Технологическая карта урока "Моделирование молекул углеводородов"

Разделы: Химия, Общепедагогические технологии


Предмет: химия (базовый уровень)

Класс: 10.

Тип урока: урок обобщения знаний.

Цель: повторить и обобщить знания учащихся, полученные при изучении классов углеводородов, сравнить их строение.

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные: давать определение классам углеводородов, распознавать углеводороды разных классов, составлять формулы углеводородов и называть их, классифицировать, описывать их строение и свойства.

Метапредметные:

  • регулятивные: умение планировать и регулировать свою деятельность, самостоятельно планировать пути достижения цели, владение основами самоконтроля и самооценки;
  • коммуникативные: готовность получать необходимую информацию, отстаивать свою точку зрения в диалоге и в выступлении, выдвигать гипотезу, доказательства, продуктивно взаимодействовать со своими партнерами, владение письменной речью;
  • познавательные: умение определять понятия, устанавливать аналогии, строить логические рассуждения и делать выводы, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность.

Личностные: принятие социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла обучения, социальных и межличностных отношений.

Используемая технология: ИКТ, технология обучения в сотрудничестве.

Информационно-технологические ресурсы: Рудзитис Г.Е., Фельдман Ф.Г. Химия 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений/ Г.Е.Рудзитис, Ф.Г.Фельдман - М.: Просвещение, 2019; компьютер, мультимедийный проектор, презентация, раздаточный материал, наборы для моделирования

Ход урока

Этапы урока

Задачи этапа

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Этап мотивации к учебной деятельности

Создать благоприятный психологический настрой на работу

1. На слайде написан эпиграф: «Мыслящий ум не чувствует себя счастливым, пока не удастся связать воедино разрозненные факты» В начале урока хочу обратить ваше внимание на тему урока и эпиграф. Прочтите их. Почему подобран такой эпиграф к уроку? Учитель организует работу в группах

1. Обсуждают эпиграф (проблемную ситуацию). 2.Предлагают работать в группах.

Личностные УУД. Уметь осознавать единство и целостность окружающего мира, возможности его познаваемости и объяснимости на основе достижений науки.
Коммуникативное УУД.
Уметь формулировать свои мысли в устной форме

Этап актуализации и пробного учебного действия

Актуализация опорных знаний и способов действий

Предлагает вспомнить основные положения ТХС, особенности состава и строения алканов и алкенов.

Обсуждают в группах, отвечают на поставленные вопросы.

Коммуникативные УУД. Уметь оформлять свои мысли в устной форме
Познавательные УУД
. Уметь анализировать результаты, ориентироваться в своей системе знаний.

Этап самостоятельной работы со взаимопроверкой

Выявление качества и уровня усвоения знаний и способов действий, а также выявление недостатков в знаниях и способах действий, установление причин

Раздает учащимся бланки практической работы «Моделирование молекул углеводородов», в которых предлагает заполнить таблицу (приложение 1). Организует работу в группах, наблюдает за деятельностью обучающихся.

Работают с текстом на слайде и выбирают особенности строения классов углеводородов, их галогенпроизводных, заполняют таблицу.
Проверяют материал по эталону. Сверяются с ответами, выставляют себе оценки

Регулятивные УУД. Уметь определять последовательность действий на уроке
Познавательные УУД.
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать известные факты об углеводородах.
Коммуникативные УУД.
Уметь оформлять свои мысли в устной и письменной форме; слушать и понимать речь других.

Этап практического применения знаний

Выявление практических способов применения знаний

Раздаёт группам наборы для моделирования. Предлагает выполнить практическую работу: Моделирование молекул углеводородов в соответствии с заполненной таблицей

Выполняют все участники группы. Проверяют всем классом. Решают самостоятельно. Применяют знания на практике. Делают выводы, записывают их в бланки практической работы.

Регулятивные УУД. Уметь работать по плану, сверять свои действия с целью и исправлять ошибки самостоятельно.
Познавательные УУД.
Уметь анализировать, сравнивать, классифицировать, преобразовывать информацию из одного вида в другой.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке.

Инициировать рефлексию детей по их собственной деятельности и взаимодействи я с учителем и другими детьми в классе

Подведем итоги нашей работы. Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока? Как вы считаете, достигли ли мы целей? А теперь оцените свою деятельность на уроке.

Проводят рефлексию по алгоритму. Отвечают на вопросы и проводят самооценку

Регулятивные УУД. Уметь оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки. Личностные УУД. Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности

Приложение 1

Параметры сравнения

Предельные углеводороды

Непредельные углеводороды

1

название

Этан (выделяем суффикс)

этен (выделяем суффикс)

Молекулярная формула

Структурная формула

2.

название

пропан

пропен

Молекулярная формула

Структурная формула

3.

название

2-хлорпропан

2-хлорпропен

Молекулярная формула

Структурная формула

Выводы:

  1. Каков главный принцип построения молекул органических веществ, в частности углеводородов?
  2. Каковы особенности пространственного строения молекул алканов и алкенов?