Развитие социальных навыков на уроках физической культуры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей


Талант выиграет игры,
а команда - чемпионаты.

Майкл Джордан

Физическая культура - одна из составляющих общей культуры человека, которая во многом определяет его отношение к учебе, поведение в быту, в общении. Физическая культура удовлетворяет социальные потребности в общении, игре, развлечении, в некоторых формах самовыражения личности через социально активную полезную деятельность.

Умение работать в команде - одно из ключевых качеств личности, востребованное сегодня на рынке труда как никогда. Работа в команде - способность в определённых ситуациях делегировать работу. Вроде всё просто, но на деле это реальная проблема - многим людям проще сделать работу самостоятельно, чем долго добиваться результата от коллеги. Масштабные задачи требуют привлечения масштабных человеческих ресурсов и не просто привлечения, а их слаженной совместной работы. Отсюда и вытекает естественная потребность организаций в людях, способных работать в команде. Именно на учебных занятиях по физической культуре, осваивая такие виды спорта как волейбол, футбол, баскетбол формируется умения командной игры, командного взаимодействия. Командные игры могут заставить участников почувствовать преимущества командной работы и сформировать командный дух, который, в конечном счете, работает на результат. Очень важным механизмом в формировании эффективно работающей команды, являются игры - соревнования между классами, школами.

Опыт работы со школьниками показывает мне, что одной из главных причин, которая вызывает желание играть, является чувство радости, возникающее в результате различных и многосторонних эмоциональных моментов, сопутствующих процессу игры. Во время игры мы избегаем путь многократных повторений упражнения, который нередко вызывает своеобразный психологический «застой», потерю интереса в связи с естественной реакцией организма на однообразие учебных занятий. Но как только преподаватель изменит форму учебного занятия, затевает соревнования на быстроту, ловкость и точность, начинает проводить игру или эстафету, то есть включает «эмоциональный рычаг», занимающиеся забывают об усталости, продолжают занятия с желанием и интересом.

Как спортивные игры развивают навык работы в команде:

  • В процессе игры ребёнок учится взаимопониманию и сотрудничеству со своими товарищами и взрослыми. Умение понимать других игроков как выразителей интересов коллектива что способствует решению основной задачи современной школы - социализации ребёнка, адаптации к условиям реальной жизни, умению играть в команде и решать задачи в условиях групповой деятельности.
  • Готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) следовать правилам игры.
  • С усложнением тактических командных действий в процессе игры, ребёнок учится выбирать из нескольких вариантов поведения самый оптимальный, что способствует воспитанию инициативы, самостоятельности в рамках группы.
  • Только в процессе командной игры ребёнок начинает понимать необходимость выполнения абсолютно разных функций каждым игроком для достижения нужного результата командой в целом, что также является крайне важным для воспитания. Дети сами начинают видеть и учитывать друг в друге индивидуальность, разные способности. Развивается умение целенаправленно взаимодействовать с командой в ходе игры.
  • Готовность (то есть обладание кругом соответствующих умений) следовать правилам игры.
  • Умение пользоваться невербальными, специфическими для данной игры, символами и знаками.

Воспитание этих качеств - важнейшая задача образовательной системы в целом. Такие качества, как целеустремленность, решительность, упорство, выдержка, стойкость также воспитываются в игровых ситуациях, которые требуют от педагога специальной организации.

Для формирования коммуникативных навыков на уроках я использую методы: беседа, дискуссия, проигрывание ситуаций.

Для развития навыка работы в команде даю упражнения в парах, командные подвижные игры. Чтобы выполнить такие упражнения ученики должны не только думать о собственном выполнении задания, но и ориентироваться и подстраиваться под партнера.

Приведу пример подвижной игры с элементами баскетбола.

Занимающиеся делятся на две равные команды. Одна команда владеет мячом, игроки выполняют передачи друг другу, соблюдая правила баскетбола. Цель игры - выполнить 10 передач подряд без ошибки. Другая команда защищается, мешает передавать мяч: игроки стараются перехватить мяч или вынудить соперника ошибиться. Если защитникам удалось овладеть мячом, то они становятся нападающими и стараются сделать 10 передач подряд. Пока команда не наберет 10 подряд передач. В этой игре развиваются не только технические навыки: передачи, ведение и др, но и командные взаимодействия.

Чтобы добиться успеха в этой на первый взгляд простой игре участником команд необходимо договориться между собой о тактике. Проговорить действия каждого игрока. Кто делает передачи? Кого используют в качестве наведения? Кто ставит заслон? Кому ставят заслон? Четко распределить роли в игре. Определить кто в данный момент в твоей команде лидеры, кто помогает и т.д. Данную игру можно давать как детям младшего школьного возраста, так и более старшим, начиная с начального уровня обучения. В начале обучения учитель выступает в роли наставника, распределяя роли в игре, помогает выстраивать игровую стратегию. Детям младшего школьного возраста сложно играть в команде, трудно принять свою роль, все хотят быть на первом плане, никто не хочет быть второстепенным игроком. Думают о своих действиях, о безошибочной стратегии. Постепенно дети учатся сами работать в команде. Качество игры повышается, когда дети начинают, переговариваются, сотрудничать и взаимодействовать друг с другом. В спортивных (подвижных) играх развивается не только навык работы в команде, но и критическое мышление, которое проявляется в умении быстро принимать решение в игре, креативное мышление, умение быстро сориентироваться к нестандартной ситуации, найти нешаблонное решение проблемы, стрессоустойчивость, если игра пошла не по плану. После игры даю детям время на обсуждение игры, ответить на вопросы:

- Какой была стратегия вашей команда для того, чтобы выиграть?

- Все ли получилось?, Почему не получилось?

- Все ли соблюдали правила?

- Что необходимо было сделать, что бы добиться успеха?

- Как эта игра помогает в подготовке великих игроков?

Подводя итог выше сказанному можно сделать следующие выводы: развитие социальных навыков на уроке физкультуры через спортивные игры позволяет ребенку лучше контролировать свое эмоциональное состояние и быть более успешным и на других предметах.

Список использованной литературы

  1. Гомельский А.Я. Баскетбол. Секреты мастерства. - М.: Агентство «ФАИР», 2007. - 224 с.: ил. - (Серия «Спорт»).
  2. Найманова Э. Спортивные игры на урока физкультуры. Книга для учителя. - Ростов-н/Д: Феникс, 2001 - 256 с. 31
  3. Теория и методика физического воспитания. Учебник для ин-тов физ. культуры. Под общей ред. Л.П.Матвеева и А.Д.Новикова. Изд. 2-е, испр. и доп. (В 2-х т.). М., «Физкультура и спорт», 2006.