с занятиями с психологом, со спортивными занятиями.
- Главное - заниматься ежедневно, без пропусков, в течение 5-30 минут.
- Пусть меньше по времени, главное - ежедневно.
- Ежедневно проводите занятия в форме игры.
- Старайтесь не утомлять ребенка, а развивать в нем интерес и мотивацию к игре, к правилам.
- Вера в способности ребенка творит чудеса.
- Обращайте ежедневно внимание на успехи ребенка.
- Если же ребенок неоднократно ошибается в том или ином месте, исправьте его и объясните, как нужно выполнять упражнение.
- Одно и то же упражнение можно выполнять в течение нескольких дней.
- Громко выражайте свою радость при каждом, даже маленьком, успехе ребенка.
Рассказывайте об успехах ребенка в его присутствии другим членам семьи. - Во всем нужна мера.
- Выбирайте упражнения, которые больше всего понравились ребенку, постепенно изменяя их. Желательно, чтобы при этом увеличивалась скорость выполнения.
- Каждый день читайте ребенку с выражением и правильной интонацией подходящие по возрасту тексты.
Никогда!!!
- не запрещайте ребенку говорить, особенно когда он говорит наедине с самим собой, например, перед засыпанием;
- не оставляйте без ответа ни одну реплику ребенка, ни один его вопрос, обращенные к вам.
- как можно чаще вступайте с ребенком в диалог, но ваша речь должна быть четкой, правильной; /отвечайте понятным для ребенка языком.
Шишкова С.Ю. Буквограмма. От 3 до 6. Развиваем устную и письменную речь.
Комплексная методика работы с детьми направлена на:
- улучшение мозгового кровообращения;
- развитие двигательной, пространственной сферы;
- становление адекватной схемы тела и образа физического Я;
- развитие мелкой и крупной моторики;
- улучшение саморегуляции и произвольного контроля;
- улучшение функционирования мозговых структур;
- усвоение социальных норм поведения;
- выстраивание пространственных представлений.
Неделя |
Образовательная деятельность осуществляемая в ходе режимных моментов
|
Тема |
Источник |
Сентябрь |
|||
2 нед. |
Занятие (повторение) |
Познакомить детей с Буквограммой.
|
|
3 нед. |
Занятие (повторение) |
Познакомить детей с Буквограммой.
|
|
4 нед. |
Занятие 1
|
Буква О.
|
Шишкова С.Ю. Буквограмма. От 3 до 6. Развиваем устную и письменную речь.
|
5 нед. |
Занятие 2
|
Буква С.
|
Стр. 86 |
Октябрь |
|||
1 нед. |
Занятие 3
|
Буква Э.
|
Стр. 87 |
2 нед. |
Занятие 4
|
Буква П.
|
Стр. 89 |
3 нед. |
Занятие 5
|
Буква Н.
|
Стр. 91 |
4 нед. |
Занятие 6
|
Буква Е, Ё.
|
Стр. 92 |
Ноябрь |
|||
1 нед. |
Занятие 7
|
Буква Г.
|
Стр. 94 |
2 нед. |
Занятие 8
|
Буква Т.
|
Стр.96 |
3 нед. |
Занятие 9
|
Буква Ч.
|
Стр. 98 |
4 нед. |
Занятие 10
|
Буква Ш.
|
Стр. 101 |
Декабрь |
|||
1 нед. |
Занятие 11
|
Буква Щ.
|
Стр. 102 |
2 нед. |
Занятие 12
|
Буква Ц.
|
Стр. 104 |
3 нед. |
Занятие 13
|
Буква Б.
|
Стр. 106 |
4 нед. |
ПОВТОРЕНИЕ |
Упражнения для заключительного занятия |
Стр. 133 |
5 нед. |
ИТОГОВОЕ |
Продемонстрировать умения детей и положительную динамику в процессе выполнения упражнений методики Буквограмма |
|
Январь |
|||
3 нед. |
ВВОДНОЕ |
Вспомнить о предстоящих заданиях Буквограммы, проговорить важные правила, вспомнить ориентацию в пространстве. |
|
4 нед. |
Занятие 14
|
Буква В.
|
Шишкова С.Ю. Буквограмма. От 3 до 6. Развиваем устную и письменную речь.
|
5 нед. |
Занятие 15
|
Буква З.
|
Стр. 109 |
Февраль |
|||
1 нед. |
Занятие 16
|
Буква Р.
|
Стр. 110 |
2 нед. |
Занятие 17
|
Буква Ф.
|
Стр. 110 |
3 нед. |
Занятие 18
|
Буква Ь, Ы, Ъ.
|
Стр. 111 |
Март |
|||
1 нед. |
Занятие 19
|
Буква И, Й.
|
Стр. 113 |
2 нед. |
Занятие 20
|
Истории про все изученные буквы
|
Стр. 115 |
3 нед. |
Занятие 21
|
Буква Х
|
Стр. 117 |
4 нед. |
Занятие 22
|
Буква Ж.
|
Стр. 119 |
5 нед. |
Занятие 23
|
Буква У.
|
Стр. 121 |
Апрель |
|||
1 нед. |
Занятие 24
|
Буква К.
|
Стр. 123 |
2 нед. |
Занятие 25
|
Буква М.
|
Стр.124 |
3 нед. |
Занятие 26
|
Буква Л, А.
|
Стр. 125 |
4 нед. |
Занятие 27
|
Буква Д.
|
Стр. 128 |
Май |
|||
1 нед. |
Занятие 28
|
Буква Ю.
|
Стр.129 |
2 нед. |
Занятие 29
|
Буква Я.
|
Стр.131 |
3 нед. |
Занятие 30
|
История про 33 буквы.
|
Стр. 132 |
4 нед. |
ИТОГОВОЕ (ОТКРЫТОЕ) |
Продемонстрировать умения детей и положительную динамику в процессе выполнения упражнений методики Буквограмма |
Шишкова С.Ю. Буквограмма. От 3 до 6. Развиваем устную и письменную речь. Буквограмма пропись