Проект "Волшебный пластилин" для детей с ТМНР

Разделы: Инклюзивное образование


Направленность: художественно-эстетическая.

Уровень: базовый.

Введение

Работа с пластилином является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности - важного фактора в общем развитии обучающихся. На занятиях активизируются зрелищные представления детей, поощряется деятельность фантазии, зрительного воображения, комбинаторики, осваиваются знания по формообразованию (форма, пространство, объем, пропорции, конструкции). Обучающиеся проявляют интерес, как устроен предмет, из каких частей состоит. В процессе работы развивается осознанное эстетическое чувство, художественный вкус и другие черты, нужные для творчества. Одна из линий такого развития применение интересных и разнообразных форм работы, разных материалов, новых приемов технического исполнения

Направленность образовательного проекта «Волшебный пластилин» художественная.

Новизна образовательного проекта «Волшебный пластилин» - состоит, прежде всего, в ее комплексности, которая обеспечивает обучающимся выбор деятельности художественно-эстетического направления, а также в тесной взаимосвязи ботаники, изобразительного искусства, народного декоративно-прикладного творчества.

Актуальность проекта «Волшебный пластилин» - это раскрытие и развитие творческих возможностей обучающихся при работе с пластилином, формирование умений передачи в изделиях из пластилина формы, цвета. Лепить из пластилина - одно удовольствие для детей. Настенные украшения, забавные игрушки, сувениры, сюрпризы сделают дом непохожим на другие, наполняют его уютом и теплом.

В работе с пластилином заложены большие возможности для эстетического и художественного воспитания обучающихся, для общего развития, поэтому программа актуальна и востребована у детей.

Цель проекта: Формирование навыков обучающихся при изготовлении изделий из пластилина, интереса и любви к народному творчеству, формирование у обучающихся художественно-эстетического вкуса. Развитие коммуникативных навыков средством пластилинографии.

Цель первого года обучения: научить основным формам и композициям по изготовлению изделия из пластилина.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • обучить основам изготовления изделий из пластилина;
  • обучить навыкам декоративно-прикладного искусства;

Развивающие:

  • развивать зрительное восприятие, наблюдательность;
  • развивать воображение и моторику у детей, умение передавать свои наблюдения в объеме;
  • развивать эмоционально-чувственное отношение к предметам;
  • развивать творческие способности при изготовлении изделий из пластилина.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к народному искусству;
  • воспитание творческой активности ;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, чувства цвета.

Задачи первого года обучения:

Образовательные:

  • обучить основам изготовления изделий из пластилина;
  • обучить навыкам декоративно-прикладного искусства;

Развивающие:

  • развивать зрительное восприятие, наблюдательность;
  • развивать воображение и моторику у детей, умение передавать свои наблюдения в объеме;
  • развивать эмоционально-чувственное отношение к предметам;
  • развивать творческие способности при изготовлении изделий из пластилина.

Воспитательные:

  • воспитание интереса к народному искусству;
  • воспитание творческой активности ;
  • воспитание художественно-эстетического вкуса, чувства цвета.

Коррекционные:

  • развивать внимание;
  • развивать воображение, мышление;
  • актуализировать и развивать словарный запас.

Отличительные особенности программы.

Отличия данной программы от уже существующих, заключаются в том, что в курсе программы «Волшебный пластилин» рассматриваются вопросы декоративно-прикладного искусства с жанрами и стилями. Содержание программы определяется его назначением, она должна обеспечить приобретение у обучающихся необходимых знаний и умений, используются здоровьесберегающие технологии, которые благотворно воздействуют на общем развитии подростка.

Возраст обучающихся. Сроки реализации образовательной программы «Волшебный пластилин». Программа стационарная, ориентирована на детей с разным уровнем подготовки, учитывает возрастные и индивидуальные особенности обучающихся. В объединении второго года обучения могут быть зачислены обучающиеся, не занимающиеся в группе первого года обучения, но владеющие навыками работы с пластилином.

Именно в этом возрасте происходит закрепление произвольности, устойчивых форм поведения и деятельности, развитие нового познавательного отношения к действительности, заметное развитие волевых качеств, формируется самоанализ. Велика у обучающихся потребность в общении, в самоутверждении, в деятельности, имеющей личностный смысл. Наряду с этим присутствует трудности роста, повышенная возбудимость, частая смена настроений, неуравновешенность. Искусство изготовления изделий из пластилина широко развито в наше время. Программа предусматривает, как изготовление простых, одиночных изделий, так и составление картин.

Формы и режим занятий.

На занятиях в объединении обучающиеся заняты в основном практическим трудом. Это работа с пластилином.

В соответствии с учебным планом по предмету проводятся следующие занятия:

  • занятия ознакомления с технологией и навыками изготовления изделий из пластилина;
  • практические занятия в форме мастер-класса.
  • итоговые занятия в форме мини-выставки.

При формировании теоретических знаний наиболее успешно используются следующие методы:

  • наглядного изображения с активным включением творческого воображения обучающегося для выполнения задуманной работы;
  • источником впечатлений должен быть наглядный материал;
  • наибольшей активности можно добиться, проводя регулярные мини-выставки работ, диалоги, беседы.

В качестве практических методов обучения используются таблицы, иллюстрации, видеоматериалы. Процесс усвоения знаний зависит от интереса к предмету, поэтому игровые викторины, конкурсы, праздники играют огромную роль в процессе воспитания и обучения.

Ожидаемые результаты и способы определения их результативности обучения.

По окончании 1 года обучения обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе с колюще - режущими инструментами;
  • технологию изготовления изделий из пластилина;
  • основы построения композиции.

Должны уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности;
  • правильно изготавливать и обрабатывать изделия из пластилина;
  • правильно оформлять готовое изделие.

По окончании обучения

обучающиеся должны знать:

  • правила техники безопасности при работе с колюще-режущими инструментами;
  • технологию изготовления сложных изделий из пластилина.

Должны уметь:

  • соблюдать правила техники безопасности;
  • правильно изготавливать и обрабатывать сложные по технике выполнения изделия из пластилина;
  • правильно оформлять готовое изделие.

Программа объединения «Волшебный пластилин» включает теоретическую и практическую части, а также предусматривает участие в районных, зональных и краевых выставках. Возможна перестановка тем по усмотрению педагога.

Увидеть результаты достижений каждого обучающегося поможет педагогическое наблюдение, уровень усвоения материала выявляется в беседах, выполнении творческих индивидуальных заданий, применении полученных на занятиях знаний. Он позволяет справедливо и объективно оценить работу каждого, сравнить, сделать соответствующие выводы, порадоваться не только своей, но и общей удачи. В течение всего периода обучения педагог ведет индивидуальное наблюдение за творческим развитием каждого обучаемого.

Формы подведения итогов реализации образовательной программы.

Формой подведения итогов является результативность творческой деятельности обучающегося, она проявляется: в выставках, конкурсах, фестивалях. Ежегодная зональная, районная и краевая выставки детского прикладного и технического творчества. Альбомы лучших работ обучающихся - портфолио, банк идей, архивы.

Для отслеживания результативности образовательного процесса используются следующие виды контроля:

  • начальный контроль (октябрь - опрос);
  • текущий контроль (декабрь - выставка);
  • промежуточный контроль (март - выставка);
  • итоговый контроль (май - опрос).

Виды и формы контроля к программе «Волшебный пластилин» 1 год обучения.

Сроки

Виды контроля

Формы контроля

1

октябрь

Проверка уровня знаний. Степень усвоения материала.

Опрос

2

декабрь

Проверка работы по владению техникой лепки.

Мини-выставка

3

март

Проверка знаний по теме: «Лепим насекомых и паукообразных».

Мини-выставка

4

май

Степень пройденного материала.

Опрос

Содержание изучаемого курса 1 год обучения

1. Вводное занятие.

Теория. Вводное занятие. Знакомство с обучающимися. Организационные вопросы. Инструктаж по технике безопасности. Инструменты и материалы.

2. Из истории лепки.

Теория. Пластилиновая наука, правила изготовления изделий.

3. Основные приемы лепки. Секреты мастерства.

Теория. Правила работы с пластилином. Какие приспособления используются при работе с пластилином.

4. Упражнения для начинающих.

Теория. Правила подготовки пластилина для работы. Технология изготовления. Практика. Растягивание пластилина на плоскости.

5. Лепка листиков и лепестков, тычинки. Мультстудия «Пластилин» представляет. Изготовление миниатюры «Игровая площадка» .

Теория. Просмотр изображения листиков, лепестков, тычинок, игровой площадки.

Практика. Изготовление листиков, лепестков, тычинок, игровой площадки.

6. Лепка цветов.

Теория. Изготовление цветов. Правила изготовления, оформления пластилина в цветы.

Практика. Изготовление, лепка изделия из пластилина.

7. Лепка фруктов.

Теория. Изготовление фруктов из пластилина на плоскости.

Практика. Растягивание пластилина на плоскости в форме фруктов.

8. Изготовление миниатюры «Клоуны в цирке», «Большие гонки» .

Теория. Изготовление миниатюр.

Практика. Лепка человечков, предметов.

9. Сложные аппликации из пластилина.

Теория. Просмотр изображения в стиле аппликации.

Практика. Изготовление сложных аппликаций.

10. Лепим насекомых и паукообразных.

Теория. Изготовление насекомых и паукообразных из пластилина.

Практика. Лепка насекомых и паукообразных из пластилина.

11.Подводное царство.

Теория. Изготовление рыб, водорослей, ракушек, улиток из пластилина.

Практика: Лепка обитателей подводного мира.

12. Полуобъемные и объемные изделия. Изготовление миниатюры «Повар и поваренок» .

Теория: Изготовление объемных и полуобъемных изделий из пластилина. Правила изготовления.

Практика: Лепка объемных и полуобъемных изделий.

13. Итоговое занятие по пройденному материалу.

Практика: подведение итогов работы за учебный год.

1. Вводное занятие.

Теория: Вводное занятие включает в себя: знакомство с детьми, организационные вопросы, инструктаж по технике безопасности.

2. Цветовая палитра.

Теория: Понятие о цвете, смешивание цвета.

3. Материалы и приспособления. Общие этапы приготовления и обработки изделия.

Теория: Пластилин, виды пластилина, какие сподручные материалы можно использовать при работе с пластилином. Правила работы с пластилином.

4. Народное творчество в современном интерьере.

Теория: Технология изготовления предметов быта, декора интерьера.

5. Волшебный мир пластилина (стилизация).

Теория: Технология изготовления пейзажей, панно из пластилина.

Практика: Изготовление пейзажей декоративное панно.

6. Сказка из пластилина.

Теория: Изготовление из пластилина по эскизу фрагмента любимой сказки.

Практика: Растягивание пластилина на плоскости. Изготовление изображения.

7. Пейзажи. Декоративное панно.

Теория: Знакомство с пейзажами, с технологией изготовления декоративного панно.

Практика: Изготовление декоративного панно из пластилина.

8. Рождество. Изготовление панно.

Теория: Технология изготовления панно, на Рождественскую тему.

Практика: Изготовление панно.

9. Натюрморты. Композиция на плоскости.

Теория: Что такое натюрморты? Технология изготовления композиций на плоскости.

Практика: Изготовление композиций на плоскости.

10. Витражная пластилинография.

Теория: Технология изготовления панно.

Практика: Изготовления панно.

11.Коллаж из пластилина (использование природного материала, стекло, бусы, металл).

Теория: Правила изготовления коллажа с использованием природного материала.

Практика: Изготовление коллажа с природного материала.

12. Полуобъемные и объемные изделия.

Теория: Правила изготовления полуобъемных и объемных изделий.

Практика: изготовления полуобъемных и объемных изделий.

13.Изготовление миниатюр.

Теория: правила изготовление миниатюр.

Практика: изготовление миниатюр.

14. Итоговые занятие по темам.

Практика: Проведение мини выставки. Подведение итогов.

Методические рекомендации

Курс проекта «Волшебный пластилин» представляет собой систему знаний и умений, адресованных обучающимся с легкой и умеренной степенью усвоение которых обеспечивает решение воспитательных и обучающих задач. В курсе программы «Волшебный пластилин» рассматриваются вопросы декоративно - прикладного искусства с жанрами и стилями.

Вылепливая предметы, дети приучаются представлять их в «готовом» объемном виде, понимают, что предметы имеют объемную, трехмерную форму. На занятиях в объединении воспитанники заняты в основном практическим трудом. Это работа с пластилином.

В соответствии с учебным планом по предмету проводятся следующие занятия:

  • занятия ознакомления с технологией и навыками изготовления изделий из пластилина;
  • практические занятия;
  • итоговые занятия;
  • выездные учебные занятия.

При формировании теоретических знаний наиболее успешно используются следующие методы:

  • наглядного изображения с активным включением творческого воображения обучающихся для выполнения задуманной работы;
  • источником впечатлений должен быть наглядный материал;
  • наибольшей активности можно добиться, проводя регулярные мини-выставки работ обучающихся, диалоги, беседы.

В качестве практических методов обучения используются таблицы, иллюстрации, видеоматериалы. Процесс усвоения знаний зависит от интереса к предмету, поэтому игровые викторины, конкурсы, праздники играют огромную роль в процессе воспитания и обучения.

Оценка работ, проверка успеваемости, подведение итогов проводятся в следующих формах:

  • фронтальный опрос;
  • зачет;
  • выставка.

Практические занятия включают в себя следующие разделы:

  • технология изготовления изделия;
  • покрытие изделия лаком.

Занятия по предмету проводятся согласно учебно-тематическому плану.

Лепка в силу своей специфики является эффективным средством познания объемно-пространственных свойств действительности - важного фактора в общем развитии ребенка. В раннем возрасте она представляет более активное развивающее начало, чем, например рисунок. Работая с пластилином, обучающиеся овладевают полезными техническими навыками, тренируют руку и глаз, а также способность координировать движение руки со зрительно воспринимаемым объектом. При постоянном общении с пластилином пробуждаются эстетические чувства, развивается художественный вкус, приобретаются трудовые навыки. Работа в объединении развивает усидчивость, терпение, настойчивость, приобщает обучающихся к интересным и самобытным видам прикладного искусства.

Методическое обеспечение дополнительного образовательного проекта «Волшебный пластилин»

Литература для педагога

Основная

  1. Кравченко А.И. Психология и педагогика. 2000 год.

Дополнительная

  1. Больгерт Нелли, Больгерт Сергей «Мультстудия. Пластилин. Лепим из пластилина и снимаем мультфильмы своими руками». М. РОБИНС. 2012.
  2. Наталия Волкова «Разноцветный пластилин» Москва, 2011.
  3. М.Антипова «Соленое тесто» Необычные поделки и украшения. ИД «ВЛАДИС» 2008.
  4. Уроки лепки из пластилина :практическое пособие/ Т.Б.Ткаченко, К.И.Стародуб. - Ростов н/Д: Феникс, 2000.
  5. Сказочный пластилин/ Н.Д.Диденко. - М. :Суфлер; Ростов н/Д: Феникс, 2013.
  6. Зоопарк из пластилина / Алена Багрянцева. - М.: Эксмо, 2019.
  7. Зверушки из пластилина / Светлана Лесовская. - М.: Эксмо, 2018.

Литература для обучающихся

  1. К. Стародуб «Поделки из природных материалов. Шаг за шагом» Ростов на Дону: «Издательский Дом ВЛАДИС», 2006.
  2. Поделки из природного материала. Ангелина Кикбуш,Урсула Риттер, М.: «РОСМЕН», 2007.
  3. Рубцова Е.Е. «Красивые фигурки из соленого теста» Ростов на Дону: ВЛАДИС, 2018.
  4. Пластилиновый мир. Лепим страшилок.Бернадетт Куксарт. Ростов н/Д: «Феникс», 2000.
  5. Лепим из пластилина/ А.Диброва, И.Гученко. - М: Суфлер; Ростов н/Д: Феникс, 2019.
  6. Герои сказок из пластилина / Светлана Лесовская. - М.: Эксмо, 2017.