Цель урока: продолжить развивать устную речь посредством игровых приёмов и упражнений с использованием ИКТ.
Программное содержание:
Образовательные задачи:
- Учить использовать в речи слова и выражения, необходимые для характеристики персонажей.
- Способствовать формированию развернутого связного высказывания, умения пользоваться косвенной речью и вести диалог.
- Уточнение и расширение глагольного словаря.
- Образование имен прилагательных от имен существительных.
Развивающие задачи:
- Развивать общую моторику и координацию речи с движением.
- Развивать слуховое и зрительное внимание, память, воображение, нравственное представление.
Воспитательные задачи:
- Формировать у детей умение внимательно слушать взрослого, соблюдать правила подвижной игры; вырабатывать учебные навыки (отвечать на вопросы, слушать другого, не перебивая).
- Воспитывать доброжелательное отношение детей друг к другу.
Технологии: ТРИЗ, здоровье сберегающая технология (физ. минутка), ИКТ, проектная технология, игровая технология.
Методические приёмы:
1. Наглядные (использование демонстрационного и раздаточного материала, показ ИКТ.
2. Словесные: вопросы, направленные на активизацию мыслительной деятельности, проблемные вопросы, напоминание, указание к действию, метод моделирования, поощрение, оценка деятельности детей.
3. Игровые: игровые упражнения и задания.
4. Практические: Составление план - схемы, исполнение танца.
Предварительная работа: чтение русской народной сказки «Гуси - лебеди»; Дидактические игры: «Один много», «Доскажи словечко», «Слова и числа» заучивание текста песни «Бабка-Ёжка».
Материалы и оборудование:
- Демонстрационный: печь, яблоня, 1 свежее яблоко, корзина, план-схема, сюжетное оформление «Речка», «Дом».
- Раздаточный: Лист формата А-4 на каждого ребёнка, маркер на каждого ребенка.
- ТСО: музыкальный центр, аудиозапись.
Ход занятия
Слайд 1
Организационный момент
Воспитатель: К нам на занятие пришли гости, давайте подарим им свои улыбки, поприветствуем их.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: А сейчас подойдите ко мне.
Для начала встанем в круг,
Сколько радости вокруг!
Мы все за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Воспитатель: Ребята, я знаю, вы любите игры, песни и пляски, но нет ничего интереснее сказки. А вы любите сказки?
Дети: Да.
Воспитатель: Из какой русской народной сказки эти герои. Отгадайте загадки.
- Длинные шеи, красные лапки, щиплют за пятки - беги без оглядки. (Гуси)
- Наливное и румяное с дерева достану я. (Яблоко с яблони)
- Бабушка седа - бела, зимой каждому мила. Из трубы колечки - это дым из нашей (печки)
- Течет-течет - не вытечет, бежит-бежит - не выбежит. (Река)
- Живет в дремучем лесу в избушке недобрая старушка. (Баба Яга).
Слайд 2
Воспитатель: Ребята, героев какой сказки вы отгадали?
Дети: Гуси-лебеди
Воспитатель: А почему эта сказка называется русской народной?
Дети: Потому что эту сказку придумал русский народ.
Воспитатель: Как начинаются русские народные сказки?
Дети: "Жили-были".
Воспитатель: Ребята, а вы хорошо знаете эту сказку?
Дети: Да.
Воспитатель: Я хочу узнать, внимательно ли вы когда-то слушали, смотрели сказку «Гуси-лебеди». Предлагаю вам послушать внимательно фразы из сказки и найти ошибки, если они будут, то вы должны говорить хором: «Нет, нет, нет». Если ошибок нет, то говорим хором: «Да, да, да» и хлопаем в ладоши.
Отец с матерью уехали в город, а Маша с Ванюшкой остались дома. (Да, да, да).
Налетели гуси-лебеди, подхватили Машеньку, посадили на крылья и унесли. (Нет, нет, нет).
Воспитатель: Где ошибка?
Ответы детей.
- Маша печке помогла - пирожок съела, (Да, да, да).
- Маша яблоньке помогла - яблочек на нее навесила. (Нет, нет, нет).
Воспитатель: Почему нет?
Ответы детей.
- Маша речке помогла -киселька попила. (Да, да, да).
- Ежик привел Машу в дремучий лес к избушке на курьих ножках. (Да, да, да).
- Видит, Маша в поле печка течет, а рядом речка печет. (Нет, нет, нет).
Воспитатель: Где здесь ошибка?
- Маше с Ванюшкой помогли спрятаться от гусей-лебедей печка, яблонька, речка и Баба Яга. (Нет, нет, нет).
Воспитатель: А какая в этой фразе ошибка?
- Прибежала Маша домой: Ванюшку умыла, причесала, на лавочку посадила, сама рядом присела. (Да, да, да).
Воспитатель: Молодцы, ребята, сказку знаете хорошо - на все вопросы ответили правильно.
Воспитатель: Дети, кто похитил мальчика?
Дети: Гуси-лебеди.
Воспитатель: Кто такие гуси-лебеди? Добрые они или злые?
Дети: Злые птицы.
Воспитатель: Слуги бабы Яги, её помощники, злые птицы, крадущие детей.
Слайд 3
Воспитатель: Давайте узнаем сколько было гусей? Посмотрите на экран и определите сколько гусей? (на экране нарисованы клюв, лапки, перо, цифра семь.)
Дети: Семь гусей.
- Давайте выйдем на лужок, встанем в кружок. Мы сейчас превратимся в Гусей-лебедей.
Физ. минутка
Гуси-лебеди летели (ходьба по кругу и взмахи руками в стороны.)
На лужайку тихо сели (присели на месте.)
Походили (ходьба на полуприседах.)
Поклевали (наклоны перед собой.)
Потом быстро побежали (бег по кругу на носочках со взмахами крыльев.)
Гуси-лебеди летят, крыльями шумят ( ходьба на месте с подниманием рук через стороны вверх и опусканием вниз, держа осанку.)
Слайд 4
Воспитатель: В этой сказке беда приключилась. Злая баба-яга с помощью гусей-лебедей похитила мальчика.
Когда вернуться родители детей, что они будут чувствовать?
Дети: Страх, боль, горе, печаль.
Воспитатель: Чтобы они не расстраивались, давайте поможем девочке вернуть брата. Испытания будут сложными, вы не боитесь трудностей?
Дети: Нет.
Воспитатель: Ну, тогда начнем! Что бы найти дорогу, нужен план-карта.
Садитесь за столы. Найдите на листке красную точку. Что возле нее нарисовано?
Дети: Печка.
Воспитатель: Сначала нам нужно дойти до печки. Соедините красную точку с синей точкой. Что нарисовано?
Дети: Яблоня.
Воспитатель: Дальше пойдем до яблони. Синюю точку соедините с зеленой точкой. Что изображено?
Дети: Речка.
Воспитатель: Потом мы отправимся к речке. Зеленую точку соедините с черной точкой. Что нарисовано?
Дети: Избушка на курьих ножках.
Воспитатель: Затем мы пойдем к избушке.
Дети выполняют задании на листе.
Теперь у нас есть план, и мы можем отправляться в путь.
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки,
По камушкам,
По кочкам,
Мы к печке подошли.
Слайд5
Воспитатель: Давайте ласково поздороваемся с печкой.
Дети: Здравствуй, печечька!
Воспитатель: Ребята, чем печка угостила Машеньку?
Дети: Печка угостила Машеньку пирожками.
Воспитатель: Из чего пекут пирожки?
Дети: Пекут из муки, добавляют молоко, сахар, яйцо; мука получается из зерна.
Воспитатель: Как вы думаете, с чем могут быть пирожки?
Дети: Пирожки могут быть с капустой, с грибами, вишней, яблоками и т.д.
Воспитатель: Ребята, в печке можно испечь не только пирожки, но и пироги. Пирожки по размеру какие-маленькие, а пироги - большие
Воспитатель: Если пирог с вишней, его называют вишневым пирогом. А как будет называться пирог с грибами, яблоками, капустой? Дети: Грибной пирог, яблочный пирог, капустный пирог.
Воспитатель: Давайте подберем слова признаки к слову пирог (вкусный, ароматный, хрустящий и т.д.)
Слайд 6
Воспитатель: Молодцы! А теперь мы отправимся к яблоне.
Ребята, поздоровайтесь ласково с яблоней.
Дети: Здравствуй, яблонька!
Воспитатель:
Как у наших у ворот,
Чудо-яблонька растет.
Воспитатель: Из каких частей состоит дерево?
Дети: Ствол, ветки, листья, корень, плоды.
Воспитатель: У яблони какие плоды? (яблоки) У меня в руках одно яблоко, а на яблоньке много чего? (яблок) Давайте сосчитаем: "Одно яблоко, два яблока, три яблока и т.д."
Воспитатель: В сказке яблочки называют румяными, да наливными, как вы понимаете это выражение?
Дети: Это яблоки красные, сочные, сладкие, спелые.
Слайд 7
Воспитатель: Молодцы, ребята! В чистом поле есть река, к ней спешите вы друзья. Поздоровайтесь ласково с рекой. Дети: Здравствуй, реченька!
Воспитатель: Как вы понимаете сказочное выражение молочная река - кисельные берега?
Дети: В реке вместо воды течет молоко, а берега сделаны из киселя.
Воспитатель: Молодцы, правильно понимаете это сказочное выражение.
Слайд 8
Воспитатель: Еще в сказке лес, в который забрела Машенька, назван дремучим. Кто сможет объяснить почему?
Дети: Потому что в дремучем лесу деревья растут часто. Воспитатель: Правильно, ребята, в таком лесу деревья очень высокие и растут так близко друг к другу, что даже в солнечный день в нем темно.
В дремучем лесу водятся разные звери, какие?
Дети: Волки, лисы, медведи.
Слайд 9
Воспитатель:
В темном лесу есть избушка,
Стоит задом наперед,
В той избушке есть старушка,
Бабушка Яга живет.
Воспитатель: Ребята, Баба-Яга в сказке добрая?
Дети: Нет, Баба Яга в сказке злая.
Воспитатель: Она молодая?
Дети: Нет, старая.
Воспитатель: Она красивая?
Дети: Нет, она страшная: у нее нос - крючком, волосы - торчком и нога костяная.
Воспитатель: Подойдем мы к той избушке, Постучимся в дверь к старушке. Выходи-ка, поскорей,
Посмотри-ка на детей! (рукой жест - часики)
Воспитатель: В избушке Баба Яга сердитая. А давайте подарим ей комплименты, которые мы знаем.
Дети: Прекрасная, нежная, стильная, приятная, неподражаемая, милая, гибкая, стройная, забавная, скромная, ослепительная.
Баба Яга: Такие красивые слова, я никогда не слышала. Иванушку, я забрала, потому что в лесу скучно одной, не с кем поиграть.
Воспитатель: Дети! А давайте для Бабы Яги спляшем?
Дети: Да.
Воспитатель: Давайте ее попросим отпустить Иванушку домой, какие волшебные слова вы знаете?
Дети: Милая баба-яга отпусти пожалуйста Иванушку домой.
Баба Яга: Ну хорошо уговорили. Отпущу я Иванушку. Только обещайте меня не забывать и в гости приходить.
Слайд 10
Воспитатель: А теперь мы поспешим, в детский сад мы побежим. До свидания Баба Яга.
Смотрите, Баба-Яга не обманула, мальчик уже дома.
Подведение итогов занятия
- Понравилось вам путешествие по страницам русской народной сказки «Гуси-лебеди»!
Мы с вами много работали, а теперь скажите, какое задание было самым интересным? Какое задание вам показалось самым сложным? А какое было самым легким? А как вы думаете, почему вы справились со всеми заданиями? Потому что вы очень дружные, внимательные, умеете отгадывать загадки, и никогда не бросаете друзей в беде. Я вас всех благодарю за активное участие.