Предмет: Геометрия.
Класс: 8.
Тип урока: объяснение нового материала.
Цель урока: ввести конкретное представление о центральном угле.
Задачи:
- Образовательные: научить распознавать центральный угол на чертежах; добиться усвоение учащимися различия между центральным и вписанным углами; на основе приобретенных знаний продолжать вырабатывать умение пользоваться транспортиром для измерения углов.
- Развивающие: продолжить развитие умения анализировать сопоставлять, сравнивать, выделять главное, устанавливать причинно-следственные связи, совершенствовать графическую культуру.
- Воспитательные: активизация самостоятельности познавательной деятельности учащихся, формирование навыков коллективной работы, воспитание чувства ответственности за свои знания, культуры общения, эстетической культуры.
Ресурсы и оборудование: учебник Л.С.Атанасян, В.Ф.Бутузов, С.Б.Кадомцева, Э.Г.Позняк, И.И.Юдина «Геометрия 7-9», интерактивное оборудование, компьютер, раздаточной материал.
Ожидаемый результат: отработать умения и навыки в построении центральных и вписанных углов в окружности.
Формы работы: коллективная, индивидуальная, парная.
Ход урока
1. Вводно-мотивационный
1) Создание коллаборативной среды на уроке «Внешний, внутренний круг».
2) Шарада.
Подсказка: первая часть - природное явление, вторая часть - есть у кошки.
Ответ: градус.
- Где вы встречали данное понятие?
- Как вы думаете, что нам необходимо повторить прежде чем перейти к новой теме?
3) Найди пару (соотнести свойства или определения с чертежом).
Ответ: ГЕОДЕЗИЯ
4) Историческая справка (ученик А)
Геодезия - система наук об определении формы и размеров Земли и об измерениях на земной поверхности для отображения ее на планах и картах. Геодезия связана с астрономией, геофизикой, космонавтикой, картографией и др., широко используется при проектировании и строительстве сооружений, судоходных каналов, дорог.
5) Открытие нового понятия
Сейчас вы видите шесть рисунков. На какие группы вы бы их разделили и почему?
Углы 2, 4, 6 - называются вписанными. Работа со слайдом на повторения понятия вписанного угла.
Найти рисунки, на которых изображены вписанные углы.
Вернемся к рисункам 1; 3; 5.
- Внимание - на доску! Чем отличается расположение вершин и сторон углов 1; 3; 5 относительно окружностям.
- Почему эти углы нельзя считать вписанными?
- Как вы думаете, какое задание вам предстоит выполнить?
Работая, с данными чертежами вы должны провести исследование.
Юный исследователь (карточки)
- Внимательно изучите предложенные углы и ответьте на вопрос что общего в расположении этих углов относительно окружностей?
- Какие инструменты помогли вам это сделать?
- Какое название можно, по-вашему, дать этим углам? (Предложения детей)
- На чертежах обведите цветным карандашом дугу, на которую опирается каждый из центральных углов.
- Откройте учебник и прочитайте вывод (§72).
- Какой угол называется центральным? Запишите определение в тетрадь.
- Чему равна дуга, на которую опирается центральный угол? Запишите пример.
6) Здоровьесберегающая пауза. (Танцующие картошки)
7) №649 работа у доски.
8) Коллективное задание
- 1 ряд - чертит тупой центральный угол и вписанный угол.
- 2 ряд - чертит острый центральный и вписанный угол.
- 3 ряд - чертит прямой центральный и вписанный угол.
Измерьте градусную меру получившегося угла. Выделите цветным карандашом дуги, на которую он опирается. Найдите величину этой дуги.
9) Рефлексия.
Формативное оценивание «Сигналы рукой». Итоги учебной деятельности. Домашнее задание № 654, §72,73 выучить определения.