Открытый урок в 7-м классе по теме "Файлы и папки"

Разделы: Информатика

Класс: 7


Класс: 7.

Тип урока: изучение нового материала

Цели урока:

Обучающие:

  • дать представление о файловой системе;
  • сформировать понятие роли файла и папки;
  • освоить основные действия с файлами и папками.

Развивающие:

  • совершенствовать коммуникативные, интеллектуальные, информационные, организационные навыки учащихся;
  • развивать умение самостоятельно работать с информацией;
  • развивать способности творчески мыслить;
  • развивать познавательный потенциал учащихся.

Воспитательные:

  • воспитывать культуру речи и общения учащихся;
  • создать условия для воспитания информационной культуры учащихся, внимательности, аккуратности, дисциплинированности, усидчивости.

Технологии: игровая технология, информационно-коммуникационная технология, технология сотрудничества, здоровьесберегающая технология.

Материал к занятию: презентация «Файлы и папки», маршрутные листы учащихся, листы самооценки учащихся, учебники.

Аппаратное обеспечение: компьютеры, проектор.

План урока (40 мин):

1.Организационный момент (1 мин):

- настройка на урок.

2. Актуализация ранее изученного (5 мин):

работа в группах, ролевая игра «Основные устройства компьютера»;

- кроссворд «Устройства компьютера».

3. Теоретическая часть (10 мин):

- сообщение темы, целей урока;

- знакомство с учебным материалом, запись в тетради основных понятий;

- демонстрация учителем презентации к уроку, объяснение нового материала;

- работа с таблицей «Типы файлов»;

4. Физкультминутка (1 мин):

- комплекс упражнений гимнастики для глаз.

5. Тестирование (10 мин):

- проверочный тест «Файлы и папки»

6. Практическая часть (10 мин):

- самостоятельная работа учащихся за компьютером;

- работа в парах - взаимопроверка.

7. Подведение итогов урока (3 мин):

- рефлексия;

- оценки за урок;

- запись домашнего задания.

Технологическая карта урока

Ход урока

I. Организационный момент (1 мин)

Вступительное слово учителя: - Добрый день, ребята! Я рада видеть вас сегодня на уроке информатики. Отметим присутствующих. Проверьте, на столах у вас должны лежать тетради, дневники, учебники, листы для самооценки. Давайте постараемся настроиться на позитивную волну и пожелаем друг другу удачи!

II. Актуализация ранее изученного (5 мин)

Презентация

Слайд 2 - Начнем мы наш урок с обсуждения следующих вопросов: - на прошлом уроке мы говорили об устройствах компьютера (основных и дополнительных). Давайте с вами в игровой форме вспомним основные устройства компьютера (работа в парах). Распределите по группам устройства компьютера. (Задание №1)

Слайд 3 и 4 - Самооценка: - Теперь, ребята, проверьте, правильно ли вы выполнили задание, сравните с ответами на слайде и выставите себе баллы в лист самооценки (критерии оценивания на слайде).

Слайд 5 - Чтобы узнать, чему будет посвящен сегодняшний урок, необходимо разгадать кроссворд. (Задание №2)

Задания к кроссворду:

1. Дополнительное устройство компьютера, предназначенное для ввода текстовой и графической информации с бумаги на экран (сканер).

2. Универсальное техническое средство для работы с информацией (компьютер).

3. Дополнительное устройство компьютера, предназначенное для вывода информации на печать (принтер).

4. Дополнительное устройство компьютера, предназначенное для ввода звуковой информации в компьютер (микрофон).

5. Объект операционной системы, предназначенный для хранения документов определенного типа (файл).

Слайд 6 - Самооценка: - Теперь, ребята, проверьте, правильно ли вы отгадали кроссворд, сравните с ответами на экране и выставите себе баллы в лист самооценки (критерии оценивания на слайде).

III. Теоретическая часть (10 мин)

- Вот так, играя, мы подошли с вами к нашей сегодняшней теме. Итак, чему посвящен урок? (Верно, сегодня речь пойдет о файлах и папках!) Запишите, пожалуйста, в тетради название темы: «Файлы и папки». Теперь вместе давайте попытаемся сформулировать цели урока: (Слайд 7)

- узнать, что такое файлы и папки;

- какие действия с ними можно выполнять;

- какие типы файлов существуют;

- научиться создавать файлы и папки;

- узнать о файловой системе.

Слайд 8 - Ребята, посмотрите на следующий слайд.

- Что вы видите? - Файлы.

- Что есть у каждого файла? - Имя, размер, дата создания, тип.

- Кто догадался, что показывает тип файла? - Программу, в которой выполнен файл.

- Где файлы хранятся? - На флешке, на диске, в памяти компьютера

- К каждому компьютеру может быть подключено несколько устройств внешней памяти. Основным устройством внешней памяти ПК является жёсткий диск. Если жёсткий диск имеет достаточно большую ёмкость, то его делят на несколько логических разделов или дисков.

- Как вы думаете, зачем нужно несколько логических дисков? - Нужны для того, чтобы сохранять на разных устройствах памяти.

Слайд 9 - Каждое подключаемое к компьютеру устройство внешней памяти и каждый логический диск имеет логическое имя. В операционной системе Windows приняты логические имена устройств внешней памяти, которые состоят из одной латинской буквы и знака двоеточие:

- для дисководов гибких дисков (дискет) - А: и В:

- для жёстких дисков и их логических разделов - С:, D:,Е: и т. д.;

- для оптических дисководов - имена, следующие по алфавиту после имени последнего имеющегося на компьютере жёсткого диска или раздела жёсткого диска (например, F:);

- для подключаемой к компьютеру флэш-памяти - имя, следующее за последним именем оптического дисковода (например, G:).

- Все программы и данные хранятся во внешней памяти компьютера в виде файлов.

- Попробуйте сформулировать, что такое файл? (Файл - это поименованная область внешней памяти компьютера).

Слайд 10 - Запишите определение в тетрадь.

Слайд 11- Имя файла состоит из 2 частей, разделенных точкой: собственно, имени и расширения, определяющего тип файла (программы, данного и т.д.)

- Как вы думаете, если у файла есть имя, то кто его задает? (Человек или компьютер)

- Сколько символов может содержать имя файла? Поиск инф. В учебнике (с.83) 255

- Все ли символы можно использовать в имени файла? Поиск инф. В учебнике (: \ / | *? « < > )

Слайд 12 - На слайде представлены наиболее распространенные типы файлов и их расширений. - Давайте вместе заполним таблицу:

- Какие из этих расширений имени файлов вам известны? Ответы учащихся

Слайд 13 - Пользуясь таблицей, выполните задание в оценочном листе (Задание №3). Проверка задания с учителем, выставление баллов.

Слайд 14 - Все файлы хранятся в определенной системе - в папках, которые, в свою очередь, могут содержаться в других папках. В одной папке двух файлов с одинаковым именем быть не может.

Рабочая папка (текущий каталог) - папка, с которой в данный момент работает пользователь).

Слайд 15

IV. Физкультминутка (1 мин)

- Настало время отдохнуть. Встаньте, пожалуйста.
-Услышав имя текстового файла - закройте глаза, звукового - откройте глаза: письмо.doc, проба.txt, гимн. mp3, сочинение.doс, лето.txt, музыка.wav, песня. mid, доклад. txt.
- Услышав имя папки- встаньте на правую ногу, имя
файла - на левую ногу Школа.ipg, Моя музыка, уроки, List.doc, 8 а класс, leto.doc, мои документы,

Иванов, завучи.doc.

Слайд 16 Для того, чтобы найти файл нужно знать путь. Записываем в тетради.

V. Тестирование (10 мин)

Слайды 17-28 - Сейчас я вам предлагаю проверить, как вы усвоили сегодняшний материал, выполнить тест «Файлы и папки» (Задание №4)

Слайд 29 - Самооценка: - Теперь, ребята, проверьте, правильно ли вы выполнили тест, сравните с ответами на слайде и выставите себе баллы в лист самооценки (критерии оценивания на слайде).

Слайд 30

VI. Практическая часть (15 мин)

Учащиеся самостоятельно выполняют задания на компьютере (Задание №5), затем меняются местами и оценивают работу друг друга:

Практическая работа на компьютере:

Задание №1:

  1. Создайте на Рабочем столе папку «7 класс», в ней папку «Практическое задание».
  2. В папке «Практическое задание» создайте еще 4 папки «Тексты», «Графика», «Видео», «Звук».
  3. Создайте 1 текстовый файл и 1 графический файл и сохраните их в папки с соответствующим названием.

Задание №2:

  1. Создайте на Рабочем столе папку «7А класс», в ней папку «Открытый урок».
  2. В папке «Открытый урок» создайте 2 текстовых файла с именами «Дни недели» и «Мои любимые уроки».
  3. В этой же папке создайте 2 графических файла с именами «Домик» и «Времена года».

Самооценка: - Теперь, ребята, проверьте, правильно ли вы выполнили задание и выставите себе баллы в лист самооценки (критерии оценивания на слайде).

VII. Подведение итогов урока (3 мин)

- Вы сегодня хорошо поработали! Оцените свою работу на каждом этапе и посчитайте общее количество баллов, набранных за весь урок и запишите их в свой лист самооценки. (Критерии перевода баллов в оценку показаны на слайде). Поставьте себе оценку за урок. Я ее выставлю в журнал. (Слайд 31)

Теперь запишите домашнее задание: в учебнике читать параграф 11, ответить на вопросы; выучить все записи в тетради.

Благодарю вас за труд, интересные мысли, творческие находки! Большое спасибо за плодотворное общение!

Задание №1: Распределите устройства компьютера по группам

Основные устройства компьютера

Устройства ввода информации

Устройства вывода информации

Задание №2: Фронтальная работа: отгадывание кроссворда «Устройства компьютера». Вопросы к словам в презентации.

Задание №3: Работа с таблицей «Типы файлов».

Распредели файлы по категориям (расставь стрелки):

Текстовый файл

Файл.mp3

Графический файл

Файл.avi

Звуковой файл

Файл.jpg

Видео файл

Файл.sys

Web-страница

Файл.html

Системный файл

Файл.doc

Задание № 4: Тест «Файлы и папки».

1.

5.

2.

6.

3.

7. Текстовые -
Графические -
Программы -

4.

8. Имена файлов -
Имена папок -

Задание №5: Практическая работа на компьютере.

Задание №1:

  1. Создайте на Рабочем столе папку «7 класс», в ней папку «Практическое задание».
  2. В папке «Практическое задание» создайте еще 4 папки «Тексты», «Графика», «Видео», «Звук».
  3. Создайте 1 текстовый файл и 1 графический файл и сохраните их в папки с соответствующим названием.

Задание №2:

  1. Создайте на Рабочем столе папку «7В класс», в ней папку «Открытый урок».
  2. В папке «Открытый урок» создайте 2 текстовых файла с именами «Дни недели» и «Мои любимые уроки».
  3. В этой же папке создайте 2 графических файла с именами «Домик» и «Времена года».

Примечание:

Создание на Рабочем столе папки:

  1. Сделать правой кнопкой мыши щелчок
  2. Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Папку»
  3. Дать название полученной папке

Создание текстового или графического файла:

  1. Сделать правой кнопкой мыши щелчок
  2. Из появившегося меню выбрать пункт «Создать» -- «Текстовый документ» или «Рисунок»
  3. Дать название полученному файлу

Лист самооценки учащихся

_______________________________________________

Этап урока

Название показателя оценивания

Ко-во баллов

1

II

Работа в группах «Основные устройства компьютера».

2

II

Фронтальная работа - отгадывание кроссворда «Устройства компьютера».

3

III

Работа с таблицей «Типы файлов»

4

IV

Тест «Файлы и папки»

5

V

Практическая работа - выполнение практического задания на компьютере.

Всего баллов за урок:

Оценка: