Предмет: химия (базовый уровень)
Класс: 10.
Тип урока: урок обобщения знаний.
Цель: повторить и обобщить знания учащихся, полученные при изучении классов углеводородов, сравнить их строение.
Планируемые результаты учебного занятия:
Предметные: давать определение классам углеводородов, распознавать углеводороды разных классов, составлять формулы углеводородов и называть их, классифицировать, описывать их строение и свойства.
Метапредметные:
- регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;
- коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение письменной речью;
- познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.
Личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.
Используемая технология: ИКТ, технология обучения в сотрудничестве.
Информационно-технологические ресурсы: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман - М.: Просвещение, 2019; компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, наборы для моделирования
Ход урока
Этапы урока
|
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Этап мотивации к учебной деятельности |
Создать благоприятный психологический настрой на работу |
1. На слайде написан эпиграф: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удастся связать воедино разрозненные факты» В начале урока хочу обратить ваше внимание на тему урока и эпиграф. Прочтите их. Почему подобран такой эпиграф к уроку? Учитель организует работу в группах |
1. Обсуждают эпиграф (проблемную ситуацию). 2.Предлагают работать в группах. |
Личностные УУД. Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки. |
Этап актуализации и пробного учебного действия |
Актуализация опорных знаний и способов действий |
Предлагает вспомнить основные положения ТХС, особенности состава и строения алканов и алкенов. |
Обсуждают в группах, отвечают на поставленные вопросы. |
Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме |
Этап самостоятельной работы со взаимопроверкой |
Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин |
Раздает учащимся бланки практической работы «Моделирование молекул углеводородов», в которых предлагает заполнить таблицу (приложение 1). Организует работу в группах, наблюдает за деятельностью обучающихся. |
Работают с текстом на слайде и выбирают особенности строения классов углеводородов, их галогенпроизводных, заполняют таблицу.
|
Регулятивные УУД. Уметь определять последовательность действий на уроке |
Этап практического применения знаний |
Выявление практических способов применения знаний |
Раздаёт группам наборы для моделирования. Предлагает выполнить практическую работу: Моделирование молекул углеводородов в соответствии с заполненной таблицей |
Выполняют все участники группы. Проверяют всем классом. Решают самостоятельно. Применяют знания на практике. Делают выводы, записывают их в бланки практической работы. |
Регулятивные УУД. Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки самостоятельно. |
Этап рефлексии учебной деятельности на уроке. |
Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействи я с учителем и другими детьми в классе |
Подведем итоги нашей работы. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли ли мы целей? А теперь оцените свою деятельность на уроке. |
Проводят рефлексию по алгоритму. Отвечают на вопросы и проводят самооценку |
Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности |
Приложение 1
Параметры сравнения
|
Предельные углеводороды |
Непредельные углеводороды |
1 |
||
название |
Этан (выделяем суффикс) |
этен (выделяем суффикс) |
Молекулярная формула |
|
|
Структурная формула |
|
|
2. |
||
название |
пропан |
пропен |
Молекулярная формула |
|
|
Структурная формула |
|
|
3. |
||
название |
2-хлорпропан |
2-хлорпропен |
Молекулярная формула |
|
|
Структурная формула |
|
|
Выводы:
- Каков главный принцип построения молекул органических веществ, в частности углеводородов?
- Каковы особенности пространственного строения молекул алканов и алкенов?