Задачи:
Коррекционные:
- Развить фонематические процессы.
- Укрепить навык звукослогового анализа слова.
- Упражнять согласование слов в предложении.
- Совершенствовать грамматический строй речи.
- Развить умение работать с разными видами деформированных текстов.
Развивающие:
- развивать умение грамотно выражать свои мысли;
- развивать интонационную выразительность речи и чёткое звукопроизношение;
- развивать умение формулировать ответы на вопросы;
- развивать речевую моторику и зрительное восприятие;
- развивать высшие психические процессы: внимание, память, логическое мышление,
Воспитательные:
- воспитывать желание активно работать на занятии;
- воспитывать самоконтроль и адекватную самооценку.
Оборудование:
- индивидуальные карточки с заданием;
- рабочие тетради;
- ручка, простой карандаш, цветные карандаши;
- мультимедийная установка.
Ход урока
1. Организационный момент
Здравствуйте, ребята! Настал новый день, и вы пришли на логопедическое занятие. Сейчас я вам улыбнулась, а вы улыбнитесь мне и улыбнитесь друг другу. Пожалуйста, сделайте глубокий вдох через нос. Представьте, что вы вдыхаете в себя свежесть, доброту и красоту сегодняшнего дня! Теперь выдохнете. И еще раз - вдох и выдох. Молодцы!
2. Актуализация знаний
Звучат неречевые звуки (птицы, животные) - музыкальное сопровождение.
Что за звуки мы сейчас слышали - неречевые.
Что такое речь?
Зачем нужна человеку речь?
Какая бывает речь?
В чём разница?
Из чего состоит наша речь?
3. Звукобуквенный анализ слова
Записать слоги в 2 столбика.
Первый столбик слоги с твёрдыми согласными, во второй с мягкими.
Здо, ок, лю, вя, та, мё, азн, ри, ду.
Обозначить цветом твёрдость и мягкость согласных звуков.
Заполнить таблицу
Напиши слово |
Ск-ко всего слогов |
Сколько
|
Ск-ко твёрдых согл. |
Ск-ко
|
Ск-ко всего звуков |
Ск-ко всего букв |
Напиши ударный слог |
Сегодня мы продолжим работу с деформированными предложениями, будем их исправлять, чтобы научиться выражать свои мысли грамотно. Давайте с вами вспомним, что такое предложение?
А сейчас послушайте, что я скажу. Кошка, на, окно, стена, пол. Это предложение? (Нет)
Кошка села на окошко. Это предложение? (Да)
Вывод. Предложение - это одно или несколько слов, связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.
4. Работа над предложением и текстом
Из ряда слов составить предложение (на слух)
Дымок, идёт, труба, из
Орехи, в, белка, прячет, дупло
Речка, лёд, покрыт.
Лодка, на, старый, дно, ушла
Определить законченную мысль. Обозначить границы предложения.
Было жаркое лето дети пошли за грибами в лесу их застала гроза лил сильный дождь дети укрылись в шалаше.
5. Упражнения для профилактики зрительного утомления
- А сейчас давайте дадим нашим глазкам отдохнуть.
- Упражнение: «Вверх-Вниз» Л: «Поднимите глаза вверх, затем опустите вниз» (4 раза)
- Упражнение: «Диагонали» Л: «Посмотрите вправо - вверх, потом влево-вниз. Поморгайте. Выполните в обратном направлении. (4 раза)
- Упражнение: «Прямоугольник» Л: «Очертите взглядом воображаемый прямоугольник, обводя его стороны глазами: снизу-вверх-влево-вниз-вправо. Поморгайте». (3 раза)
- Упражнение: «Ходики» Л: «Скосите глаза вправо, потом влево. (4 раза)
- Упражнение: «Циферблат» Л: «Сделайте медленное круговое движение глазами, начиная сверху по часовой стрелке. Повторите в обратную сторону» (4 раза)
6. Редактирование простых предложений с повторяющимися словами
- Ребята, а теперь обратимся к заметке в классной стенгазете, которую написал один мальчик. Давайте прочитаем ее. Читать нужно по цепочке, по одному предложению. Начинает…..
«День рождения».
У Миши в марте месяце был день рождения. В кондитерской мама купила сладкие сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весёлым весельчаком. Мы с братом любим праздновать праздники!
- Всё ли правильно в заметке мальчика? Почему? (В некоторых предложениях повторяются слова, которые обозначают одно и то же). Найдите и прочитайте неправильные обороты речи.
- На ваших партах лежат карточки с данным текстом. Заметку необходимо исправить. Что мы для этого сделаем? (Зачеркнём повторяющиеся слова). Возьмите карандаши и исправьте речевые ошибки.
- Сейчас … прочитает отредактированную заметку, остальные проверяют.
День рождения.
У Миши в марте был день рождения. В кондитерской мама купила сладости. Папа пригласил на праздник клоуна. Вечером пришли друзья. Клоун был весельчаком. Мы с братом любим праздники!
- Молодцы, вы справились с заданием, у меня получилось также.
7. Физкультминутка
- Вы, устали? Давайте с вами отдохнем. Повторяйте за мной движения и слова.
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания - руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, солнцу тянется! (Потягивания - руки вверх)
Вот подул весёлый ветер,
Закачались тут же ветки, (Помахать руками из стороны в сторону)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперёд)
Вправо - влево, взад - вперёд -
Так деревья ветер гнёт. (Наклоны вправо- влево, назад - вперёд)
Он их вертит, он их крутит!
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
- Вот мы и отдохнули и с новыми силами продолжаем занятие.
8. Использование синонимов для исключения повторений слов. Редактирование предложений
- В ваших тетрадях вложены карточки с домашним заданием, достаньте их. Прочитайте предложения.
1. У тётушки была медленная походка и медленная речь. (Неторопливый)
2. Среди маленьких животных своими маленькими размерами отличается маленькая птичка колибри. (Микроскопический, крошечный)
3. Грустные звуки грустной мелодии послышались вдали. (Печальный)
4. Весёлые ребята своими весёлыми шутками развеселили самых невесёлых старушек. (Рассмешить, мрачный, остроумный)
- Ребята, верно ли составлены данные предложения? Какие речевые ошибки допущены в них? (В предложениях одни и те же слова повторяются несколько раз)
- Как исправить речевые ошибки? (Необходимо подобрать слова близкие по значению).
- Используя слова в скобках, отредактируйте предложения.
1. У тётушки была медленная походка и неторопливая речь.
2. Среди маленьких животных своими микроскопическими размерами отличается крошечная птичка колибри.
3. Грустные звуки печальной мелодии послышались вдали.
4. Весёлые ребята своими остроумными шутками рассмешили самых мрачных старушек.
- Домашнее задание: запишите отредактированные предложения в тетрадь.
9. Итог занятия
- Ребята, вот мы и справились со всеми заданиями. Давайте подведём итог и вспомним, что делали сегодня на занятии. (Учились редактировать деформированные предложения).
- Для чего? (чтобы научится грамотно выражать свои мысли как на письме, так и в связной речи).
- Что больше всего понравилось?
- Я хочу сказать вам спасибо за занятие.