Автоматизация звука «Ш». Работа над диалогом по тексту «Шарик»

Разделы: Логопедия, Коррекционная педагогика


Класс: 4.

Ученик: N - двухсторонняя тугоухость.

Курс: коррекционный (ФРС и ПСУР).

Тип урока: комбинированный.

Место урока в системе уроков по данной теме: Последний урок по теме.

Тема ФПРС: Автоматизация звука Ш.

Цель:

  • автоматизация умения правильно произносить звук Ш на материале слогов, слов и фраз с соблюдением правил орфоэпии;
  • формирование навыка самоконтроля.

Тема РРС: «Шарик».

Цели:

  • опознавание на слух с индивидуальным слуховым аппаратом (ИСА) речевого материала обиходно-разговорного характера;
  • различение на слух речевого материала по теме «Шарик»;
  • развитие ритмико-интонационной стороны речи, слухового внимания.

Задачи:

Учебные:

  • учить дифференцированно произносить звук Ш на материале слогов, слов и фраз;
  • учить навыкам самоконтроля;
  • закреплять умение распознавать материал по теме «Шарик»;
  • учить составлять словосочетания, соответствующие вопросной схеме Как?+(ты думаешь, ты считаешь) и т.д.;
  • учить составлять предложения, включая данные словосочетания;
  • учить задавать встречный вопрос.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать слуховое внимание при составлении ответа на вопрос;
  • развивать слуховую память посредством выполнения упражнений на занятии;
  • развивать такие память и мышления при работе над диалогом;
  • Развивать ритмико-интонационную сторону речи посредством выполнения упражнений;
  • Развивать способность поддерживать диалог посредством тренировки умения задавать встречный вопрос участнику беседы.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речевого общения, интерес к предмету посредством включения в занятие элементов игры; повышать мотивацию обучения посредствам включения в урок заданий, выполненных на платформе CoreApp;
  • воспитывать интерес к разговорному общению, дружелюбие.

Используемые методы:

  • Словесные: объяснение, беседа.
  • Наглядные: демонстрация (упражнения на платформе Coreapp.ai), иллюстрация (карточки)
  • Практические: элементы фонетической ритмики, дидактическая игра.

Используемые технологии:

  • игровые технологии (игра «Злой-добрый»);
  • компьютерные сетевые технологии (CORE)
  • здоровьесберегающие (физминутка).

Оборудование и материалы: компьютер с выходом в Интернет, профиль звука Ш, чек-лист, печатный материал к работе над диалогом; фигурки; упражнения на онлайн платформе CORE https://coreapp.ai/app/player/lesson/63567a848aa52ece0e1eb941.

Лингвистический материал: слоги, слова, фразы, текст «Шарик».

Литература

  1. Произношение. Методические рекомендации. 1-4 классы: учеб. Пособие для общеобразовательных организаций, реализующих адапт. Основные общеобразоват. Программы\ А.Н.Пфафенродт, М.Е.Кочанова.-М:Просвещение, 2017.-157с.
  2. Красильникова О.А., Киреева Г.А. Формирование грамматического строя речи слабослышащих школьников: Учебно-методическое пособие. - СПб.: КАРО, 2005. - 176 с. - (Серия «Коррекционная педагогика»).

Продолжительность: 40 мин.

Ход занятия

Этапы и виды работы. Способ предъявления материала

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Какие задачи решались в ходе выполнения

I. Организационный момент
Сл.

- Здравствуй, N!
- Как ты слышишь?
- Какое сегодня число?
- Завтра начинаются каникулы. Ты рад?
Ты хочешь узнать, рада ли я?
- И я рада.
- Я думаю ты будешь стараться хорошо говорить на занятии?
- Оценивать выполнение заданий будешь сам.
Учитель достаёт Чек-лист и кладёт его на стол.

- Здравствуйте!
- Хорошо.
- Сегодня двадцать восьмое октября.
- Да! Конечно!
-А вы рады?

- Я всегда стараюсь.

Организовать ученика. Настроить на занятие.
Способствовать созданию благоприятного психологического климата.

Постановка цели урока

- Давай прочитаем план занятия. Учитель показывает план занятия.

Ученик читает План:
- Сначала будем повторять звук Ш.
- Затем будем учиться слушать и отвечать на вопросы;
- Потом будем учиться задавать встречный вопрос.

Привлечь внимание, вызвать интерес ребёнка.

II. Формирование произносительной стороны устной речи
Сл.

- Посмотри на профиль и дай характеристику звуку.

- Молодец!

Голоса нет. Язык вверху. Воздух тёплый.

Работа с профилем звука.

Сл./зр.

Просит произнести слоги, ритмы, слова по теме, соблюдая правила орфоэпии и ударение по надстрочным знакам.
шА__-ша-ша
шарик, шашлык
шО__-шо-шо
шоколад
шИ__-ши-ши
шип, машина, шиповник
шка-шка-шка
лягушка

Произносит слоги, ритмы, слова по теме, соблюдая правила орфоэпии и ударение по надстрочным знакам.
(Используются приёмы фонетической ритмики.)

Автоматизация звуков, воспитание внимания.

Сл.

Ты любишь загадки?

Да!
Слушает загадки.

1. Козлик бегал по дорожке, У него устали... - Ножки.

2. Озорной мальчишка в сером армячишке.

3. По дворам шныряет, крошки собирает.

- Это воробей!
4. По чужим следам шагает,
А своих не оставляет.
- Тень.
5. По дороге два мальчишки шли и по два рубля нашли. За ними еще четыре идут. Сколько они найдут?
- Всё правильно! Молодец!
- Восемь!
III. Формирование речевого слуха.
Работа над диалогом
Сл./зр.
- Сейчас будем слушать вопросы и учиться отвечать на них. Смотри в табличку. Работа с Шаблонами-фразами. Выяснение понимания материала.
Развитие слухового внимания.
Формирование умения составлять ответ на заданный вопрос, используя таблички.
- Как ты думаешь, почему заскулил Шарик? - Я думаю, ему было больно, в лапе у Шарика был шип.
- Ты согласен, что Шарик - злой и жадный пёс? - Нет, я не согласен.

- Как ты считаешь, почему Шарик добрый?

- Я считаю, что Шарик добрый, так как таскал кусочки шашлыка голодной собаке.

Игра «Злой-добрый мальчик»
Платформа Coreapp.ai
- Послушай вопросы. Подумай, как бы ответил на них добрый, а как злой мальчик. Слушает вопросы. Подбирает правильные ответы. Развитие слухового внимания. Работа над интонацией.
В помощь ученику таблички.
- Тебе нравится, когда папа жарит шашлыки?
- Как ответит злой мальчик?
- Что ты скажешь, если тебе придётся учить уроки все каникулы?

Злой мальчик:
- Фу! Какая гадость!

-Ужас! Я так не согласен!

- Ты будешь рад, если на завтрак будет пшённая каша?

- Что бы ты сказал, если бы твой друг занял первое место в спортивном соревновании?

Добрый мальчик:

- Ура! Как здорово!
- Чудесно!
- Здорово! Молодец!
- Замечательно!

Ответы на вопросы.
Сл.
Платформа: Coreapp.ai «Встречный вопрос»

- Сейчас ты будешь отвечать на вопросы и задавать встречный вопрос.
(за экраном)

В помощь ученику таблички. Формировать навык самостоятельной речи; умение задавать встречный вопрос.

1) У тебя есть самокат?
- Нет, у меня нету самоката.
- Есть, а у вас есть самокат?
2) Где тебе нравится бывать летом?
- На даче.
- В деревне, а вы где отдыхали?

3) Тебе нравится ходить на речку?
- Я тоже люблю ходить на речку.

- Да. Мне нравится, а вам?
- Да, а вам?

4) Ты умеешь плавать?
- Я умею плавать.

- Умею, а вы?
5) Ты любишь собирать грибы, ягоды?
- Мне тоже нравится собирать грибы и ягоды.
- Люблю, а вы?
6) Что мама готовит с грибами?
- Я замораживаю в морозильной камере.
- Мама маринует грибы, а вы что?

7) Что мама делает с ягодой?
- Да, я делаю варенье.

- Мама варит варенье, а вы варите?
8) Что ты делал летом в деревне?
- Я поливала, полола грядки.
- Я носил траву на кучу, а вы что делали?
9) У тебя есть собака?
У меня нет собаки.
- Да, есть. А у вас?

10) Ты играешь с собакой?

- Нет. Моя собака не умеет играть.

Физминутка
Сл./зр.

Ай! Наш Шарик заскулил!
(Качает головой)
Где-то шип он зацепил!
(Руки разводит в стороны)
Лапке больно наступать!
(Ходьба на месте)
Нужно срочно -
Помощь звать!
(Махи руками в стороны)
Мама быстро подошла -
Вытащила шип из лапки.
(Ходьба на месте)
Ты в шиповник не ходи!
Лучше друга позови!
(качает головой и указательным пальцем)

Проговаривает, выполняет движения.

Формировать умение декламировать песни в медленном темпе.
Формировать умение произносить слова слитно, с ударением.
Ослабить наступающее утомление, а затем снова переключить внимание на продолжение занятия.

Сл.

- А теперь послушай ответ на встречный вопрос. Выбери правильное предложение.
- Хорошее. А у тебя?

- Правильно!

- Какое у тебя настроение?

Развитие слухового внимания. Закрепление умения задавать встречный вопрос.

- Да. А тебе? - Тебе нравится математика?

Составление диалога.

- Выбери карточку, с темой диалога.
- Выбери фигурки, кто будет разговаривать.

- Тема «В деревне»
(Ученик выбрал фигурки ребят)
- Ты отдыхал в деревне?
- Да, а ты?
- Нет, я отдыхал в лагере.
- Как называется лагерь?
- Лазурный.
- В лагере было весело?
- Да, было весело.

Формирование диалогических умений.
Формировать навык самостоятельной речи.

Итог урока

- Вспомни, что ты делал на уроке?
- Давай посмотрим на чек-лист занятия.
Ты хорошо справился со всеми заданиями.
(напротив каждого задания - галочка)

- Повторял звук Ш. отвечал на вопросы, составлял диалог.

Систематизация полученных знаний. Осуществление учащимся самоконтроля.
Прослеживание прогресса работы на занятии (чек-лист)

Рефлексия.
Сл.

- Какое задание тебе понравилось больше всего?
- Какое задание было самым трудным?
- Какое задание было легко выполнять?
- Как ты думаешь, занятие было интересное?

- Мне понравилась игра про злого и доброго мальчика.
- Найти вопрос к ответу.

- Отвечать на вопросы.

- Я думаю, что интересное.

Систематизировать полученный опыт на уроке.