Рабочая программа по английскому языку для обучающихся с задержкой психического развития (уровень начального общего образования)

Разделы: Инклюзивное образование


1. Пояснительная записка

Рабочая программа по английскому языку на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования, представленных в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования для обучающихся с ОВЗ, Адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования МБОУ СОШ №24 для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2.), а также Программы воспитания МБОУ СОШ № 24.

Рабочая программа раскрывает цели образования, развития и воспитания обучающихся с задержкой психического развития средствами учебного предмета «Английский язык» на уровне начального общего образования в условиях инклюзивного обучения, определяет обязательную (инвариантную) часть содержания учебного курса по английскому языку, за пределами которой остаётся возможность выбора учителем вариативной составляющей содержания образования по предмету.

Рабочая программа предмета «Английский язык» является приложением к Адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для обучающихся с задержкой психического развития (вариант 7.2).

Целью реализации данной рабочей программы является обеспечение выполнения требований ФГОС НОО учащихся с ОВЗ в части преподавания предмета «Английский язык» посредством создания условий для максимального удовлетворения особых образовательных потребностей учащихся с ЗПР в условиях инклюзивного обучения.

Общая характеристика учебного предмета

В соответствии с ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ (вариант 7.2) учебный предмет «Иностранный язык» предполагает решение следующих задач:

1) приобретение начальных элементарных навыков восприятия устной и письменной речи на иностранном языке на основе своих речевых возможностей и потребностей;

2) освоение начальных лингвистических представлений, необходимых для восприятия на элементарном уровне устной и письменной речи на иностранном языке,

3) сформированность основ дружелюбного отношения и толерантности к носителям другого языка на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с детским фольклором и доступными образцами детской художественной литературы

Описание места учебного предмета в учебном плане

Учебный предмет «Иностранный (английский) язык» входит в число обязательных предметов, изучаемых на всех уровнях общего образования со 2 по 11 класс. На этапе начального общего образования на изучение иностранного языка выделяется 204 часа: 2 класс - 68 часов, 3 класс - 68 часов, 4 класс - 68 часов. Для детей с задержкой психического развития, обучающихся в общеобразовательных классах в режиме инклюзивного обучения, количество часов, отведенных на изучение английского языка, сохраняется в таком же объеме.

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

Изучение иностранного языка при получении начального общего образования направлено на формирование у обучающихся первоначальных представлений о роли и значимости иностранного языка в жизни современного человека и поликультурного мира; на приобретение начального опыта использования иностранного языка как средства межкультурного общения, как нового инструмента познания мира и культуры других народов, осознают личностный смысл овладения иностранным языком.

Знакомство с детским пластом культуры страны (стран) изучаемого языка не только закладывает основы уважительного отношения к чужой (иной) культуре, но и способствует более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа. Начальное общее иноязычное образование позволит сформировать у обучающихся способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах общения с зарубежными сверстниками, в том числе с использованием средств телекоммуникации.

Совместное изучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей заложит основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.

Процесс овладения иностранным языком на уровне начального общего образования вносит свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступными образцами зарубежного фольклора, выражение своего отношения к литературным героям, участие в ролевых играх будут способствовать становлению обучающихся как членов гражданского общества.

На уровне начального общего образования предмет реализуется на основе УМК «Английский в фокусе» для 2-4 классов общеобразовательных учреждений (авторы Н.И.Быкова, М.Д.Поспелова, В.Эванс, издательство «Просвещение») и Примерных программ по учебным предметам (Начальная школа. В 2 частях. Ч.2 (2). - 4-у изд., перераб.-М.: Просвещение, 2011. Стандарты второго поколения).

Особенности организации учебной деятельности при обучении английскому языку обучающихся с задержкой психического развития

Обучающиеся с ЗПР имеют существенные затруднения в усвоении иностранного языка, которые связаны с недостатками произвольной памяти, недостатком языковых способностей, с ухудшенной способностью к подражанию. В режиме инклюзивного обучения обучающиеся с ЗПР начинают обучение иностранному языку во 2 классе, но для освоения необходимого содержания образовательной программы им требуется постоянная помощь со стороны учителя, контроль за их деятельностью.

Изучение иностранного языка целесообразно начинать с изучения звуков и букв, формирования навыков чтения, устанавливающих звуко-буквенные соответствия. Графические навыки формируются многократным прописыванием букв и одновременным повторением звука, который буква обозначает на письме. Формирование навыка чтения рекомендуется начинать с трехбуквенных слов, состоящих из одного закрытого слога (II тип, звук читается кратко). В дальнейшем, при введении лексических единиц и формировании базового словарного запаса, используется прием глобального чтения, основанного на принципе запоминания учащимися зрительного образа всего слова как картинки. При обучении алфавиту необходимо обращать внимание обучающихся на различное написание и чтение похожих букв (по написанию: b-d, p-q, d-g, n-h, по названию: j-g, c-s), поскольку дети с ЗПР склонны их смешивать. Возникающие ошибки в чтении и написании необходимо своевременно корректировать, возможно с применением американского жестового языка. Вводить лексические единицы необходимо с использованием наглядного материала: картинки, видеоролики, муляжи и т.п. Базовые грамматические структуры вводятся и отрабатываются на уроках с использованием активной лексики тематического раздела.

При организации работы с обучающимися с задержкой психического развития предпочтительно предметно-наглядное представление учебного материала, опора на картинки, особенно при предъявлении и заучивании лексических единиц. Учитывая затруднения отдельных учащихся в запоминании и применении грамматических структур иноязычной речи, преобразовании знаково-символьных средств, грамматические правила должны быть представлены как в табличной или схематичной, так и в текстовой форме.

Обучающиеся с ЗПР будут чувствовать себя увереннее на уроках иностранного языка, если уроки будут представлять цикличную систему. Работу над каждым тематическим разделом следует начинать с постановки цели и учебных задач, планирования деятельности обучающихся под руководством учителя. На следующем уроке вводится языковой материал, происходит первичное закрепление. Далее языковой материал закрепляется в предложенной ситуации во всех видах речевой деятельности. Затем обучающиеся применяют изученный материал в реальных ситуациях общения, выполняют творческую работу по теме, представляют ее одноклассникам. На заключительном уроке материал актуализируется, закрепляется; проводится контроль освоения изученного материала.

Каждый урок также должен строиться по определенной схеме. Единообразие уроков позволяет детям быстрее понимать привычные формулировки и уделять все внимание содержанию заданий. У учителя должен быть определенный и ограниченный набор упражнений на овладение языковым материалом во всех видах речевой деятельности. Незнакомый и непривычный вид работы может вызвать у обучающихся серьезные затруднения. Смена видов деятельности на уроке позволяет удержать внимание обучающихся, поддержать их интерес на уроке.

От учителя требуется тщательное продумывание каждого урока. Отсутствие адекватного для обучающихся с ЗПР возможностей учебника требует конструирования наглядного материала к изучаемым темам, специальной подготовки, включающей изготовление многочисленных карточек с изображениями и соответствующими названиями или речевыми оборотами, записей простейших текстов для развития способности к аудированию, моделирования коммуникативных ситуаций для обучения говорению. Следует поощрять любые проявления активности в говорении, вовлекать всех без исключения обучающихся в повторение изучаемых оборотов. Не следует стремиться к заучиванию слов без введения их в контекст высказывания.

Целесообразно максимально использовать зрительные опоры (картинки, схемы, напоминающие ребенку конструкцию необходимого оборота). Полезны различные дидактические игры, которые учитель иностранного языка также должен конструировать самостоятельно. Существует огромное количество языковых (фонетических, орфографических, лексических, грамматических) и речевых игр. Учителю рекомендуется выбирать универсальные игры, которые можно применять при введении и закреплении различного языкового материала. Набор игр должен быть разнообразен по видам речевой деятельности, но ограничен по количеству. Правила игры должны быть предельно понятными обучающимся.

Двигательная активность обучающихся на уроке не позволяет им переутомиться и поддерживает работоспособность. Обязательные физкультминутки рекомендуется проводить с использованием изучаемого лексического материала.

Для английской речи характерно произнесение ударных слогов через сравнительно равные промежутки времени (ритм), независимо от количества неударных слогов между ними, таким образом полезными будут ритмические упражнения при отработке грамматических структур, изучении стихов, рифмовок.

Учителю иностранного языка должен использовать те же условные обозначения, схемы слов и предложений, которые применяются на уроках русского языка и логопедических занятиях. От учителя требуется большое умение для того, чтобы предмет вызвал интерес обучающихся и принес пользу для их развития. Планируемое количество часов недостаточно для усвоения достаточно большого (хоть и сокращенного по отношению к обучающимся с условно-нормативным развитием) количества лексики. Поэтому следует обязательно давать домашние задания, контролировать их систематическое выполнение, при необходимости привлекать родителей для осуществления контроля за выполнением домашних заданий.

Связь с программой воспитания школы

Вклад предмета «Иностранный (английский) язык» в реализацию воспитательных целей обеспечивает:

  • понимание необходимости овладения иностранным языком как средством общения в условиях взаимодействия разных стран и народов;
  • формирование предпосылок социокультурной/межкультурной компетенции, позволяющей приобщаться к культуре, традициям, реалиям стран/страны изучаемого языка, готовности представлять свою страну, её культуру в условиях межкультурного общения, соблюдая речевой этикет и адекватно используя имеющиеся речевые и неречевые средства общения;
  • воспитание уважительного отношения к иной культуре посредством знакомств с детским пластом культуры стран изучаемого языка и более глубокого осознания особенностей культуры своего народа;
  • воспитание эмоционального и познавательного интереса к художественной культуре других народов;
  • формирование положительной мотивации и устойчивого учебно-познавательного интереса к предмету «Иностранный язык».

Формы учебной деятельности

Ведущими формами деятельности на уровне начального общего образования являются игра и общение, что обуславливает применение на уроках познавательных викторин, мини-игр познавательного характера, ролевых игр, групповых и парных форм организации учебной деятельности, что отражается в содержании учебника и поурочном планировании по предмету. Особенности восприятия языкового материала обучающимися с ЗПР требуют обязательного игрового компонента в подаче учебного материала, закрепления изученной лексики в разных сочетаниях, организации работы с грамматическими структурами в форме сбора схем из передвижных фигур не только в электронном виде, но и вручную.

Структура программы

Рабочая программа по учебному предмету «Английский язык» включает в себя:

  • Пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения программы учебного предмета, тематическое планирование для обучающихся с ЗПР в условиях инклюзивного обучения. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изучения предмета, характеристику психологических предпосылок к его изучению обучающимися с задержкой психического развития; место в структуре учебного плана, формы учебной деятельности.
  • Содержание обучения раскрывает содержательные линии, которые предлагаются для обязательного изучения в каждом классе начальной школы во взаимосвязи с реализацией программы воспитания школы.
  • Планируемые результаты включают личностные, метапредметные и предметные результаты для обучающихся с задержкой психического развития в условиях инклюзивного обучения за период обучения в начальной школе.

2. Содержание учебного предмета «Английский язык» на уровне начального общего образования

Темы и ситуации общения близки учащимся начальной школы, а предлагаемый языковой материал позволяет им выразить свои мысли и чувства, стимулирует общение со сверстниками на английском языке.

Отбор содержания и методика обучения позволяют осуществлять деятельностную направленность обучения английскому языку в начальной школе. Содержание обучения ориентировано на развитие мотивации учеников к изучению английского языка и на формирование умений во всех видах иноязычной речевой деятельности, развитие общих учебных умений и навыков, получение учащимися опыта учебной, познавательной, коммуникативной, практической и творческой деятельности.

2.1. Реализация программы воспитания через предметное содержание речи

Предметное содержание речи на уровне начального общего образования

Реализация программы воспитания на уровне начального общего образования. Нормы и традиции поведения обучающегося

Знакомство. С одноклассниками, учителем, персонажами детских произведений: имя, возраст. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета)

Стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания. Стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми.

Я и моя семья. Члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби. Мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество. Подарки

Быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для обучающегося домашнюю работу, помогая старшим.

Мир моих увлечений. Мои любимые занятия. Виды спорта и спортивные игры. Мои любимые сказки. Выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы

Соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни. Уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших

Я и мои друзья. Имя, возраст, внешность, характер, увлечения/хобби. Совместные занятия. Письмо зарубежному другу. Любимое домашнее животное: имя, возраст, цвет, размер, характер, что умеет делать

Стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности.

Моя школа. Классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности. Учебные занятия на уроках

Быть трудолюбивым, следуя принципу «делу - время, потехе - час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца. Уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших

Мир вокруг меня. Мой дом /квартира/комната: названия комнат, их размер, предметы мебели и интерьера. Природа. Дикие и домашние животные. Любимое время года. Погода

Беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы)

Страна/страны изучаемого языка и родная страна. Общие сведения: название, столица. Литературные персонажи популярных книг моих сверстников (имена героев книг, черты характера). Небольшие произведения детского фольклора на изучаемом иностранном языке (рифмовки, стихи, песни, сказки).
Формы речевого и неречевого этикета стран изучаемого языка в ряде ситуаций общения (в школе, во время совместной игры, в магазине)

Стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания. Стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности.

2.2. Предметное содержание речи по годам обучения

2 класс:

Предметное содержание речи:

  • Привет! Мои буквы.
  • Моя семья. Мой дом.
  • Мой день рождения. Моя любимая еда.
  • Мои животные. Я умею прыгать.
  • Мои игрушки. У неё голубые глаза.
  • Мои каникулы. Ветрено. Волшебный остров.

3 класс:

Предметное содержание речи:

  • Знакомство (приветствие, прощание с использованием типичных фраз английского речевого этикета).
  • Школьные дни (классная комната, учебные предметы, школьные принадлежности, учебные занятия).
  • Время с семьёй (члены семьи, их имена, возраст, внешность, черты характера, увлечения/хобби, мой день (распорядок дня, домашние обязанности). Покупки в магазине: одежда, обувь, основные продукты питания. Любимая еда. Семейные праздники: день рождения, Новый год/Рождество. Подарки).
  • Всё, что я люблю! (любимые занятия, виды спорта и спортивные игры, любимые сказки, выходной день (в зоопарке, цирке), каникулы).
  • Заходи и играй! (названия предметов мебели и интерьера, игрушек, их местоположение).
  • Пушистые друзья! (Природа. Дикие и домашние животные: имя, возраст, цвет, размер, характер, их части тела, что они умеют делать.)
  • Дом, милый дом! (Мой дом/квартира: названия комнат, вещи в доме, их расположение).
  • Выходной! (досуг, увлечения/хобби. Совместные занятия).
  • День за днём! (дни недели, повседневные дела, занятия, время суток).

4 класс:

Предметное содержание речи:

  • Снова вместе (с одноклассниками, учителем, знакомство с новичками. Приветствие, прощание (с использованием типичных фраз речевого этикета).
  • Моя семья и мои друзья (описание внешности и характера человека, описание членов своей семьи и друзей)
  • Мой рабочий день (знакомство с профессиями и местами работы, описание профессий, описание своего рабочего дня)
  • Вкусное угощение (еда, рецепты приготовления, продукты и цены на продукты, различия во вкусах)
  • В зоопарке (посещение зоопарка, описание животных и их характера, обычных занятий животных)
  • Где вы вчера были? (описание занятий людей и животных вчера, день или неделю назад, порядковые числительные и даты)
  • Расскажи историю (краткий пересказ сказок в прошедшем времени)
  • Памятные даты (памятные даты, праздники, дни рождения, их описание в прошедшем времени)
  • Досуг. Путешествия (родная страна, страны изучаемого языка, их достопримечательности, планы на каникулы, занятия на каникулах

2.3. Коммуникативные умения по видам речевой деятельности

В русле говорения

1. Диалогическая форма

Уметь вести:

  • этикетные диалоги в типичных ситуациях бытового, учебно­трудового и межкультурного общения, в том числе при помощи средств телекоммуникации;
  • диалог­расспрос (запрос информации и ответ на него);
  • диалог - побуждение к действию.

2. Монологическая форма

Уметь пользоваться основными коммуникативными типами речи: описание, рассказ, характеристика (персонажей).

В русле аудирования

Воспринимать на слух и понимать:

  • речь учителя и одноклассников в процессе общения на уроке и вербально/невербально реагировать на услышанное;
  • небольшие доступные тексты в аудиозаписи, построенные в основном на изученном языковом материале, в том числе полученные с помощью средств коммуникации.

В русле чтения

Читать:

  • вслух небольшие тексты, построенные на изученном языковом материале;
  • про себя и понимать тексты, содержащие как изученный языковой материал, так и отдельные новые слова, находить в тексте необходимую информацию (имена персонажей, где происходит действие и т.д.).

В русле письма

Владеть:

  • умением выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
  • основами письменной речи: писать по образцу поздравление с праздником, короткое личное письмо.

2.4. Языковые средства и навыки пользования ими

Графика, каллиграфия, орфография. Все буквы английского алфавита. Основные буквосочетания. Звуко­буквенные соответствия. Знаки транскрипции. Апостроф. Основные правила чтения и орфографии. Написание наиболее употребительных слов, вошедших в активный словарь.

2.5. Фонетическая сторона речи

Адекватное произношение и различение на слух всех звуков и звукосочетаний английского языка. Соблюдение норм произношения: долгота и краткость гласных, отсутствие оглушения звонких согласных в конце слога или слова, отсутствие смягчения согласных перед гласными. Дифтонги. Связующее «r» (there is/there are). Ударение в слове, фразе. Отсутствие ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах). Членение предложений на смысловые группы. Ритмико­интонационные особенности повествовательного, побудительного и вопросительного (общий и специальный вопрос) предложений. Интонация перечисления. Чтение по транскрипции изученных слов.

2.6. Лексическая сторона речи

Лексические единицы, обслуживающие ситуации общения, в пределах тематики начальной школы, в объеме 500 лексических единиц для двустороннего (рецептивного и продуктивного) усвоения, простейшие устойчивые словосочетания, оценочная лексика и речевые клише как элементы речевого этикета, отражающие культуру англоговорящих стран. Интернациональные слова (например, doctor, film). Начальное представление о способах словообразования: суффиксация (суффиксы ­er, ­or, ­tion, ­ist, ­ful, ­ly, ­teen, ­ty, ­th), словосложение (postcard), конверсия (play - to play).

2.7. Грамматическая сторона речи

Основные коммуникативные типы предложений: повествовательное, вопросительное, побудительное. Общий и специальный вопросы. Вопросительные слова: what, who, when, where, why, how. Порядок слов в предложении. Утвердительные и отрицательные предложения. Простое предложение с простым глагольным сказуемым (He speaks English.), составным именным (My family is big.) и составным глагольным (I like to dance. She can skate well.) сказуемым. Побудительные предложения в утвердительной (Help me, please.) и отрицательной (Don't be late!) формах. Безличные предложения в настоящем времени (It is cold. It's five o'clock.). Предложения с оборотом there is/there are. Простые распространенные предложения. Предложения с однородными членами. Сложносочиненные предложения с союзами and и but.Сложноподчиненные предложения с because. Правильные и неправильные глаголы в Present, Future, Past Simple (Indefinite). Неопределенная форма глагола. Глагол­связка to be. Модальные глаголы can, may, must, have to. Глагольные конструкции I'd like to… Существительные в единственном и множественном числе (образованные по правилу и исключения), существительные с неопределенным, определенным и нулевым артиклем. Притяжательный падеж имен существительных. Прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени, образованные по правилам и исключения. Местоимения: личные (в именительном и объектном падежах), притяжательные, вопросительные, указательные (this/these, that/those), неопределенные (some, any - некоторые случаи употребления). Наречия времени (yesterday, tomorrow, never, usually, often, sometimes). Наречия степени (much, little, very). Количественные числительные (до 100), порядковые числительные. Наиболее употребительные предлоги: in, on, at, into, to, from, of, with.

3. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Английский язык» на уровне начального общего образования

Изучение курса английского языка на уровне начального общего образования направлено на достижение следующих результатов:

Личностные результаты:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
  • формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
  • принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
  • развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Достижение личностных результатов обеспечивается за счет создания положительной мотивации к изучению культуры англо-говорящих стран, участие в дистанционных, заочных конкурсах, фестивалях по английскому языку, создания условий для личностного роста учащихся за счет участия в конкурсах, олимпиадах, фестивалях по профилю.

Метапредметные результаты:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
  • освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
  • овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

Формирование метапредметных результатов обучения осуществляется путем организации проектной, частично-поисковой, деятельности учащихся, а также за счет применения на уроках приемов, методов, техник и технологий реализации системно-деятельностного подхода, за счет оптимального отбора форм деятельности учащихся на уроках (организация работы в парах сменного и постоянного состава, в группах, в режиме фронтальной работы с применением интерактивных методов обучения).

Предметные результаты:

В результате изучения иностранного языка на уровне начального общего образования у обучающихся:
- сформируется элементарная иноязычная коммуникативная компетенция, т.е. способность и готовность общаться с носителями изучаемого иностранного языка в устной (говорение и аудирование) и письменной (чтение и письмо) формах общения с учетом речевых возможностей и потребностей младшего школьника; расширится лингвистический кругозор; будет получено общее представление о строе изучаемого языка и его некоторых отличиях от родного языка;

  • будут заложены основы коммуникативной культуры, т.е. способность ставить и решать посильные коммуникативные задачи, адекватно использовать имеющиеся речевые и неречевые средства общения, соблюдать речевой этикет, быть вежливыми и доброжелательными речевыми партнерами;
  • сформируются положительная мотивация и устойчивый учебно-познавательный интерес к предмету «Иностранный язык», а также необходимые универсальные учебные действия и специальные учебные умения, что заложит основу успешной учебной деятельности по овладению иностранным языком на следующем уровне образования.

Коммуникативные умения

Говорение

Выпускник научится:

  • участвовать в элементарных диалогах, соблюдая нормы речевого этикета, принятые в англоязычных странах, составляя фразы самостоятельно или с помощью учителя;
  • составлять небольшое описание предмета, картинки, персонажа с опорой на структуры, представленные в табличном или схематичном варианте;
  • рассказывать о себе, своей семье, друге с опорой на картинки и схемы составления рассказа.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспроизводить наизусть небольшие произведения детского фольклора;
  • составлять краткую характеристику персонажа;
  • кратко излагать содержание прочитанного текста.

Аудирование

Выпускник научится:

  • понимать на слух речь учителя и одноклассников при непосредственном общении и вербально/невербально реагировать на услышанное;
  • воспринимать на слух в аудиозаписи и понимать основное содержание небольших сообщений, рассказов, сказок, построенных в основном на знакомом языковом материале, используя при затруднении иллюстрации к прослушиваемому тексту.

Выпускник получит возможность научиться:

  • воспринимать на слух аудиотекст и полностью понимать содержащуюся в нём информацию;
  • использовать контекстуальную или языковую догадку при восприятии на слух текстов, содержащих некоторые незнакомые слова.

Чтение

Выпускник научится:

  • соотносить графический образ английского слова с его звуковым образом, при необходимости опираясь на правила чтения;
  • читать вслух небольшой текст, построенный на изученном языковом материале, соблюдая правила произношения и соответствующую интонацию, самостоятельно или с помощью учителя;
  • читать про себя и понимать содержание небольшого текста, построенного в основном на изученном языковом материале, при необходимости пользуясь словарем;
  • читать про себя и находить в тексте необходимую информацию.

Выпускник получит возможность научиться:

  • догадываться о значении незнакомых слов по контексту;
  • не обращать внимания на незнакомые слова, не мешающие понимать основное содержание текста.

Письмо

Выпускник научится:

  • выписывать из текста слова, словосочетания и предложения;
  • писать поздравительную открытку с Новым годом, Рождеством, днём рождения (с опорой на образец);
  • писать по образцу краткое письмо зарубежному другу, опираясь на образец или с помощью учителя.

Выпускник получит возможность научиться:

  • в письменной форме кратко отвечать на вопросы к тексту;
  • составлять рассказ в письменной форме по плану/ключевым словам;
  • заполнять простую анкету;
  • правильно оформлять конверт, сервисные поля в системе электронной почты (адрес, тема сообщения).

Языковые средстваи и навыки оперирования ими

Графика, каллиграфия, орфография

Выпускник научится:

  • воспроизводить графически и каллиграфически корректно все буквы английского алфавита (полупечатное написание букв, буквосочетаний, слов);
  • пользоваться английским алфавитом, знать последовательность букв в нём;
  • списывать текст;
  • восстанавливать слово в соответствии с решаемой учебной задачей;
  • отличать буквы от знаков транскрипции.

Выпускник получит возможность научиться:

  • сравнивать и анализировать буквосочетания английского языка и их транскрипцию;
  • группировать слова в соответствии с изученными правилами чтения;
  • уточнять написание слова по словарю;
  • использовать экранный перевод отдельных слов (с русского языка на иностранный и обратно).

Фонетическая сторона речи

Выпускник научится:

  • различать на слух и адекватно произносить все звуки английского языка, соблюдая нормы произношения звуков;
  • соблюдать правильное ударение в изолированном слове, фразе;
  • различать коммуникативные типы предложений по интонации;
  • корректно произносить предложения с точки зрения их ритмико-интонационных особенностей.

Выпускник получит возможность научиться:

  • распознавать связующее r в речи и уметь его использовать;
  • соблюдать интонацию перечисления;
  • соблюдать правило отсутствия ударения на служебных словах (артиклях, союзах, предлогах);
  • читать изучаемые слова по транскрипции.

Лексическая сторона речи

Выпускник научится:

  • узнавать в письменном и устном тексте изученные лексические единицы, в том числе словосочетания, в пределах тематики на уровне начального образования, уметь при необходимости пользоваться словарем для поиска перевода уже изученных и новых лексических единиц;
  • оперировать в процессе общения активной лексикой в соответствии с коммуникативной задачей, в том числе с опорой на картинки и схемы образования грамматических структур;
  • восстанавливать текст в соответствии с решаемой учебной задачей самостоятельно или с помощью учителя.

Выпускник получит возможность научиться:

  • узнавать простые словообразовательные элементы;
  • опираться на языковую догадку в процессе чтения и аудирования (интернациональные и сложные слова).

Грамматическая сторона речи

Выпускник научится:

  • распознавать и употреблять в речи основные коммуникативные типы предложений, в том числе с опорой на схемы их образования;
  • распознавать в тексте и употреблять в речи изученные части речи: существительные с определённым/неопределённым/нулевым артиклем; существительные в единственном и множественном числе; глагол­связку to be; глаголы в Present, Past, Future Simple; модальные глаголы can, may, must; личные, притяжательные и указательные местоимения; прилагательные в положительной, сравнительной и превосходной степени; количественные (до 100) и порядковые (до 30) числительные; наиболее употребительные предлоги для выражения временны´х и пространственных отношений самостоятельно или с помощью учителя.

Выпускник получит возможность научиться:

  • узнавать сложносочинённые предложения с союзами and и but;
  • использовать в речи безличные предложения (It's cold. It's 5 o'clock. It's interesting), предложениясконструкцией there is/there are;
  • оперировать в речи неопределёнными местоимениями some, any (некоторые случаи употребления: Can I have some tea? Is there any milk in the fridge? - No, there isn't any);
  • оперироватьвречинаречиямивремени (yesterday, tomorrow, never, usually, often, sometimes); наречиямистепени (much, little, very);
  • распознавать в тексте и дифференцировать слова по определённым признакам (существительные, прилагательные, модальные/смысловые глаголы).

Достижение предметных результатов направлено на успешное освоение программы по предмету «Английский язык» и основывается на прочном овладении знаниями, связанными с предметным содержанием учебного материала. Достижению личностных, метапредметных, предметных результатов способствует активное применение технологий системно-деятельностного подхода (ДСДМ, проектные методы обучения).

Оценка достижений учащихся

Оценка и самооценка достижений учащихся в процессе обучения способствует формированию чувства успешности, повышению мотивации к изучению английского языка, развитию стремления демонстрировать свои способности.

Формы и способы контроля и самоконтроля:

  • Portfolio: письменные и устные задания в учебнике, обобщающие пройденный материал.
  • I Love English: раздел в рабочей тетради на закрепление пройденного языкового материала во всех видах речевой деятельности.
  • Now I Know: задания в учебнике, направленные на самооценку и самоконтроль знаний материала модуля
  • Языковой портфель: творческие работы к каждому модулю.
  • Progress Check/ Modular Test/Exit Test: тесты из Сборника контрольных заданий.

Для оценки результатов текущего контроля, когда требуется оценить выполнение учащимися того или иного задания или упражнения, авторами УМК предлагается следующая система:

  • «С» (competence) - «хорошо»: учащиеся понимают и правильно употребляют изучаемые структуры и лексику;
  • «W» (working on) - «удовлетворительно»: учащиеся понимают изучаемые структуры и лексику, но еще не умеют употреблять их правильно;
  • «N» (non-competence) - «неудовлетворительно»: учащиеся не понимают изучаемые структуры и лексику.

Вместо оценок учитель может использовать цветовой код: «хорошо» (зеленый цвет), «удовлетворительно» (желтый цвет), «неудовлетворительно» (красный цвет).

Итоговый контроль осуществляется по окончании изучения модуля и представляет собой контрольную работу (Test) в одном варианте. Авторы УМК не предлагают свою шкалу отметок по итогам выполнения данных работ, поэтому учителю надо самому просчитать процент выполнения для соответствующей оценки.

Литература

  1. Учебники «Английский в фокусе» для 2-4 классов.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования.
  3. Примерная программа начального образования по иностранному языку.
  4. Быкова Н.И., Поспелова М.Д. Английский язык. Программы общеобразовательных учреждений. 2-4 классы («Английский в фокусе»).
  5. Книги для учителя к УМК «Английский в фокусе» для 2-4 классов.
  6. Двуязычные словари.

4. Тематическое планирование