Форма организации работы учащихся: групповая.
Цель: формирование у учащихся активной гражданской позиции на основе использования краеведческого материала.
Задачи:
- воспитание гражданственности, патриотизма, уважительного отношения к истории своей малой родины;
- активизация работы учеников по изучению истории и достопримечательностей своего города и района;
- формирование умения работать в команде, моделировать будущую жизненную ситуацию.
Формируемые УУД:
- Личностные УУД:
- Смыслообразование
- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к окружающим людям, к малой родине.
- Регулятивные УУД:
- принятие и сохранение задачи,
- умение учитывать выделенные ориентиры действия в новых условиях,
- адекватное восприятие и понимание оценки,
- выполнение действий в материализованной, громко речевой и умственной форме.
- Коммуникативные УУД:
- учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве,
- умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности,
- умение контролировать действия партнера,
- умение формулировать и задавать вопросы.
- Познавательные УУД:
- произвольное построение речевых высказываний в устной и письменной форме,
- рассуждение в форме связи простых суждений об объекте,
- установление аналогий,-использование знаково-символических средств.
Оборудование: проектор, компьютер, презентация, интерактивная доска, карточки, листы, флажки, фотографии, клей, фломастеры.
Ход мероприятия
(пустой слайд)
1. Организационный момент (3 минут)
Команды (3) занимают свои места.
2. Основная часть (5 минут)
Здравствуйте, ребята. Сегодня наш классный час я хотела бы начать с притчи:
«Жил-был Человек. Были у него семья, работа, друзья, но вдруг у него начались неприятности: поссорился с товарищами, на работе - выговор. В общем, обиделся Человек на всех, а больше всего - на свою страну: даже говорить стал: "Не "моя страна", не "мой народ", а "эта страна", "этот народ".
По его понятиям, его страна была бедная, народ ленивый. "Пусть они живут, как хотят, мне с ними не по пути", - решил Человек. Собрал вещи и поехал жить за границу. А там газоны подстрижены, улицы с мылом моют. Работа нашлась, и деньги появились. Но только почему-то нерадостно у него на душе, будто что-то важное потерял, без чего все остальное уже не так привлекательно. Не хочется отдыхать на дорогих курортах. Завелась тоска и гложет изнутри. В общем, как говорят в народе, "на душе кошки скребут".
Беседа с учащимися:
- Давайте подумаем: когда так говорят?
- Почему же Человек заскучал?
Человека замучила тоска по Родине, которую он оставил, по людям, которые были ему, когда-то дороги.
- А что для вас является родина?
- О чем мы будем сегодня говорить?
(после ответов детей)
Вы правы, мы сегодня будем говорить о родине, а конкретно, о нашей малой родине.
(слайд с названием темы)
Мы с вами посетили много памятных мест и достопримечательностей города и района и сегодняшний классный час не исключение, мы отправляемся с вами в виртуальное путешествие. Будем останавливаться на различных остановках, выполнять задания и, конечно же, зарабатывать баллы. За каждый заработанный балл команда получает символ России - флаг.
(Слайд с названием остановки)
Остановка 1 «Памятные места г. Волгограда» (5 минут)
Здесь мы проверим ваши знания о памятных местах города Волгограда.
По фрагменту фотографии, вам нужно узнать достопримечательности нашего города.
Ребята, вы обсуждаете 10 секунд и даете ответ, если затрудняетесь ответить, то на данный вопрос может ответить другая команда. За каждый правильный вопрос 1 балл.
(Слайд с названием остановки)
Остановка 2 «Знаменитые люди Волгограда» (5 минут)
Он посвящен людям, которые благодаря своему труду, таланту, а может, где-то и немножечко везению стали известны не только в пределах родной Волгоградской области, но и по всей России, а некоторые и по всему миру.
Вопрос 1: Она с детства отличалась исключительной музыкальной одарённостью: свои первые мелодии она написала еще в трёхлетнем возрасте! А в возрасте пяти лет сочинила пьесу для фортепиано.
Её песенное наследие занимает особое место в отечественной культуре, исполнителями ее произведений в разные годы были самые известные и популярные певцы и группы. Большинство из её песен являются настоящими хитами своего времени, которые помнят и любят, по сей день.
Ответ: Александра Николаевна Пахмутова. (На экране портрет знаменитости)
Вопрос 2: Российская пловчиха, первая в истории олимпийская чемпионка на дистанции 10 км на открытой воде. Она является единственной в истории российского женского плавания восьмикратной чемпионкой мира. В отличие от многих других спортсменов, живёт и тренируется в родном Волгограде. В апреле 2010 года она была признана "Лучшей спортсменкой первого десятилетия XXI века" на открытой воде.
Ответ: Лариса Ильченко (На экране портрет знаменитости)
Вопрос 3: Известная российская поэтесса, автор текста многих известных песен. В Волгограде она прожила до конца своей жизни, основную часть своего творчества посвятила городу на Волге, который стал для неё по-настоящему родным.
Ответ: Маргарита Константиновна Агашина (На экране портрет знаменитости)
Вопрос 4: Имя этой спортсменки, прыгуньи с шестом не нуждается в излишних представлениях: она всемирно известный атлет, одна из самых успешных спортсменок в истории российского спорта. На её счету - несколько десятков медалей высшей пробы, ежегодно она устанавливала мировые рекорды.
Ответ: Елена Исинбаева (На экране портрет знаменитости)
Вопрос 5: Выдающийся советский и российский композитор и певец.
Автор многих популярных песен. Заслуженный деятель искусств России.
Ответ: Владимир Мигуля (На экране портрет знаменитости)
Вопрос 6: Российский фигурист, выступающий в мужском одиночном катании. Заслуженный мастер спорта России. Двукратный олимпийский чемпион в одиночном катании, двукратный серебряный призёр Олимпийских игр, трёхкратный чемпион мира семикратный чемпион Европы, четырёхкратный победитель финалов мировой серии Гран-при по фигурному катанию и десятикратный чемпион России.
Ответ: Евгений Плющенко ( На экране портрет знаменитости)
Я надеюсь, что ваши имена через несколько лет также будут уважаемы и знамениты не только в Волгограде, но и по всей России.
(Слайд с названием остановки)
Остановка 3: Музыкальная (5 минут)
На этой остановке, вы должны сложить песню о нашем славном городе, из предложений, которые вам предложены…
(командам выдается разрезной материал)
Там где Волга сливается с Доном,
Где янтарные звезды горят,
Вижу я, начинается город,
Здравствуй мой дорогой Волгоград!Над волной снова кружатся чайки,
Вижу пляж, золотистый песок.
Ты со мной с детских лет не случайно ,
Моей жизни родной уголок.Волгоград - город первой любви,
Волгоград - гордость русской земли.
Дорог нам как родительский дом,
Волгоград - о тебе мы поем.
(Прослушивается песня, в это время на слайдах фотографии достопримечательностей города)
(Слайд с названием остановки)
Остановка 4 «Улицы п. Спартановка Тракторозаводского района» (5 минут)
Ребята, кто-нибудь знает, почему наш поселок называется Спартановка?
Ответы детей
ИСТОРИЯ СПАРТАНОВКИ
Спарта́новка, также посёлок Спартановка - спальный микрорайон на севере города в составе Тракторозаводского района города Волгограда.
Первым известным поселением в районе Спартановки является палеолитическая стоянка мустьерского периода (75-100 тыс. лет назад) Сухая Мечётка, древнейшее на Восточно-Европейской равнине поселение первобытного человека.
По одной из версии на месте Спартановки в VIII-X веках располагалась столица Хазарского каганата город Итиль (острова Спорный и Денежный).
В Золотоордынский период XIII-XVI века в устье реки Сухая Мечётка располагался татарский город Тартанлы. Золотоордынские монеты и обломки керамических чашек и сейчас порой находят на берегу Волги.
После присоединения Астраханского ханства к Русскому царству земли в междуречье Мечёток пришли в запустение. К началу XIX века территории к северу Царицына представляли собою степь, перемежающуюся редкими бахчами. В 1840 году крепостными крестьянами помещика царицынского уезда Ивана Николаевича Страхова, купленными в Тамбовской губернии в количестве 99 ревизских душ, была построена и заселена деревня Портяновка (название по-видимому дал перевалочный пункт бурлаков, место, где они сушили портянки). На расстоянии всего одной версты находилась ещё одна как две капли воды похожая на неё деревенька Журковка. На три версты к западу располагалась деревня государственных крестьян Орловка, а на три версты к северу село Рынок. Но именно Портянка дала название целому микрорайону Волгограда. В знаменитом Историко-географическом словаре Саратовской губернии Александра Минха, изданном в 1898 году, деревня Портянка именуется Спартанкой, или Спартанской.
В 1890 году в Спартанке было всего 8 дворов, где жили 64 человека - 30 женщин и 34 мужчины. Все они были неграмотными. Летом зарабатывали на жизнь, выращивая пшеницу, рожь и арбузы, промышляли рыбной ловлей, а зимой плели корзины для замороженной рыбы, которые продавали в Царицыне по 20-30 копеек за штуку. По тем временам деревня Спартанка считалась зажиточной. На 64 человека у них было 53 коровы, 40 быков, 21 теленок, 151 овца, 9 коз, столько же лошадей и 2 свиньи. Административно Спартанка относилась к Ерзовской волости Царицынского уезда Саратовской губернии.
После прихода Советской власти уже в первую пятилетку в междуречии Мечёток произошли разительные перемены. В 1929 г. к югу от Спартановки развернулось активное строительство Сталинградского тракторного завода. На месте голой степи быстро выросли новые поселки Тракторный Верхний и Тракторный Нижний. Спартановке по замыслу руководства страны надлежало стать одним из рабочих поселков Тракторного завода. 14 мая 1936 года Спартановка была включена в состав новообразованного Тракторозаводского района города Сталинграда.
Ребята, сейчас мы проверим ваши знания о улицах Спартановки, и проведем аукцион. На аукционе есть свое правило: победителем оказывается тот, кто последним назвал улицу и объяснил, в честь кого она названа? Посовещайтесь 10 сек.
(Команды называют улицы по очереди, последняя команда, назвавшая улицу получает 1 балл.)
Ответы:
- Главная улица Спартановки названа в честь проживавшего в районе поэта Николая Отрады (Турочкина). В начале Советско-финской войны с Финляндией, поэт ушел добровольцем на фронт. Сражался в 12-м лыжном батальоне. А 4 марта 1940 года взвод, где служил Николай, попал в окружение. Финны потребовали сдаться, но Отрада бросился на прорыв и погиб.
- Улица Гороховцев названа в память о воинах под началом полковника Горохова, участвовавших в боях на территории Спартановки.
- Улица Набережной Волжской флотилии названа в память о Волжской военной флотилии. Волжская военная флотилия, создана в июне 1918. В годы войны обеспечивала перевозки и оборону Волги.
- Улица Кастерина названа в память о старшем лейтенанте милиции Валериане Ивановиче Кастерине, героически погибшем на Спартановке в 1951 году при исполнении своих обязанностей.
- Улица Чаплыгина названа в память о Сергее Алексеевиче Чаплыгине. Русский и советский механик и математик, один из основоположников современной аэромеханики, академик АН.
- Улица Академика Павлова названа в память о Михаиле Александровиче Павлове, российском металлурге, академике АН
- Улица Кропоткина названа в память о Петре Алексеевиче Кропоткине, Русский революционер-демократ, теоретик анархизма, географ, геоморфолог, историк, литератор.
- Улица Мясникова названа в память о Александре Леонидовиче Мясникове. Терапевт, его основные работы посвящены вопросам сердечно-сосудистой патологии, болезням печени и жёлчных путей, инфекционным болезням
- Улица Грамши названа в память о Антонио Грамши, итальянском философе, журналисте и политическом деятеле.
- Улица Менжинского названа в память о Вячеславе Рудольфовиче Менжинском, это советский партийный деятель.
- Улица Богомольца названа в память о Александре Александровиче Богомольце, физиологе, академике, который создал учение о взаимодействии опухоли и организма - это представление кардинально изменило существовавшие в то время представления об опухолевом росте.
(Слайд с названием остановки)
Остановка 5 Творческая (12 минут)
Ребята, вы видите, какой у нас замечательный, красивый город и наш поселок?
А что бы вы хотели улучшить на Спартановке?
Какие объекты, по вашему мнению, должны появиться на нашей малой родине, чтобы улучшить жизнь людей, проживающих здесь.
Ваша цель на этой остановке создать проект улучшения нашего микрорайона. Каждая команда получает карту Спартановки и фотографии различных объектов, вы должны создать свой проект, назвать его и представить. Время для выполнения этого задания 5 минут.
(Представление проектов)
А теперь, каждая команда выберет по 4, наиболее значимых для вас объекта и нанесет его на общую карту на интерактивной доске.
(Каждая команда наносит по 4 объекта)
Молодцы, посмотрите, какая у нас получилась Спартановка будущего! На которой есть и……..
Подведение итогов (рефлексия 2 минуты)
А теперь давайте выясним, кто же победил в нашей игре.
(Подсчитываются флажки, награждаются победители)
Ребята, мы сегодня так или иначе говорили о родине, о нашей гражданской позиции, поэтому в заключении урока я вам предлагаю выразить своё отношение к нашему классному часу, используя прилагательные или существительные, которые будут начинаться на буквы в слове РОДИНА.
Р-…
О-…
Д-…
И-…
Н-…
А-…
Спасибо! Всего вам самого доброго!